Выступление на ШМО по теме: "Преодоление трудностей при решении логических задач" Из опыта работы.
учебно-методический материал

Шутова Елена Анатольевна

Актуальность данной темы заключается в том, как сформировать у обучающихся  способность мыслить последовательно,по законам логики. Систематическое использование заданий на уроках и во внеурочной деятельности, применение цифровых образовательных ресурсов при подготовке  к ВПР, направленных на  развитие логического мышления, расширяет кругозор и позволяет более уверенно ориентироваться в самых простых закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать эти знания в повседневней жизни, а так же более успешной сдачи ВПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

         Ельнинская средняя школа №1 имени М. И. Глинки

Выступление на ШМО  по теме «Преодоление трудностей при решении логических задач»

                                                                                    Выполнила

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                     высшей категории

                                                                                      Шутова Е.А.

                                        г. Ельня  

                                         2022г.

     1.Вводная часть.

  «Главная задача обучения математике, причём с самого начала, с первого класса, - учить рассуждать, учить мыслить», - писал ведущий отечественный методист А.А. Столяр. Актуальность данной темы заключается в том, как сформировать у обучающихся способность мыслить последовательно, по законам логики. (слайд 2)Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач. Кроме того, решение таких задач способно привить интерес ребёнку к изучению «классической» математики.

   2.Основная часть.

      Значительное место вопросу обучения младших школьников логическим задачам уделял в своих работах известнейший отечественный педагог В.А. Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач. Логика – это наука о законах правильного мышления, о требованиях, предъявляемых к последовательному и доказательному рассуждению (немецкий философ И. Кант). Отсюда следует, что мы должны научить учащихся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Овладение этими методами и означает умение мыслить. Это и есть реализация основной образовательной программы начального общего образования ФГОС, т.е. обеспечение планируемых  результатов - логических универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

        Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития личности ребенка. Когда есть выбор при решении задачи, варианты ее оформления – это делает ученика свободным, спокойным, появляется возможность его успеха, возникает устойчивость важной для жизни мысли: "Всегда можно найти выход из сложной ситуации". Все эти мысли и есть часть плана формирования социально адаптированной личности в условиях современной школы.

Для того, чтобы дети при выполнении ВПР не терялись при встрече с задачей незнакомого типа, не испугались любых сложных и трудных задач, надо научить учащихся  такому подходу, при котором задача сама является объектом исследования (слайд 3)

  • Анализ задачи - сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать;
  • Поиск пути решения - оптимальный вариант решения;
  • Решение – обоснование своих действий;

Развитие  математической  грамотности учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения.

Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны:

          - осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;

          - уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;

            - уметь критически оценивать данную информацию;

 При анализе предыдущих ВПР было выявлено, что задания ,связанные с решением логических задач вызывают трудности у обучающихся и была создана система адаптированных методов и приемов на уроках математики при изучении логических задач. Работу начинаю с 1 класса. В 1-2 классах это

задания на логику: (слайд 4)

1. Задачи на смекалку.

2. Задачи-шутки.

3. Числовые фигуры.

4. Геометрические задачи.

5. Графические диктанты.

6. Логические упражнения со словами.

7. Математические игры и фокусы.

8. Кроссворды, ребусы, шарады, анаграммы.

9. Комбинаторные задачи.

В 3-4 классах добавляются следующие задания: (слайд 5)

1. Задачи на установление взаимно-однозначного соответствия между множествами.

2. Задачи на упорядочивание множества.

3. Задачи на доказательство

4. Задачи про правдолюбов и шутников.

5. Задачи на взвешивания.

 В таких задачах от решающего требуется локализовать отличающийся от остальных предмет по весу за ограниченное число взвешиваний.

6. Задачи на переливания.

Это задачи, в которых с помощью сосудов известных емкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости.

7. Задачи на переправы.

При рассуждении учащимся достаточно сложно обходиться без наглядности, и в этом им помогают:

1) графы

2) таблица

3) прямая с точками

4) блок- схема

5) диаграммы

  Я занимаюсь по программе «Начальная школа 21 века» и там уже есть задания, которые сформулированы так, что они «работают» на развитие математического языка младших школьников и развитие логического мышления:  например: (слайд 6)

1.На  тарелке  лежат  4  пирожка  с  капустой  и 7 пирожков с грибами. Съели 6 пирожков. Можно ли утверждать,  что  на  тарелке  остался  хотя  бы  1 пирожок с грибами, с капустой?

2.Докажи,  что  частное  чисел  245  и  5  не  может оканчиваться цифрой 8. Построй свое рассуждение на предположении, что равенство 245 : 5 = 48 верно

3.Истинно ли высказывание: «Если периметр квадрата на  рисунке  равен  12  см,  то  его  площадь  равна  6 см²»?

