Умножение на двузначное и трёхзначное число. Решение задач 4 класс
материал

ы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_4_klass.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 3

Конспект урока математики
 УМК: «Школа России», 4 класс

(Моро М.И., Бантова М.А. Математика. 4 класс 2 ч.  Стр. 46-47)

Целевой компонент урока:

Тема урока: Умножение на двузначное и трёхзначное число. Решение задач

Цель: организация деятельности обучающихся для закрепления и обобщения знаний об умножении на двузначное и трёхзначное число и умения решения задач по применению знаний.

Задачи:

Образовательные: способствовать закреплению знаний об умножении чисел на двузначное и трёхзначное число, умения применять полученные знания в решении практических задач, совершенствовать навыки решения составных

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся, произвольного внимания, воображения, произвольной памяти, наглядно-образного мышления; развитию связной речи, любознательности, умения анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы; формированию математического склада ума; расширять кругозор,  словарный запас.

Воспитательные: способствовать интерес к решению задач, математике; воспитанию нравственных качеств: товарищества, старательности, усидчивости, внимательности.

Здоровьесберегающие: способствовать соблюдению СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке  ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу познания, умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование самоанализа и самоконтроля результата.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, читают, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, делают выводы; осознают смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь.

Предметные: формирование навыков решения задач, примеров на умножение на двузначное и трёхзначное число, умения правильно и последовательно выполнять арифметические действия в задаче, анализировать правильность выполнения действий, выделять главное в задаче для краткой записи, отвечать на вопросы  и составлять вопросы по содержанию прочитанных задач, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Основные образовательные ресурсы урока: компьютер, проектор, презентация, учебник, рабочая тетрадь, карточки для индивидуальной работы, работы в парах.

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

I. Организация начала урока.

1) Приветствие

У: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Сара Владимировна и сегодня урок математики проведу у вас я. Садитесь!

2) Проверка готовности к уроку

У: Проверим готовы ли вы к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник.

3) Мотивация 

Прозвенел звонок, начинается урок.

Вы за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас –

Математика сейчас!

У.: Ребята, для чего нужно учиться старательно и внимательно слушать учителя на уроке?

О.: Чтобы узнать много нового, стать умнее.

У.: Верно.

II. Актуализация умений, знаний

У.: Вспомним, что вы учились делать на прошлом уроке?

О.: мы учились умножать на двузначное и трёхзначное число.

1) Проверка домашнего задания

О.: Да! Вашим домашним заданием было упражнение № 157 на странице 44. Вы должны были выполнить умножение с объяснением. Проверим. Первый пример решает на доске Лена. 42*27

О.: Записываю десятки под десятками, единицы под единицами. Умножаю первый множитель на число единиц. Получаю первое неполное произведение равное 294. Умножаю первый множитель на число десятков. Получаю второе неполное произведение, равное 84. Начинаю подписывать второе неполное произведение под десятками. Сложу неполные произведения. Читаю ответ: 1134.

У.: Ребята, у кого получился такой же ответ?

О.: поднимают руку

У.: Ответ верный. Лена правильно решила пример и объяснила свои действия. Лена получает отметку «5».

У.: Второй пример на доске решает София. 89*41

О.: Записываю десятки под десятками, единицы под единицами. Умножаю первый множитель на число единиц. Получаю первое неполное произведение равное 89. Умножаю первый множитель на число десятков. Получаю второе неполное произведение, равное 356. Начинаю подписывать второе неполное произведение под десятками. Сложу неполные произведения. Читаю ответ: 3649

У.: Ребята, у кого получился такой же ответ?

О.: поднимают руку

У.: Ответ верный. София правильно решила пример и объяснила свои действия. София получает отметку «5».

У.: 2 оставшихся примера объяснять на доске не будем. Сверим только ответы.

Учитель спрашивает у 4 человек, какой ответ у них получился в третьем примере

У.: В третьем примере правильный ответ 2550. У кого так?

Учитель спрашивает у 4 человек, какой ответ у них получился в четвёртом примере

У.: В четвёртом примере правильный ответ 4278. У кого также?

