Методические рекомендации
консультация
Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, ее традиции и обычаи; духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволят корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. К методикам диагностики можно отнести следующие: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры и др.
Начиная работу с детским коллективом, классный руководитель должен максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_klassnyh_rukovoditeley.docx | 33.72 КБ |
Предварительный просмотр:
В помощь классному руководителю
Методические рекомендации для классных руководителей
по изучению семей учащихся
Ключевая роль в системе раннего выявления семейного неблагополучия принадлежит классному руководителю.
Изучение особенностей семейного воспитания обучающихся классным руководителем осуществляется регулярно, рекомендуемая периодичность посещений несовершеннолетних на дому – 1 раз в год; чаще – при возникновении такой необходимости.
Обращаем внимание на то, что посещение семей не должно носить ФОРМАЛЬНЫЙ и «МАССИРОВАННЫЙ» характер. Семьи учащихся 1, 5, 10-ых классов, и семьи вновь прибывших в класс детей рекомендуется посетить до 1 НОЯБРЯ.
Классному руководителю рекомендуется согласовать с законными представителями дату и время посещения. При изучении особенностей семейного воспитания несовершеннолетних, классному руководителю необходимо обратить внимание на санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности), наличие рабочего места, для сна и отдыха. Особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между членами семьи. Недопустимо при посещении семьи несовершеннолетних выяснение информации о размерах доходов, наличие денежных вкладов и т.п.
Результаты изучения особенностей семейного воспитания обучающихся по мере завершения плановых посещений семей необходимо рассматривать на заседаниях Совета профилактики с участием классных руководителей.
Обращаем ваше внимание, что о выявлении признаков семейного неблагополучия в ходе изучения особенностей семейного воспитания классный руководитель немедленно информирует администрацию учреждения образования.
К числу признаков, свидетельствующих о семейном неблагополучии, относятся состояние жилого помещения, представляющее опасность для жизни и здоровья ребенка (разбитые окна, вырванные розетки, провода), отсутствие света, газа, отопления (отключены за неуплату), отсутствие у ребёнка предметов первой необходимости, демонстрация жестокого неконтролируемого, агрессивного поведения законным представителем (представителями) ребёнка либо иными совершеннолетними лицами, совместно проживающими с семьей в жилом помещении и т.п.
Изучая семьи учащихся, классный руководитель должен обратить внимание на следующую информацию о семье ученика:
- общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
- жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;
- образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
- уровень педагогической культуры родителей;
- авторитетность семьи в глазах ребенка;
- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
- семейные традиции, обычаи и ритуалы;
- положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
- воспитательные возможности семьи.
Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, ее традиции и обычаи; духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволят корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. К методикам диагностики можно отнести следующие: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры и др.
Начиная работу с детским коллективом, классный руководитель должен максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседу, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т.д. Эти формы могут быть эффективны, если удалось найти с каждым родителем индивидуальный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия являются внимательность, проникновенность и т.д. В индивидуальной форме взаимодействия заложены большие воспитательные возможности. Так, разговор по душам может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса.
Посещение семьи – эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.
Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов больших усилий и изобретательности, но ее эффективность по сравнению с работой в большой группе значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые учреждением образования к учащимся, и становятся союзниками педагога. Достигнутая в результате индивидуальной работы высокая включенность родителей в дела школы приводит к повышению достижений учащихся, их желанию учиться и настойчивости в обучении как у учеников, так и у их родителей, улучшению поведения детей, положительному развитию их самооценки, более полному выполнению домашних заданий, к улучшению психологического климата в классном коллективе.
Семьи учащихся очень разные, по-разному складываются отношения педагога с родителями. В современных условиях возникает немало проблем, которые усложняют взаимодействие учреждения образования и семьи, поэтому работа в данном направлении ведется с учетом специфики современной семьи и решения проблем, возникающих при взаимодействии педагога с родителями учащихся.
Методы взаимодействия педагога с родителями
Основными направлениями взаимодействия педагога с семьей являются:
- диагностика и изучение семьи (методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества, изучение личного дела, мед. карты учащегося);
- посещение семей учащихся (информация: состав родителей и общие сведения о них, общие сведения о детях, жилищные условия, материальная обеспеченность, микроклимат в семье, увлечения семьи и т.д.);
- просветительская работа.
Рассмотрим первое направление взаимодействия педагога с родителями учащихся – диагностика и изучение семьи. Выбор методов изучения семьи и опыта семейного воспитания зависит от двух важнейших обстоятельств. Первое из них – индивидуальность, уникальность, неповторимость каждой семьи. В семьях заметны различия, которые проявляются:
– в образовательном и культурном уровнях всех ее членов;
– нравственно-психологических установках и позициях;
– жизненном опыте;
– устремлениях, образцах и идеалах;
– умениях и навыках организовать жизнедеятельность родителей и детей;
– опыте воспитания детей.
Второе обстоятельство: семья представляет собой достаточно закрытую ячейку (микроколлектива) общества. Поэтому возможности педагогов в исследовании проблем семьи и опыта семейного воспитания весьма ограничены. И, тем не менее, разрабатываются и применяются методы изучения этих проблем.
Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания – это способы (инструменты), которые помогают собрать, проанализировать обобщить данные о семье, семейном воспитании, специфике, взаимосвязях, закономерностях воспитания в семье.
Для изучения семьи и семейного воспитания необходимо, прежде всего, иметь план изучения опыта семейного воспитания. Приведем один из наиболее типичных вариантов такого плана, который предлагается большинством ученых-педагогов.
Примерный план изучения опыта семейного воспитания:
1.Важнейшие сведения о семье:
- состав семьи;
- образование родителей и других членов семьи;
- профессии родителей и членов семьи;
- увлечение (хобби) родителей.