4.Приведи  пример,  опровергающий  высказывание: «Сумма  двух  чисел  всегда  больше  каждого  из слагаемых»

     Продолжается работа на внеурочных занятиях «Умники и умницы», «Занимательная математика», которые провожу с 1 по 4 классы. На внеурочном занятии  «Умники и Умницы» мы занимаемся по рабочим тетрадям О. Холодовой «Юные Умники и Умницы. Информатика, логика, математика.» На каждом занятии в рубрике  «Логически-поисковые задания» выполняем работу логического и творческо-поискового характера.

Например:

Задача:

Андрей, Витя, Сева и Денис участвовали в спортивных соревнованиях и заняли 4 первых места. На вопрос, кто какое место занял, были получены 3 разных ответа:

1)Сева занял 1 место, Витя -2;

2)Сева -2, Денис -3;

3)Андрей-2, Денис-4

Отвечавшие признали, что одна часть каждого ответа- верна, а друга-неверна .Какое место занял каждый мальчик?

В другой рубрике «Учись решать, стараясь рассуждать» решаем нестандартные задачи. 

Например:

Задача:

На столе лежат книги, которые нужно упаковать.

Если их связать по 2, то останется 1 лишняя книга, если по 3-то 2 книги, а если по 4, то останется 3 книги. Найди наименьшее число удовлетворяющее этим условиям

 При решении таких задач я всегда помогаю, объясняю, направляю. После их решения обязательно проверяю с обсуждением различных способов решения.(слайд 7)

  В связи с применением дистанционного обучения, открылись возможности работы по подготовке к ВПР решение логических задач на сайте Учи. ру. Ребятам очень нравится данная работа, так как там предлагается выбор: можно решать сразу записывая только ответ (соответственно провести рассуждения, анализ самостоятельно) или решать задачу (тогда наводящими вопросами направляется составление алгоритма решения задачи и подводится к выводу, т.е. ответу) Например, задача про пирожные и торты. Задача. Даша купила 6 тортов и пирожных , отдав за них 600р. Известно, что пирожное стоит 50 рублей, а торт -150 р. Сколько пирожных и тортов по отдельности купила Даша? Вопросы: Сколько надо доплатить к пирожному, чтобы получить торт? Сколько заплатит Даша, если купит только пирожные? Сколько останется денег, если Даша купит только пирожные? Ответ.(3, 3)

 Тренажеры, которые использую по проверке усвоения данной темы – это сайт  «Решу ВПР» и тренировочные задания из рабочей тетради О.А.Рыдзе, К.А. Краснянская «Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Математика.4 класс», Л.С. Ольховая, Н.М. Резникова «Подготовка к Всероссийским проверочным работам. Итоговые тесты за курс начальной школы.4 класс»

     3. Заключение.

     Итак, логические задачи обладают высоким потенциалом. Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления - критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, её разносторонней оценке, повышают интерес к занятиям математикой .

     Дидактическая ценность таких задач неоспорима. Попадая в заранее приготовленную ловушку, ученик испытывает досаду, сожаление от того, что не придал особого значения тем нюансам, из-за которых он попал в неловкое положение. Решение  таких задач учит до конца продумывать незнакомые ситуации, не отступать перед трудностями, вселяет уверенность в свои силы.

Логические задачи способствуют формированию умения рассуждать, овладению приёмами правильных рассуждений. Словесное рассуждение – это один из приемов решения логических задач. Рассуждения проводятся, используя последовательно все условия задачи, делается вывод, который и будет являться ответом задачи.

  Систематическое использование заданий на уроках, а также во внеурочной деятельности, применение цифровых образовательных ресурсов при подготовке учащихся начальных классов к ВПР, направленных на развитие логического мышления, расширяет кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в самых простых закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать эти знания в повседневной жизни.  Систематическое применение данных методов и приемов ,  способствует большему числу обучающихся успешно справиться с ВПР, а именно с заданиями на решение логических задач. (слайд 8)

                Литературные источники: (слайд 9)

1. Иванова Е.В. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – №6. – С.59–60.

2.Конева С.А. Как развивать познавательные способности детей на уроках математики // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – №10. – С.36–40.

3.Л.С. Ольховая, Н.М. Резникова //Подготовка к Всероссийским проверочным работам. Итоговые тесты за курс начальной школы.4 класс//Ростов-на-Дону:Легион.-2016.-с.73-76

4. О. Холодова //Юные Умники и Умницы. Информатика, логика, математика.//Росткнига-2018.-с.4,с.8

5.О.А Рыдзе, К.А. Краснянская. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Математика. Рабочая тетрадь.4 класс//Москва: Просвещение, 2017-104-108с.//


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ Ельнинская СШ N 1 им. М.И.Глинки Тема : «Преодоление трудностей при решении логических задач» Выполнила у читель начальных классов высшей категории Шутова Е.А. г .Ельня 2022г.

Слайд 2

« Главная задача обучения математике, причём с самого начала, с первого класса, - учить рассуждать, учить мыслить», - писал ведущий отечественный методист А.А. Столяр . Актуальность данной темы заключается в том, как сформировать у обучающихся способность мыслить последовательно, по законам логики.

