Всероссийский урок Эколята- молодые защитники природы
методическая разработка (2 класс)

Цель: расширить и обогатить знания школьников о родном крае, прививать любовь и уважение к истории и культуре коренных  народов Севера, воспитывать чувство гордости за свою малую родину – Ямал.

Задачи:

  • Привлечение  внимания школьников к истории округа; вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность по краеведению.
  • Ознакомление с обычаями и традициями коренных жителей Ямала.
  • Воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к малой  Родине, её народу.
  • Выявление эрудированных и наиболее подготовленных учащихся в области краеведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский урок  «Эколята – молодые защитники Природы»

Цель: расширить и обогатить знания школьников о родном крае, прививать любовь и уважение к истории и культуре коренных  народов Севера, воспитывать чувство гордости за свою малую родину – Ямал.

Задачи:

  • Привлечение  внимания школьников к истории округа; вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность по краеведению.
  • Ознакомление с обычаями и традициями коренных жителей Ямала.
  • Воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к малой  Родине, её народу.
  • Выявление эрудированных и наиболее подготовленных учащихся в области краеведения.

 

Ход занятия:  

Учитель: - Сегодня 25 апреля, во всех регионах России отмечают День Эколят- молодых защитников природы.

-Давайте вспомним, кто такие Эколята и как их зовут.

 Самый озорной Шалун. Любит веселые игры, и всё время стремится узнать что-то новое и неизвестное.

У Шалуна есть младший брат Тихоня. Он и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Тихоня очень любит цветы.

Из всех малышей Умница самая старшая, она много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать.

У малышей-желудей есть подруга – веселая и общительна Елочка. 

Все вместе наши герои берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях.  

 - Ребята ,Эколята приглашают вас  в интересное путешествие по нашему родному краю.  

(дети делятся на команды)

Учитель: Задание от Шалуна "Соберись в дорогу  "

 - Путешественники, собираясь в дорогу, должны взять с собой всё необходимое. Я предлагаю каждой из команд выбрать снаряжения:

1) рюкзак

2) компас

3) ласты

4) нож

5) зонт

6) тапочки

7) спальный мешок

8) матрас

9) лом        

10) топор

11) карта

12) спички

13) фонарик

14) валенки

15) аптечка

16) глобус

17) котелок

18) телевизор

19) сковорода

Ответ: рюкзак, компас, нож, спальный мешок, топор, карта, спички, аптечка, котелок

Учитель: - Итак, наше путешествие начинается.  

1 задание от Тихони «С чего начинается Родина»

Учитель: - У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным.  Историю своей страны и  своей родины  должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

1.Викторина.

1.Как называется наш округ? (Ямало-Ненецкий автономный округ)

2. Когда был образован Ямало-Ненецкий автономный округ? (в 1930)

3.Как  переводится с ненецкого языка  слово Ямал? (край земли)                

4.Как называется столица, главный город нашего края? (Салехард)

5.Найди на рисунке флаг нашего округа и флаг нашего района.

6.Что изображено на гербе нашего округа? (герб автономного округа состоит из геральдического щита, увенчанного короной, которые поддерживают два полярных медведя)

 7.Какой зверь изображён на флаге и гербе нашего района? (белка)

2.Творческое задание.

Учитель: - Если бы вам предложили придумать герб нашего округа, как бы он выглядел? Попробуйте нарисовать эскиз  герба ЯНАО.

 3.Расшифруйте  названия городов нашего округа:

                    Дымна-      Надым

                    Гойнеру-   Уренгой

                    Рахлесад - Салехард            

                   Носкябрь-  Ноябрьск

2 задание от Ёлочки «В гости, в тундру»

Тундра!

Снежные дали без края—

Серебристый песцовый мех.

Без меня проживёшь ты, знаю,

Без тропинок моих и вех.

Тундра! Тундра! Вот я, наверно,

Без тебя прожить не смогу!

Учитель: -В тундре длинная и холодная зима, короткое лето. Но живёт и трудится здесь сильный, выносливый народ: нипочём им полгода тёмной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз, ни болота.

1.  Назовите коренных жителей ЯНАО (выбрать из списка).

Русские, немцы,  азербайджанцы, ненцы,  украинцы, селькупы, белорусы, казахи,  ханты.

 

2.Перечислите основные занятия коренных жителей.         

(Оленеводство, рыболовство (рыбодобыча), охота, рукоделие.)

3. Загадки

Учитель: - Так как мы пришли в гости, то нас встречает жительница тундры. Хотите узнать, как её зовут? Если вы отгадаете загадки, то по первым буквам отгадок  узнаете имя девушки.  

О

к

с

я

 

1.В ночь беззвёздную до чума

   Кто добраться вам поможет?

   Кто разыщет путь по ветру,

   Если в тундре бездорожье? (олень)

2. Эта северная птица, живёт в тундре, где нет больших деревьев, но зато много мхов, лишайников и низких кустарничков. Зимой меняет пёстрое оперение на белое. (куропатка)

3.Она ,как снег, от солнца прячется

   А мышки – от неё. (сова)

4.Лежат на кочках кусочки янтаря.

