Диагностика обучаемости
материал (3 класс)

Рулёва Ирина Михайловна

Диагностика обучаемости учащихся младших классов.

Программа развития обучаемости учащихся младших классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_obuchaemosti.docx61.04 КБ
Файл programma_razvitiya_obuchaemosti.docx2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Иволгинская средняя общеобразовательная школа

Диагностика обучаемости детей

младшего школьного возраста

(3е класс 2020-2021 уч.год)

Учитель: Рулёва Ирина Михайловна

с. Иволгинск,

 2020-2021 г.

Диагностика обучаемости учащихся

3е класса

Исследование уровня обучаемости проводилось в 3 «е» классе, где обучалось 30 учащихся – 16 девочек и 14 мальчиков. Успеваемость в классе была на хорошем уровне, с преобладанием хорошистов. Однако, имелись и дети, отставшие в учебе, которые получали дополнительные занятия во время внеурочной деятельности. В целом, класс   дружный, без конфликтных ситуаций.

Цель исследования заключалась в определении уровня обучаемости детей младшего школьного возраста. Для достижения этой цели   решались следующие задачи:

- подобраны методики;

- проведена диагностика;

- обработаны полученные результаты;

- сделаны выводы.

Для определения уровня обучаемости использованы следующие методики: 1) тест Липпмана "Логические закономерности", 2) формирование искусственного понятия "гацун" на наглядном материале по измененной методике Выготского-Сафина, 3) методика Л.А. Венгера. Эти методики позволили исследовать психологические качества, влияющие на обучаемость детей, такие как самостоятельность, самоорганизация, саморегуляция, инициативность и аналитические способности.

  1. Диагностика мышления (тест Липпмана «Логические закономерности»)

Одной из   задач диагностики было исследование логического аспекта мышления с помощью теста Липпмана "Логические закономерности". В ходе тестирования детям предлагалось анализировать ряды чисел и определить закономерность их построения. Задание заключалось в определении двух чисел, которые продолжили бы ряд. Время выполнения задания фиксировалось для каждого испытуемого.

Числовые ряды:

1) 2, 3, 4, 5, 6, 7

2) 6, 9, 12, 15, 18, 21

3) 1, 2, 4, 8, 16, 32

4) 4, 5, 8, 9, 12, 13

5) 19, 16, 14, 11, 9, 6

6) 29, 28, 26, 23, 19, 14

7) 88, 44, 40, 20, 16, 8

8) 1, 4, 9, 16, 25, 36,

9) 21, 18, 16, 15, 12, 10

10) 3, 6, 8, 16, 18, 36

 Обработка и интерпретация результатов: проверить правильность ответов и уровень развития логического мышления по «ключу».

Ключ к методике «Логические закономерности».

Предъявленные ряды

Правильные ответы

2, 3, 4, 5, 6, 7

8;9

6, 9, 12, 15, 18, 21

24;27

1, 2, 4, 8, 16, 32

64;128

4, 5, 8, 9, 12, 13

16;17

19, 16, 14, 11, 9, 6

4;1

29, 28, 26, 23, 19, 14

8;1

88, 44, 40, 20, 16, 8

4;2

1, 4, 9, 16, 25, 36,

49;64

21, 18, 16, 15, 12, 10

9;6

3, 6, 8, 16, 18, 36

38;76

Оценка результатов производится с помощью таблицы 1. 

Таблица 1.

Оценка результатов по методике Липпмана.

Время выполнения задания (мин, с)

Количество ошибок

Баллы

Уровень развития логического мышления

2 мин. и менее

5

Очень высокий уровень логического мышления

2 мин. 10 с- 4 мин. 30 с

4

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

4 мин 35 с- 9 мин 50 с

3+

Хорошая норма большинства людей

4 мин 35 с- 9 мин 50 с

3

Средняя норма

4 мин 35 с- 9 мин 50 с

2-3

3-

Низкая норма

10 мин.- 15 мин.

4-5

2

Ниже среднего уровня развития логического мышления

10 мин.- 15 мин.

0- 3

2+

Низкая скорость мышления, «тугодум»

Более 16 мин.

Более 5

1

Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы либо высокое переутомление

Показатели оценки результатов учащихся по методике Липпмана

 представлены в таблице 2 и на рисунке 1.

Таблица 2.

Оценка результатов учащихся по методике Липпмана

Группа

Количество баллов

Уровень развития логического мышления

1.

5

Очень высокий уровень логического мышления

2.

1

Дефект логического мышления

3.

3+

Хорошая норма большинства людей

4.

3+

Хорошая норма большинства людей

5.

3+

Хорошая норма большинства людей

6.  

