ПК 4.1
рабочая программа
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет | Класс | Вариант |
Русский язык | 3 | Русский язык 3 класс, 2023-2024 |
Раздел | Описание раздела | Тема урока |
Раздел 5 | Морфология | Окончание как изменяемая часть слова |
|
| Нулевое окончание |
|
| Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Диктант с грамматическим заданием (контроль) |
|
| Корень, приставка, суффикс — значимые части слова |
|
| Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса |
|
| Создание собственных текстов-описаний. Сочинение по картине А.А. Рылова "В голубом просторе" .У. ч.1 стр.94 №177 (контроль) |
|
| Работа над ошибками. Состав слова: обобщение |
|
| Изложение повествовательного текста с опорой на предложенный план. У.ч.1 стр.99 упр.191 (контроль) |
|
| Проектное задание "Семья слов" |
|
| Повторяем правописание проверяемых безударных гласных в корне слова |
|
| Повторяем правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова |
|
| Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова |
|
| Закрепление способов проверки написания слов с двумя безударными гласными в корне слова |
|
| Повторяем правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Составление текста на основе личных наблюдений или по рисунку |
|
| Непроизносимые согласные в корне слова |
|
| Наблюдение за обозначением буквами непроизносимых согласных в корне слова |
|
| Отработка написания непроизносимых согласных в корне слова |
|
| Объяснительный диктант: отрабатываем написание слов с орфограммами корня |
|
| Правописание слов с удвоенными согласными |
|
| Написание текста по заданному плану. Сочинение по картине В. М. Васнецова "Снегурочка".У.с.123 упр.238 (контроль) |
|
| Работа над ошибками. Отработка правописания слов с удвоенными согласными. |
|
| Проверочная работа по теме "Правописание слов с орфограммами в корне" (контроль) |
Раздел 6 | Синтаксис | Работа над ошибками. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание суффиксов ость, ов и др. |
|
| Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: закрепляем правописание суффиксов |
|
| Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание приставок группа приставок с "о" и группа приставок с "а" |
|
| Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: закрепляем правописание приставок |
|
| Закрепляем правописание суффиксов и приставок |
|
| Контрольный диктант за 1 полугодие (контроль) |
|
| Работа над ошибками. Разделительный твёрдый знак |
|
| Знакомство с жанром объявления |
|
| Объясняющий диктант: повторение правил правописания |
|
| Наблюдаем за знаками препинания в предложениях с однородными членами, не соединёнными союзами |
|
| Наблюдаем за знаками препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами и, или |
|
| Вспоминаем нормы речевого этикета: приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ |
Раздел 7 | Орфография и пунктуация | Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. У.ч.1 стр.134 №263 (контроль) |
|
| Работа над ошибками. Отработка орфограмм, вызывающих трудности |
|
| Отработка орфограмм, вызывающих трудности |
|
| Отработка орфограмм, вызывающих трудности |
|
| Работаем с текстами. У.ч.1 стр.139- 140 |
|
| Ознакомительное чтение: когда оно нужно |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Структурные элементы рабочей программы | Наличие (да/нет) |
Титульный лист | |
наименование образовательной организации | Да |
название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования) | Да |
сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория) | Да |
год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса | Да |
Пояснительная записка | |
перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса | Да |
наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса | Да |
цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса | Да |
Общую характеристику учебного предмета, курса | |
структура учебного предмета | Да |
содержание учебного предмета | Да |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане | |
предметная область, к которую входит данный учебный предмет | Да |
место и роль учебного предмета в обучении | Да |
количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования | Да |
сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса | Да |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | |
ценностные ориентиры начального образования | Да |
обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей | Д |
Результаты освоения учебного предмета, курса | |
личностные результаты освоения учебного предмета русский язык | Да |
метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык | Да |
предметные результаты освоения учебного предмета русский язык | Да |
Содержание учебного предмета, курса | |
перечень и название разделов учебного предмета | Да |
необходимое количество часов для изучения раздела | Да |
содержание учебного раздела | Да |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | |
перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | Да |
количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы | Да |
вид занятий (теоретические или практические, количество часов) | Да |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса | |
учебно-методическая литература | Да |
технические средства обучения | Да |
цифровые образовательные ресурсы | Да |
Система оценки достижения планируемых результатов | |
характеристика всех видов контроля | Да |
Выводы: Анализируемая рабочая программа по предмету «Русский язык» отражает в своём содержании все необходимые структурные элементы. Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Структура и требования к разработке, оформлению рабочей программы соблюдены. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир», отвечающая всем требованиям, позволяет учителю с лёгкостью планировать, организовывать и управлять образовательным процессом. В рабочей программе подробно представлены планируемые результаты освоения курса, содержание учебного предмета «Русский язык», также чётко разграничено количество часов на изучение каждого раздела, темы.
