Методика "Домик"
материал
Тест Керна-Йерасика позволяет достаточно быстро определить, насколько у ребенка сформированы функции, необходимые для школы: речь, умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_domik.docx | 267.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика психологической готовности к школьному обучению
Понимая психологическую готовность ребенка к школе как многокомпонентное образование, складывающееся из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника, необходимо согласиться с тем, что нет и не может быть единственного теста, измеряющего готовность ребенка к школе, необходим комплекс методик.
Выбор методов диагностики психологической готовности ребенка к школе зависит от подхода к организации диагностического обследования, выбираемого тем или иным психологом.
Одним из вариантов организации может быть первоначальная общая диагностика, обнаруживающая при массовых обследованиях детей в общих чертах уровень интеллектуального развития, развития тонкой моторики руки, координации движения рук и зрения, умения ребенка подражать образцу. Далее, оценивая уровень готовности к школе, психолог продолжает работу с детьми с низким и особо низким уровнем сформированности компонентов психологической готовности к школе, которые нуждаются в дополнительном индивидуальном психологическом обследовании. Благодаря последнему должна быть дана подробная качественная характеристика особенностей психического развития ребенка, необходимая как для уточнения выводов, сделанных на основе фронтального обследования, так и для выбора направлений коррекционной работы.
Для реализации первоначальной диагностики, составления общего представления об уровне готовности ребенка
к школьному обучению можно использовать ориентационный тест школьной зрелости Керна—Йирасека. Этот тест обладает рядом существенных достоинств для первоначального обследования старших дошкольников:
♦ не требует продолжительного времени для проведения;
♦ может быть использован как для индивидуальных, так и для групповых обследований;
♦ имеет нормативы, разработанные на большой выборке;
♦ не требует специальных средств и условий для проведения.
1. Ориентационный тест школьной зрелости Керна— Йирасека
Ориентационный тест школьной зрелости Я. Йирасека, являющийся модификацией теста А. Керна, состоит из трех заданий.
Первое задание — рисование мужской фигуры по памяти, второе — срисовывание письменных букв, третье — срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 — высший балл; 5 —низший бал), а затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3-х до 6-ти баллов, рассматривается как выше среднего, от 7-и до 11-ти — как средний, от 12-ти до 15-ти — ниже нормы. Детей, получивших 12—15 баллов, необходимо углубленно обследовать, т. к. среди них могут быть умственно отсталые. Все три задания графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка (рисунок мужской фигуры по памяти). Задание «срисовывание письменных букв» и «срисовывание группы точек» выявляют умение ребенка подражать образцу — умение, необходимое в школьном обучении. Эти задания также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь работать некоторое время над не очень привлекательным для него заданием.
К. Йирасек провел исследование по установлению связи между успешностью выполнения теста школьной зрелости и успешностью в дальнейшем обучении. Оказалось, что дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в шкоде, но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе могут хорошо успевать. Поэтому Йирасек подчеркивает, что результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (например, бывают случаи, когда способные дети схематично рисуют человека, что существенно отражается на полученном ими суммарном балле). Автор теста отмечает также ограниченность методики в связи с неиспользованием невербальных субтестов, позволяющих сделать заключение о развитии логического мышления (тест школьной зрелости в основном позволяет судить о развитии сенсомоторики).
Тест Керна—Йирасека может применяться как в группе, так и индивидуально.
Инструкция по применению теста Ребенку (группе детей) предлагают бланк теста. На первой стороне бланка должны содержаться данные о ребенке и оставлено свободное место для рисовании фигуры мужчины, на обороте в верхней левой части помещен образец письменных букв, а в нижней левой части — образец группы точек. Правая часть этой стороны листа оставлена свободной для воспроизведения образцов ребенком. В качестве бланка может служить лист машинописной бумаги, ориентированный так, чтобы нижняя часть его оказалась длиннее боковой. Карандаш перед испытуемым кладут так, что бы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребенок окажется левшой, экспериментатор должен сделать соответствующую запись в протоколе). Бланк кладется перед ребенком чистой стороной (см. приложение 2).
Инструкция к заданию №1
♦Здесь (показывают каждому ребенку) нарисуй какого-нибудь мужчину. Так, как сможешь». Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается. Если дети все же начнут расспрашивать, как рисовать, экспериментатор все равно должен ограничиться одной фразой: «Рисуй так, как сможешь». Если ребенок не приступает к рисованию, то следует подойти к нему и подбодрить, например, сказать: «Рисуй, у тебя все получится». Иногда ребята задают вопрос, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину, в этом случае надо ответить, что все рисуют мужчину, и им тоже надо рисовать мужчину. Если ребенок уже начал рисовать женщину, то следует разрешить дорисовать ее, а затем попросить, чтобы он нарисовал рядом еще и мужчину. Следует иметь в виду, что бывают случаи, когда ребенок категорически отказывается рисовать мужчину. Опыт показал, что такой отказ может быть связан с неблагополучием в семье ребенка, когда отца либо вообще нет в семье, либо он есть, но от него исходит какая-то угроза. По окончании рисования фигуры человека детям говорят, чтобы они перевернули лист бумаги на другую сторону.
Задание №2 объясняют следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно так же. Хорошенько посмотри, как это написано* и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же». Предлагается скопировать фразу:
«Я ем суп»,
написанную письменными буквами. Если какой-нибудь ребенок неудачно угадает длину фразы и одно слово не поместится в строчке, следует обратить внимание на то, что можно написать это слово выше или ниже. Следует иметь в виду, что встречаются дети, которые уже умеют читать письменный текст, и тогда они, прочитав предложенную им фразу, пишут ее печатными буквами. В этом случае необходимо иметь образец иностранных слов, также написанных письменными буквами.
Перед заданием №3 экспериментатор говорит:
«Посмотри, здесь нарисованы точки
Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же».