2) Устный счёт

У.: Во  сколько  раз  540  больше  180?  

О.: в 3 раза

У.:  Две  пятых  части  от  числа  450.

О.: 180

У.: На  сколько  3000  больше  4  десятков?  

О.: на 2960

У.: 149  км  выразите  в  метрах

О.: 149000 метров

У.: Наибольшее  четырёхзначное  число.  

О.: 9999

У.:  От  неизвестного  числа  вычли  8  десятков  и  получили  9  сотен.  Чему  равно  неизвестное  число?  

О.: 980

У.: Сколько  часов  в  540  минутах?  

О.: 9 часов

У.: Найдите  число,  если  восьмая  часть  его  составляет  70

О.: 560

У.:  Найдите  разность  чисел  1000  и  170

О.: 830

У.: На  сколько  600  больше  6?  

О.: на 594

У.: В  10  ящиках  1  центнер  яблок.  Сколько  кг  яблок  в  4  ящиках?  

О.: 40кг

У.: Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Я буду диктовать вам примеры, а вам нужно записать и решить в тетради. Кто справился, поднимает руку.

3) Математический диктант

  1. 16 увеличить в четыре раза. 

Ответ: 64

  1. Найти частное 96 и 12. 

Ответ: 8

  1. Чему равна площадь квадрата со стороной 8 см? 

Ответ: 64

  1. Сколько кг в 6 центнерах? 

Ответ: 600

  1. Какое число в 12 раз больше 5? 

Ответ: 60

  1.  Произведение чисел 70 и 50 уменьшить в 100 раз

Ответ: 35

7) Сумму чисел 44 и 26 увеличить в 70 раз. 

Ответ: 4900

У.:  Руку на локоток. Поменяйтесь тетрадью с соседом. На слайде правильные ответы. Возле каждого правильного ставим +, а возле неправильного -. Подсчитайте количество плюсов и запишите цифру на полях. Посмотрите на доску. Это критерии.

5 баллов

7 правильных ответов, без ошибок

4 балла

5-6 правильных ответов, 1-2 ошибки

3 балла

3-4 правильных ответов, 3-4 ошибки.

2 балла

Менее 3 правильных ответов

У.: Запишите на полях отметку, на которую выполнил задание ваш сосед по парте. Обменяйтесь тетрадями обратно.

III. Целеполагание. Постановка учебных задач

У.: На прошлых уроках вы научились умножать многозначные числа на двузначное и трехзначное число. Мы разобрали особенности умножения чисел, в записи которых есть нули. Сегодня эти знания пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждет много испытаний. Нам предстоит выполнить примеры на умножение, решать задачи нахождение площади фигур. Вы готовы?

О.: да

У.: Сегодня у нас с вами урок-повторение. Как вы думаете, что мы будем повторять сегодня, закреплять?

О.: мы будем повторять умножение на двузначное и трёхзначное число.

У.: Верно. Какие задачи перед собой мы поставим сегодня?

Будем повторять…

Будем решать…

О.: Мы будем повторять, как выполнять действие умножения на двузначное и трёхзначное число. Мы будем решать задачи на умножение на двузначное и трёхзначное число.

У.: Молодцы, ребята! Я желаю вам терпения, чтобы все задачи, которые мы поставили перед собой сегодня, мы решили.

IV.  Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях.

У.: Продолжаем учиться решать задачи и применять умения на практике.

Индивидуальная работа

У.: Мише и Варе я даю карточки, чтобы поработать самостоятельно. Они внимательно читают задачу и решают её. За это ребята получают отдельную отметку. Остальные работают со мной.

Решение задачи

У.: Решим задачу №174 (1). Я прочитаю вам задачу, а вы скажите, о чём в ней говорится?

Чтение задачи учителем

У.: Зал и коридор имеют одинаковую длину. Площадь зала 300 м^2, а площадь коридора 120 м^2. Ширина зала 10 м. Чему равна ширина коридора?

У.: Прочитаем задачу ещё раз. Вика, прочитай пожалуйста.