Дата | Тема и тип урока | Планируемые результаты | Виды деятельности уч-ся | Формы контроля | |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | УУД | ||||
07.11 | Окончание как изменяемая часть слова | Познавательные- формирование умения ставить познавательную цель урока. Регулятивные- умение оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные- потребность в общении с учителем. Личностные- формирование социальной роли ученика. | Личностные: Формирование мотивации к учебной деятельности, к сотрудничеству, успеху. Метапредметные:Регулятивные Постановка учебной задачи, сформулированной вместе с учителем; овладение способами решения учебной задачи Владение основами контроля и самооценки.Познавательные Развивать внимание, способности к наблюдению.Навыки работы с учебной информацией.Коммуникативные Развитие коммуникативных умений. Планирование учебного сотрудничества в группах. | Предметные: Формирование знаний о окончании как изменяемой части слова Отработка умения образовывать формы одного и того же слова и обозначать его графически | Самостоятельная работа |
08.11 | Нулевое окончание | Познавательные- Регулятивные- умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки Коммуникативные-умение слушать и вступать в диалог. Личностные- Формирование положительного отношения к учению. | Образовательные: повторение и систематизация изученного; обсудить понятие окончание, уточнить опознавательные признаки корня, окончаний и способ действия для их выявления; ввести термин нулевое окончание; Развивающие: развивать речь детей, обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость; Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, культуру общения, поведения, умение высказываться самим и слушать других. | Самостоятельная работа | |
09.11 | Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Диктант с грамматическим заданием (Контроль) | Познавательные Познакомить с понятием «формы слова». Уметь различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Развивающая Развивать логическое мышление, расширять их кругозор, связную и устную речь, пополнить словарный состав языка Воспитательная Воспитывать любовь к труду | Самостоятельная работа | ||
10.11 | Корень, приставка, суффикс – значимые части слова | Образовательные: -уточнить понятия «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; -создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу;
Развивающие: -развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка. -развивать сообразительность, мышление, память. Воспитательные: -создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; -воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; -воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу. | Воспитательные: -создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; -воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; -воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу. | Упражнения | |
13.11 | Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания корня, приставки, суффикса | Цель Создание условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы Цель урока Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова. Планируемые результаты (предметные) Находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном | Личностные результаты Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач. Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи. Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его | Самостоятельная работа | |
14.11 | Составление собственных текстов-описаний. Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» | Планируемые результаты (метапредметные) понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; чувствуют красоту и выразительность речи, стремятся к совершенствованию речи; проявляют интерес к изучению языка. осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; формируют читательскую компетенцию; моделируют различные языковые единицы (слово, предложение); используют логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); строят рассуждения. | вступают в учебный диалог; договариваются и приходят к общему решению, работая в паре, группе; строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем; выражают свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, планируют свои действия для решения задачи, выполняют действия по инструкции | Самостоятельная работа-сочинение | |
15.11 | Работа над ошибками. Состав слова: обобщение | Задачи: развитие умений разбирать слова по составу;обогащение словарного запаса учащихся;развитие орфографической зоркости, познавательного интереса, внимания, мышления, речи; воспитание навыков самостоятельной работы, любви к русскому языку. | Работа в классе | ||
16.11 | Изложение повествовательного текста с опорой на предложенный план | Цель: развивать умение делить текст на части, озаглавливать их и писать в соответствии с планом. Планируемые результаты: Предметные: самостоятельно работать с текстом; определять последовательность действий при работе с текстом; осуществлять простейшее планирование своей работы. Регулятивные: Работать по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников; Осознавать уровень и качество выполнения работы. Коммуникативные: Строить монологическое высказывание; участвовать в учебном диалоге; | Самостоятельная работа | ||
17.11 | Проектное задание «Семья слов» | Дидактическая цель Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности ( группы родственных слов). Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний о родственных словах и отработка умения применять полученные знания на практике. Развивающая цель: формирование способности к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствование исследовательских навыков. Воспитательная цель: воспитание коммуникативных и личностных УУД: умение вести диалог, слушать напарника, представить свои результаты работы, осознание значимости своей работы, уважение к семье, к русскому языку, воспитание доброты. | Самостоятельная работа | ||
