Разговор у костра "Священный хлеб блокады"
план-конспект

Титоренко Нина Сергеевна

Классный час для начальной школы  1-4 класс Разговор у костра "Священый хлеб блокады"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyashchennyy_hleb_blokady.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Разговор у костра «Священный хлеб блокады»

Задачи:

Дать элементарные сведения о Великой Отечественной войне, её причинах и бедах, которые она принесла.

Формировать представление о блокаде, о трудностях блокадного города.

Воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду.

Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Заставка :Мирное небо, утро дома….

Голос за кадром:

Казалось, было холодно цветам

И от росы они едва поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок в росинках весь к цветку приник.

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось?

На сцене играют дети ( дети играют в мяч, девочка баюкает куклу, мальчик катает машину), звучит веселая музыка. Потом слышится тихий гул самолета, слышатся разрывы бомб. Дети, застыв, замирают и смотрят в небо.

(Немая сцена.)

Девочка спрашивает  ветер:

Почему люди все на свете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?

Голос):  Война – война-война

Раздаётся ещё один взрыв и дети разворачиваются спиной к зрителям. Одна девочка из этой группы медленно подходит к микрофону.

Чтец:

              Я родом из детства

                                                                                                                 

    Кто-то родом из детства... Я — из войны,

 Из блокадного бедствия, из его глубины.

Влюблена была в небо, но небо меня

Обмануло нелепо. Среди белого дня

С неба падали бомбы, разрушали дома.

Поднялась из обломков, как — не знаю сама.

А друзья не успели. Мне жалко друзей.

Хорошо они пели в первой роте моей.

Были родом из детства все друзья у меня,

Не могу я согреться без них у огня.

Дети, поворачиваясь по одному:

 -Мы могли стать поэтами,  

-писателями,

-музыкантами,

- врачами,

-строителем

- (хором) или просто  родителями.

Ведущий 1:   22 июня 1941 г. Фашистские захватчики вероломно напали на Советское государство. Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на пять долгих лет.

Ведущий 2: Ломоть хлеба… Белый или черный, но все равно неповторимого аромата и вкуса. Немереный, несчитанный ломоть – доступный и обеденный. Но никогда не забудется 125 – блокадных грамм – драгоценный, помещавшийся на ладони кусочек, в котором была жизнь, сила и тепло.

Ведущий 1: В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

Ведущий2.  8 Сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длинной в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалась 2 млн. 877 тыс. человек.

Блокада…. Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова –

Голодных умирающих детей.

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи мёрзли на путях,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

Ведущий1.  На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, который выдавали по карточкам, но и его не хватало.

Ведущий2.  Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется». Она была дороже денег, картин живописцев, шедевров искусства. 

Ведущий1.Карточки - бумажные талоны на которых указывалось положенное количество продуктов, каждому человеку.

Ведущий2 Рабочие получали 250 г. хлеба, а служащие и дети 125 грамм на весь день.

Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его стали выпекать с примесями ячменной, овсяной, соевой муки. Добавляли даже бумагу. Чтобы не умереть с голоду люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена. Выгребали из - под снега коренья кормовой свеклы, кочерыжки от капусты, которые остались после сбора урожая. Но скоро и это стало роскошью.

Ведущий1.  Наступил самый голодный 35-дневный период блокады.

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.

Ведущий2.  Судьба человека и судьба хлеба неразрывно связаны. Хлебом определяется жизнь человека, но именно человек отвечает за жизнь хлеба. Посмотри на фотографию. Это он. Не из папье-маше, не из пластика или бетона. Живой хлеб на живой руке блокадного пекаря Анны Гороховой.

Ведущий1.  Хлеб не имел вкуса и аромата ржаного хлеба, на вкус он был горький и травянистый.

Ведущий2.  Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить?

Ведущий1.  Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Шла она по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера.  Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев. (На таких машинах перевозили хлеб по льду озера.)

Ведущий2.  21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни». 

«Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили

«Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

Дети( читают стихи у костра)

 "Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги".

И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут - пустяк,
Поломка эта - не угроза
Да рук не разомкнуть ни как.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? 2 тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он 
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт.
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре -
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря "священным даром" назван
Обычный хлеб и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.

Ведущий1 900 дней и ночей был оторван город на Неве от Большой земли. Легче его жителям стало после наступления советских войск в январе 1943 года, когда в фашистской обороне был пробит коридор шириной 8-11 километров. По нему пошли поезда и машины с продуктами.

