План работы учителя-дефектолога
материал
Данный материал пв помощь учителю-дефектологу для составления плана работы на учкебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_uchitelya-defektologa.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим трудности в усвоении программного материала.
Задачи:
– выявление детей, испытывающих трудности в овладении школьной программой в условиях коррекционного обучения;
– динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;
– отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;
– проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность обучающихся;
– консультирование учителей по проблемам обучения, воспитания и развития детей, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях работы учителя-дефектолога:
- диагностическое,
- коррекционное,
- консультативно-просветительское и профилактическое,
- организационно-методическое.
№ | Направления деятельности | Содержание (планируемые мероприятия) | Класс | Условия реализации | Сроки проведения | |
1 | Диагностическое | 1. Изучение медико-психолого-педагогической документации. 2. Первичная диагностика: - выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; - изучение уровня умственного развития; - определение особенностей познавательной и учебной деятельности; - определение приемов индивидуальной и подгрупповой работы в процессе учебной деятельности. 3. Отслеживание динамики развития обучающихся: - осуществление планомерного наблюдения за развитием ребенка в условиях коррекционного обучения. 4. Этапная диагностика: - изучение усвоения программных знаний, умений и навыков (по основным предметам); - определение эффективности коррекционной работы; - корректировка коррекционных программ, приемов и методов работы. 5. Текущая диагностика: - составление рекомендаций для проведения коррекционных мероприятий в летний период; - анализ результатов коррекционной работы за год. | 1 класс Обучающиеся, посещающие занятия | - работа с документацией (протоколы ПМПК, медицинские карты, личные дела обучающихся, карты динамики развития) - индивидуальные диагностические занятия | Сентябрь В течение года Май | |
2 | Организационно-методическое | 1.Оптимизация коррекционно-образовательного процесса. 2. Фиксирование результатов коррекционно-диагностической деятельности. 3. Оформление и ведение документации дефектолога: - составление расписания коррекционно-развивающих занятий; - составление коррекционных планов в соответствии со структурой нарушения в развитии обучающихся, их корректировка; - планирование индивидуальных коррекционных мероприятий; - составление индивидуальных карт динамического развития обучающихся по результатам анализа полученных данных; 4.Комплектование групп для проведения коррекционных занятий. 5. Совершенствование качества коррекционного процесса в соответствии с требованиями коррекционного образования: - изучение научно-методической литературы по вопросам дефектологии и образования; - подбор дидактических игр и упражнений; - изготовление (приобретение) дидактических игр, демонстрационного и раздаточного материала; - разработка рекомендаций и подбор консультативного материала для педагогов. 6. Подготовка и проведение ППк. 8. Участие в методической работе школы (МО, педсоветах, совещаниях). | - режим дня - расписание занятий - протоколы обследования - список обучающихся, зачисленных на занятия | В течение года | ||
3 | Коррекционно-развивающее | 1. Коррекция имеющихся недостатков развития учебно-познавательной деятельности уч-ся в форме подгрупповых занятий. 2. Направления коррекционной работы: а) сенсомоторное развитие: - развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв; - развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов; - развитие тактильных ощущений; - развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ; - развитие тонкости и целенаправленности движений; - развитие кинестетических основ движения; - развитие межполушарного взаимодействия; б) формирование пространственных представлений: - формирование умения ориентировки в схеме собственного тела; - формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса); - формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга); - развитие пространственногопраксиса; - развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов; в) развитие мнемических процессов: - тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; - произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; - развитие тактильной и кинестетической памяти; г) развитие межанализаторных систем, их взаимодействия: - развитие слухо-моторной координации; - развитие зрительно-моторной координации; - развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации; д) формирование функции программирования и контроля собственной деятельности: - регуляция простейших двигательных актов; - формирования умения ориентировки в задании; -формирование умения планирования этапов выполнения задания; -формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; -формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате; е) формирование навыка письма; ж) формирование навыка чтения. | Обучающиеся, зачисленные на коррекционные занятия | Подгрупповые коррекционные занятия посещаемость обучающимися занятий наблюдение в динамике (посещение уроков, обследование по плану) оснащение процесса учебной деятельности план работы подгрупповых занятий | Октябрь – май | |
4 | Консультативно-просветительское и профилактическое | Работа с педагогическим составом школы | Повышение уровня психолого-педагогической подготовки учителей, формирование у них способности интегрировать дефектологические знания в педагогической работе: - индивидуальные консультации для педагогов; - выступления на МО с обобщением опыта работы - составление рекомендаций педагогам по использованию коррекционных приемов и методов в работе с обучающимися коррекционных классов. | Учителя и специалисты | Посещение уроков. Подборка методического материала. Медицинская документация (карты развития) Заключение и рекомендации ПМПК | В течение года |
Взаимодействие со специалистами (логопедом, психологом) | - комплексное изучение личности ребенка; - разработка и реализация групповых и индивидуальных профилактических и коррекционных мероприятий; - разработка оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи; - выработка рекомендаций по работе с обучающимися по результатам диагностического обследования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план работы учителя-дефектолога общеобразовательной школы
перспективный план...
Годовой план работы учителя-дефектолога
Планирование работы учителя-дефектолога на год....
План работы учителя - дефектолога на 2022-2023 учебный год
План работы учителя - дефектолога на 2022-2023 учебный год...
План работы учителя-дефектолога
План работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда отражает основные направления коррекционно-развивающей деятельности специалиста....
Перспективный план работы учителя-дефектолога 2023-2024
Перспективный план работы учителя-дефектолога на 2023-2024 учебный год....
План работы учителя-дефектолога на 2023-2024 учебный год
Диагностическая работа специального педагога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются...
Годовой план работы учителя - дефектолога на 2023 - 2024 учебный год"
Годовой план работы с родителями (законными представителями) учащихся посещающих индивидуальные, подгрупповые занятия учителя - дефектолога....