Возрастные особенности детей 8-го года жизни
консультация (2 класс)

Восьмилетний возраст ребенка можно назвать относительно спокойным периодом. В данном возрасте в мировоззрении и психологии ребенка очень многое уже изменилось. Но его поведение всё же еще сильно зависит от окружающих событий и обстановки и остаётся по-прежнему не стабильно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_let.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Восьмилетний возраст ребенка можно назвать относительно спокойным периодом. В данном возрасте в мировоззрении и психологии ребенка очень многое уже изменилось. Но его поведение всё же еще сильно зависит от окружающих событий и обстановки и остаётся по-прежнему не стабильно. В 8 лет у ребенка продолжается активный рост и развитие. В этот период также происходят глубокие изменения в области переживаний. Отдельные эмоции и чувства, которые испытывал ребенок лет четырех, были мимолетными, ситуативными, не оставляли заметного следа в его памяти. Переживания приобретают новый смысл, их усложнение приводит к возникновению внутренней жизни ребенка — на поведение и на события, в которых он активно участвует, начинает влиять именно внутренняя жизнь. Детский организм кажется уже взрослым, но на самом деле он особенно нуждается в отдыхе и достаточном количестве сна. Это объясняется тем, что нагрузка в школе увеличивается. Для многих детей уроки, дополнительные кружки, секции способствуют увеличению нагрузки. Физические движения ограничены, так как большую часть дня ребенок просиживает за уроками, а вечером выполняет домашние задания. Всем известно, что детям вреден сидячий образ жизни больше, чем взрослым. Как и в любом возрасте восьмилетние школьники чаще должны выполнять физические упражнения.

Ребёнок 8 лет начинает различать два своих «Я»: идеальное и реальное. Это свидетельствует о том, что у него появляется понимание того, кем он желает стать и кем он является на сегодня. Он способен адекватно себя оценить и завышенной самооценки в данном возрасте не наблюдается.

В 8 лет продолжает формироваться отношение к себе. Ребёнок на все вопросы имеет собственную точку зрения, которую активно отстаивает, что нередко вызывает недовольство со стороны взрослых. В это время у ребёнка начинает появляться осознание собственной социальной значимости, хотя взрослые до сих пор воспринимают ребёнка 8 лет, как маленького, неспособного иметь своё мнение и решать возникающие вопросы и проблемы. А ведь понимание своей личной и социальной значимости складывается благодаря развитию самосознания и взаимодействию с теми из окружающих, чьим мнением прежде всего дорожит ребёнок. Такими людьми обычно становятся родители, сверстники и некоторые взрослые: учителя, ближайшие родственники. Однако это не означает, что для формирования позитивного к себе отношения необходимо разрешать ребенку всё и допускать его до решения абсолютно всех проблем.

В первые школьные годы дети всё больше отдаляются от родителей. Отношения с родителями продолжают оказывать важнейшее влияние развитие младших школьников, однако расширение контактов ребёнка приводит к тому, что всё более сильное влияние на ребёнка начинают оказывать другие люди, прежде всего сверстники и школьные учителя. В школе ребёнок начинает общаться с широким кругом новых для него взрослых людей, стили и методы воспитания которых могут значительно отличаться от тех, к каким ребёнок привык дома.

Огромное влияние на социальное развитие ребёнка оказывает и общение со сверстниками. Впервые возникает популярность ребёнка в классе. В возрасте 8 лет преобладает парная дружба. И практически всегда бывает так, что в классе есть один или несколько человек, с которыми дружить по каким-либо причинам никто не хочет. Уровень самооценки тесно связан с популярностью ребёнка в классе. Так, у детей, которые популярны в классе, обычно бывает более высокая самооценка, чем у тех, кого сверстники воспринимают негативно.

Группа школьников — это специфический коллектив, в котором существуют свои правила общения, нормы поведения и свой стиль. Членство в группе реализует несколько функций психологического развития ребёнка. В процессе всё большего отдаления от родителей ребёнок начинает ощущать потребность в поддержке со стороны сверстников, которую он получает именно в группе. Это даёт ему возможность почувствовать эмоциональную безопасность и защищённость. Именно группа сверстников становится для ребёнка фильтром, через который он пропускает ценностные сформированные в семье установки, решая, на какие из них ему необходимо ориентироваться в дальнейшем.

Ребенок хорошо понимает происходящую ситуацию и имеет при этом хорошие вербальные навыки. В данный возрастной период ребёнок намного лучше справляется с трудностями. Но, при этом, развитие детей в этом возрасте ведет к новому этапу самосознания — ребенок начинает осознавать себя частью общества.