20.11 | Повторяем правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по закреплению правописания безударных гласных в корне слова, презентации проекта «Пословицы в современном мире» Предметные: содействовать закреплению изученной темы, формированию у учащихся лексических умений; устанавливать место и тип орфограммы в слове, находить слова по заданному основанию, подбирать проверочные слова, развитие активного отношения к приобретаемым умениям на уроке; Планируемые результаты: способствовать формированию личностных УУД – внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе. | Метапредметные – способствовать формированию УУД: а) регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; б) познавательных – воспринимать смысл предъявляемого текста; обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; сравнивать; составлять классификации. в) коммуникативных – принимать участие в работе с парой, договариваться, приходить к общему решению. | Самостоятельная работа | |
21.11 | Повторяем правописание проверяемых и не проверяемых безударных гласных в корне слова | Предметные Обобщить и систематизировать знания о правописании безударных гласных в корнях слов Развивать умения распознать слова с проверяемыми безударными гласными в корнях и аргументировать написание в них безударной гласной Совершенствовать алгоритм правописания слов с безударными гласными в корне Метапредметные Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление Развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах, обьяснять её написание, проверять себя Развивать умение анализировать, делать выводы | Планируемые результаты Различают проверяемую и непроверяемую безударные гласные Обьяснять выбор орфограммы | Работа в классе | |
22.11 | Закрепление способов проверки написания слов с двумя безударными гласными в корне слова | Цель: создать условия для формирования орфографической зоркости при написании слов с двумя безударными гласными в корне; уметь пользоваться разными способами проверки слов с безударными гласными в корне. Задачи: учиться ставить и решать орфографическую задачу в соответствии с предписанием правила и осуществлять орфографический контроль; учиться объяснять правописание слов с двумя безударными гласными в корне, находить два проверочных слова; - сформировать способность к написанию проверяемых безударных гласных в корне слова; - актуализировать способность учащихся к выработке способа проверки двух безударных гласных в корне слова; - развивать самостоятельность мышления, внимание, орфографическую зоркость, речь. | регулятивные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - работать по алгоритму, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - вырабатывать критерии адекватной оценки и определять степень успешности своей работы; познавательные: - работать с информацией, представленной в разных формах ; - осуществлять анализ и синтез («лишнее слово», группы слов); - строить рассуждения; коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Работа в классе | |
23.11 | Повторяем правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Составление текста на основе личных наблюдений или по рисунку | Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне». Предметные задачи урока: -развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне; -сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах. -отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами. Метапредметные задачи урока: Регулятивные: -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной форме; -слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные: -уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы; -находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Личностные задачи урока: - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | Планируемые результаты Дети учатся: - понимать и принимать учебную задачу; - проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами; - сопоставлять произношение и написание слов; - подбирать проверочное слово; - находить примеры слов на изученную орфограмму; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Самостоятельная работа | |
24.11 | Непроизносимые согласные в корне слова | Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формировать умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными, проверять написание слов с данной орфограммой; - составить алгоритм правописания непроизносимых согласных; - обогащать словарный запас учащихся; - развивать орфографическую зоркость, каллиграфический навык, монологическую речь учащихся; - воспитывать дружеское отношение между детьми, культуру учебного труда. | Самостоятельная работа | ||
27.11 | Наблюдение за обозначением буквами непроизносимых согласных в корне слова | Цель: – развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Самостоятельно работать на компьютере,выполняя предложенные упражнения Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в группе. Личностные результаты 1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | ||
28.11 | Отработка за обозначением буквами непроизносимых согласных в корне слова | Цель: учить грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Задачи: формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова» формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова ; способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию; развитие орфографической зоркости , познавательной активности , самостоятельности ; развитие речи детей и обогащение их словарного запаса ;развитие рефлексии и адекватной самооценки; |
Предварительный просмотр:
Учебники УМК «Школы России» имеют единое оформление, мягкую обложку и единый дизайн. При этом учебники имеют небольшой вес, что благоприятно сказывается на физической нагрузке для обучающихся. У каждого учебника своё цветовое обозначение, в котором оформлено. Все учебники имеют большое количество иллюстраций и оснащены наглядным материалом.
