Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Нескучное рисование» для учащихся 3 класса
рабочая программа (3 класс)

Карпинская Татьяна Николаевна

В программе «Нескучное рисование» сделан акцент на развитие творческого потенциала ребенка через поиск нестандартных подходов в обучении детей рисованию: сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neskuchnoe_risovanie_2020-2021.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 8 им. А.П. Чехова»

Согласовано

Заместитель директора по УВР

МБОУ «ООШ № 8 им. А.П. Чехова»

__________Лунегова М.Л.

«_____» _____________ 2020 г.

Утверждаю

И. о. директора

МБОУ «ООШ № 8 им. А.П. Чехова»

 ______________ГузееваТ.Л.

«_____» ______________ 2020 г.

Программа

внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

 «Нескучное рисование»

для учащихся 3  класса

Учитель: Карпинская Татьяна Николаевна

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Творческие способности — одна из загадок человеческой натуры, а развитие в детях устойчивой способности к творчеству — одна из самых сложных педагогических задач. Как сделать так, чтобы после яркого периода увлечения творчеством в раннем детском возрасте ребенок не перестал придумывать истории, экспериментировать с рифмой, испытывать желание создавать свои миры на бумаге? Наверное, надо пристальнее присмотреться к тому, что же так увлекает его на ранней стадии творческого развития. А увлекает его, прежде всего эксперимент.

В программе «Нескучное рисование» сделан акцент на развитие творческого потенциала ребенка через поиск нестандартных подходов в обучении детей рисованию: сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждает интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.

Детское рисование помогает координировать зрение и движение, овладеть формами, развивать чувственно-двигательную координацию, требует согласованного участия многих психических функций.

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяет преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.

Рисование оказывает просто колоссальное воздействие на процесс становления ребенка как личности. Когда он рисует, его двигательные и зрительные анализаторы активно работают, развивается мышление, внимание и память. Ребенок думает, сочиняет, сравнивает и анализирует.

Рисование влияет на расширение словарного запаса, формирование речи. Рисование — это уникальное сочетание в одном процессе умственной и физической деятельности. Чтобы создать какой-либо рисунок, ребенку приходится приложить большое количество усилий, овладеть многими навыками.

В программе отобраны самые интересные нетрадиционные техники рисования с различными материалами. Они  привлекают - новизной, доступностью, хорошими итоговыми результатами. Работы с использованием нетрадиционных техник получаются яркими, интересными.

Цель и задачи программы

Цель программы: формирование у детей младшего школьного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Образовательные задачи:

  • познакомить с различными  техниками и способами рисования;
  • учить работать с различными материалами (гуашь, акварель, мел);
  • стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения;
  •  побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.

Развивающие задачи:

  • развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне;
  • развивать воображения, умения видеть необычное в обычных предметах;
  • развивать творческие способности и экспериментирование;
  • развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук;
  • расширять представления об окружающем мире;
  • обогащать словарь ребёнка;
  • развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
  • развивать у детей адекватную собственную самооценку своей деятельности и одноклассников.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать аккуратность при работе с различными материалами (гуашь, акварель, мел);
  • воспитывать чувство прекрасного.

Ожидаемые результаты реализации программы

№ п/п

Наименование темы

К концу обучения  дети должны

Знать

Уметь

Техника безопасности.

Правила по ТБ при работе с ножницами, кисточками, красками, гуашью и т.д.

Четко выполнять правила ТБ.

Использовать инструмент по назначению.

Нетрадиционные техники рисования.

Графика.

Значение  слова, способ  выполнения техники, возможность применения техники в рисунке.

 

Выделять технику среди других видов нетрадиционного рисования, уметь самостоятельно выполнять различные  техники.

Кляксография.

Ниткография.

Пластилинография

Напыление (набрызг).

Трафарет.

Тиснение с восковыми мелками

Продолжительность и этапы реализации программы

        Программа  «Нескучное рисование» обеспечивает помощь ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности: изучение техник нетрадиционного рисования и осуществляется по индивидуальному выбору ребёнком и его родителями.

Программа рассчитана на 8 часов (четверть). Программа адресована учащимся младшего школьного возраста. Занятия проводятся один раз в неделю.