При этом нужно показать, где ребенок должен рисовать, поскольку следует считаться с возможным ослаблением концентрации внимания у некоторых детей. Во время выполнения ребятами заданий необходимо следить за ними, делая при этом краткие записи об их действиях. В первую очередь обращают внимание на то, какой рукой рисует будущий школьник — правой или левой, перекладывает ли он во время рисования карандаш из одной руки в другую. Отмечают также, вертится ли ребенок слишком много, роняет ли карандаш и ищет его под столом, начал ли рисовать, несмотря на указания, в другом месте или вообще обводит контур образца, желает ли убедиться в том, что рисует красиво и т. д.
Оценка результатов теста
Задание № 1 — рисование мужской фигуры.
1 балл выставляется при выполнении следующих условий: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой) и уши, на лице — глаза, нос, рот, руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым синтетическим способом (контурным), заключающимся в том, что вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического, более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.
2 балла. Выполнение всех требований на единицу, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.
3 балла. Фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.
4 балла. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.
5 баллов. Отсутствует четкое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.
Задание №2 — копирование слов, написанных письменными буквами
1 балл. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец.
Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.
2 балла. Все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.
3 балла. Явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.
5 баллов. Каракули.
Задание № 3 — срисовывание группы точек
1 балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.
2 балла. Число и расположение точек должны соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.
3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.
4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.
5 баллов. Каракули.
Работа с вербальным субтестом
Для работы с вербальным субтестом в бланке ответов предназначена четвертая страница. Экспериментатор должен полностью протоколировать ответ ребенка на каждый вопрос субтеста.
Инструкция к вербальному субтесту: «Сейчас я буду задавать тебе вопросы о самых разных вещах, с которыми ты, конечно, знаком, и поэтому сможешь мне о них рассказать. Слушай вопрос первый...»
Субтест проводится индивидуально. Каждый вопрос зачитывается только один раз. Экспериментатору необходимо следить за своей речью, она должна быть доброжелательной и четкой, чтобы исключить непонимание ребенком вопроса. Нельзя допускать наводящих вопросов, исправлять, если ребенок отвечает неправильно, дополнительно побуждать к более полному ответу. Необходимые исключения из этого требования специально оговорены в ключе к тесту.
Вербальный субтест
1. Какое животное больше — лошадь или собака?
Лошадь = 0 баллов,
неправильный ответ = -5 баллов.
2. Утром вы завтракаете, а днем ...
Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов.
Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = -3 балла.
2. Днем светло, а ночью ...
Темно = 0 баллов,
неправильный ответ = —4 балла.
3. Небо голубое, а трава ...
Зеленая = О баллов,
неправильный ответ = —4 балла.
5. Черешни, груши, сливы, яблоки ... это что?
Фрукты = 1 балл; неправильный ответ = -1 балл.
6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т. д.) = 0 баллов Неправильный ответ -1 балл.
7. Что такое Москва, Ростов, Киев?
Города = 1 балл.
Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.
8. Который час показывают часы (показать на часах)?
Хорошо показано = 4 балла.
Показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно = 3 балла.
Не знает часов = 0 баллов.
9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака
— это ..., маленькая овечка — это ... ?
Щенок, ягненок = 4 балла.
Только один ответ из двух = 0 баллов.
Неправильный ответ = -1 балл.
10. Собака больше похожа на курицу или на кошку?
Чем похожа, что у них общего?
На кошку, потому что у нее тоже четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов.
На кошку (без приведения знаков подобия) = — 1 балл. На курицу = —3 балла.
11. Почему во всех автомобилях тормоза?
Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте; остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл.
1 причина = 0 баллов,
Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = -1 балл.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвозди). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это животные, или приведение двух общих признаков (у них по четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?
У них есть разные признаки: у винта — нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла.
Винт завинчивается, а гвоздь забивается: у винта — гайка = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание ... это?
Спорт, физкультура = 3 балла.
Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
16. Какие ты знаешь транспортные средства?
Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла.
Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 1 балл. Неправильный ответ = 0 баллов.
17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.
Одно или два различия = 2 балла.
Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = О баллов.
18. Почему люди занимаются спортом?
По двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т. д.) = 4 балла.
Одна причина = 2 балла.
Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.
19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?
Остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?
Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов.
Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:
1 группа — плюс 24 и более
2 группа — плюс 14 до 23
3 группа — от 0 до 13
4 группа — от минус 1 до минус 10
5 группа — менее минус 11
По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие количество баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.
Общая оценка результатов тестирования
Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от трех до шести баллов. Группа детей, получивших семь-девять баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9—11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более объективных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12—15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании интеллекта, развития личностных, мотивационных качеств.
Таким образом, можно говорить, что методика Керна— Йирасека дает предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению.
Последующий выбор методов диагностики обусловливается особенностями развития обследуемого ребенка, но при формировании любого комплекса методик необходимо учитывать ряд рекомендаций по проведению диагностической работы со старшими дошкольниками.
Методические приемы для проведения диагностического обследования должны быть по возможности краткими — экспресс-методиками, которые не утомляют ребенка, но при этом являются информативными для исследователя.
Перед началом диагностического обследования ребенка 6-7 лет с целью установления первоначального контакта с ним рекомендуется проводить так называемое диагностическое интервью, которое может касаться любой темы. Кроме того, для установления эмоционального контакта с ребенком в диагностический комплекс могут быть включены и специальные методики, например «Нелепицы».
При использовании опросных методов необходимо избегать малораспространенных слов и слов с двойным значением, длинных вопросов. При этом вопросы не должны быть сдвоенными, поскольку в этом случае ребенок чаще всего отвечает только на один из них. Следует формулировать вопросы так, чтобы не вызывать шаблонных ответов ребенка.
Все задания должны восприниматься ребенком как игры. Атмосфера игры помогает расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Кроме того, по ходу выполнения заданий необходимо постоянно давать знать ребенку, что он все делает правильно и хорошо (независимо от действительного результата).