Чаще всего в 8 лет у детей уже произошла адаптация к школе. Они достаточно комфортно чувствуют себе в роли школьников.

К этому возрасту у детей уже довольно развиты чувство ответственности за собственные поступки и самостоятельность: они уже сами способны убрать в своей комнате и на своём рабочем месте, способны сами собрать свою сумку в школу, самостоятельно приготовить домашнее задание, способны разогреть еду и заправить постель.

Дети в 8 лет чувствуют себя уже настолько взрослыми, что иногда не признают вторжения старших на их личную территорию. Но это только кажущаяся взрослость. Повышенная ответственность в данном возрасте может отразиться на физическом и психологическом здоровье ребёнка. У него может появиться бессонница и нервозность.

Иногда ребенок, засыпая, не может долго заснуть, так как обдумывает свои проблемы в отношениях с одноклассниками, учёбе и т.д. И лучшим лекарством в данный момент может быть доверительная беседа взрослого и ребёнка о том, что же так его волнует.

В возрасте 8 лет у детей может появиться большое желание читать «взрослые», умные книжки. Данное желание заслуживает поощрения, но при этом и контроля со стороны взрослых в выборе и подборе литературы, чтобы самостоятельный выбор ребёнком не оказал неблагоприятное воздействие и влияние на детскую психику.

Считая себя взрослыми, дети 8 лет при этом пропускают мимо ушей наставления и просьбы родителей. Они считают, что все знают и сами. Стандартный вопрос ребёнка: «А зачем?». В данный момент происходит процесс самоутверждения.

Ребёнок данного возрастного периода способен отрицать все рамки, которые вы ему предлагаете, но в глубине души он всё же в них нуждается. Но, к сожалению, присутствие детского негативизма всё же перевешивает.

Мы видим, что ребёнок 8 лет уже вполне может решать свои текущие проблемы. Восьмилетние дети при правильном воспитании хорошие помощники. Другими словами, ребёнок стал маленьким самодостаточным человеком.

Восьмилетний возраст — интересный период. Личность ребёнка уже отчётливо видна, но при этом она ещё только формируется. Ребёнок делает свои первые шаги в самостоятельности, впервые берёт на себя ответственность за выполнение несложных заданий, становится достаточно взрослым для оказания помощи, осознаёт себя как индивидуальность. В то же время до взрослости ему еще далеко.

И не стоит забывать, что ребёнок — это не только школьник, это, прежде всего, постоянно изменяющаяся личность.

Список использованной литературы:

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. — М.; Воронеж, — 1995.
  2. Бершедова Л. И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов. Автореф. дисс.докт, психол. н. — М., 1999.
  3. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. — М., 1967.
  4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. —Т. 4. — М., 1984. 
  5. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М., 1996.
  6. Драгунова Т. В. Подросток. — М., 1976.
  7. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 1972. — № 2. — c. 51-63.
  8. Елагина М. Г. Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии. — 1989. — № 1. — c. 37-42.
  9. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. — М., 1991.
  10. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школе. — М., 1991.
  11. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989.
  12. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000.
  13. Лисина М. И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. — М., 1978. — c. 268-294.
  14. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. -— М.; Воронеж, — 1997.
  15. Образцова Т. Н. Психологические игры для детей / Образцова Т. Н. — М.: Лада, — 2010. — 192 с.
  16. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов // Вопросы психологии. — № 4. — 2007. — с.37-42.
  17. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: «Просвещение», 1991.
  18. Роуз М. Трудности с подростками. Руководство по воспитанию подростков. — М. « Академия». — 2004. — 46 c.
  19. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. — 1996. — № 5. — c. 41-52.
  20. Смирнова Е. О. Психология ребенка. — М., 1997.
  21. Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций. Ростов н/Д.: «Феникс». — 2008.
  22. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь/ В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь. — Ростов н/Д.: «Феникс». — 2006. — 808 с.
  23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: «Просвещение», 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

Важные рекомендации для родителей, жду ваши отзывы!...

Возрастные особенности детей 7-8 лет

Характеристика основных изменений в развитии второклассников....

Возрастные особенности детей 6 лет.

Перепечатка статьи из интернета.Полезна  родителям и учителям начальной школы....

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное...

Возрастные особенности детей 9 – 10 лет

Здесь рассказывается о возрастных особенностях детей 9-10 лет и предлагаются способы воспитания с учётом этим особенностей....

Возрастные особенности ребёнка. 3-4 года.

Представлены возрастные особенности детей 3-4 лет....

Родительское собрание «Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет»

повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка....