Внеурочная деятельность
рабочая программа (3 класс)
Программа внеурочной деятельности "Проектная мастерская " для 3-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_masterskaya_3-4_klass.docx | 46.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Комитет образования Голышмановского городского округа
Муниципальное Автономное общеобразовательное учреждение
«Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № 1 от 30. 08. 2023 г | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ____________Скареднова К.А.. От 30.08.2023 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Голышмановская СОШ №2» _________ Казанцева Н.И Приказ № ___ от «____» «___» 2023г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса внеурочной деятельности
Направление: проектно-исследовательская деятельность
Наименование программы:
«Проектная мастерская»
(3-4 классы)
Составитель: Шааф Елена Александровна, учитель начальных классов;
Пономарева Наталья Леонидовна, учитель начальных классов;
Белоусова Вера Ивановна, учитель начальных классов.
Голышманово, 2023
Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования.
Сегодня многим педагогам и психологам образования становится понятно, что для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентироваться в окружающей ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление деятельности, определять свои интересы, планировать работу с целью реализации возможностей. Внимание к обозначенной проблеме вызвано еще тем, что в последние годы увеличилось количество учащихся, которые испытывают трудности в адаптации к образовательной среде, освоению школьных программ. Наблюдения за этими детьми и их диагностика показывают недостаточное развитие социальной сферы. Дети испытывают трудности в организации своего поведения, чаще всего неадекватно реагируют на ситуацию и, как следствие, испытывают трудности в усвоении школьных программ.
В связи с этим возникает необходимость пересмотреть организацию обучающего пространства, с целью создания условий, содействующих формированию таких компетенций, которые бы способствовали развитию ребенка, его социализации.
В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику проявить себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у него новой социальной позиции. В ходе занятий ученики приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности, у них появляется возможность открыть и реализовать врожденные способности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Цель: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
Общая характеристика учебного предмета
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
1.Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
2.Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
3.Системность организации учебно-воспитательного процесса;
4.Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в кружковой работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств.
Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ, концерт, выступление, выставка, презентация.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
В 3-4 классах на изучение курса «Проектная мастерская » отводится 1 час в неделю, всего 34 часов (34 учебных недели).
Описание ценностных ориентиров содержания курса «Проектная мастерская»
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса « Проектная мастерская»
Предметные результаты
Обучающиеся должны научиться
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Личностные результаты:
формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по достижению результата.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
умения учиться: навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации;
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Содержание курса
Содержание курса составляют следующие разделы:
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, объяснять и защищать свои идеи.
Проект. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Знакомство с основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Чем проект отличается от исследования Выполнение практической части, заданий (практические задания типа «что сначала, что потом..»). Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практические задания по созданию схем, графиков. Высказывание суждений. Знакомство с классификацией. Знакомство с умозаключениями. Как правильно делать умозаключения. Работа с книгой. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п. Как сделать сообщения о своем проекте. План своего выступления.
Представление результатов деятельности. Стенгазета, выступление в классе. Представление своих проектов.
ПРОЕКТ – ЭТО «ПЯТЬ П»
1) ПРОБЛЕМА (наличие социально значимой задачи – исследовательской, информационной, практической).
2) ПРОЕКТИРОВАНИЕ (планирование).
3) ПОИСК ИНФОРМАЦИИ (исследовательская работа, которая будет обработана, осмыслена и представлена).
4)ПРОДУКТ ( результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт).
5)ПРЕЗЕНТАЦИЯ (подготовленный продукт должен быть представлен заказчику или представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ раздела | Название раздела | Количество часов |
1. | День пожилого человека | 3 часа |
2. | День учителя | 2 часа |
3. | Мы и наше здоровье | 3 часа |
4. | День Матери | 3 часа |
5. | Новый год | 5 часов |
6. | Зимние забавы | 4 часа |
7. | «С любовью к Отчеству!» | 4 часа |
8. | 8 марта | 3 часа |
9. | День смеха | 1 час |
10. | «Космос» | 1 час |
11. | «Весенние лучи» | 2 часа |
12. | «Победный май» | 3 часа |