Часть методик, включенных в диагностический комплекс, желательно провести в условиях группового обследования для получения информации об умении ребенка следовать указаниям взрослого, адресованным группе в целом (фронтальное обследование моделирует ситуацию школьного обучения ребенка).
При подборе диагностических методов и непосредственного осуществления диагностики психологической готовности к школе у детей 6-7 лет, необходимо учитывать принцип единства диагностики и коррекции развития психики. Диагностика должна быть направлена не на отбор детей, а на контроль их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений [42].
В соответствии с выделенными компонентами психологической готовности ребенка к школе предлагается следующий комплекс методик.
Диагностика интеллектуальной готовности] Методика «Мышление и речь»
1. Понимание грамматической конструкции
Проверяющий произносит предложение: «Петя пошел
в кино после того, как дочитал книгу». Предложение нужно произносить медленно и четко. Желательно повторить его дважды, чтобы быть уверенным, что ребенок хорошо его расслышал. Затем проверяющий задаст вопрос: «Что делал Петя раньше — смотрел кино или читал книгу?».
2. Выполнение словесных поручений
На столе в беспорядке лежат карандаши. Проверяющий говорит ребенку: «Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания проверяющий спрашивает: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?».
Если ребенок не может правильно выполнить задание, оно упрощается. Проверяющий говорит: «Возьми карандаши и убери их в ящик». Затем задаются те же вопросы.
3. Изменение существительных по числу
Проверяющий говорит ребенку: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу карандаш, а ты должен ответить карандаши». Далее проверяющий называет 11 существительных в единственном числе: книга, ручка, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок.
Если, изменяя слово «книга» (первое из названных проверяющим), ребенок обнаруживает недостаточно четкое понимание инструкции (отвечает: «книжки», «много книг» и т. п.), следует вновь дать образец правильного ответа: «книга — книги».
4. Рассказ по картинкам
Перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке мальчик просыпается, на другой — умывается, на третьей — завтракает, на четвертом — идет в школу). Проверяющий просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.
Оценка результатов
На основе выполнения описанных заданий заполняется третий пункт протокола. Выполнение каждого из заданий оценивается знаками « + », «±» или «-».
В задании 1 знаком «+» отмечается правильный ответ на вопрос, знаком «—» — неправильный (знак «±» не используется).
В задании 2 знаком «+» отмечается верное выполнение полной инструкции и правильный ответ на оба вопроса, знаком «-» невыполнение ни полной, ни упрощенной инструкции. Промежуточные результаты отмечаются знаком «±»
В задании 3 знак «-» ставится и том случае, когда ребенком допущено не более двух ошибок. Ошибки могут быть разными: перестановка ударения (стол — столы), искаженные формы множественного числа (город — городы, ребенок — ребенки, ухо — ухи) и т. п. Если для большинства обследуемых детей в силу особенностей местной речи характерны ошибки типа «браты»,«окны» и т. п., то при оценке результатов они не учитываются. Знак «-» ставится в том случае, когда ребенок допустил 7 или более ошибок. Промежуточные результаты (3-6 ошибок) отмечаются знаком «±»
В задании 4 знаком «+» отмечается правильное расположение картинок и правильное описание изображенных событий. Не считается ошибкой изменение последовательности картинок, если оно разумно обосновано ребенком (например, вместо последовательности «просыпается — умывается — идет в школу» дана последовательность «приходит из школы — умывается — ужинает — ложится спать»). Знак «±» ставится в случае, когда ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать, знак «—» — когда последовательность картинок случайна.
Итоговый уровень развития мышления и речи оценивается как «высокий», если выполнение всех четырех заданий оценено знаком «+»; как «низкий» — если выполнение трех или всех четырех заданий оценено знаком «-», а также если два задания оценены знаком «-», а остальные два знаком «±». В промежуточных случаях уровень оценивается как «средний».
Методика «Образование представления»
Собирание разрезных картинок
Ребенку предлагают сложить картинку из частей, лежащих так, как показано на рис. 1.
Проверяющий говорит: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант (рис. 2 ). В обоих случаях не следует называть изображенные предметы.
Рис. 1-2. Стимульный материал к Методике «Образование представления»
Оценка результатов
Собирание разрезной картинки оценивается знаком «+» в том случае, когда ребенком правильно сложена первая (сложная) картинка. Если она сложена неверно, а вторая (более простая) — верно, то ставится знак «±». Если обе картинки собраны неверно, ставится знак «-».
Методика «Анализ образца»
На столе перед ребенком выкладывается из спичек фигурка человека так — чтобы образец (рис. 3) не соответствовал детскому стандартному варианту (рис. 4).
Рис. 3-5. Стимульный материал к методике «Анализ образца»
Сначала проверяющий спрашивает: «Что это?» Если ребенок сам не говорит, что это — человек, то ему сообщают это. Если же он считает, что получился самолет, то возражать не обязательно. Далее проверяющий говорит: «Я хочу, чтобы ты мне сделал точно такого же. Внимательно посмотри. Запомнил? Теперь я его закрою, а ты рядом с этим листочком сделай точно такого же человечка». Образец закрывают листом, ребенку дают спички и указывают место на столе рядом с листом, где он должен выполнить задание. Во время проведения этой методики внимание ребенка не следует обращать ни на какие особенности исходной фигуры, говорится только — «внимательно посмотри».
В большинстве случаев наблюдаются те или иные отклонения, например, спички выложены головками к центру, ноги широко расставлены.
