План работы учителя-дефектолога
материал

Данный материал пв помощь учителю-дефектологу для составления плана работы на учкебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_uchitelya-defektologa.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: своевременное выявление и оказание помощи обучающимся,             имеющим трудности в усвоении программного материала.

Задачи:

– выявление детей, испытывающих трудности в овладении школьной программой в условиях коррекционного обучения;

– динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;

– отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;

– проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность обучающихся;

– консультирование учителей по проблемам обучения, воспитания и развития детей, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях работы учителя-дефектолога:

  • диагностическое,
  • коррекционное,
  • консультативно-просветительское и профилактическое,
  • организационно-методическое.

Направления деятельности

Содержание

(планируемые мероприятия)

Класс

Условия реализации

Сроки проведения

1

Диагностическое

1. Изучение медико-психолого-педагогической документации.

2. Первичная диагностика:

- выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

- изучение уровня умственного развития;

- определение особенностей познавательной и учебной деятельности;

- определение приемов индивидуальной и подгрупповой работы в процессе учебной деятельности.

3. Отслеживание динамики развития обучающихся:

- осуществление планомерного наблюдения за развитием ребенка в условиях коррекционного обучения.

4. Этапная диагностика:

- изучение усвоения программных знаний, умений и навыков (по основным предметам);

- определение эффективности коррекционной работы;

- корректировка коррекционных программ, приемов и методов работы.

5. Текущая диагностика:

- составление рекомендаций для проведения коррекционных мероприятий в летний период;

- анализ результатов коррекционной работы за год.

       1 класс

Обучающиеся, посещающие занятия

- работа с документацией

(протоколы ПМПК, медицинские карты,

личные дела обучающихся,

карты динамики развития)

- индивидуальные диагностические занятия

Сентябрь

В течение года

Май

2

Организационно-методическое

1.Оптимизация коррекционно-образовательного процесса.

2. Фиксирование результатов коррекционно-диагностической деятельности.

3. Оформление и ведение документации дефектолога:

- составление расписания коррекционно-развивающих занятий;

- составление коррекционных планов в соответствии со структурой нарушения в развитии обучающихся, их корректировка;

- планирование индивидуальных коррекционных мероприятий;

составление индивидуальных карт динамического развития обучающихся по результатам анализа полученных данных;

4.Комплектование групп для проведения коррекционных занятий.

5. Совершенствование качества коррекционного процесса в соответствии с требованиями коррекционного образования:

- изучение научно-методической литературы по вопросам дефектологии и образования;

- подбор дидактических игр и упражнений;

- изготовление (приобретение) дидактических игр, демонстрационного и раздаточного материала;

- разработка рекомендаций и подбор консультативного материала для педагогов.

6. Подготовка и проведение ППк.

8. Участие в методической работе школы (МО, педсоветах, совещаниях).

- режим дня

- расписание занятий

- протоколы обследования

- список обучающихся, зачисленных на занятия

В течение года

3

Коррекционно-развивающее

1. Коррекция имеющихся недостатков развития учебно-познавательной деятельности уч-ся в форме подгрупповых занятий.

2. Направления коррекционной работы:

а) сенсомоторное развитие:

- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;

- развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;

- развитие тактильных ощущений;

- развитие умения организации и контроля простейших

двигательных программ;

- развитие тонкости и целенаправленности движений;

- развитие кинестетических основ движения;

- развитие межполушарного взаимодействия;

б) формирование пространственных представлений:

- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;

- формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);

- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

- развитие пространственногопраксиса;

- развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов;

в) развитие мнемических процессов:

- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

- развитие тактильной и кинестетической памяти;

г) развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:

- развитие слухо-моторной координации;

- развитие зрительно-моторной координации;

- развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации;

д) формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:

- регуляция простейших двигательных актов;

- формирования умения ориентировки в задании;

-формирование умения планирования этапов выполнения задания;

-формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

-формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате;

е) формирование навыка письма;

ж) формирование навыка чтения.

Обучающиеся, зачисленные на коррекционные занятия

Подгрупповые

коррекционные занятия

посещаемость обучающимися занятий

наблюдение в динамике (посещение уроков, обследование по плану)

оснащение процесса учебной деятельности

план работы подгрупповых занятий

Октябрь – май

4

Консультативно-просветительское и профилактическое

Работа с педагогическим составом школы

Повышение уровня психолого-педагогической подготовки учителей, формирование у них способности интегрировать дефектологические знания в педагогической работе:

индивидуальные консультации для педагогов;

- выступления на МО с обобщением опыта работы

- составление рекомендаций педагогам по использованию коррекционных приемов и методов в работе с обучающимися коррекционных классов.

Учителя и специалисты

Посещение уроков.

Подборка методического

материала.

Медицинская документация (карты развития)

Заключение и рекомендации

ПМПК

В течение года

Взаимодействие со специалистами

(логопедом, психологом)

- комплексное изучение личности ребенка;

- разработка и реализация групповых и индивидуальных профилактических и коррекционных мероприятий;

- разработка оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи;

- выработка рекомендаций по работе с обучающимися по результатам диагностического обследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план работы учителя-дефектолога

Планирование работы учителя-дефектолога на год....

План работы учителя - дефектолога на 2022-2023 учебный год

План работы учителя - дефектолога на 2022-2023 учебный год...

План работы учителя-дефектолога

План работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда отражает основные направления коррекционно-развивающей деятельности специалиста....

Перспективный план работы учителя-дефектолога 2023-2024

Перспективный план работы учителя-дефектолога на 2023-2024 учебный год....

План работы учителя-дефектолога на 2023-2024 учебный год

Диагностическая работа специального педагога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются...

Годовой план работы учителя - дефектолога на 2023 - 2024 учебный год"

Годовой план работы с родителями (законными представителями) учащихся посещающих индивидуальные, подгрупповые занятия учителя - дефектолога....