"Конституция"
план-конспект урока (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок правовых знаний
«Конституция – основной закон государства»,
Цели и задачи:
- воспитание чувства гордости за свою страну
- знакомство с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями
- познакомить детей с историей праздника, воспитывать бережное отношение к символике РФ.
- воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.
- развивать творческие способности учащихся
- воспитывать любовь к Родине
- формирование представлений о правах и обязанностях граждан страны, в том числе детей.
- формировать представления о правах и обязанностях школьника.
Ход урока
- Орг. момент
- Введение в тему
Велика и прекрасна наша страна - Россия. Необъятные просторы, большие города, много разных народов и народностей, проживающих в разных уголках, великая культура - все это наша Россия. Россия – это наша родина. Родина – это место, где мы родились, где живут наши родители, дедушки и бабушки. Здесь нам всё знакомо – язык, быт, традиции. Уезжая из родных мест, мы скучаем….
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «РОДИНА».
(слайд 1)
Например:
Р - родной
О - отважный
Д - добрый
И - интересный
Н - надёжный
А - активный
Нет на свете Родины красивей
Боевой страны богатырей.
Вот она по имени Россия,
От морей простерлась до морей.
Прибавляет силы год от года,
Вся красуясь в славе молодой
И живут в содружестве народы
Под её державною звездой.
Ребята давайте с вами соберем пословицы о Родине (работа в группах)
(слайд 2)
- Одна у человека мать, одна у него и Родина.
- Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
- Где родился, там и пригодился.
- Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Наша страна – самая большая в мире. На территории России могут уместиться, например, 31 Франция, или 560 Бельгий. Наша страна – это государство. У каждого государства есть своя территория, граница, население, государственные символы, государственный язык, денежная единица.
Какие символы России вы можете назвать? Государственные символы России – это флаг, герб, гимн.
Что представляет собой государственный флаг? Форма?
Сколько цветов имеет государственный флаг? Какие?
Практическое задание (по группам) На столах лежат цветные полоски белого, красного, синего цветов. Учащиеся должны собрать эти полоски так, чтобы получился флаг РФ.
Вот так выглядит флаг РФ (слайд 3)
Как вы думаете, что символизирует каждая полоса?
1 полоса – белого цвета – символизирует чистоту, мир, правду, благородство.
2 полоса – синего цвета – символизирует небо, верность, веру.
3 полоса – красного цвета – символизирует смелость, доброту, честность, огонь, кровь.
Следующий символ – это гимн (слайд 4)
Гимн – это торжественная песня в честь государства.
Музыка – Георгия Александрова.
Текст – Сергея Михалкова.
Какое существует правило для граждан, когда звучит гимн РФ?
Где мы можем услышать гимн?
Следующий символ – это герб. (слайд 5)
Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. За время своего существования изображение двуглавого орла претерпевает многие изменения. В 1917 году орел перестал быть гербом России. Его символика показалась большевикам символом самодержавия, они не принимали во внимание то, что двуглавый орел был символом русской государственности. 30 ноября 1993 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ о Государственном гербе. Сейчас двуглавый орел, как и прежде символизирует могущество и единство Российского государства.
Кто расскажет, как выглядит герб?
Государственный герб РФ представляет собой четырёхугольный с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединёнными лентой.
В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающим серебряным копьём чёрного дракона.
Где можно увидеть герб?
И каждое государство: маленькое, как, например, Бельгия или Люксембург, или такое большое, как Россия, живет по определенным законам, все граждане государства имеют определенные права и обязанности, которые записаны в основном законе.
Физкультминутка
Игра «Если в школу ты идешь»
А какие же вещи можно приносить в школу? Предлагаю выйти из-за парт. Я буду читать стихотворение. А вы хлопайте в ладоши - ловите, если такие вещи в школе нужны; не нужны – приседайте, пусть пролетают мимо.
Если в школу ты идёшь,
То в портфель с собой берёшь:
- В клеточку тетрадку?
- Новую рогатку?
- Веник для уборки?
- Дневник для пятёрки?
- Альбом и краски?
- Карнавальные маски?
- Азбуку в картинках?
- Рваные ботинки?
- Фломастеры и ручку?
- Гвоздиков кучку?
- Карандаши цветные?
- Матрасы надувные?
- Молодцы, почти не ошибались! Тихонечко сели.
Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди, и у них появились вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
Для чего же нужны правила? Вспомните, как вы играете, например, в прятки. В игре существуют правила игры: один водит, отвернувшись, ждет, когда остальные спрячутся, а потом ищет. Подумайте, если никто из играющих не будет выполнять правила, что получится? (Ответы детей). Полная неразбериха! Так и для всех людей должны быть правила жизни. В древности никаких правил не было. Кто был сильнее, тот всегда оказывался прав: захотел и все забрал у слабого, и никто не поможет, если у слабого нет сильного защитника. Очень долго решались эти вопросы, а когда их решили, появились законы. Если в точности соблюдать все, что в них записано, то и будет порядок на земле. А чтобы соблюдать законы, нужно, по крайней мере, знать их. Что же это такое – законы? (Ответы детей).
(слайд 6) Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане страны. Законы бывают разные, но главный - основной закон нашей страны - это …
Сейчас мы отгадаем кроссворд о символике, узнаем название урока
(Работа в группах) (слайды 7, 8)
1) Цвет нижней полоски на флаге. (Красный)
2) Птица, изображенная на гербе. (Орел)
3) Торжественная государственная песня. ( Гимн)
4) Цвет средней полоски на флаге. (Синий)
5) Жезл-символ власти. (Скипетр)
6) Имя воина, изображенного на гербе России и г. Москвы.(Георгий)
7) Царь-отец российского флага, который утвердил его, как торговый. (Петр)
8) У орла две головы, значит, он…(Двуглавый)
9) Наше государство-Российская…(Федерация)
10) Георгий, воин на коне-это…(всадник)
Конституция
(слайд 8)
Итак, Конституция Российской Федерации (показывает брошюру) – это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. Мы с вами жители России и обязаны знать Конституцию.
Когда и как была принята Конституция России?
Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие – добавили, третьи – переписали по-другому. Потом состоялся референдум, то есть всенародное голосование. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации. В этом году нашей Конституции исполнится 25 лет. Первая Конституция была принята в 1918 г.
Сегодня мы поговорим с вами об основных положениях Конституции Российской Федерации. Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация. А что значит слово «федерация»?
- «Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз».
Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.
Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:
«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.
Какие правила устанавливает наша Конституция?
В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.
Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.
В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что – нельзя.
Итак, в Конституции прописаны наши права и обязанности. Давайте разберёмся, что это.
Что такое “право” и что такое “обязанность”? В чем их различие?
“Право” - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот “обязанность”, наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит их различие. Пользуясь этим нехитрым объяснением, давайте попробуем составить таблицу “Права и обязанности граждан России”. Кстати, в Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причем, права даются в совокупности со свободами.
Какие же права есть у нас? (Ответы детей). По Конституции нашей страны, мы все имеем право на жизнь, имеем право на образование, право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь и другие. Какое, на данном этапе вашей жизни, для вас самое главное право и ваша главная обязанность? (Ответы детей). Право учиться в школе и получать образование – это важное право. В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование...». Как вы думаете, что должно сделать государство, чтобы обеспечить вам право на образование? (Ответы детей). Вы имеете право учиться в школе, получать бесплатное образование. В каждом городе есть школы, которые посещают все дети. А какие обязанности вытекают из этого права? (Ответы детей). Каждый гражданин обязан получить среднее образование.
равенство прав и свобод,
право на жизнь,
право на личную неприкосновенность,
право на защиту своей чести и доброго имени,
право на свободное передвижение,
право на жилище и его неприкосновенность,
право на труд,
право на отдых,
право на образование,
право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
право на получение юридической помощи,
право на получение социальной помощи,
свобода мысли и слова,
свобода вероисповеданий,
свобода информации,
свобода творчества.
- обязанность защищать Родину,
- обязанность соблюдать законы,
- обязанность сохранять природу и окружающую среду,
- обязанность платить налоги.
Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. Приглашаю в гости к героям сказки «Приключения Буратино». Во время игры «В гости к Буратино» мы узнаем, какие герои сказки нарушают права других героев, унижают и обижают их.
Каждой группе раздаются карточки, на которых написано:
− Право на образование.
− Право на свободный труд, защита от безработицы.
− Каждый имеет право на жилище, и оно неприкосновенно.
− Никто не может издеваться над человеком, пытать его, грубо к нему относиться.
− Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.
− Никто не может издеваться над человеком. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
− Право на жизнь.
Давайте разберемся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке. Я опишу ситуацию, а вы поднимите табличку с правильным ответом:
- Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Защита от безработицы.)
- Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Право на образование.)
- Разбойники подвесили Буратино, на дереве. Какое право они нарушили? («Никто не может издеваться над человеком, пытать его, грубо к нему относиться»).
- Когда Буратино болел, к нему вызывали докторов. (Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание).
5. Мальвина принялась учить Буратино письму и математике. (Право на образование).
6. Какое право нарушил Карабас, когда подвесил Буратино в кладовке на гвоздь? (Никто не может издеваться над человеком. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность).
7. Какое право нарушили полицейские, когда бросили Буратино в пруд? (Право на жизнь).
8. Какое право соблюдалось, когда Мальвина лечила Артемона? (Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание).
9. Какое право нарушено, когда полицейские с Карабасом ворвались в каморку папы Карло? (Каждый имеет право на жилище, и оно неприкосновенно).
В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».
Устав школы – это правила, по которым живет наша школа. Мы с вами их обязательно выучим, и будем соблюдать.
Соберите и приклейте, права и обязанности школьников.
Какие же права есть у вас, школьников? Прочитайте.
1.Право на учебу.
2. Право на отдых между уроками.
3.Право на каникулы.
4.Право на занятия в кружках и секциях.
- В Конституции записаны не только права, но и обязанности.
Какие же обязанности у школьника? Прочитайте.
1. Уважать друг друга.
2. Культурно вести себя.
3. Ходить опрятным.
4. Выполнять устав школы.
- Рефлексия
На этом наша беседа заканчивается. Что нового вы узнали сегодня? А ваша главная обязанность какая? Хорошо учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "15-летие Конституции РК"
Классный час посвященный празднованию 15-летия Конституции РК...
ЭОР по теме День Конституции РФ. Презентация к классному часу.
Презентация Power Point по теме 12 декабря - День Конституции. Материал рекомендован для учителей начальных классов. Применение в урочной и внеурочной деятельности. Классный час 3-4 класс. ...
Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»
1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Формировать представ...
12 декабря - День Конституции РФ
Внекласное мероприятие, посвящённое Дню Конституции РФ...
Конституция РФ
http://www.constitution.ru/...
Классный час на тему: "Конституция России"(ко дню конституции 12 декабря)
Используемый материал позволяет продолжить знакомство с Российскими праздниками, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствует воспитаниюпатриотизма, содействует развитию познав...
Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны. Как построить беседы с младшими школьниками по Конституции Российской Федерации.
Конституция - те самые базовые правила игры, по которым мы выстраиваем нашу жизнь в нашем государстве. Конституцию как неотъемлемую часть правового воспитания молодого гражданина, как главный зак...