«Оснащение центра речевого развития в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО»
консультация
Речевое развитие дошкольника - важнейшая из всех образовательных областей развития детей. Информация о том, каким должно быть наполнение речевого центра в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnashchenie_tsentra_rechevogo_razvitiya_v_dou.docx | 45.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал «Центр развития ребёнка д/с «Улыбка» МБОУ
Моглинская СОШ Псковского района»
«Оснащение центра речевого развития в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО»
Учитель-логопед
Ольгина Е.В.
д. Неёлово, 2022 год
«Оснащение центра речевого развития в ДОУ»
«Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы
воспитания в детском саду… в пустых стенах ребенок не заговорит»
Е.И.Тихеева
Речевое развитие дошкольника - важнейшая из всех образовательных областей развития детей. Не менее важно познавательное, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие или социально-коммуникативное развитие. Полноценное развитие детей в любой из этих областей невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.
Через общение ребенок познает мир, задавая бесконечное число вопросов об окружающей реальности, стараясь выяснить как можно больше. Язык – главный инструмент человека, носитель культурных и научных знаний, особого кода языковой среды, и все это передается от взрослых к детям по мере того, как ребёнок учится общаться.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое.
Поэтому перед нами стоит задача: научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.
Наполнение речевого центра должно отражать все
направления работы по развитию речи:
- развитие словаря ребѐнка;
- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам
словообразования, формирование грамматически правильной речи);
- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);
- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи);
- подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения);
- развитие мелкой моторики и графомоторной функции;
- знакомство с художественной литературой.
Необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития (речевой уголок).
Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.
Литературный центр
Возрастная группа | Оснащение книжного уголка |
1 младшая | В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:
сюжетами. |
2 младшая, средняя | В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг:
сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям. |
Средняя | В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу):
«Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;
«Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал); материал для ремонта книг |
Старшая |
3) книги, рекомендованные программой;
записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;
заданную тему (1 раз в квартал). |
Подготовительная к школе | Количество книг в уголке не регламентировано.
гражданских черт личности ребѐнка, знакомящие его с историей нашей родины, с еѐ сегодняшней жизнью;
Драгунского, Э.Успенского и др. писателей с иллюстрациями наших лучших художников;
|
В книжном уголке подготовительных групп может быть библиотечка
книжками – малышками. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребѐнка, учѐтные карточки на каждую книгу и др.)
Речевой центр
Возрастная группа | Наполняемость речевого уголка |
Младший дошкольный возраст |
«Дикие животные» и др.).
11. Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др. |
Средний дошкольный возраст |
мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др |
Старший дошкольный возраст |
снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.
10. Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др. |
Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр.
В них отводится место для: режиссерских игр с пальчиковым театром, театра бибабо, настольного театра, плоскостного театра, костюмов для игр- драматизаций и др. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф.
Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется в соответствие с тематикой недели (лексической темой).
Атрибутом речевого уголка может быть игровой персонаж (мягкая игрушка, персонаж мультфильма и др.). Можно придумать название центра.
Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах доступных для детей младшего возраста, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями для детей старшего дошкольного возраста. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Веселый зоосад», «Аптека» и др.
Литература:
- Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. ФГОС ДО Методическое пособие" / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с. (Управление детским садом).
- Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «Детство- Пресс», 2005. – 192 с.
- Интернет-ресурс: Леонтьева Е. В. Предметно – пространственная развивающая среда и речевая деятельность старших дошкольников с ОНР в свете введения ФГОС ДО.
- Интернет-ресурс: Новикова А. Предметно-развивающая среда для познавательно-речевого развития воспитанников
Содержание речевого уголка:
- картотека артикуляционных упражнений;
- комплект зеркал (с ручкой);
- картотека дыхательных упражнений;
- картотека пальчиковых игр;
- картотека оздоровительных пауз (динамических);
- предметы для поддувания;
- дидактические игры на обогащение словаря;
- дидактичесике игры на развитие грамматического строя речи;
- дидактические игры на развитие связной речи;
- дидактические игры на совершенствование ЗКР;
- дидактические игры на развитие фонематического слуха;
- картотека словесных дидактических игр по всем разделам;
- предметы, игры на развитие мелкой моторики;
- массажные мячики и картотека упражнений с ними;
- символическое отображение разделов в цветовой гамме.
Дидактический материал в речевом уголке
материал по развитию артикуляционной моторики:
- предметные картинки-опоры,
- артикуляционные уклады-схемы,
- артикуляционная гимнастика в альбомах,
- артикуляционная гимнастика в стихах и картинках;
- стихи;
- ватные диски, палочки;
пособия для развития дыхания:
- шарики,
- султанчики,
- колокольчики,
- вертушки,
- картотека дыхательных упражнений,
- дыхательная гимнастика;
- кораблики и т.п.;
- бумажные снежинки;
- карандаши;
- колокольчики из фольги на ниточке и т.д.;
пособия для развития мелкой моторики:
- сухой бассейн,
- массажные валики,
- мячики, прищепки,
- трафареты,
- пальчиковые игры,
- шнуровки;
- различный материал для составления букв (камушки и т.п.);
материал по звукоподражанию:
- шумовые инструменты;
- звуковые коробочки;
- детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабан, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки и т.д.;
- предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации;
- звуковички гласных и согласных звуков;
- домики для твердых и мягких звуков;
- индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа;
- звуковые дорожки, звуковая лесенка;
- альбомы по слоговой структуре слова;
игры и пособия по автоматизации звуков:
- мелкие игрушки;
- предметные картинки;
- сюжетные картинки;
- разные виды театров;
- альбомы на звуки;
- чистоговорки;
- стихи, потешки, скороговорки;
игры по лексике и грамматике:
- предметные картинки по лексическим темам;
- игры (дидактические, словесные, настольно-печатные и т.п.);
игры по развитию связной речи:
- серии сюжетных картинок;
- разные виды театра;
- стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки;
- библиотека детских книг;
материал по обучению грамоте:
- магнитная доска;
- наборы магнитных букв;
- кассы букв и слогов;
- кубики «Азбука в картинках»;
- кубики учись читать;
- умные кубики;
- слоговые кубики;
- счетный материал;
- звуковички гласных и согласных;
- домики (твердость и мягкость);
- пособия для звукобуквенного анализа;
- схемы-слов, предложений;
- звуковые дорожки;
- звуковая лесенка;
- альбомы по слоговой структуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».
«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования». ...
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС. Работа логопеда над правильным речевым дыханием.
Для школьников и их родителей...
Всероссийский конкурс Блиц-олимпиада: "Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
Всероссийский конкурс "Доутесса"Блиц-олимпиада: "Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"Важность осуществления комплексного подхода к коррекции речевых нарушений у ...
«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования»
Материал предназначен для использования при работе с детьми начальной школы...
Доклад «Реорганизация ШБ в Информационно-библиотечные центры как фактор качественного иного оснащения и организации библиотечного пространства в школе по требованиям ФГОС.»
Доклад «Реорганизация ШБ в Информационно-библиотечные центры как фактор качественного иного оснащения и организации библиотечного пространства в школе по требованиям ФГОС.»...
Изучение методов диагностики речевого развития обучающихся 1 – 4 классов в соответствии с ФГОС ОВЗ.
В этой статье можно ознакомиться с современными способами диагностики речевого развития учащихся начальной школы....
Статья «Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования»
Начальная школа – первая ступень общего образования. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере пр...