Каждый раздел в учебнике начинается с пояснения структуры раздела. Есть свои условные обозначения, оглавление, что позволяет обучающимся лучше ориентироваться в учебнике. Все учебники имеют одинаковую структуру урока.
Размер учебников разный: русский язык и математика – большие; окружающий мир и литературное чтение – маленькие.
Каждый раздел и тема в учебниках выделены цветом.
После каждой темы есть возможность самостоятельно поработать «Проверь себя».
Присутствует информационный блок, работа в парах, творческие задания, задания повышенной сложности, странички для любознательных.
Все учебники направлены на всестороннее развитие обучающихся и имеют проблемный характер.
Присутствует как информационно-теоретический, так и практический материалы. Задания расположены последовательно от легкого к сложному.
Каждый теоретический материал выделяется определенным образом: упражнения пронумерованы, правила выделены цветом и условные обозначения различны и узнаваемы.
Литературное чтение
Учебник имеет глянцевую обложку в достаточно ярких цветах. На передней обложке учебника обычно изображаются главные герои или главный герой изучаемого произведения в определенном классе.
На первой страничке учебника размещены условные обозначения, которые в дальнейшем помогают ориентироваться в тексте.
Материал в учебнике представлен следующим образом: сначала теоретический материал, в основном это биография изучаемого писателя, затем находится само произведение, а после произведения вопросы и практические задания к произведению.
Содержание учебников по литературному чтению данного УМК с большим количеством вопросов и заданий, направленных на понимание учеником, прежде всего, смысла текста, а затем на его произведение.
Задания и вопросы могут находиться не только после изучаемого обучающимися произведения, но и внутри произведения.
Творческая работа представлена различными проектами. Почти в каждом разделе ученикам предлагаются различные задания в виде проекта, сочинения, загадок.
Также после каждого раздела имеются «разноцветные страницы», в которых располагается различный дополнительный материал, размещенный на ярких, красочных страницах. Имеются различные проверочные работы «Проверим себя», которые присутствуют после каждого изученного раздела.
В учебнике «литературное чтение» имеется словарик, который поможет обучающимся разобраться с новыми словами и выражениями из произведением с указанием страниц. В самом произведении новые слова выделены другим цветом и заключены в рамочку.
Произведения в данном учебнике сопровождаются красочными картинками и иллюстрациями это позволяет заинтересовать обучающихся в том или ином произведении. В конце учебника имеется список рекомендуемой для чтения литературы. Также в конце учебника находится содержание, в котором указаны разделы.
Русский язык
Учебник большого формата с мягкой обложкой в достаточно ярких тонах.
На форзаце учебника расположены некоторые подсказки для обучающихся по пройденным темам. Начинается учебник со слов авторов – Горецкого и Канакиной.
В учебнике есть условные обозначения: сведения о языке, выскажи свое мнение, развиваем свою речь, задание повышенной сложности, работаем со словарем, работаем в парах.
Также есть обозначения по цифрам, указанные справа сверху предложения или слова: 1- выполните звуко-буквенный разбор слова; 2- разберите слово по составу; 3- разберите слово как часть речи; 4- разберите предложение по членам предложения. Есть такие рубрики как: произнесите слова правильно; проведите опыт; вспомните; внимание; обратите; говори правильно.
Первое упражнение носит проблемный характер для постановки проблемы урока. Присутствуют упражнения с инсценированием какой-либо ситуации. Темы выделены голубым цветом, разделы помещены в прямоугольную рамку определенного цвета.
Присутствуют различные таблицы, схемы для более детального понимания темы.
В учебнике почти на каждой странице написаны некоторые слова из упражнения каллиграфическим почерком с выделенными орфограммами.
При выполнении упражнений требуется не только письменный ответ, но и устный. Таким образом дети учатся аргументировать свой ответ.
В учебнике много вопросов для рассуждения, чтобы дети сами могли прийти к решению. Все правила на страницах выделены цветом и рамкой.
При выполнении заданий в учебниках представлен образец. В учебнике можно увидеть маленькие, но красочные картинки, которые подходят к теме и заданиям.
Для написания сочинения в учебнике имеется картинная галерея, репродукции картин которой представлены Третьяковской галереей и фотобанком «Пикварио». Также в учебнике представлены вопросы, отвечая на которые и анализируя с их помощью репродукцию картины, ученику проще написать сочинение.