Чтение задачи обучающейся

Работа над задачей

У.: о чём же говорится в этой задаче?

О.: в этой задаче говориться о зале и коридоре.

У.: Верно. Что нам известно в задаче?

О.: Нам известно, что зал и коридор имеют одинаковую длину. Площадь зала 300 м^2, а площадь коридора 120 м^2. Ширина зала 10 м.

У.: Что нам неизвестно в задаче?

О.: нам неизвестна длина зала.

У: Что нам нужно найти?

О.: нам нужно найти ширину коридора.

У.: Что нам нужно знать, чтобы найти ширину коридора?

О.: Чтобы найти ширину коридора, нужно знать площадь и длину коридора.

У.: Верно! Известно ли нам что-то из этого?

О.: нет.

У.: Какая это задача: простая или составная?

О.: Эта задача составная, потому что мы не можем сразу ответить на её главный вопрос.

У.: Что мы возьмём для краткой записи?

О.: площадь зала, площадь коридора, ширина зала, ширина коридора.

У.: Что мы можем сказать о длине зала и коридора?

О.: Они равны.

У.: Чему равна площадь зала?

О.: площадь зала равна 300 м^2.

У.: Чему равна площадь коридора?

О.: площадь коридора 120 м^2.

У.: Чему равна ширина зала?

О.: Ширина зала равна 10м

У.: Известна ли нам ширина коридора?

О.: нет, неизвестна.

У.: Как обозначим.

О.: обозначим знаком вопроса.

У.: Ребята, скажите, какую формулу нам нужно знать, чтобы решить эту задачу?

О.: Площадь прямоугольника равна произведению длины и ширины.

У.: Что мы найдём первым действием?

О.:  Первым действием найдём длину зала. Она же и длина коридора.

У.: Каким действием найдём длину зала?

О.: Делением

У.: Что на что нам нужно разделить?

О.: Площадь зала нужно разделить на ширину зала

У.: Верно. Катя, диктуй пример.

О.: 300 :10 = 30 (м)

У.: Что мы нашли?

О.: Длину зала

У.: Что известно о длине зала?

О.: Длина зала равна длине коридора

У.: Зная длину зала, которая равна длине коридора, что можем найти?

О.: Мы можем найти ширину коридора.

У.: Каким действием?

О.: действием деления

У.: Как мы найдём ширину коридора?

О.: Площадь коридора разделим на длину коридора

У.: Верно. Даша, диктуй пример.

О.: 120: 30= 4 (м)

У.: Что мы нашли?

О.: мы нашли ширину коридора

У.: Ответили ли мы на главный вопрос задачи?

О.: да, ответили

У.: Что запишем в ответе?

О.: Ширина коридора= 4м

У.: Молодцы, ребята! Маши и Варя, сдайте карточки с индивидуальными заданиями.

У.: Я вижу вы уже немного устали. Встаём около своих парт, стулья задвигаем.

V. Физкультминутка.

Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 1 - опустить левую руку на плечо, 2 - правую руку на плечо, 3 - левую руку на пояс, 4 - правую руку на пояс, 5 –опустить левую руку вдоль туловища, 6- правую, 7-8 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

У.: Мы немного отдохнули, возвращаемся к работе. Садимся на свои места.

VI. Первичное закрепление умений, знаний

Работа в парах

У.: Ребята, выполним работу в парах. Я даю вам карточки с примерами на пару. 3 примера из первого столбика решает один, а 3 примера другой. Затем, вы должны найти в столбиках примеры с одинаковыми ответами и соединить их. Когда вы выполните задание, поднимите руку.

У.: Сверьте правильность решения примеров на слайде и оцените свою работу по критериям:

96*18=16*108=1728

85*14= 17*70=1190

46*25= 50*23=1150

5 баллов

3 примера решены верно

4 балла

2 примера решены верно

2 балла

Только 1 пример решён верно.

У.: Поставьте на полях отметку, которую вы заслужили согласно критериям.

Самостоятельная работа:

У.: Ребята, так как урок наш сегодня посвящён закреплению, сейчас мы с вами выполним самостоятельную работу. Спишите примеры с доски и решите их. Запишите ответ.