2

Ниже среднего уровня развития логического мышления

7.

2

Ниже среднего уровня развития логического мышления

8.

4

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

9.

5

Очень высокий уровень логического мышления

10.

4

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

11.

5

Очень высокий уровень логического мышления

12.

3+

Хорошая норма большинства людей

13.  

1

Дефект логического мышления

14.

3-

Низкая норма

15.

3-

Низкая норма

16.  

1

Дефект логического мышления

17.

5

Очень высокий уровень логического мышления

18.

5

Очень высокий уровень логического мышления

19.

5

Очень высокий уровень логического мышления

20.

4

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

21.

1

Дефект логического мышления

22.

5

Очень высокий уровень логического мышления

23.  

2

Ниже среднего уровня развития логического мышления

24.

5

Очень высокий уровень логического мышления

25.

3

Средняя норма

26.

1

Дефект логического мышления

27.  

5

Очень высокий уровень логического мышления

28.

5

Очень высокий уровень логического мышления

29.

4

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

30.

4

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

 

Рис.1. Оценка результатов по методике Липпмана

2. Формирование искусственного понятия «гацун» на наглядном материале по измененной методике Выготского-Сафина.
  Диагностическая цель заключалась в исследовании способности детей выполнять аналитические операции.  

 В рамках измененной методики Выготского-Сафина   проводилось формирование искусственного понятия "гацун" на конкретных объектах.  

Эксперимент представлял собой следующий ход действий: испытуемому демонстрировалась одна красная фигура определенного размера и формы, которая называлась "гацун". После этого образец рисунка удалялся, а перед ребенком выкладывался набор из 16 фигур, отличающихся по форме (2 вида), цвету (красный и зеленый) и размеру (4 варианта). Задачей ребенка было выбирать только "гацуны" (Приложение 1).

Для проверки правильности выбора испытуемый должен был перевернуть каждую фигуру. Если выбор был неправильным, ребенку следовало анализировать фигуру образца и выявлять ее основные характеристики (цвет и форму), а также отвлекаться от значения. Затем ребенок должен был одновременно анализировать другие фигуры по двум ключевым параметрам и формулировать понятие "гацун", игнорируя незначительный признак – размер. Оценка результатов задания проводилась по 10-балльной шкале.

Результаты эксперимента оценивались следующим образом: 10-9 баллов – ребенок успешно выполнил задание самостоятельно, с незначительными ошибками, которые были исправлены им самим; 8-6 баллов – для выполнения задания требовалась определенная помощь педагога, ошибки исправлялись только после указания педагога; 5 и меньше баллов – ребенок допускал ошибки и испытывал затруднения при выполнении задания.

3. Методика Л.А. Венгера.

 Метод, предложенный Л.А. Венгером, использовался для выявления способности детей к подчинению своих действий поставленной задаче, пониманию методов действия и их применению в новых условиях.

Задание состояло из четырех серий с геометрическими фигурами. В первых трех сериях использовались геометрические фигуры, расположенные в трех рядах: верхний ряд представлен треугольниками, нижний ряд – квадратами, а средний ряд – кругами. Каждый квадрат точно находился под треугольником (17 фигур в каждом ряду), а между ними располагались круги (16 фигур в каждом ряду). Испытуемым необходимо было точно соблюдать инструкцию, соединяя треугольники и квадраты только через круги, соблюдая непрерывность линии.

Четвертая серия задания предполагала создание нового рисунка в ячейках, а не повторение предыдущих. Оценка результатов проводилась количественно по системе баллов, аналогичной предыдущему методу.

Анализ экспериментальных данных позволил выделить три уровня обучаемости: высокий, средний и низкий.

Дети с высоким уровнем обучаемости независимо и всесторонне анализируют данные, выбирают существенные и несущественные признаки, формулируют   правила и концепции. Они также проявляют контроль и регуляцию своих действий, подчиняя их задаче, образцу или примеру, а также проявляют инициативу, имеют высокую мотивацию к обучению и получению новых знаний.

Дети со средним уровнем обучаемости характеризуется неполным анализом и синтезом. Они испытывают сложности с анализом нескольких признаков одновременно и иногда не могут отличить существенные признаки от несущественных. У них незначительная саморегуляция, они испытывают затруднения при проверке выполненных заданий, а их мотивация к обучению не всегда стабильна.

Дети с низким уровнем обучаемости проявляют элементарный анализ и имеют трудности в установлении связей между данными. Они не могут выявить закономерности и формулировать концепции.   Они действуют хаотично, методом проб и ошибок, испытывая затруднения в самоконтроле и саморегуляции, подчинении своих действий задаче и правилу. Мотивация к обучению и получению новых знаний у них низкая.

Анализ полученных в ходе диагностики результатов представлен в таблице 3 и на рисунке 2.

Таблица 3.

Результаты степени обучаемости учащихся

Группа

Методика 2

Методика 3

балл

уровень

балл

уровень

1.

9

высокий

10

высокий

2.  

5

низкий

3

низкий

3.

8

средний

6

средний

4.

7

средний

8

средний

5.

6

средний

7

средний

6.

6

средний

7

средний

7.  

4

низкий

3

низкий

8.

8

средний

7

средний

9.  

10

высокий

9

высокий

10.

8

средний

8

средний

11.

10

высокий

10

высокий

12.

8

средний

8

средний

13.  

4

низкий

5

низкий

14.

6

средний

6

средний

15.

7

средний

8

средний

16.  

5

низкий

2

низкий

17.

9

высокий

10

высокий

18.  

10

высокий

10

высокий

19.

10

высокий

10

высокий

20.

8

средний

8

средний

21.

5

низкий

5

низкий

22.

9

высокий

10

высокий

23.  

6

средний

7

средний

24.

10

высокий

9

высокий

25.

6

средний

6

средний

26.

7

средний

6

средний

27.

10

высокий

10

высокий

28.

9

высокий

9

высокий

29.

6

средний

7

средний

30.

8

средний

6

средний

Итого:

Кол-во уч.

%

Кол-во уч.

%

высокий

10

33%

10

33%

средний

15

50%

15

50%

низкий

5

17%

5

17%

Рис.2. Оценка результатов степени обучаемости

Высокий уровень обучаемости выявлен у 10 обучающихся (33%). В процессе выполнения заданий дети успешно справились самостоятельно, демонстрируя высокую самоорганизацию и саморегуляцию. Они проявили способность анализировать объекты сразу по нескольким признакам, а также последовательно и логично выражать свои мысли, объясняя свои действия. Дети с высокой обучаемостью также проявляют высокую мотивацию и интерес к получению новых знаний и учебному процессу.

У 15 учащихся (50%) обнаружен средний уровень обучаемости.  В ходе выполнения заданий детям требовалась незначительная помощь педагога, иногда они не сразу понимали суть заданий и нуждались в разъяснениях. Процесс выполнения заданий требовал поддержки педагога, что говорит о низкой самоорганизации и независимости. Кроме того, эти дети испытывали затруднения в проведении анализа по нескольким показателям одновременно.

У 5 детей (17%) выявлен низкий уровень обучаемости. Они не проявляли интереса к выполнению заданий и часто выполняли их наугад или методом проб и ошибок. Они не могли самостоятельно организовать процесс обучения и требовали руководства педагога. У этих детей отсутствует мотивация и стимул к обучению и получению новых знаний.

 В результате проведенной диагностики было установлено, что большинство детей имеют высокий и средний уровень обучаемости, но также есть дети с низким уровнем обучаемости. Были определены основные психологические характеристики учащихся, которые влияют на степень их обучаемости: самостоятельность, самоорганизация, саморегуляция, инициативность, аналитические способности и мотивация к обучению. На основе этого была разработана и предложена программа развития уровня обучаемости для детей младшего школьного возраста, направленная на повышение психологических качеств, которые способствуют повышению   обучаемости. Комплекс разработанных занятий представлен дидактическими играми и упражнениями, которые могут быть использованы педагогом как во время уроков, так и во внеурочной деятельности.

Приложение 1

Стимульный материал к методике Выготского-Сафина

https://studbooks.net/imag_/16/164304/image001.jpghttps://studbooks.net/imag_/16/164304/image001.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы. Развитие самостоятельных умений - как путь к личностному росту обучаемых.

Работа содержит теоретический и практический материал по развитию самостоятельности у обучаемых....

Изучение особенностей формирования обучаемости на уроках математики во 2 классе

В работе рассматриваются вопросы:проблема обучаемости в психолого-педагогической литературе (сущность, возрастные особенности) диагностика обучаемости;разработка системы упражнений, направленных ...

Внеклассное мероприятие во 2 классе для учащихся, обучаемых по УМК В.П Кузовлев.

Данный материал можно использовать  в рамках школьной недели иностранных языков, для активизации и повторения изученного материала....

Здоровый ребенок-легко обучаемый ребенок.

Родительское собрание с участием медицинского работника....

Диагностика уровня обучаемости и модальности учащихся

Для построения  наиболее эффективных траекторий развития представлены методики, позволяющие выявлять личностные характеристики обучающихся. Педагогический анализ – система знаний, умений и ...