Когда ребенок закончил работу, проверяющий говорит: «Молодец, хорошо, но давай посмотрим: у тебя точно так же, как у меня, или нет», — и открывает образец. Ребенок может сказать, что все точно так же, или же отчасти исправить конструкцию, например, перевернуть спички, но не сдвинуть ноги, или наоборот. В этих случаях экспериментатор дает ребенку наводящие вопросы, организуя его действия по анализу образца: «Что есть у человека?» —
«Голова». — «Посмотри, у тебя также?» и т.д. То есть, проверяющий, не называя частей образца, побуждает ребенка последовательно их осмотреть. Если ребенок и в этом случае не замечает никаких расхождений, тогда дается — прямая подсказка: «Что у моего человечка на ногах?» — «Тапочки». После этого проверяющий молчит, а ребенок, как правило, исправляет свою фигурку.
Детям, которые сразу же построили фигуру, точно соответствующую образцу, можно дополнительно предложить более сложную конструкцию — «кроватку» (рис. 5). Воспроизвести такой образец сразу без ошибок ребенку обычно не удастся, поскольку он асимметричен, и эта асимметрия не имеет функционального объяснения. Однако взрослый настаивает на том, чтобы все было сделано в точности, как у него. Дальнейшая процедура эксперимента такая же, как в основном задании.
Оценка результатов
При высоком уровне готовности к школе ребенок способен самостоятельно обнаружить отклонения и внести коррективы. Не обязательно, чтобы фигура сразу же в точности соответствовала образцу: вполне допустимы указанные выше часто встречающиеся отклонения. Показателем среднего уровня готовности является умение исправить свою фигурку с помощью взрослого, который фиксирует внимание ребенка на определенных частях или даже особенностях образца, например, говорит: «Посмотри, что у него на ногах». Не готовый к школе ребенок даже при максимальной помощи не исправит ошибки в своей конструкции. Например, после ответа на вопрос «что у человека на ногах» ребенок ничего не меняет в расположении спичек, а когда его спрашивают, одинаково ли стоят фигурки, «у твоего человечка ноги широко раздвинуты, а у моего сдвинуты», он. отвечает, что одинаково. Иногда такие дети исправляют то, что исправлять не обязательно, например, поправляют не очень аккуратно лежащую спичку.
При любых результатах выполнения второго задания уровень готовности считается неплохим, если в первом задании ребенок все сделал правильно.
Методика «Одномоментное восприятие количества»
На столе перед ребенком россыпью лежат спички. Проверяющий говорит ему: «Бери отсюда столько спичек, сколько буду брать я»,— затем берет одну спичку, показывает ее ребенку на ладони и сразу зажимает в кулаке (время предъявления должно быть коротким, поскольку проверяется не способность к пересчету, а возможности одномоментного восприятия количества). Потом ребенку предлагается взять спички. Количество спичек фиксируется. Одновременно ребенка спрашивают: «Сколько у тебя спичек?». Иногда дети сразу называют число, иногда предварительно пересчитывают спички. Если ребенок затрудняется ответить, тогда задается дополнительный вопрос: «У тебя столько же, сколько у меня, или нет?» Если ребенок начинает сомневаться в том, что у него столько же, то это проявление тревожности (к готовности к школе не относится). Если же в ответ на дополнительный вопрос ребенок говорит: «Столько же» — и только после этого соображает, что у него тоже 4, то это отрицательно характеризует его готовность, так как он не сомневался, что взял столько же, следовательно, он не тревожный, тем не менее быстро ответить на вопрос не смог.
После этого и взрослый, и ребенок кладут свои спички обратно в кучу. Далее проверяющий берет и показывает 3 спички, и вся процедура повторяется. Потом показывает 2, 4 и 5 спичек.
Далее предлагается комплекс, который включает три диагностические методики, выявляющие те показатели психического развития детей 6—7 лет, которые наиболее важны для успешного обучения в школе. В совокупности эти методики позволяют охарактеризовать:
1) уровень развития предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его
заданию, ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов (методики «Графический диктант» и «Образец и правило»);
2) уровень развития наглядно-образного (в частности, наглядно-схематического) мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом (методика «Лабиринт»).
Все методики проводятся фронтально. Желательно, чтобы при их проведении присутствовал ассистент (его функции может выполнять учитель). Методики «Образец и правило» и «Лабиринт» могут использоваться при индивидуальном обследовании, методика «Графический диктант» — только фронтально, поскольку она направлена на умение ребенка следовать указаниям взрослого, адресованным группе учащихся или классу в целом.
Система оценки результатов разрабатывалась, исходя из качественных особенностей выполнения задания, характерных для того или иного количественного показателя — суммарного балла (СБ).
Методика «Графический диктант»
Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Методика проводится следующим образом. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клетку с нанесенными на нем четырьмя точками (рис. 6). В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в случае необходимости дополнительные данные. После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения: «Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня — я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете — ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает дверь
(называется какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помещении). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете — к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провел линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево — к окну (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?».
После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит:
♦ Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».
При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он одобряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не дает.
По прошествии времени, отведенного для самостоятельного продолжения узора, проверяющий говорит:
«Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка верх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».
Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, проверяющий говорит:
«Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора:
«Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клеткя налево - слово «налево» выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
Все диктуемые узоры приведены справа.
Рис. 6. Образцы узоров
к методике «Графический диктант»
По истечении времени, предоставленного на самостоятельное продолжение последнего узора, проверяющий и ассистент собирают у детей листки. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.
Оценка результатов
Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:
Точное воспроизведение узора — 4 балла (неровность линии, «дрожащая» линия, «грязь» и т. п. не учитываются и не снижают оценки).
Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, — 3 балла.
Воспроизведение с несколькими ошибками — 2 балла.
Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, — 1 балл.
Отсутствие сходства даже в отдельных элементах — О баллов.
За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по той же шкале.
Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну — за выполнение диктанта, другую — за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4.
Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной), есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается). Полученная оценка может колебаться 0 до 7.
Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если и за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).
Методика «Образец и правило»
Методика направлена на выявление умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних авторов. Результаты ее выполнения отражают также уровень развития наглядно-образного мышления 6-летних детей.
Материалом служат книжечки с заданиями.