         

     В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала

Обучение включает два направления:

  • усвоение теоретических знаний: работа с детьми строится на основе пояснений по ходу процесса обучения.
  • формирование практических навыков.

Заключительным этапом работы учащихся может стать участие в конкурсах детского творчества на школьном,  муниципальном, областном и федеральном  уровнях. 

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

- широкая мотивационная основа изобразительной деятельности, включающая социальные, учебно-творческие и внешние мотивы;

- устойчивый познавательный интерес к новым видам изобразительного искусства, новым способам самовыражения;

- адекватное понимание причин успешности / неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- адекватного понимания причин успешности / неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебно- творческую задачу;

- планировать свои действия;

Адекватно воспринимать оценку педагога;

Различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать методы и приемы художественно- творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- понимать возможность существования различных точек зрения и  различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

Использовать речь для регуляции своего действия;

- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь.

В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:

- развивать воображение, образное мышление, сформировать познавательные интересы;

- совершенствовать навыки деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- сформировать систему универсальных учебных действий.

Учебно-тематический план.

Наименование тем

Форма и содержание  занятия

Чему я научусь

Занятие-игра.

Знакомство с различными техниками изобразительной деятельности. Из истории рисунка. Знакомство с различными художественными материалами, приемами работы с ними. Введение в предмет. Инструменты и материалы. ТБ при работе с красками, кистью, ножницами, мелками, карандашами. Энциклопедические сведения.

Волшебные листья (техника печатания листьями)

Занятие эксперимент. Экскурсия.

Беседа (сбор природного материала). Экскурсия в природу. Введение в технику печатания листьями. Познакомить с техникой печатания листьями. Рисование листьями: техника по сырому. Акварель. Маркер. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. Коллективная работа к дню учителя.

Блюдо из чудищ  или

Кляксы и чудики

(кляксография)

Игра сюжетно-ролевая.

Закрепление техники кляксография. Создание  по выбору предложенных сюжетов. Проигрывание этих сюжетов в игре.

Сказка о ниточке (ниткография)

Мастер класс и практическое занятие.

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования - Ниткография.  Со сказочными героями попадем в сказку о ниточке, узнаем, что вокруг живут разные линии и затем полученные знания применим в практической части занятия.

Ёлочка, гори. (техника рисования ладошками)

Творческая мастерская.

Энциклопедические и литературные сведения о новогоднем празднике.

Подготовка сообщений учащихся по новогодней тематике. Введение в технику рисования ладошками. Совершенствование  умений делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Создание коллективной композиции-новогодняя ёлочка.

Я люблю свою лошадку. (пластилинография)

Практическое занятие.

Просмотр презентации по теме. Энциклопедические сведения о предмете занятия Символ Нового 2014 года. С помощью предложенных трафаретов самостоятельное  выполнение картины символ года в технике пластилинографии.

Зимние узоры (рисование солью)

Игра.

С помощью соли, краски и клея будем создавать удивительные зимние узоры. Использование художественной литературы по данной теме.

Волшебные цветы к 8 марта (набрызг, трафарет)

Беседа с показом образца.

Просмотр презентации по теме. Энциклопедические и литературные сведения о предмете. Рассматривание образца. Подбор цветового решения. Работа по образцу над композицией

Работа с трафаретом и использование  способа  примакивания или набрызг.

Знакомство с техникой набрызг. Пробные упражнения по усвоению новой техники. Творческие работы в технике набрызг.

итого

8 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Культура общения" Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному напрвлению

Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимоде...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...

Презентация программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению

презентация знакомит с программой по внеурочной деятельности. Направление "Общекультурное"....

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Смотрю на мир глазами художника".

Программа внеурочной деятельности по  общекультурному  направлению «Смотрю на мир глазами художника»  для 1-4 классов разработана на основе примерной программы художественно-эстетическо...

Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"

Содержание   Пояснительная записка ……………………………………………………. 3   Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8   Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...

программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Здоровое питание»/3класс/

Цель  программы по "Здоровому питанию"-формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни....

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. «Юный художник» для учащихся 1-4 классов

    Программа  «Юный художник» является программой художественно-эстетического направления, предполагает кружковой углубленный уровень освоения знаний и практических ...