Рабочая программа. Внеурочная деятельность.
творческая работа учащихся
В 2023-2024 году внеурочная деятельность организована для учащихся 7-8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._vneurochnaya_deyatelnost.docx | 303.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
- Пояснительная записка.
- Тематическое планирование.
- Поурочное планирование.
- Учебно-методическое обеспечение для учителя и ученика:
- Пояснительная записка.
Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
Ведение кружка «Мой край- Бурятия» необходимо для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере художественно-культурных традиций Бурятии, её природных и рукотворных достопримечательностей.
Материал призван пробуждать у детей чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.
Курс позволит значительно повысить качество художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Он должен способствовать развитию более широкого и полного представления об окружающем мире, формированию эстетического вкуса на примере народного и классического искусства Бурятии, умению понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, помочь глубже понять красоту и богатство родной природы.
На реализацию программы по внеурочной деятельности «Мой край-Бурятия» в школе отводится 1 часа в неделю.
Цель программы: Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием бурятского народа; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.
Задачи:
- развивать у детей духовное начало, образно-художественное мышление, эстетическое восприятие явлений действительности;
- формировать у детей представление об искусстве как творческом процессе на примере творчества художников Бурятии, уважение к деятельности художника;
- приобщать к истории культуры родного края и современному художественному творчеству;
- развивать творческие способности и навыки учащихся, расширять представления о разнообразии изобразительного языка искусства родного края;
- Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.
- Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
- Приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства.
- Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:
- Истории
- Краеведения
- Изобразительного искусства
- Трудового обучения
Формы проведения занятий:
- Интегрированный урок
- Инсценированное представление
- Экскурсия
- Комбинированный урок
- Краеведческая викторина
2. Тематическое планирование “Мой край - Бурятия”
1 | 1 ч | История Бурятии Предания об истории заселения и освоения края |
|
2 | 1 ч | Бурятские роды и племена в древности | Создание древо родословной |
3 | 1 ч | Религия. Шаманизм. Православие. Буддизм. |
|
4 | 1 ч | Иволгинский дацан | Рисунки дацана |
5 | 1 ч | Подготовка к конкурсу среди учащихся школ этнической Бурятии направленный на сохранение по бурятского языка. | |
6 | 1 ч | Образование Республики Бурятия | Сообщение на тему «Образование Республики Бурятия» |
7 | 1ч | Улан-Удэ- столица Бурятии. | Сообщение на тему «История возникновения города Улан – Удэ» |
8 | 1 ч | Символы Бурятии | Изображение бурятской символики с помощью разнообразных видов прикладного искусства Выучить гимн Бурятии |
8-9 | 2 ч | Танцы и игры бурят. Ёхор | Разучивание народных игр. Разучивание ехора. |
№ | Кол час | Название разделов и тем | Творческое задание |
10 | 1 | Байкал – мировое наследие | Подобрать фольклор о Байкале, викторина, использование мультимедиа |
11-12 | 2 | Символика в традиционной культуре бурят Символика чисел | Подтвердить на примере популярные числа и числовые композиции |
13 | 1 | Символика цвета | Рисунки |
14 | 1 | Материальная культура бурят Дерево в культуре бурят | Изготовление игрушек из любого материала, составление правила поведения в лесу |
15 | 1 | Пища как часть культуры народа | Составление меню из бурятской кухни |
16-17 | 2 | Устное народное творчество | Подобрать сказки и пословицы о доброте. Инсценировка бурятской народной сказки |
№ | Кол час | Название разделов и тем | Творческое задание |
18 | 1 | Символика орнаментов | Рисунок народного орнамента (квиллинг) |
19 | 1 | Виды орнаментов | Рисуем эскиз бурятского народного орнамента (квиллинг) |
20 | 1 | Бурятский сундук | Выполнение эскиза сундука с бурятским орнаментом |
21-22 | 2 | Головные уборы бурят | Выполнение эскиза головного убора бурят |
23 | 1 | Подготовка к конкурсу среди учащихся школ этнической Бурятии направленный на сохранение по бурятского языка. | |
24 | 1 | Мужской дэгэл | Выполнение эскиза мужского дэгэла |
25 | 2 | Женский дэгэл | Выполнение эскиза женского дэгэла |
26 | 1 | Женские ювелирные украшения | Выполнение эскиза женских ювелирных украшений |
27 | 1 | Мужские украшения | Выполнение эскиза мужских ювелирных украшений |
№ | Кол час | Название разделов и тем | Творческое задание |
28 | 1 | Бурятская народная посуда | Выполнение эскиза бурятской народной посуды |
29 | 1 | Бурятское жилище – юрта | Выполнение эскиза бурятского жилища - юрты |
30 | 1 | Духовная культура бурят Лошадь в традиционной культуре бурят | Придумать рассказ о лошади-помощнике, лошади-кормилице, лошади-участнике всех народных празднеств |
