«Как ученикам начальной школы развить навыки работы с информацией и исследовательской деятельности».
материал
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Эффективно сотрудничать в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели исследовательские методы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Как ученикам начальной школы развить навыки работы с информацией и исследовательской деятельности».
Подготовила: Сомова Алла Викторовна
учитель начальных классов
МКОУ «Мартыновская СОШ»
2024 год
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Эффективно сотрудничать в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели исследовательские методы обучения.
Что обозначает слово « исследование» ?
Какие синонимы к нему мы можем подобрать?
ОПЫТ, АНАЛИЗ, ЭКСПЕРИМЕНТ, НАБЛЮДЕНИЕ, ИЗУЧЕНИЕ, ОБЗОР, ПОИСК
Организация исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога не только высокого уровня знаний, но и желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.
Каковы же основные этапы исследования?
Давайте вместе вспомним основные шаги, которые проходит исследователь. Для этого перечитаем рассказ Н.Носова «Живая шляпа».
1. Итак, помните, с чего все начиналось?
Володя обернулся и увидел на полу возле комода шляпу. Он подошёл, нагнулся, хотел поднять шляпу и вдруг как закричит: — Ай-ай-ай! — и бегом в сторону. — Чего ты? — спрашивает Вадик. — Она жи-жи-живая! — Кто живая? — Шля-шля-шля-па.
Итак, с чем столкнулись герои рассказа? (с проблемой)
Проблема- это затруднение, неопределенность. Проблемная ситуация - такая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения, и которая заставляет остановиться и задуматься.
Это - первый этап исследовательской деятельности.
2. Идем дальше.
— Что ты! Разве шляпы бывают живые?
— По-по-посмотри сам. Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит: — Ай! — и прыг на диван. Володя — за ним. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану. — Аи! Ой! — закричали ребята. Соскочили с дивана — и бегом из комнаты.
Что делают мальчики? (задают вопросы, наблюдают)
Любое познание начинается с вопроса. Вопрос – форма выражения проблемы. Он направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании. А самый популярный и доступный метод исследования – это наблюдение.
- Продолжаем читать.
Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли… — Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила. — А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?
Что выдвигают мальчики? (гипотезы)
Гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений, предвидение событий. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Умение выдвигать гипотезы – одно из главных умений исследователя.
- — Ну, пойди посмотри. — Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну. — Постой, я тоже кочергу возьму. — Да у нас другой кочерги нет. — Ну, я возьму лыжную палку. Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату. — Где же она? — спрашивает Вадик. — Вон там, возле стола. — Сейчас я её как тресну кочергой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе. Но шляпа лежала возле стола и не двигалась. — Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам. — Сейчас я её спугну, — сказал Вадик. Он стал стучать по полу кочергой и кричать: — Эй ты, шляпа! Но шляпа не двигалась. — Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять, — предложил Володя. Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу.
Чем занимаются Володя и Вадик? (проводят эксперименты, опыты)
Эксперимент – важный метод исследования. Это метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
- Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху! — Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил.
Чем заканчивается исследование? (решение проблемы, находят ответы на свои вопросы, совершают открытие)
Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо.
Таким образом, проанализировав рассказ, мы составили план работы над исследованием, вспомнили основные этапы этой деятельности.
На уроках окружающего мира также используется исследовательская деятельность.
Тема урока «Свойства воды» или «Водоёмы».
1) Давайте определим тему исследования:
«Чудо света – озеро Байкал»
2) Гипотеза: «Говорят, озеро Байкал уникально».
3) Проблема: в чем его уникальность?
4)Цель проекта: выяснить, действительно ли Байкал можно считать одним из уникальных и красивейших озер.
5) Задачи исследования:
- проанализировать информацию про озеро Байкал
- обобщить полученные знания
- раскрыть уникальность озера Байкал и причины уникальности
6) Методы:
- наблюдение
- сравнение
- анализ
- исследование
7)Вопросы:
- Правда ли, что Байкал уникальное и красивейшее озеро?
- Является ли Байкал самым древним и самым глубоким озером?
- Верно ли утверждение, что в Байкале чистая и прозрачная вода?
8) Работа по группам:
1 группа: исследует общие сведения о географическом расположении озера Байкал, его характеристики и историю происхождения.
2 группа: исследует разнообразие животного мира.
3 группа: исследует растительный мир.
4 группа: исследует экологические проблемы озера Байкал
5 группа: делает выводы.
9) Представление продукта исследования в виде презентации участниками мастер – класса, защита проекта.
Экскурсия как вид исследовательской деятельности
Во время проведения экскурсий в природу особое внимание уделяется приобретению учащимися различных специальных навыков и умений: наблюдать природу, фиксировать и обрабатывать наблюдения, самостоятельно изучать, объяснять и предсказывать явления живой и неживой природы, ориентироваться на местности, читать план местности, карту и т. д.
Непосредственное восприятие природного окружения развивает у младших школьников интерес к его изучению, воспитывает любовь к родному краю. Во время экскурсии учащиеся любуются красотами природы, прислушиваются к её звукам, видят разнообразие природного окружения, узнают много интересного и поучительного о законах природы.
Во время экскурсий учащиеся проявляют деятельную активность, интерес к наблюдаемым предметам и явлениям природы, хорошо усваивают учебный материал, и всё это происходит потому, что исследовательский подход более естествен для младшего школьника, больше соответствует природе ребёнка. В исследовательской экскурсии используется рефлекс на новизну, т. е. любопытство, любознательность.
Итоги исследований во время экскурсии дети могут представить в форме:
#1054;формление гербария, коллекции;
#1042;ыставка рисунков, поделок, фотографий;
#1053;аписание мини-сочинений по материалам экскурсии;
#1054;формление устного сообщения
Исследовательская деятельность учит детей ставить проблемы, выдвигать гипотезы, проводить простейшие опыты и эксперименты. Благодаря совместной работе с ребятами нам удалось создать коллекцию и составить «определители» по темам:
- Хвойные деревья.
- В мире животных.
- «Мы в ответе за тех, кого приручили» (фотоальбом).
- Поделки из солёного теста. Пластилина.
Ребята составляют коллекции, готовят небольшие сообщения и выступают с ними перед одноклассниками.
Часто исследовательская работа, начатая на уроке, имеет развитие и во внеурочное время. Обычно это уроки литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.
Ещё с учащимися были проведены долгосрочные исследования, как продолжение уроков:
- «Родословная моей семьи»
- « Леса, которые нас окружают»
- «Профессии моих родителей»
Основными условиями успешности развития исследовательских навыков младших школьников является:
- умение вести диалог;
- слушать школьников и принимать их точку зрения не как неверную, а как одну из многих;
- мгновенно ориентироваться в разных ситуациях;
- выбирать точные слова для комментариев ответов учеников, обобщений и выводов.
В начальной школе регулярно используются индивидуальные и коллективные игры. Часть игр позволяет активизировать исследовательскую деятельность младших школьников, помогая им освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Для знакомства учащихся с методикой проведения учебных исследований необходимо провести два-три тренировочных занятия. Я готовлю карточки с символическим изображением методов исследования: «Подумать», «Спросить»,
Понаблюдать», «Получить информацию из книг», «Посмотреть по телевизору», «Получить информацию из сети Интернет», «Провести эксперимент» и др. Тему выбирают наиболее интересную все вместе. Учитель объясняет, что задача учащихся заключается в составлении небольшого сообщения о предмете, но для этого надо собрать всю доступную информацию. Далее, в ходе беседы выясняется, где можно найти информацию. Отвечая на вопросы учителя, ребята выстраивают логическую цепочку из карточек с символами («Подумать» и т. д.)
Это и есть план исследования. Важно на этом этапе сообщить детям, что необходимо фиксировать все найденные результаты, чтобы не забыть. Показать учащимся, как можно сделать краткую запись или рисунок. Развитие навыков постановки вопроса и восприятие ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения игр-исследований.
Полученную информацию надо проанализировать и обобщить. Для этого все работы учащихся с данными выкладываются на стол, чтобы все могли их видеть. Выясняется, что нового узнали участники исследования о предмете исследования, какие выводы можно сделать. В процессе обобщения результатов исследования происходит развитие мышления и творческих способностей младших школьников, они учатся выделять главные идеи видеть второстепенные, пытаются дать определения понятиям.
Как только информация обобщена, можно начинать подготовку сообщения по теме исследования.
Форма выступления может быть различной:
презентации; диспуты; защита проекта, чертежа, схемы; выпуск тематической газеты, журнала; творческий отчет, проведение утренника; и др.
В ходе исследования ребята должны научиться:
давать определения понятиям;
отмечать все необычное, малознакомое;
подобрать сравнения, метафоры;
сделать выводы;
найти пути дальнейшего изучения темы исследования;
готовить текст выступления;
готовить иллюстративный материал для выступления
Своё выступление хочу закончить одной притчей
"В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".
Давайте сделаем вывод: В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.
Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...
«Глядя в монитор». Викторина для учеников начальной школы в рамках работы над проектом «Охрана зрения». Воспитатель 2 «Б» класса Ю.Н. Степанова « Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков»
« Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков» Викторина для учеников начальной школыв рамках работы над проектом «Охрана зрения»и по профилактике ...
Что приобрести к новому учебному году. Рекомендации для родителей учеников начальной школы (из опыта работы).
Много забот ложиться на плечи мам, пап, бабушек и дедушек перед школой. Для того чтобы все успеть и расходы были значительно меньше, начинайте покупки заранее. Так как в авгус...
Проектно-исследовательская деятельность ученика начальной школы как способ достижения метапредметных результатов образовательного процесса
Статья является итогом длительной работы по вовлечению обучающихся в работу над проектом. Систематичность такой деятельности побуждает детей к разного рода исследованиям и поиску информации. Обработка...
Исследовательская деятельность учеников начальной школы: рекомендации для успешной работы с классом
Пошаговая инструкция для учителей начальной школы, начинающих исследовательскую работу с новым классом. Этапы овладения новыми знаниями и умениями описаны кратко. Статья подходит и для родителей, жела...
Внеурочная работа по развитию графомоторных навыков как профилактика и коррекция оптической дисграфии у учеников начальной школы
Графика является разделом лингвистики и изучает систему отношений между буквами письма и звуками (фонемами) речи, а также зрительный образ буквы, восприятие его, и сам процесс изображения буквы.Графич...
В чём успех исследовательского проекта ученика начальной школы (из опыта работы)
Статья о том, как правильно построить работу над проектом с ребенком....