На первой странице книжечки записываются данные о ребенке и дата проведения обследования. После того как детям розданы книжечки, проверяющий, держа в руках такую же, говорит:
«У вас у всех такие же книжечки, как у меня. Видите, здесь были точки (проверяющий указывает пальцем на вершины треугольника, изображенного на второй странице); их соединили так, что получился такой рисунок (проверяющий проводит пальцем по сторонам треугольника). Рядом тоже есть точки (указываются точки справа от треугольника-образца). Вы сами соедините их так, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (проверяющий снова указывает на образец). Здесь есть лишние точки — вы. их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите, точки все одинаковые или разные?».
Когда дети ответят, что точки разные, проверяющий говорит:
«Правильно, они разные. Одни точки — как маленькие крестики, другие — как маленькие треугольники, есть точки как маленькие кружки. Вам нужно запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками. Нельзя проводить линию между двумя кружками, или между двумя крестиками, или между двумя треугольниками. Линию можно проводить только между двумя разными точками. Если какую-то линию вы проведете неправильно, скажите нам (имеются в виду проверяющий и ассистент), мы сотрем ее резинкой. Когда нарисуете эту фигурку, переверните страницу и будете рисовать следующую. Правило остается таким же: нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками».
Рис. 7. Образцы заданий к методике «Образец и правило»
Затем детям предлагают приступить к выполнению задания. По ходу выполнения проверяющий и ассистент следят за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, чтобы, окончив решение очередной задачи, каждый ребенок переходил к следующей, по просьбе детей стирают указанные ими линии. Никакие дополнительные разъяснения детям не даются, все их действия поощряются (даже в случае неверного решения). По просьбе ребенка ему может быть индивидуально повторена инструкция, может быть разъяснено, что наличие в изображенной фигуре двух одинаковых точек не запрещено правилом; единственное требование состоит в том, чтобы такие точки не были соединены отрезком («линией»). Пассивных детей нужно ободрять, стимулировать, объясняя, что «лучше решить задачу с ошибкой, чем вовсе не решить», и т. п.
Оценка результатов
За каждую из шести задач ставится оценка, которая может колебаться в пределах от 0 до 2 баллов.
В случае, если в задаче нарушено правило и неправильно воспроизведен образец, ставится 0 баллов.
В случае, если нарушено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 1 балл.
В случае, если не нарушено правило, но неправильно воспроизведен образец, также ставится 1 балл.
В случае, если не нарушено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 2 балла.
Если при выполнении какой-либо задачи ребенок провел хотя бы одну линию не между заданными точками, за эту задачу ставится 0 баллов (за исключением тех случаев, когда имеется лишь небольшая неточность, вызванная моторными или сенсорными трудностями). В случае, когда ребенок сам ставит дополнительные точки, а затем проводит между ними линию, выполнение задания также оценивается 0 баллов.
Погрешности в проведении линий (кривые линии, «дрожащая» линия и т. п.) не снижают оценки.
Суммарный балл (СБ) выводится путем суммирования баллов, полученных за все 6 задач. Он может колебаться в пределах от 0 (если за все задачи получено 0 баллов) до 12 баллов (если за все задачи получено 2 балла).
Методика («Лабиринт»)
Методика направлена на выявление уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации). Оценка производится в «сырых» баллах без перевода в нормализованную шкалу.
Материал представляет собой комплект листов, на которых изображены полянки с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также «письма», условно указывающие путь к одному из домиков (см. приложение главы 2).
Первые два листа (А и Б) соответствуют вводным задачам.
Детям вначале даются две вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10 (листы 1-10).
Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей. «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. (Проверяющий указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти от травки мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Все найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли вы».
Проверяющий смотрит, как решил задачу каждый ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.
Переходя ко второй вводной задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит: «Здесь тоже два домика, и опять надо найти нужный домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону». Проверяющий при этих словах проводит по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки исправляются.
Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.
К задачам 1—2: «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать, начинать двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните».
К задаче 3: «Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его».
К задаче 4: «Смотрите на письмо. Надо пройти от травки сначала мимо березки, потом — мимо грибка, елочки, потом стульчика. Отметьте домик».
К задачам 5-6: «Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его».
К задачам 7—10: «Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его».
Оценка результатов
При обработке результатов по каждой из задач 1—6 за каждый правильный поворот начисляется 1 очко. Поскольку в задачах 1—6 необходимо сделать четыре поворота, максимальное количество очков за каждую из задач — 4. В задачах 7-10 за каждый правильный поворот начисляется 2 очка; в задачах 7-8 (два поворота) максимальное количество очков равно 4; в задачах 9, 10 (три поворота) — 6 очков.
Все оценки, полученные ребенком в отдельных задачах, суммируются. Максимальное количество-очков — 44.
Итоговая оценка результатов обследования
По каждой из трех методик, входящих в настоящий комплекс, на основе суммарного балла (СБ) определяется
уровень выполнения ребенком задания. Выделены 5 уровней выполнения каждого задания (табл.3).
Таблица 2
Значения СБ, соответствующие разным уровням выполнения заданий
Уровень | Условные очки | Графический диктант | Методика образец и правило | Лабиринт |
I | 0 | 0-1 | 0-2 | 0-13 |
П | б | 2-4 | 3 | 14-22 |
Ш | 9 | 5-10 | 4-6 | 23-28 |
IV | 11 | 11-13 | 7 | 29-36 |
V | 12 | 14-16 | 8-12 | 37-44 |
Итоговая оценка выполнения ребенком комплекса диагностических заданий представляет собой сумму условных очков, полученных за выполнение методик. Она может колебаться в пределах от 0 до 36 очков. С помощью табл. 4 по итоговой оценке определяется уровень сформированности компонентов учебной работы.
Таблица 3
Значения итоговой оценки, соответствующие
разным уровням сформированности компонентов
учебной работы детей 6, 7, 8 лет
Возраст ребенка Итоговая оценка | 6 лет поступление в школу | 7 лет конец 1 кл. -начало 2 кл. | 8 лет конец 2 кл. |
0-12 | особо низкий | особо низкий | особо низкий |
13-18 | Низкий | особо низкий | особо низкий |
19-23 | ниже среднего | низкий | особо низкий |
24-30 | средний | ниже среднего | низкий |
31-33 | выше среднего | средний | ниже среднего |
34-35 | высокий | выше среднего | средний |
36 | особо высокий | высокий | выше среднего |
Приведем пример работы с таблицами. Предположим, ребенок шести лет получил по методике «Графический диктант» СБ = 7, по методике «Образец и правило» — СБ = 3 и по методике «Лабиринт» — СБ = 14.
По табл. 2 определяем соответствующие уровни и условные очки. Для «Графического диктанта» это III уровень, 9 очков (так как число 7 попадает в соответствующий интервал 5-10). Для «Образца и правила» СБ-3 — это II уровень, 6 очков. Для «Лабиринта» число 14 попадает также в интервал, соответствующий II уровню, 6 очкам. Итоговая оценка составляет 9 + 6 + 6 = 21. По табл. 3 устанавливаем, что 21 очко характеризует уровень сформированности компонентов учебной работы ниже среднего (попадая в интервал 19-23 очка).
Диагностика личностной готовности
Центральным личностным новообразованием дошкольного возраста является качественная перестройка мотивационной сферы. Наиболее важным показателем личностной готовности к школьному обучению является сформированность ее мотивационного компонента. В мотивационной сфере старшего дошкольника и младшего школьника начинают доминировать учебные мотивы, формируется «внутренняя позиция школьника». Готовность будущего первоклассника к школе важна для эффективного обучения и развития ребенка. При слабом развитии учебной мотивации ребенок может не принимать поставленной перед ним учебной задачи.
Для 6-летних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:
1) собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный);
2) широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный);
3) «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);
4) «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых и т.п. (внешний);
5) игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую — учебную сферу (игровой);
6) мотив учения высокой отметки (отметка).
В основу методики «Мотивы учения» (разработка — М.Р. Гинзбург) положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
Инструкция
Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали про школу.
Рис. 3. Стимульный материал к методике «Мотивы учения»
Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не. мама, я бы в школу не ходил». На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком — женская фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).
Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». Выкладывается карточка с рисунком — фигура ребенка сидящего за партой (учебный мотив).
Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело, много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карточка с рис. 3 — схематические фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив).
Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Выкладывается карточка с рисунком — две схематические фигурки взрослого и ребенка, изображенные спиной друг к другу: у взрослого — портфель в руках, а у ребенка — игрушечный автомобиль (позиционный мотив).
Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать кем захочешь». Выкладывается карточка с рисунком — схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы (социальный мотив).
Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки». Выкладывается карточка с рисунком — схематическая фигурка ребенка с тетрадкой в руках.
После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы:
— Кто по-твоему, из них прав? Почему?
— С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?
— С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа проступает ребенку недостаточно явственно, ему напоминают содержание рассказа, соответствующее картинке.
Методика «Беседа о школе»
Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе (для воспитанников детского сада — хочет ли ребенок идти в школу). В зависимости от ответа задается первый вопрос «Беседы».
1. «Что тебе нравится (не нравится) в школе больше
всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?».
Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже бывало или случалось, а про то, что могло бы случится, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.
2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ребенок, ты ведь еще маленький, трудно тебе еще в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме?
3. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и поступила по-своему) — договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай что хочешь... Что бы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?
4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит в школу, в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?» Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?
5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?
6. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменили учителя?
7—8. Представь, что есть две школы — школа А и школа Б.
7. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры — не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко — по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?
8. В школе А от первоклассника строго требуют1 чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты бы хотел учиться?
9. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам — дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить? Что бы ты выбрал?».
Классификация ответов
Все ответы разделяются на две категории — А и Б.
А
Вопрос I: уроки грамоты, счета — занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.
Вопрос 2: несогласие ребенка на «отпуск».
Вопрос 3: учебные занятия — высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию.
Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе, освоение некоторых навыков чтения, счета, письма.
Вопрос 5: несогласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор учителя.
Вопрос 7: выбор школы А.
Вопрос 8: выбор школы А.
Вопрос 9: выбор отметки.
Вопрос 1: дошкольные виды деятельности — уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а также вне-учебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.
Вопрос 2: согласие на «отпуск».
Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятие по хозяйству без упоминания о каких-либо учебных действиях.
Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе — приобретение формы, портфеля и т.д.
Вопрос 5: согласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор родителей.
Вопрос 7: выбор школы Б.
Вопрос 8: выбор школы Б.
Вопрос 9: выбор игрушки или шоколадки.
Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.
Изучение эмоционального отношения к школе]
Подготовить 22 карточки с прилагательными антонимами (например, хороший — плохой, чистый — грязный, пассивный — активный, добрый — злой, грустный — веселый, быстрый — медленный, сильный — слабый, большой — маленький, тяжелый — легкий, горячий — холодный, решительный — робкий); 2 коробочки с наклеенными на них картинками: на одной — дети в школьной форме с портфелями, на другой — ребята, сидящие в игрушечном автомобиле.
Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 6-7 лет, посещающими детский сад и 1-й класс школы, в конце учебного года. Перед ребенком ставят 2 коробочки и дают следующую инструкцию: «Вот это — школьники, они идут в школу, а это — дошкольники, они играют. Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику, в ту коробочку и положи карточку».
Далее экспериментатор зачитывает прилагательные и передает карточку ребенку, который помещает ее в одну из коробочек.
Обработка данных. Подсчитывают (общее число положительных (+) и отрицательных (-) прилагательных, характеризующих дошкольника и школьника. Полученные результаты оформляют в таблицу (табл. 4).
Таблица 4 Протокол методики «Эмоциональное отношение к школе»
Возраст детей | Характеристика | |||||
Дошкольник | Школьник | |||||
+ | - | отказ | + | - | отказ | |
Детский сад (6 лет) 1-й класс (6 лет) 1-й класс (7 лет) |
Делают выводы об общем эмоциональном отношении к школе детей переходного возраста от дошкольного к младшему школьному, посещающих детский сад и школу.
Немаловажным показателем личностного развития будущего первоклассника является характеристика его самооценки как одного из компонентов самосознания.
Методика «Какой Я?»
предназначена для определения самооценки ребенка 6—7 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов, ответы типа «не знаю» или «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Уровень самоооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития самооценки:
10 баллов — очень высокий
Таблица 5
Протокол методики «Какой я»
№ п/п | Оцениваемые качества личности | Оценки по вербальной шкале | |||
да | нет | иногда | не знаю | ||
1. | Хороший | ||||
2. | Добрый | ||||
3. | Умный | ||||
4. | Аккуратный | ||||
5. | Послушный | ||||
6. | Внимательный | ||||
7. | Вежливый | ||||
8. | Умелый (способный) | ||||
9. | Трудолюбивый | ||||
10. | Честный |
8-9 баллов — высокий
4-7 баллов — средний
2-3 балла — низкий
0-1 балл — очень низкий
Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами «да» на все вопросы ребенок утверждает, что он «послушный всегда», «честный всегда», можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.
Диагностика социально-психологической готовности
Социально-психологическая готовность к школе предполагает развитие у ребенка таких качеств, которые способствовали бы лучшему его взаимодействию с учителем и со сверстниками: особенности восприятия действий другого (снятие эгоцентрической позиции), опосредование действий ребенка социальным нормам, соотнесение своих интересов с интересами партнера, способность взять на себя роль школьника, способность подчиняться инструкциям взрослого.
Учебная деятельность предъявляет особые требования к ребенку в его взаимодействии с учителем, в котором ребенок должен тормозить свои импульсивные реакции, принимая программу взрослого, понимать условность обращений взрослого.
В современной отечественной психологи исследована типология поведения ребенка, поступающего в школу, в его совместной деятельности со взрослым.
Предлагаемые методики позволяют оценить сформированность этих качеств у ребенка 6-7 лет.
Методика «Зеркало»
Ребенку предлагается сделать рисунок, представляющий собой зеркальное отображение исходного. Методика проводится индивидуально, состоит из вводной беседы и трех серий. Во время выполнения заданий первой и третьей серий ребенок работает самостоятельно, проверяющий сославшись на занятость, сидит в стороне.
Вводная беседа
Ребенку показывают рисунок А (рис. 9), ставят перпендикулярно плоскости рисунка зеркало, объясняют, как выглядит отражение рисунка в зеркале Показ и объяснения проводятся в форме беседы. Проверяющий: «В какую сторону девочка бросает мяч?». Ребенок: «Влево» (достаточно, чтобы он указал направление рукой). Ставится зеркало (рис.11).: «А в какую сторону бросает мяч девочка в зеркале?». Р.: «Вправо». Проверяющий, передвигая зеркало вправо и влево, показывает ребенку, что отражается только та часть рисунка, которая находится перед зеркалом.
Серия I Инструкция
«Ты должен научиться рисовать зеркальные рисунки. Я дам тебе рисунок (предъявляется рисунок Б). Что на нем нарисовано? (Ребенок перечисляет элементы рисунка). Попытайся нарисовать зеркальный рисунок, если зеркало мы поставим вот так (проверяющий рукой обозначает расположение зеркала таким же, как и во вводной беседе
Рис. 9. Стимульный материал к методике «Зеркало»
(рис.10)). Основание зеркала проходит через середину рисунка. К рисунку прикалывают скрепкой лист бумаги, на котором ребенок будет рисовать. Этот листок закрывает ту часть рисунка, которая «находится за зеркалом».
Выполнение
Ребенок рисует, проверяющий сидит в стороне от ребенка, якобы занимаясь своими делами. Если ребенок задает вопросы, он отвечает: «Я сейчас занят», «Вспомни, как я тебе объяснял», т.е. уклоняется от содержательной помощи.
Проверка
После завершения ребенком рисунка, к исходному ставят зеркало и проверяют, верно ли выполнено задание.
, Рис. 10. Положение зеркала
Проверяющий: «Ты все верно сделал? У тебя получился зеркальный рисунок?» Ребенок: «У меня здесь не совсем верно, здесь не получилось». На ошибки указывает только ребенок, взрослый может только указать на неаккуратность. На этом этапе ошибки содержательно не анализируются.
Серия II Инструкция
«Теперь мы с тобой попробуем нарисовать еще один рисунок (предлагается рис. В). Он похож на первый, но немного отличается, давай рисовать его вместе, я тебе буду помогать».
Выполнение
Ребенок рисует, проверяющий сидит рядом, иногда похваливает ребенка, но при возникновении вопросов уклоняется от прямых содержательных ответов (как и при самостоятельном задании).
Проверка
Ставится зеркало.
Проверяющий: «Ты правильно сделал?».
Ребенок: (отвечает).
Независимо от содержания ответа взрослый прямо указывает ребенку на ошибки (если они имеются). Причем обсуждение ошибок носит конкретный характер, например:
Проверяющий: «В какую сторону едет машина на твоем рисунке?».
Ребенок: (отвечает).
Проверяющий: «А куда едет машина па зеркальном рисунке?» и т. д. по всем неверным элементам рисунка ребенка.
Серия III
Инструкция
«Посмотри еще раз в зеркало, запомни, какой рисунок получится в зеркале. Нарисуй сам еще раз зеркальный рисунок». Зеркало убирается.
Выполнение
Ребенок еще раз рисует зеркальный рисунок, проверяющий сидит в стороне.