В учебнике имеется «Страничка для любознательных», она предназначена для дополнительных заданий.
Преимуществом является то, что в учебнике дается объяснение слов, неизвестных ученикам, а также работа с пословицами, что обогащает словарный запас обучающихся.
Есть рубрика – «Наши проекты», где дети разрабатывают проект с помощью учителя.
Присутствуют справочные материалы с различными памятками, примером устного и письменного разбора слов, образцами записи, характеристикой предложения.
Ещё в учебнике представлены разного вида словари: орфографический (расположен в алфавитном порядке), орфоэпический (с указанием ударения и транскрипции), омонимов, фразеологизмов и словарь иностранных слов (с выделенным ударением и указанием языка)
В конце представлено оглавление с перечнем изучаемых разделов, тем и страниц.
На форзаце сзади представлены методические материалы:
Учебник (в 2 частях) в комплекте с приложением на электронном носителе (1 CD);
Рабочая тетрадь (в 2 частях);
Методическое пособие с поурочными разработками;
Поурочные разработки;
Технологические карты уроков;
Концепция учебно-методического комплекса «Школа России»;
Рабочие программы 1-4 классы;
Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы;
Сборник диктантов и творческих работ 3-4 классы;
Книга для учителя «Работа с трудными словами в начальной школе»;
Сайт.
Математика
Данные учебники разработаны С.В. Степанова, С.И. Волкова, М.И. Моро и предназначены для начальной школы.
УМК содержит рабочие тетради, раздаточный материал, поурочные разработки, рабочие программы и различные пособия.
Иллюстрации учебников состоят из математических цифр и действий животных, также отображены знаки действий ( сложение, вычитание, умножение и деление).
В учебнике имеются условные обозначения, что помогает обучающимся лучше ориентироваться в учебнике. Также используется яркая цветовая гамма.
Учебники разделены на разделы. Каждый раздел начинается со слов «Что узнаем. Чему научимся». Все элементы взаимосвязаны.
Структура урока прослеживается в темах: проблемная ситуация, теория, закрепление. На некоторых темах нет темы урока, но они отмечаются красным значком. Темы небольшие и рассчитаны на один урок ( 1 тема – 1 урок)
Каждый урок учебника носит проблемный характер. Первое упражнение темы направлено на постановку проблемы урока, что ориентирует детей на поиск новых знаний и действий.
Присутствует математический материал для повторения ранее изученного; задания для проведения обучающимися самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности на этом уроке ( такие задания расположены под красной чертой и отмечены знаком); странички для любознательных с дополнительными заданиями на развитие логического мышления. Задания строятся по принципу от легкого к сложному. Задания носят проблемный, творческий характер.
В программе объединены арифметический и геометрический материалы, т.е. на уроке проходят числа, можно встретиться с заданиями, которые носят геометрический характер. Весь учебник иллюстрирован предметными картинками, таблицами, схемами, чертежами.
Для закрепления знаний, умений и навыков представляются страницы «Проверим себя», «Упражнения для закрепления».
Используются различные виды занимательного материала, что способствует развитию познавательного интереса обучающихся: сказки, стихотворения, головоломки, загадки. Учебник предусматривает различные виды деятельности: работа в парах, самостоятельная работа, также выполнение заданий, используя дополнительный материал.
Нет распределения между классной и домашней работой. Материалы учебника несут развивающую нагрузку.
Учебник отвечает основным требованиям: соответствует потребностям педагогического процесса, ориентирован на цель обучения, на личность ученика, повышает мотивацию познавательной активности, творчества, способствует воспитанию самостоятельной самообучающейся личности.
Окружающий мир
Обложка оформлена в зеленой, розовой и белой цветовой гамме, форзац не рабочий.
На первой странице учебника имеются условные обозначения: что узнаем, чему научимся; работаем в паре; работаем в группе; работаем со взрослыми; задание повышенной сложности; моделирование; рабочая тетрадь; атлас-определитель «От земли до неба»; сделаем вывод.
Для дальнейшей работы с упражнениями учебник наполнен рисунками, есть схемы. Рисунки яркие, четкие, соответствуют темам.
На название раздела и планируемые результаты выделена отдельная страница. Темы параграфов выделены цветом и рамкой.
Содержание поделено на разделы и темы. Разделы начинаются со страницы с планируемыми результатами.
Рубрика «На следующем уроке» предполагает предварительное знакомство с темой и соответствующую подготовку. Тема начинается с какого-либо задания, либо с текстовой информации.
Каждая тема в учебнике заканчивается рубрикой «Проверь себя», кратким выводом по содержанию учебного материала, предоставляющим эталон, с которым дети сравнивают собственные выводы.
И рубрикой задания для домашней работы, которые предполагают работу со взрослыми. Задания учебника связаны с заданиями в рабочей тетради.
В каждом разделе предусмотрена проектная деятельность (раздел «Наши проекты»)
В качестве дополнительной информации в учебнике используются тексты: интересные факты, странички для любознательных.
Информация в параграфах изложена в простой и ясной форме. Главные положения параграфа выделены жирным курсивом.
Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания
Благодаря простоте информационного и наличию наглядного материала возможно самостоятельное изучение тем и выполнение заданий, кроме тех, которые выделены специальным обозначением ( работа со взрослыми).
Учебник сопряжен с различными учебными и методическими пособиями.
Предварительный просмотр:
Программа «Школа России»: содержание и особенности
«Школа России» — это учебно-методический комплекс (УМК) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, соответствующий требованиям государственных стандартов основной программы начального общего образования.
Научный руководитель проекта — Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования.
УМК «Школа России» действует с 2001 года. В ноябре 2010 года издательство «Просвещение» получило положительные экспертные заключения Российской академии наук и Российской академии образования об эффективности данной системы и соответствии требованиям ФГОС. Все учебники, составляющие завершённые предметные линии УМК «Школа России», получили положительные оценки Российской академии наук и Российской академии образования.
Содержание программы
Учебно-методический комплекс «Школа России» состоит из следующих завершённых предметных линий учебников, которые приказом Министерства Просвещения России от 28 декабря 2018 года включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников:
- Русский язык.
Азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и другие.
Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. - Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие.
- Математика. Авторы: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.
- Окружающий мир. Автор: Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
Особенности программы
Основные принципы программы:
- обеспечение учащихся знаниями в соответствии с требованием ФГОС,
- формирование у школьников необходимых для учёбы навыков,
- создание мотивации к изучению всех школьных предметов,
- ориентирование работы на результат,
- духовно-нравственное развитие учащихся,
- привитие школьникам уважения к родной культуре и традициям,
- воспитание бережного отношения к природе,
- формирование целостной картины мира.
Ведущим принципом «Школы России» является применение в обучении проблемно-поискового метода, который позволяет сформировать у школьников навыки коммуникации, работы с информацией, планирования и рефлексии.
Программа построена на достижениях традиционной русской педагогики и уделяет большое внимание патриотическому воспитанию учащихся. Материалы УМК призваны сформировать у школьников преданность Отечеству и малой Родине, интерес к родному языку и культуре, а также уважительное отношение к национальным ценностям всех народов России.
Помимо этого, УМК ориентирован на развитие у детей качеств, соответствующих понятиям о человечности: доброты, эмпатии и отзывчивости.
Плюсы и минусы программы
«Школа России», являясь модернизированной версией классической советской школьной программы, унаследовала многие достоинства и недостатки предшествующих УМК.
Среди достоинств программы учителя и родители выделяют:
- комплексное обучение по всем предметам,
- простоту подачи материала,
- сильный курс русского языка и литературы,
- насыщенную и объёмную информацию по окружающему миру,
- невысокую нагрузку на учащихся,
- возможность освоения программы учениками с разной степенью подготовки,
- наибольшую распространённость по России.
При этом «Школу России» часто критикуют за:
- чрезмерную простоту,
- упор на репродуктивность обучения (повторение, копирование),
- малое количество логических заданий,
- упрощённый курс математики,
- хаотичную подачу материала по курсу «окружающий мир».
Однако следует помнить, что данная программа разработана в качестве базы, и при грамотной работе педагога может быть дополнена материалами для углублённого изучения, призванными расширить кругозор учащихся.
Кому подойдёт программа
«Школа России» — это современный вариант классической школьной программы, по которой учились большинство советских и российских детей. Она подходит всем, кто хочет дать своему ребёнку традиционное школьное образование.
Данный УМК рассчитан на детей с любым уровнем подготовки к школе: занятия в первом классе начинаются с обучения счёту и чтению «с нуля».
Благодаря тому, что «Школа России» — наиболее распространённая в нашей стране учебная программа, она подойдёт детям, вынужденным часто переезжать: в каждом городе России есть школы, работающие по этому УМК.