Ведущий2.  Всем стало ясно: Ленинград выстоит и победит. Вражеский замысел задушить защитников города голодом не удался.

Ведущий1.  Полностью от блокады Ленинград был освобождён только в январе 1944 года. Несмотря на лужи и туман, необычные для этого времени года, многие жители вышли на площади и улицы к репродукторам, чтобы услышать по радио долгожданную радостную весть.

Ведущий2.Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тыс. человек.  Поколения, пережившие голод и невзгоды войны знают куску хлеба.

Ведущий1.Цена… каждый это понимает по-своему. Для одних это бумажная карточка с цифрами, для других истинная стоимость, которую очень трудно и даже стыдно переводить в деньги. Почем колоски с зерном, собранные детскими руками в голодные послевоенные годы на изрытых снарядами полях? Во что оценить блокадную пайку?

Ведущий2.Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.

 Ведущий1. В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби.

 «Памятник, установленный полуторке» во Всеволожске.

 «Разорванное кольцо» — мемориал, входящий в Зелёный пояс Славы, расположен на западном берегу Ладожского озера, у начала Дороги Жизни.

 «Цветок жизни» Мемориал создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда.

Ведущий

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим, 
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим

Ведущий2.Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Минута молчания.


Ведущий1.  Ребята ответьте на несколько вопросов

- Какие вы знаете правила обращения с хлебом? (Брать чистыми руками столько, сколько сможешь съесть; не заворачивать в газету; не класть в сумку с овощами; учиться готовить блюда из чёрствого хлеба.)
– А сколько хлеба необходимо для Вашей семьи на день? 
-Что можно приготовить из оставшегося хлеба? (Сухарики, гренки, добавить в фарш мясной, предварительно размочив.
-Как можно поступить с заплесневевшим хлебом? (Покормить птиц).

Дети (читаю за столом стихи)

Хлеб, не объёмное слово

Но по смыслу важнее нет.

Во главе он стоит живого

Без него не проходит обед.

Хлеб миллионы жизней

От смерти спасал ни раз.

Кровью крестьянской, потом

Он доставался для нас.

Чёрствая корочка хлеба

Символ блокады, войны.

Голод для человека

Видимый край беды.

Тянет ручонки ребёнок

Голод стоит в глазах.

Корочку хлеба дайте

Жалостно просит в слезах.

Сердце от боли сжалось

Детские слыша слова.

Возьми малыш, что осталось

Крошки со стола.

Жадным движением ручек

Крошки отправлены в рот.

Словно лесную малину

Он с наслаждением жуёт.

        Ведущий2 Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

 Мы должны помнить, чтобы больше никогда не допустить. Мы стремимся к миру на всей планете. Нам жизнь дана на добрые дела. И если каждый передаст частичку своего тепла, мира, спокойствия другому, все будут жить в мире и согласии. (ответы детей)

 

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разговор о важном .Блокада Ленинграда.

Классный час Тема: "Страницы блокадного Ленинграда"Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, со...

Разговоры о важном. ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1–2 классов по теме «ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА» 16.01.23

Цель: дать обучающимся общие представления о важнейшем событии Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда, познакомить с фактами о жизни детей блокадного города, воспитывать чувство прекло...

Конспект воспитательного мероприятия "Разговоры о важном" на тему: "Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады" (класс 2)

Форма: воспитательное мероприятие Тема: "Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады"Цель: формировать у обучающихся общие представления о блокаде ...

Конспект занятия "Разговоры о важном" по теме "Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады"- 4класс

Цель мероприятия Формировать у обучающихся общие представления о блокаде Ленинграда и освобождении героического города, познакомить с фактами, рассказывающими о жизни людей блокадного города, воспитыв...

Конспект занятия "Разговоры о важном" по теме "Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады"

Форма мероприятия: Классный часТема мероприятия: Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокадыЦель мероприятия: Формировать у обучающихся общие представле...

Конспект воспитательного мероприятия "Разговоры о важном" на тему: "Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады" (2 класс)

Дата проведения классного часа:22.01.2024Тема:«Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокадыЦели:Формировать у обучающихся общие представления о блокаде Ленин...

Конспект воспитательного мероприятия "Разговоры о важном" на тему: "Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады" (2 класс)

Дата проведения классного часа: 22.01.2024Тема: «Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»Цели: Формировать у обучающихся общие представления ...