Рабочая программа внеурочной деятельности "Кем быть?"
рабочая программа (4 класс)

Нефедова Майя Михайловна

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kem_byt_4_klass.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 имени А.В. ВОЙНАЛОВИЧА»

Принято

на заседании педагогического совета

протокол № 7 от 31.08.2024 года

Утверждаю

Директор школы:

____________А.Р. Нургалеева

Приказ от 31.08.2024 года № 766

Программа внеурочной деятельности

«Кем быть»

Разработала:

Нефедова Майя Михайловна,

учитель начальных классов

Программа предназначена:

для учеников _ 4__класса

Количество часов в год - _34_

Срок реализации программы – 1 год

Нижневартовск, 2024-2025 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка        3

Содержание  курса        3

Результаты освоения программы ………………………………………………        4

Описание ценностных ориентиров содержания программы ………………… 6

Тематическое планирование …………………………………………….…….... 6

Методические рекомендации ………………………………………………..…. 7

1. Пояснительная записка

Направление: социальное.

Цель: создание условий для развития самостоятельной, творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся  с производственной деятельностью людей, углублять представления о разных профессиях.
  2. Формировать первые умения и навыки организации своей работы и работы товарищей, общего труда на пользу людей, культуры труда, понимание значения труда в жизни человека.
  3. Определить склонности и увлечения обучающихся к определённому типу профессий.
  4. Воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда,  ответственность за качество выполняемой работы.

Количество часов по программе: 1 час  в неделю: 4 класс - 34 ч. в год.  

Категория: обучающиеся 4 класса.

Формы работы: экскурсия, встречи с профессионалами, беседы, конкурсы, ролевые игры, просмотры фильмов, презентации.  

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ожидаемые результаты: 

- осознание обучающимися ценности и важности профессии в современном мире; 

- осведомлённость о мире профессий;

- повышение мотивации к учению;  

-  сформированность первоначальных навыков трудовой деятельности;

- проявление активности и инициативности при участии в общественно полезных делах.

Содержание курса

Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит  увлекательная и сложная задача:  определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая  системного знания.

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.

Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов  и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью Изучение программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?»  тесно связано с такими дисциплинами как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий мир».

Результаты освоения программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:

  • когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
  • мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
  • поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.        
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

   3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Уровень результатов (3-й класс)  –  приобретение социальных знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий

        Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать  диагностический инструментарий, представленный в таблице (таблица 1)

Критерии

Показатели

Методики диагностики

Когнитивный

знания учащихся о труде, о мире профессий

Уровень сформированности трудового сознания

1.Знания о труде.

2.Понимание значения труда  для жизни общества и  каждого человека.

3.Знания об основных профессиях, их особенностях.

Тестирование (Тесты «Зачем нужен труд?»,

«Какая это профессия?»)

Мотивационно-личностный

отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью

1.Отношение к труду и людям труда 

2. Интерес к трудовой и профессиональной деятельности.

3. Желание овладеть какой-либо профессией

Наблюдение

Методика «Продолжи предложение»

Беседа «Кем быть?»

Поведенческий

Навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде

Уровень трудовой активности

1.Навыки трудовой деятельности.

2.Проявление трудолюбия, старательности.

3.Добросовестность, активность, ответственность в учебном труде.

Наблюдение.

Анализ продуктов трудовой деятельности.

Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися  универсальных учебных действий подводятся посредством  листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры.

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Ценность  труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,  состояние нормального человеческого существования. Особую роль  в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду  в целом.

Ценность  человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования   и  прогресса которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к людям. 

Ценность  гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за  настоящее и  будущее;  интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  общения  – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как  одного  из  основополагающих элементов культуры.

Тематическое планирование

Содержание курса

         3 класс 

  1. Введение в мир профессий   2ч
  2. Знакомство с  различными  профессиями 28ч
  3. Профессия моих родителей  1ч
  4. Викторина «Что мы узнали?» 1ч
  5. Проект «Азбука профессий»     2ч

 Итого    34 часа

                                       

Тематическое планирование занятий

3 класс

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1

Мир интересных профессий

1

2

Кем я хочу стать?

1

3

Профессия - учитель

1

4

Профессия - учитель

1

5

Профессия -библиотекарь

1

6

Профессия -библиотекарь

1

7

Профессия - продавец

1

8

Профессия - продавец

1

9

Профессия - повар

1

10

Профессия - повар

1

11

Профессия - почтальон

1

12

Профессия - почтальон

1

13

Профессия - врач

1

14

Профессия - врач

1

15

Профессия - художник

1

16

Профессия - художник

1

17

Знакомство с профессией архитектора

1

18

Знакомство с профессией архитектора

1

19

Кто такой  - дизайнер.

