Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Нескучное рисование» для учащихся 3 класса
рабочая программа (3 класс)
В программе «Нескучное рисование» сделан акцент на развитие творческого потенциала ребенка через поиск нестандартных подходов в обучении детей рисованию: сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neskuchnoe_risovanie_2020-2021.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 8 им. А.П. Чехова»
Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ № 8 им. А.П. Чехова» __________Лунегова М.Л. «_____» _____________ 2020 г. | Утверждаю И. о. директора МБОУ «ООШ № 8 им. А.П. Чехова» ______________ГузееваТ.Л. «_____» ______________ 2020 г. |
Программа
внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Нескучное рисование»
для учащихся 3 класса
Учитель: Карпинская Татьяна Николаевна
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Творческие способности — одна из загадок человеческой натуры, а развитие в детях устойчивой способности к творчеству — одна из самых сложных педагогических задач. Как сделать так, чтобы после яркого периода увлечения творчеством в раннем детском возрасте ребенок не перестал придумывать истории, экспериментировать с рифмой, испытывать желание создавать свои миры на бумаге? Наверное, надо пристальнее присмотреться к тому, что же так увлекает его на ранней стадии творческого развития. А увлекает его, прежде всего эксперимент.
В программе «Нескучное рисование» сделан акцент на развитие творческого потенциала ребенка через поиск нестандартных подходов в обучении детей рисованию: сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждает интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Детское рисование помогает координировать зрение и движение, овладеть формами, развивать чувственно-двигательную координацию, требует согласованного участия многих психических функций.
Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяет преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.
Рисование оказывает просто колоссальное воздействие на процесс становления ребенка как личности. Когда он рисует, его двигательные и зрительные анализаторы активно работают, развивается мышление, внимание и память. Ребенок думает, сочиняет, сравнивает и анализирует.
Рисование влияет на расширение словарного запаса, формирование речи. Рисование — это уникальное сочетание в одном процессе умственной и физической деятельности. Чтобы создать какой-либо рисунок, ребенку приходится приложить большое количество усилий, овладеть многими навыками.
В программе отобраны самые интересные нетрадиционные техники рисования с различными материалами. Они привлекают - новизной, доступностью, хорошими итоговыми результатами. Работы с использованием нетрадиционных техник получаются яркими, интересными.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у детей младшего школьного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Образовательные задачи:
- познакомить с различными техниками и способами рисования;
- учить работать с различными материалами (гуашь, акварель, мел);
- стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения;
- побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
Развивающие задачи:
- развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне;
- развивать воображения, умения видеть необычное в обычных предметах;
- развивать творческие способности и экспериментирование;
- развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук;
- расширять представления об окружающем мире;
- обогащать словарь ребёнка;
- развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
- развивать у детей адекватную собственную самооценку своей деятельности и одноклассников.
Воспитательные задачи:
- воспитывать аккуратность при работе с различными материалами (гуашь, акварель, мел);
- воспитывать чувство прекрасного.
Ожидаемые результаты реализации программы
№ п/п | Наименование темы | К концу обучения дети должны | |
Знать | Уметь | ||
Техника безопасности. | Правила по ТБ при работе с ножницами, кисточками, красками, гуашью и т.д. | Четко выполнять правила ТБ. Использовать инструмент по назначению. | |
Нетрадиционные техники рисования. | |||
Графика. | Значение слова, способ выполнения техники, возможность применения техники в рисунке.
| Выделять технику среди других видов нетрадиционного рисования, уметь самостоятельно выполнять различные техники. | |
Кляксография. | |||
Ниткография. | |||
Пластилинография | |||
Напыление (набрызг). | |||
Трафарет. | |||
Тиснение с восковыми мелками |
Продолжительность и этапы реализации программы
Программа «Нескучное рисование» обеспечивает помощь ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности: изучение техник нетрадиционного рисования и осуществляется по индивидуальному выбору ребёнком и его родителями.
