Статья : Метод проектов
статья
Предварительный просмотр:
Метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задачи учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые и прочие метод
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод – это дидактическая категория.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы
В чем преимущество проекта? Прежде всего в том, что ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочной деятельности.
Содержание основных понятий: Сообщение-это известие, краткое освещение факта, события. Доклад - публичное, развернутое освещение определенной темы. Реферат – краткое изложение содержания книги или анализ литературы по освещаемому вопросу, проблеме. Исследование – это научный труд, подвергнувший изучению факт, событие, процесс. Можно рассматривать исследование как сумму приемов и методов, дающих информацию для анализа, который способствует обоснованию, осмыслению факта, процесса, события и т.д. Проект - это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, книгу, фильм, модель, сценарий и т.д. Образовательный проект (применительно к школе) рассматривается как совместнопознавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
Классификация проектов (по материалам Сиденко А.С.) По характеру результата: -информационный проект;
-исследовательский проект;
-обзорный проект; -
проекты-инсценировки.
По форме:
-видеофильм;
-рекламный ролик;
-телепрограмма;
-интервью со знаменитыми людьми;
-журнальный репортаж; -рок-опера.
По профилю знаний:
-монопроекты – в рамках одного учебного предмета.
При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы;
укладываются в классно-урочную систему;
-межпредметные проекты - по двум или более предметам;
часто используются в качестве дополнения к урочной деятельности; выполняются во внеурочное время.
По количеству участников: -личностные; -парные; -групповые.
По типу объекта проектирования (по Раппопорту А.Г.):
-морфологические – проектирование вещей;
-социальные – проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов;
-экзистенциальные – проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы.
По характеру координации: -с открытой или явной координацией – координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников; -со скрытой координацией – координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников.
Он выступает как один из многих участников проекта.
По уровню контактов: -внутришкольные или региональные – проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами, внутри региона, одной страны; -международные – эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур с всеми присущими ему познавательными, коммуникативными аспектами.
По продолжительности: -краткосрочные- на нескольких уроках (3-6 уроков); -средней продолжительности – один-два месяца; -долгосрочные – до года.
Формы продуктов проектной деятельности:
Внешние продукты: -web-сайт (предметный, тематический); бизнес-план -видеоклип; выставка -газета; действующая фирма Игра; журнал Костюм; макет Музыкальное произведение; праздник Спектакль; картина Анализ; социологический опрос Публикация; сценарий Справочник; чертеж Учебное пособие; атрибуты несуществующего гос-ва Урок; оформление кабинета Атлас; система школьного управления.
Внутренние продукты: Развитие способностей: -вербально-лингвистических. -логико-математических. -визуально-пространственных. -моторно-двигательных. -межличностных. Внутриличностных. -музыкально-ритмических. -натуралистических.
Стадия работы над проектом | Содержание работы Д | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1.Подготовка | Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы. | Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта. | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников |
2.Планирование | 1.Определение источников необходимой информации. 2.Определение способов сбора и анализа информации. 3.Определения способа представления результатов (форма проекта). 4.Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. 5.Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности. | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся |
3.Исследование | 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы,наблюдения, эксперименты и т.п.) 2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение исследовательских задач | Поэтапно выполняют задачи проекта. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельность учащихся. |
4.Выводы | Анализ информации. Формулирование выводов. | Выполняют: исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект | Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) |
5.Представление (защита) проекта и оценка его результатов. | Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин | Предлагают проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оцен | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта |
Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.
Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.
Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.
Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.
Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения способ здоровьесберегающего подхода к обучению.
Постепенное усложнение проектов от творческих, игро-ролевых до исследовательских способствует развитию исследовательских умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"
В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе....
Статья "Метод проектов"
Эта статья - выступление на методическом объединении учителей начальных классов....
Статья « Метод проектов при обучении младших школьников».
В данной статье описывается опыт работы над проектами при обучении младших школьников. Данный метод имеет большое значение при работе по новым стандартам второго поколения в начальной школе. Этот мето...
Статья "Метод проектов как средство работы над междисциплинарной программой "Чтение. Работа с текстом"".
Выступление на педагогическом совете по вопросам введения ФГОС в учебный процесс....
Статья "Метод проекта".
Метод проекта в педагогической и методической литературе....
Статья. Метод проектов в начальной школе как способ организации педагогического процесса.
Метод проектов в начальной школе как способ организации педагогического процесса....
Статья. Метод проектов в начальной школе как способ организации педагогического процесса.
Метод проектов в начальной школе как способ организации педагогического процесса....