1

20

Кто такой  - дизайнер.

1

21

Знакомство с профессией – журналист.

1

22

Знакомство с профессией – журналист.

1

23

Профессия - пожарный

1

24

Профессия - пожарный

1

25

Профессия -детектив

1

26

Профессия - детектив

1

27

Профессия -кондитер

1

28

Профессия - кондитер

1

29

Профессия -космонавт

1

30

Профессия - космонавт

1

31

Профессия моих родителей

1

32

Проект «Азбука профессий»

1

33

Оформление результатов проекта

1

34

Викторина «Что мы узнали?» Тест: «Какая профессия мне больше подходит?»

1

Методические рекомендации

Приложение 1

Тест «Зачем нужен труд»

        1.Можно ли прожить всю жизнь не трудясь? Как ты к этому относишься?

а) не знаю, не задумывался  – 2 балла

б) можно, но это неинтересно – 3 балла

в) можно, и это интересно, можно делать все что хочешь – 1 балл

        2. Зачем люди трудятся?

  а) чтобы получать деньги – 2 балла

  б) труд приносит радость, делает человека уважаемым в обществе – 3 балла

  в) не знаю – 1 балл        

        3.Ты хотел бы, чтобы твоя работа была:

   а) интересной и полезной людям – 3 балла

   б) не обязательно интересной, но высокооплачиваемой – 2 балла

   в) я об этом еще не думал – 1 балл

        4. Кого можно назвать трудолюбивым человеком?

    а) того, кто трудится честно, выполняет качественно свою работу – 2 балла

    б) того, кто трудится с любовью – 3 балла 

   в)  не знаю – 1 балл

                                                                             Высокий уровень – 12 баллов

                                                                               Средний уровень – 8-11 баллов

                                                                                      Низкий уровень – 7 и менее баллов

Приложение 2

Тест «Какая это профессия?»

1.Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами?

·        художник

·        оформитель

·        маляр – 1 балл

2.Чем занимается хлебороб?

·        печет хлеб

·        выращивает хлеб – 1 балл

·        сеет зерно

3. Как называется профессия, представитель которой проектирует здания?

·        строитель

·        чертежник

·        архитектор - 1

4. Представитель какой профессии лечит животных?

·        врач

·        животновод

·        ветеринар – 1 балл

5. Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди – представители этих профессий?

    Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Высокий уровень – 20 и более баллов

Средний уровень – 15-19 баллов

Низкий уровень – 14 и менее баллов

Приложение 3

Методика незаконченных предложений

1.Каждый человек должен трудиться, потому что…

2. Труд должен приносить…

3. Я хотел (а) бы выбрать профессию …

4. Моя будущая работа  требует…

Высокий уровень. Учащийся понимает, что труд должен приносить пользу людям, чувство удовлетворения себе.  У учащегося имеются определенные профессиональные интересы, он знает, какие качества необходимо развивать в себе, чтобы овладеть выбранной профессией.

Средний уровень. Учащийся представляет  трудовую деятельность как средство достижения материального благополучия. У учащегося имеются определенные профессиональные интересы, но он не задумывается о том, какие качества необходимо развивать в себе, чтобы овладеть выбранной профессией.

Низкий уровень. У учащегося отсутствуют представления о значении труда для него самого, для окружающих. Отсутствуют осознанные профессиональные интересы.

Приложение 4

Анкета для выявления трудового сознания младших школьников.

1. Для чего нужно трудиться?

2. Какова цель труда?

3. Какие ты знаешь профессии?

4. Какие профессии самые нужные людям?

5. Какие профессии самые сложные?

6. Какой труд сложнее: умственный или физический?

7. Кем ты хочешь стать после окончания средней школы?

8. Нужно ли любить свою профессию?

9. Что нужно, чтобы стать профессионалом, хорошим специалистом?

10. Какие учебные предметы ты любишь больше других?

11. Как ты учишься?

11. Твое любимое занятие в школе и дома.

12. Какое поручение тебе хотелось бы выполнить?

13 .Что читаешь?

14. Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?

15. Считаешь ли ты полезным тот труд, который тебе приходится делать?

Приложение 5

Таблица результативности констатирующего эксперимента по выявлению уровня трудовой активности у обучающихся

В-высокий

С-средни                                                                                                                                                Н-низкий

п/п

Ф.И. ученика

Уровень сформированности

трудового сознания

        Уровень

        трудовой активности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

и т.д

Итого: высокий (%.)

средний

низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...