31 | 1 | Подготовка к конкурсу среди учащихся школ этнической Бурятии направленный на сохранение по бурятского языка. | |
32 | 1ч | Материальная культура бурятского народа(загадки, игры, легенды) | Посещение библиотеки |
33 | 1 ч | Бурятское жилище | Конструирование юрты из разных материалов |
34 | 1 ч | Викторина |
|
3. Поурочное планирование
№ | Кол час | Название разделов и тем | Творческое задание | Дата проведения |
1 | 1 ч | История Бурятии Предания об истории заселения и освоения края |
| 07.09 |
2 | 1 ч | Бурятские роды и племена в древности | Создание древо родословной | 14.09 |
3 | 1 ч | Религия. Шаманизм. Православие. Буддизм. |
| 21.09 |
4 | 1 ч | Иволгинский дацан | Рисунки дацана | 28.09 |
5 | 1 ч | Подготовка к конкурсу среди учащихся школ этнической Бурятии направленный на сохранение по бурятского языка. | 05.10 | |
6 | 1 ч | Образование Республики Бурятия | Сообщение на тему «Образование Республики Бурятия» | 12.10 |
7 | 1ч | Улан-Удэ- столица Бурятии. | Сообщение на тему «История возникновения города Улан – Удэ» | 19.10 |
8 | 1 ч | Символы Бурятии | Изображение бурятской символики с помощью разнообразных видов прикладного искусства Выучить гимн Бурятии | 26.10 |
8-9 | 2 ч | Танцы и игры бурят. Ёхор | Разучивание народных игр. Разучивание ехора. | 02.11 |
№ | Кол час | Название разделов и тем | Творческое задание | Дата проведения |
10 | 1 | Байкал – мировое наследие | Подобрать фольклор о Байкале, викторина, использование мультимедиа | 09.11 |
11-12 | 2 | Символика в традиционной культуре бурят Символика чисел | Подтвердить на примере популярные числа и числовые композиции | 16.11 23.11 |
13 | Символика цвета | Рисунки | 30.11 | |
14 | 1 | Материальная культура бурят Дерево в культуре бурят | Изготовление игрушек из любого материала, составление правила поведения в лесу07.12 | 07.12 |
15 | 1 | Пища как часть культуры народа | Составление меню из бурятской кухни | 14.12 |
16-17 | 2 | Устное народное творчество | Подобрать сказки и пословицы о доброте. Инсценировка бурятской народной сказки | 21.12 28.12 |
№ | Кол час | Название разделов и тем | Творческое задание | Дата проведения |
18 | 1 | Символика орнаментов | Рисунок народного орнамента (квиллинг) | 11.01 |
19 | 1 | Виды орнаментов | Рисуем эскиз бурятского народного орнамента (квиллинг) | 18.01 |
20 | 1 | Бурятский сундук | Выполнение эскиза сундука с бурятским орнаментом | 25.01 |
21-22 | 2 | Головные уборы бурят | Выполнение эскиза головного убора бурят | 01.02 08.02 |
23 | 1 | Подготовка к конкурсу среди учащихся школ этнической Бурятии направленный на сохранение по бурятского языка. | 15.02 | |
24 | 1 | Мужской дэгэл | Выполнение эскиза мужского дэгэла | 22.02 |
25 | 2 | Женский дэгэл | Выполнение эскиза женского дэгэла | 29.02 07.03 |
26 | 1 | Женские ювелирные украшения | Выполнение эскиза женских ювелирных украшений | 14.03 |
27 | 1 | Мужские украшения | Выполнение эскиза мужских ювелирных украшений | 21.03 |
№ | Кол час | Название разделов и тем | Творческое задание | Дата проведения |
28 | 1 | Бурятская народная посуда | Выполнение эскиза бурятской народной посуды | 04.04 |
29 | 1 | Бурятское жилище – юрта | Выполнение эскиза бурятского жилища - юрты | 11.04 |
30 | 1 | Духовная культура бурят Лошадь в традиционной культуре бурят | Придумать рассказ о лошади-помощнике, лошади-кормилице, лошади-участнике всех народных празднеств | 18.04 |
31 | 1 | Подготовка к конкурсу среди учащихся школ этнической Бурятии направленный на сохранение по бурятского языка. | 25.04 | |
32 | 1ч | Материальная культура бурятского народа(загадки, игры, легенды) | Посещение библиотеки | 16.05 |
33 | 1 ч | Бурятское жилище | Конструирование юрты из разных материалов | 23.05 |
34 | 1 ч | Викторина |
| 30.05 |
4. Учебно-методическое обеспечение для учителя и ученика:
- Алагуева В. Золотая книга о бурятах.; – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2006.
- Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан-Удэ,2004.
- Верхотурова Г.А. Золотой край Бурятии. 2-е изд.– Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2009.
- Загадки, пословицы и поговорки бурятского народа из собрания Кима Лопсоновича Малакшанова
- Игнатьева Т. В. Программно-методические материалы. Окружающий мир. Начальная школа –– М.: Дрофа, 1999.
- Маханёва М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. Метод.пособие.- М.: АРКТИ, 2005.
- Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока: Практич. пособ. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель»,2003.
- Троицкая Н.Б. Нестандартные уроки и творческие занятия: Метод. пособие.- М.: Дрофа, 2003
- Тоонто нютаг: Книга для учащихся. Сост. Санжадаева Г.С. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2002.
- Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» газета «Начальная школа»
- Байкал-ГЕО. Межрегиональный общественно-политический журнал
Интернет ссылки:
- https://regedu.ru/ Региональная электронная платформа для изучения бурятского языка.
- https://zugaa.ru/resurs/ Ресурсы по бурятскому языку.
- https://xesheel.exexelen.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...