Слайд 3

З адача является объектом исследования Анализ задачи - сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать; Поиск пути решения - оптимальный вариант решения; Решение – обоснование своих действий;

Слайд 4

З адания на логику для 1-2 классов: 1. Задачи на смекалку. 2. Задачи-шутки. 3. Числовые фигуры. 4. Геометрические задачи. 5. Графические диктанты. 6. Логические упражнения со словами. 7. Математические игры и фокусы. 8. Кроссворды, ребусы, шарады, анаграммы. 9. Комбинаторные задачи.

Слайд 5

В 3-4 классах добавляются следующие задачи : 1. Задачи на установление взаимно-однозначного соответствия между множествами. 2. Задачи на упорядочивание множества. 3. Задачи на доказательство 4. Задачи про правдолюбов и шутников. 5. Задачи на взвешивания. 6. Задачи на переливания. 7. Задачи на переправы.

Слайд 6

1.На тарелке лежат 4 пирожка с капустой и 7 пирожков с грибами. Съели 6 пирожков. Можно ли утверждать, что на тарелке остался хотя бы 1 пирожок с грибами, с капустой? 2.Докажи, что частное чисел 245 и 5 не может оканчиваться цифрой 8. Построй свое рассуждение на предположении, что равенство 245 : 5 = 48 верно 3.Истинно ли высказывание: «Если периметр квадрата на рисунке равен 12 см, то его площадь равна 6 см²»? 4.Приведи пример, опровергающий высказывание: «Сумма двух чисел всегда больше каждого из слагаемых»

Слайд 7

Логически-поисковые задания Андрей, Витя, Сева и Денис участвовали в спортивных соревнованиях и заняли 4 первых места. На вопрос, кто какое место занял, были получены 3 разных ответа: 1)Сева занял 1 место, Витя -2; 2)Сева -2, Денис -3; 3)Андрей-2, Денис-4 Отвечавшие признали, что одна часть каждого ответа- верна, а друга-неверна .Какое место занял каждый мальчик? Учись решать, стараясь рассуждать На столе лежат книги, которые нужно упаковать. Если их связать по 2, то останется 1 лишняя книга, если по 3-то 2 книги, а если по 4, то останется 3 книги. Найди наименьшее число удовлетворяющее этим условия м

Слайд 8

Заключение Систематическое использование заданий на уроках, а также во внеурочной деятельности, применение цифровых образовательных ресурсов при подготовке учащихся начальных классов к ВПР, направленных на развитие логического мышления, расширяет кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в самых простых закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать эти знания в повседневной жизни , а так же более успешной сдачи ВПР.

Слайд 9

Литературные источники: 1. Иванова Е.В. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – №6. – С.59–60. 2.Конева С.А. Как развивать познавательные способности детей на уроках математики // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – №10. – С.36–40. 3.Л.С. Ольховая, Н.М. Резникова //Подготовка к Всероссийским проверочным работам. Итоговые тесты за курс начальной школы.4 класс//Ростов-на-Дону:Легион.-2016.-с.73-76 4. О. Холодова //Юные Умники и Умницы. Информатика, логика, математика.//Росткнига-2018.-с.4,с.8 5.О.А Рыдзе , К.А. Краснянская. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Математика. Рабочая тетрадь.4 класс//Москва: Просвещение, 2017-104-108с.//

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение логических задач на уроках математики

Выступление на МО начальных классов...

Решение проектной задачи (из опыта работы)

Принцип работы при решении проектных задач (доклад, выступление), проектная задача по математике "Путешествие в город Величиния"...

Формирование у школьников универсальных учебных действий через решение логических задач на уроках информатики с использованием ИКТ.

Формирование УУД через решение логических  задач:​обеспечит обучающихся  возможностью самостоятельно  ставить  учебные  цели, искать и  использовать  необходимые ...

Подготовка к решению логических задач

На уроках дополнительного образования проводится курс "Интеллектики", который способствует развитию внимания, памяти, логического мышления, что в дальнейшем является огромным подспорьем на уроках русс...

Приемы решения логических задач

В презентации показаны 8 приемов решения логических задач на конкретных примерах с описанием алгоритма решения. За основу взята книга Тамберга Ю.Г. "Развитие интеллекта ребенка". Материал можно исполь...

Интегрированное факультативное занятие по математике и литературе во 2 классе. Математика: «Решение логических задач». Литература: «А вот о том, как в баснях говорят …»

Цель: учить детей решать логические задачи,  закрепить полученные на уроках литературы знания о творчестве  И.А.Крылова....

Конспект открытого урока по курсу внеурочной деятельности логика "Юмор и логика. Решение логических задач и задач-шуток"

Тема: «Юмор и логика (решение логических задач и задач-шуток)». Урок-путешествиеПознавательный аспект.1.     Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.2...