Программа рассчитана на 8 часов (четверть). Программа адресована учащимся младшего школьного возраста. Занятия проводятся один раз в неделю.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала
Обучение включает два направления:
- усвоение теоретических знаний: работа с детьми строится на основе пояснений по ходу процесса обучения.
- формирование практических навыков.
Заключительным этапом работы учащихся может стать участие в конкурсах детского творчества на школьном, муниципальном, областном и федеральном уровнях.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
- широкая мотивационная основа изобразительной деятельности, включающая социальные, учебно-творческие и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам изобразительного искусства, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности / неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- адекватного понимания причин успешности / неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебно- творческую задачу;
- планировать свои действия;
Адекватно воспринимать оценку педагога;
Различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать методы и приемы художественно- творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
Использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, сформировать познавательные интересы;
- совершенствовать навыки деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- сформировать систему универсальных учебных действий.
Учебно-тематический план.
Наименование тем | Форма и содержание занятия | |
Чему я научусь | Занятие-игра. Знакомство с различными техниками изобразительной деятельности. Из истории рисунка. Знакомство с различными художественными материалами, приемами работы с ними. Введение в предмет. Инструменты и материалы. ТБ при работе с красками, кистью, ножницами, мелками, карандашами. Энциклопедические сведения. | |
Волшебные листья (техника печатания листьями) | Занятие эксперимент. Экскурсия. Беседа (сбор природного материала). Экскурсия в природу. Введение в технику печатания листьями. Познакомить с техникой печатания листьями. Рисование листьями: техника по сырому. Акварель. Маркер. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. Коллективная работа к дню учителя. | |
Блюдо из чудищ или Кляксы и чудики (кляксография) | Игра сюжетно-ролевая. Закрепление техники кляксография. Создание по выбору предложенных сюжетов. Проигрывание этих сюжетов в игре. | |
Сказка о ниточке (ниткография) | Мастер класс и практическое занятие. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования - Ниткография. Со сказочными героями попадем в сказку о ниточке, узнаем, что вокруг живут разные линии и затем полученные знания применим в практической части занятия. | |
Ёлочка, гори. (техника рисования ладошками) | Творческая мастерская. Энциклопедические и литературные сведения о новогоднем празднике. Подготовка сообщений учащихся по новогодней тематике. Введение в технику рисования ладошками. Совершенствование умений делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Создание коллективной композиции-новогодняя ёлочка. | |
Я люблю свою лошадку. (пластилинография) | Практическое занятие. Просмотр презентации по теме. Энциклопедические сведения о предмете занятия Символ Нового 2014 года. С помощью предложенных трафаретов самостоятельное выполнение картины символ года в технике пластилинографии. | |
Зимние узоры (рисование солью) | Игра. С помощью соли, краски и клея будем создавать удивительные зимние узоры. Использование художественной литературы по данной теме. | |
Волшебные цветы к 8 марта (набрызг, трафарет) | Беседа с показом образца. Просмотр презентации по теме. Энциклопедические и литературные сведения о предмете. Рассматривание образца. Подбор цветового решения. Работа по образцу над композицией Работа с трафаретом и использование способа примакивания или набрызг. Знакомство с техникой набрызг. Пробные упражнения по усвоению новой техники. Творческие работы в технике набрызг. | |
итого | 8 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Культура общения" Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному напрвлению
Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимоде...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...
Презентация программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению
презентация знакомит с программой по внеурочной деятельности. Направление "Общекультурное"....
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Смотрю на мир глазами художника".
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов разработана на основе примерной программы художественно-эстетическо...
Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"
Содержание Пояснительная записка ……………………………………………………. 3 Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8 Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...
программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Здоровое питание»/3класс/
Цель программы по "Здоровому питанию"-формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни....
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. «Юный художник» для учащихся 1-4 классов
Программа «Юный художник» является программой художественно-эстетического направления, предполагает кружковой углубленный уровень освоения знаний и практических ...