Обучение детей с ОВЗ
методическая разработка (3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Обучение детей с ОВЗ
Каждый год в школу поступает всё больше детей, имеющих отклонения в здоровье. Это могут быть часто болеющие дети, дети с плохой памятью, дети с повышенной возбудимостью и утомляемостью, дети с нарушениями концентрации, удержания внимания и с более серьезными проблемами, такими как ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП, слабовидение, тугоухость, нарушение речевого аппарата и др.
Все педагоги должны придерживаться общих психолого-педагогических рекомендации в работе с детьми с ОВЗ:
Принимать ребенка таким, какой он есть;
Как можно чаще общаться с ребенком;
Избегать переутомления;
Использовать упражнения на релаксацию;
Не сравнивать ребенка с окружающими;
Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;
Способствовать повышению его самооценки;
Обращаться к ребенку по имени;
Не предъявлять ребенку повышенных требований;
Стараться делать замечания как можно реже;
11. Оставаться спокойным в любой ситуации
Младший школьный возраст – это возраст интенсивного развития связной фразовой речи, позволяющей развернуто донести до собеседника содержание увиденного, прочитанного, услышанного, понятого.
В этот период ребенок активно осваивает новую, культурную форму речи – письменную речь, овладевает осмысленным чтением и письмом.
Ученик начальной школы должен понимать, зачем он учится писать, читать и считать, что хорошего в том, что он научится этому. Ребенка должны радовать новые умения, которые он сразу может применять в жизни..
Формы обучения детей с ОВЗ:
- в инклюзивном классе или инклюзивной группе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы,
- в коррекционной группе или коррекционном классе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы,
- в коррекционном саду или коррекционной школе,
- надомное образование (организация учебного процесса на дому или в медицинском учреждении),
- семейное образование.
Надомное обучение
Ребёнок с ОВЗ может числиться в классе массовой или коррекционной школы, к нему будут приходить учителя домой или вести занятия дистанционно.
Для организации надомного обучения школе необходимо создать ИУП, распределить нагрузку по преподавателям и рассмотреть возможные формы аттестации.
Чтобы перевести ребёнка на надомное обучение, необходимо заявление родителей и заключение медико-социальной экспертизы. Главное преимущество такого образования — он подходит для маломобильных детей и тех, у кого сложные нарушения. Минусы: родителям необходимо создать условия для обучения дома, например, открывать дверь педагогу, если ребёнок малоподвижен;
надомникам приходится много материала изучать самостоятельно.
Семейное образование
Семейное обучение подразумевает получение образования вне стен школы, то есть самостоятельное освоение программы. Ответственность за качество образования при этом лежит на плечах родителей.
Учиться можно дома самостоятельно или дистанционно в онлайн-школах. Чтобы перейти на семейное образование, необходимо проинформировать департамент образования, отчислиться из школы, выбрать школу для аттестации и организовать сам учебный процесс.
У семейного обучения много преимуществ:
+ дети могут учиться в комфортном темпе и с оптимальной нагрузкой;
+ весь образовательный процесс происходит дома в комфортной обстановке;
+ родители могут не обучать самостоятельно, а выбрать онлайн-школу;
+ у детей есть время на дополнительные занятия или хобби.
Минусы:
- трудозатратно для родителей, если они хотят обучать ребёнка самостоятельно;
- при неграмотной организации учебного процесса дети не будут успевать по программе;
- для прохождения промежуточных аттестаций нужно прикрепляться к массовым школам, при этом трудно найти образовательную организацию для аттестации по адаптированной программе;
- дистанционное образование мало доступно для детей с нарушениями слуха, зрения, множественными нарушениями;
- онлайн-школы платные.
Необходимо создавать такие условия ,которые позволят каждому ребенку с ОВЗ показать максимум своей успешности, достижений и возможностей, испытывая радость от достигнутых результатов.