   В рот положишь, тут же растают. (ягоды)

Учитель: - В нашем северном крае живёт очень смелый, отважный, закалённый суровыми природными условиями, народ- ненцы. Люди этой национальности занимаются охотой, рыболовством, разводят оленей. Женщины выделывают шкуры, шьют одежду, меховую обувь.

4.Как называется мужская национальная одежда ненцев? (малица)

5.Как называется женская национальная одежда ненцев? (ягушка)

Учитель: -Обратите внимание на верхнюю одежду Окси, она украшена узорами - орнаментами.

Ненецкие орнаменты красивы,

В них все предметы Родины моей,

Ты больше не найдёшь во всей России

Таких цветов и сказочных зверей.

(М. Шульгин).

Учитель: - Орнаменты не только радуют нас своей красотой, они рассказывают о жизни тундры. Каждый орнамент имеет своё название:

«След медведя», «Локоть лисы», «Ворона», «Оленья тропа», «Рога оленя», «Волчий капкан», «Щучьи зубы» (дети знакомятся и названиями и изображениями орнаментов  )

 6.Творческое задание.

Учитель: Малицей называют национальную одежду, которую шьют из шкуры оленя.   Мастера украшают её бисером, кусочками кожи. Национальный орнамент на ней может нам о многом рассказать. Сегодня мы попробуем стать такими мастерами.  Вам необходимо вырезать  по шаблону малицу и украсить орнаментами.

3 задание от Умницы «Собиратели фольклора»

Учитель: - Ненецкий фольклор существует не только в виде сказок, песен, легенд. Поговорки и пословицы занимают ведущую роль в нем.  Пословицы и поговорки – это народная мудрость, к которой необходимо прислушиваться. Недаром говорят, что дурак учится на своих ошибках, а умный – на чужих. Познавая фольклор, мы познаем опыт наших предков, учимся у них остроумию, находчивости и праведности.

 

1.Игра  «Собери  пословицы» (детям предлагаются карточки с разрезанными пословицами,   необходимо найти к началу пословицы её концовку)

Уходи на охоту рано –                                                              всегда с удачей будешь.        

О человеке складывается мнение                                            по упряжке его оленей.        

Не оставляй на завтра                                                               сегодняшнее дел.

С хорошим человеком                                                               и без чума тепло.        

Если среди смелых растешь,                                                    сам смелым станешь.        

Доброе дело равняет человека                                                 со звездой        

 

Учитель: -А ещё у северных народов очень много загадок.

2.«Конкурс загадок».

1.Олень от них убегает, а они не отстают. (нарты)

2. Лес не лес , туча не туча –то по тундре кочует, то на одном месте кружится. (оленье стадо)

3.По одному отверстию войдёт, по трём местам выйдет.(человек в малице)

4.Посмотри, какой он рябенький.

   И задиристый на вид,

   И уже на ножках слабеньких,

   Хоть качаясь, но стоит! … Кто? (новорождённый оленёнок).

5. В ночь беззвёздную до чума

  Кто добраться вам поможет?

  Кто разыщет путь по ветру,

  Если в тундре бездорожье?  (северный олень)

                                               

Учитель: - Северный олень - житель Крайнего Севера. Вот мы с вами сейчас устроим настоящую охоту на оленей! В играх народов севера много соревновательного задора, движения точны и образны. Предлагаю поиграть в игру  «Ловля оленей».

Правила игры : Два ребенка пастухи, в руках у каждого - обруч. Остальные дети – олени. На сигнал: “ 1, 2, 3 – лови!” олени разбегаются по площадке, пастухи стараются поймать их, надев на них сверху обруч. Пойманные олени, выбывают из игры.

Учитель: - Наше путешествие по родному краю подошло к концу. Спасибо за участие в игре.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский урок "Эколята - молодые защитники природы" 2021 г. по теме:"Тигр и его родственники".

Данный урок способствует формированию бережного отношения к природе , расширяет предствление учащихся об экологии семейства кошачьих, привлекает внимание к проблеме исчезновения редких животных на при...

Фотоотчет о проведении Всероссийского урока "Эколята - молодые защитники природы" #УрокЭколят2021 #"Птицы за окном"

Урок проведён в 1 дополнительном классе для детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированной программе. Детям было трудновато, но они очень старались и с поставленной целью урока справились успешно. Материа...

ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК "ЭКОЛЯТА- МОЛОДЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ"

    Министерство просвещения Российской Федерации и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Федеральный центр дополнительног...

Всероссийский урок "Эколята - молодые защитники природы"

#УрокЭколят2022#ДрузьяЗемли #УрокЭколят34Уроки "Начни с себя" (ответственный потребитель - кто он) провела в 1 и 3 классах МБОУ Краснооктябрьская СШ учитель начальных классов Самойлова Алёна...

Всероссийский урок "Эколята- молодые защитники природы" 2022

В рамках Всероссийского урока "Эколята- молодые защитники природы" 2022 в нашем 2 "А" классе прошёл урок по теме " Начни с себя" (Ответственный потребитель - кто он). Реб...

Всероссийский урок"Эколята-молодые защитники природы"

Тема урока "Как хлеб приходит к нам в дом". Цель урока- формирование представления о многообразии профессий, связанных с производством хлеба....

Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники природы» 2024г.

В рамках проекта "Эколята" ученики 4 "В" класса погрузились в увлекательный урок, что способствовало формированию у них - богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к...