1) 851*37

2) 692*46

3) 378*65:90

4)495*32:80

5) 6*800-800:8+2

У.: Когда вы будете готовы, поднимите руку.

У.: Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте, справились ли вы с заданием. Рядом с правильно решённым примером поставьте +, а с неправильно решённым -.

Ответы: 1) 31487

     2) 31832

     3) 273

     4) 198

     5) 4702

У.: Оцените работу соседа по критериям на доске.

5 баллов

Правильно решены 5 примеров

4 балла

Правильно решено 4 примера

3 балла

Правильно решено 3 примера

2 балла

Правильно решено 2 примера

0 баллов

Правильно решён 1 пример или ни одного примера

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У.: Вспомним, какие задачи перед собой сегодня мы поставили? Решили ли мы их?

О.: Мы повторяли, как выполнять действие умножения на двузначное и трёхзначное число.  Мы решали задачи на умножение на двузначное и трёхзначное число.

У.:  На уроке вы несколько раз считали свои баллы за выполненные задания. Сейчас мы посчитаем вашу итоговую отметку за сегодняшний урок. Для этого вам нужно сложить 3 отметки на полях.

Критерии оценивания на доске:        

Отметка «5»

13-15 баллов

Отметка «4»

10-12 баллов

Отметка «3»

7-9 баллов

Старайся!

6 и менее баллов

У.: Было ли вам интересно сегодня на уроке? Что вам запомнилось больше всего?

О.: ответы обучающихся

У.: Я раздаю вам таблицу, а вы подчеркните тот ответ, который описывает вас.

На уроке мне было

Интересно\неинтересно

Задания для меня были

Слишком трудными\ выполнимыми

За урок я

Устал\ не устал

Материал урока для меня был

Полезен\бесполезен

Мое настроение стало

Лучше\хуже

Домашнее задание мне кажется

Лёгким

трудным

Интересным\неинтересным

У.: Кто заполнил таблицу, поднимите руку, я заберу у вас листочек.

VIII. Информация о домашнем задании. Инструкция по его выполнению.

У.: Вашим домашним заданием будет задача № 175. Внимательно читайте условие перед тем, как записывать в тетрадь. Я желаю вам удачи!

У.: Наш урок подошёл к концу. Я надеюсь, он был полезен для вас, вам было интересно. Спасибо за вашу внимательность! Желаю вам успехов! Урок окончен, до свидания!

Приложение 1

Пример оценочного листа

Фамилия, имя ______________________

№1 «Математический диктант»

_____ баллов

№2 «Работа в парах»

_____ баллов

№3 «Самостоятельная работа»

_____баллов

Всего баллов______

Отметка за урок_____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МД «Умножение на двузначное и трёхзначное число». Часть 1

Математический диктант по теме «Умножение на двузначное и трёхзначное число». Часть 1 создан для учащихся 4 класса. УМК любой. Данный ресурс можно использовать при фронтальной и групповой работе....

МД «Умножение на двузначное и трёхзначное число». Часть 2

Математический диктант по теме «Умножение на двузначное и трёхзначное число». Часть 2 создан для учащихся 4 класса. УМК любой. Данный ресурс можно использовать при фронтальной и групповой работе....

Контрольная работа по математике 4 класс " Умножение на двузначное и трёхзначное число»

Контрольная работа по математике 4 класс  " Умножение на двузначное и трёхзначное число»...

Открытый урок по математике по теме "Письменные приёмы умножения на двузначные и трёхзначные числа. Повторение"

Данный урок проведён после изучения темы "Письменные приёмы умножения на двузначные числа". Путешествуя по Африке, учащиеся повторили приёмы умножения , познакомились с растительным и животн...

Тренировочный вариант 4 класс "Умножение на двузначное и трёхзначное число"

Тренировочный вариант для подготовки к контрольной работе....

Контрольная работа по математике 4 класс"Умножение на двузначное и трёхзначное число" 3 четверть

Контрольная работа по математике 4 класс,3 четверть"Умножение на двузначное и трёхзначное число"...