Итого: | 34 часа |
Календарно –тематическое планирование курса
«Проектная деятельность» -34 часа ( 3-4 классы)
№ п/п | Планируемая дата | Фактическая дата | Тема занятия | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Кол- во часов |
1 | 06.09 |
| Концерт ко Дню пожилого человека. | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. | 1 |
2 | 13.09 |
| День пожилого человека. | Изучают литературу, подбирают стихи, песни, распределяют номера. Предлагают идеи для подарков. | 1 |
3 | 20.09 |
| День пожилого человека. | Репетируют номер. Записывают поздравление, оформляют открытки. Определяют ветеранов педагогического труда, которых будут поздравлять. | 1 |
4 | 27.09 | Подготовка к празднику « День учителя» | Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. Делятся на группы. Распределяют обязанности среди членов группы. Принимают в составе группы решение по поводу подтем проекта и аргументируют свой 5выбор. | 1 | |
5 | 04.10 | «День учителя» | Изготовление сердечек и открыток для поздравления педагогов школы. Поздравляют педагогов. | 1 | |
6 | 11.10 |
| Стенгазета «Мы и наше здоровье» | Вспоминают и проговаривают правила про здоровье и личную гигиену | 1 |
7 | 18.10 | Презентация стенгазеты «Мы и наше здоровье» | Презентация стенгазеты. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. | 1 | |
8 | 25.10 | Азбука безопасности. | Учитель проводит инструктаж. Составление памяток правил на осенних каникулах | 1 | |
9 | 08.11 |
| «День матери» | Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели, подбирают стихи, песни, распределяют номера. Составляют сценарий. Предлагают идеи для подарков. | 1 |
10 | 15.11 |
| «День матери» | Разучивание песни о маме | 1 |
11 | 22.11 | Выставка рисунков «Моя любимая мама» | Записываем видеопоздравление для мам и бабушек. Оформляем выставку рисунков . | 1 | |
12 | 29.11 | «В дверь стучится Новый год» | Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. | 1 | |
13 | 06.12 |
| «Новогодний калейдоскоп» | Осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации. Изучают историю новогодних игрушек - какие игрушки были раньше, материалы, которые использовали для их изготовления. | 1 |
14 | 13.12 |
| «Новогодний калейдоскоп» | Участие в акциях и мероприятиях школы. | 1 |
15 | 20.12 |
| Новогодняя игрушка | Оформляют игрушки, оформляют класс, классный уголок. Продумывают их презентацию. | 1 |
16 | 27.12 |
| «Новогодний калейдоскоп» | Выступление на новогоднем празднике. оформление класса, классного уголка. Учитель проводит инструктаж о правилах поведения в зимние каникулы. | 1 |
17 | 10.01.24 | Альбом «Зимние забавы» | Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. | 1 | |
18 | 17.01.24 | Альбом «Зимние забавы» | Оформляем и презентуем альбом с использованием фотографий детей с новогодних каникул. | 1 | |
19 | 24.01.24 | Книга рекордов класса. | Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. Фиксация рекордов. | 1 | |
20 | 31.01.24 | Книга рекордов класса. | Составляем и оформляем книгу рекордов класса. | 1 | |
21 | 07.02.24 | «С любовью к Отечеству!» | Подготовка к смотру строя и песни. | 1 | |
22 | 14.02.24 | «С любовью к Отечеству!» | Изготовление открыток для поздравления пап и дедушек. | 1 | |
23 | 21.02.24 | «С любовью к Отечеству!» | Праздник «А, ну-ка, мальчики!» | 1 | |
24 | 28.02.24 | «С любовью к Отечеству!» | Оформление видеопоздравления с последующей публикацией в школьной группе. | ||
25 | 06.03 |
| «Мама, мамочка, мамуля!» | Изучают литературу, подбирают стихи, песни, распределяют номера. Составляют сценарий. Предлагают идеи для подарков. Участие в общешкольных акциях и мероприятиях. | 1 |
26 | 13.03.24 |
| Фотовыставка « Моя мама в детстве» | Оформляем фотовыставку. Участвуем в онлайн-акциях, посвященных 8 Марта. | 1 |
27 | 20.03.24 |
| Сочинение «Добрые слова о маме» | Пишут сочинение о своих мамах. Учитель проводит инструктаж по правилам поведения в весенние каникулы | 1 |
28 | 03.04.24 |
| «Смешные истории» | Создание комикса класса. | 1 |
29 | 10.04.24 |
| « Мы первые» | Изготовление арт-объекта « Ракета» | 1 |
30 | 17.04.24 |
| Фестиваль «Весенние лучи» | Подготовка театральной постановки. | 1 |
31 | 24.04.24 | Фестиваль «Весенние лучи» | Участие в фестивале. | 1 | |
32 | 08.05.24 | «Мой победный май» | Участие в общешкольных мероприятиях и онлайн-акциях. | 1 | |
33 | 15.05.24 | «Мой победный май» | Поздравление тружеников тыла. | 1 | |
34 | 22.05.24 |
| «Мой класс - самый дружный» | Праздник по итогам уходящего года. Учитель проводит инструктаж по правилам поведения в летние каникулы. | 1 |
Итого: | 34 часа | ||||
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
|
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
| 1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. |
| 2. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. – Волгоград: Учитель,2010. |
| 3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2. |
| 4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004. |
| 5.Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2. |
| 6. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000. |
| 7. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. |
| 8. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998 |
| 9. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999. |
2 | Технические средства обучения |
| Компьютер, оргтехника, DVD – плеер, медиапроектор, фото- и видео- камера. |
3 | Экранно-звуковые пособия |
| Аудио- и DVD-диски |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....