Заключение
Получив последний рисунок, экспериментатор благодарит ребенка и обязательно хвалит его.
Обработка и оценка результатов
После завершения обследования в распоряжении проверяющего имеется три рисунка, выполненных ребенком. Каждый рисунок оценивается соответствующим баллом:
0 — в рисунке нет поиска содержания предложенной задачи (см. образец рис.11 а).
1 — есть попытка правильного выполнения задачи (см. образец рис. 11 б).
2 — смысл задания понят, но в рисунке есть недостатки (см. образец рис.11 в).
3 — задание выполнено правильно (см. образец рис. 11 г).
Рис. 11. Образец выполнения заданий в методике «Зеркало»
Каждый ребенок получает три оценки: за первое самостоятельное выполнение, за выполнение с помощью, за второе самостоятельное выполнение. По соотношению трех оценок определяется тип отношения ребенка к заданию взрослого.
Дошкольный тип: ряд 0-0-0 или 1-1-1 (особое значение имеет сочетание низкой оценки с ее устойчивостью).
Предшкольный тип: ряд 0-1-2 или 1-2-3 (постепенное повышение уровня, каждая следующая серия выполняется обязательно лучше, чем предыдущая) или 1-3-3 (во второй и третьей сериях максимальный уровень).
Псевдоучебный тип: ряд 0-0-1 или 1-1-2 (повышение уровня происходит только в третьей серии, исходный уровень низкий (1 или 0).
Учебный тип: ряд 2(3)-3-3 все задания выполняются на высоком уровне (уровень первого рисунка может быть чуть ниже).
Коммуникативный тип: ряд 1-2-1 или 2-3-2, то есть имеется улучшение во второй серии, а в третьей — ухудшение (несмотря на то, что задание в третьей серии легче). К коммуникативному типу относятся и дети, у которых в третьей серии заметно падает аккуратность выполнения задания при сохранении уровня.
Методика «Раскраска»
Состоит из двух методик: «Елочка» (вспомогательная) и «Дерево» (основная).
Методика «Елочка»
Включает две серии. В первой проверяющий, дав задание, садится в стороне от ребенка, во второй — сидит рядом, поощряя его.
Серия I
Инструкция
«Детям в детском саду дали задание: раскрасить елочки (предъявляется раскрашенный рисунок елочки и аналогичный контурный рисунок (рис.12 а и б)), но оказалось, что они еще не могут этого сделать. Они умеют раскрашивать только игрушки на елке, а саму елку им раскрашивать трудно. Мы решили сделать так: елочку раскрашивают школьники, а игрушки нарисуют малыши. Поэтому ты должен раскрасить эту елку зеленым цветом, а для игрушек оставить пустые места. Игрушки потом нарисуют маленькие дети в детском саду».
Выполнение
Ребенок работает самостоятельно.
Рис. 12. Стимульный матерая к методике «Раскраска»
Инструкция
«У тебя не очень хорошо получилось: не совсем аккуратно. Постарайся еще одну елочку раскрасить получше». Независимо от того, выполнил ли ребенок инструкцию (оставил ли место для игрушек), его внимание обращается на аккуратность.
Выполнение
Ребенок работает в присутствии взрослого.
Методика «Дерево»
Проводится через несколько дней после «Елочки».
Серия I
Инструкция
«Детям в детском саду дали задание: раскрасить деревце с разными плодами (предъявляются раскрашенный и контурный рисунки дерева (см. рис.13 в и г), но оказалось, что они еще не могут этого делать. Плоды они раскрашивать умеют, а само деревце им раскрасить трудно. Мы решили сделать так: деревце раскрашивают школьники, а плоды раскрашивают малыши. Поэтому ты должен раскрасить деревце зеленым цветом, а для игрушек оставить пустые места. Плоды потом нарисуют маленькие дети в детском саду».
Выполнение
Ребенку дают трафарет, набор цветных карандашей. Ребенок работает самостоятельно.
Серия II
(Проводится только в том случае, если в первой серии инструкция ребенком выполнена неточно.)
Инструкция
«Посмотри, ты не оставил места для плодов, где дети будут рисовать их?». Внимание ребенка обращается только на точность выполнения инструкции, оставлены ли места для плодов.
Выполнение
Ребенку дают трафарет, набор цветных карандашей. Ребенок работает в присутствии взрослого.
Оценка результатов
Каждый из рисунков ребенка оценивается соответствующим баллом:
0 — контур закрашен полностью, места для игрушек (плодов) не оставлено.
1 — места для игрушек (плодов) оставлены, но они не соответствуют расположению игрушек на образце (несоответствие грубое).
2 — места для игрушек (плодов) оставлены, но они не соответствуют расположению игрушек на образце (несоответствие размера, формы), то есть выполнение правильное, но есть небольшие отклонения от образца.
3 — задание выполнено правильно. Контур закрашен, места для игрушек (плодов) оставлены в соответствии с образцом.
Звездочкой (*) обозначают повышение аккуратности рисунка.
Основой определения типа, к которому относится ребенок, является его результат по методике «Дерево». Результат по методике «Елочка» является вспомогательным.
Таблица 6 Результаты выполнения заданий в методике «Раскраска»
«Дерево» | «Елочка» | Тип к которому относят ребенка | ||
сер. I | сер. П | сер. I | сер. II | |
2-3 | 2-3 | 2-3 | 2-3 | Учебный |
0-1 | 2-3 | Предучебный | ||
0-1 | 0-1 | Независимо от полученного балла повышение аккуратности во второй серии | Вам также может быть полезна лекция "45 Сущность и содержание политики «военного коммунизма»". Псевдоучебный | |
0-1 | 0-1 | 0-1 0-1 | Дошкольный |
Методика не дает возможности определить коммуникативный тип, но нарочито демонстративное невыполнение требований методики, например, вызывающая небрежность рисунков, позволяет предположить коммуникативный тип отношения к правилу.