2. Семейная атмосфера, особенности взаимоотношений в семье:
- тон обращения (доброжелательный, дружелюбный, недоброжелательный, недружелюбный);
- характер отношений (изменчивый, противоречивый, конфликтный, партнерский, компромиссный и др.);
- позиция каждого члена семьи (независимость, подчиненность приспособленность).
3. Цель и задачи семейного воспитания детей.
4. Приоритеты семьи в воспитании детей:
- здоровье, здоровый образ жизни;
- образование детей;
- развитие нравственных качеств;
- развитие умственных способностей и т.д.
5. Особенности семейного воспитания:
- степень участия родителей и всех членов семьи в воспитании детей;
- степень воспитательных усилий (согласованность, несогласованность, непоследовательность, наличие или отсутствие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, который выполняет постоянную воспитательную функцию);
- отсутствие целенаправленного семейного воспитания.
6. Организация совместных форм деятельности в семье:
- вовлечение детей в общие семейные дела;
- разобщенность родителей и детей в семейных делах;
- отстранение детей от семейных дел;
- дифференциация обязанностей взрослых при организации различных форм деятельности в семье.
7. Отношение семьи к учебному заведению (школе, гимназии, лицею и др.):
- степень сотрудничества (высшая, средняя, низкая);
- все воспитательные функции перекладывают на учебное заведение.
8. Уровень педагогической культуры родителей:
- наличие определенных психолого-педагогических знаний, практических умений родителей;
- ограниченность в психолого-педагогических знаниях;
- негативное отношение к приобретению психолого-педагогических знаний.
Обратимся к методам изучения семьи и семейного воспитания.
Наблюдение – метод, который заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблюдаемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания.
Метод анкетирования (фр. Enqimte – список вопросов) – письменный опрос, предполагающий получение ответов респондентов для установления некоторых массовых фактов.
Виды проведения анкетирования:
1) контактное (когда исследователь проводит анкетирование непосредственно сам);
2) заочное (когда анкета с инструкциями рассылается респондентам).
Рисуночная методика – это методика, направленная на изучение представлений ребенка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи. Ребенку предлагают нарисовать свою семью. Не навязывая ничего, говорят: «Рисуй так, как тебе хочется». Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые детали о членах семьи.
Педагог обращает внимание на такие детали:
1) как расположены члены семьи;
2) насколько они удалены друг от друга;
3) каково местонахождение самого ребенка среди всех членов семьи;
4) с кого ребенок начал рисовать семью, а кем – закончил;
5) кто выше ростом, а кто ниже;
6) кто большой по размерам, а кто – маленький;
7) кто в каких красках нарисован.
Что можно узнать при раскодировании рисунка?
1. Отсутствие членов семьи на рисунке – признание дискомфорта ребенка в семье.
2. Отсутствие самого художника на рисунке – сигнал конфликта между ним и членами семьи.
3. Наличие на рисунке только самого художника – сигнал одиночества, признак семейного неблагополучия, дискомфорта.
4. Наличие на рисунке какого-то постороннего человека – признак того, что ребенок мечтает об улучшении семейных отношений.
5. Изображение ребенком самого себя, ростом с маму, папу – признак его комфортности в семье.
6. Близкое расположение членов семьи друг к другу – показатель любви и заботы в семейных отношениях и т.д.
Методика комментирования картинок. Ребенку по очереди показывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни (утро, ребенок проснулся, в комнату входит мама; вечер, мальчик сидит у телевизора, в дверях стоит папа и др.). После показа картинок ребенку предлагается обозначить «Что нарисовано?» и «озвучить» нарисованное («Как ты думаешь, что сказала мама проснувшейся дочери?», «Что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?»). Ребенок рассказывает о картинке и «проявляет» свой личный опыт и свои семейные эпизоды, которые помогут педагогу увидеть стиль отношений и общения в его семье.
Методика неоконченных предложений. Педагог начинает фразу, ребенок – заканчивает. «Если я упаду или ударюсь, то мама...», «Если у мамы болит голова, то мы с папой…», «Мама хвалит меня, если я...», «Бабушка огорчается, когда я...» и т. д.
Анализ результатов творческой деятельности детей и родителей. Это могут быть письменные (сочинения, сказки, песни, рассказы, стихотворения, воспоминания), иконографические (кино- и фотодокументы, рисунки, фотографии), технические (поделки, предметы ремесла – изделия из соломки, лозы, глины и др.).
Применение других методов диагностики (анкетирование, опрос, беседы и др.)
Уже на первой встрече с родителями можно использовать следующую диагностику:
1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?
2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
3. Каким вы представляете себе класс, в котором учиться вашему ребенку?
4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?
Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания можно предложить родителям следующие вопросы:
1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?
3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их.
4. Как складываются отношения с учителями - предметниками у вашего ребенка?
5. Создает ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?
6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?
С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
3. Как ведет себя ваш ребенок дома?
4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?
В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся можно использовать не только рисуночные, но и другие проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.
Для проективного исследования мнения учащихся можно использовать следующие вопросы:
- Школа для меня – это...
- Класс, в котором я учусь, - это...
- Учителя для меня - это люди, которые...
- Мои одноклассники - это...
- Уроки для меня - это...
- Предметы, которые мне правятся, это...
- Предметы, которые мне не нравятся, это...
Для проективного исследования мнения родителей можно использовать следующие вопросы:
- Школа, в которой учится мой ребенок, это...
- Класс, в котором учится мой ребенок, это...
- Одноклассники моего ребенка - это...
- Выполнение домашних заданий для моего ребенка - это...
- Учебные предметы, которые нравятся моему ребенку - это...
- Предметы, которые не нравятся моему ребенку, это...
Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.
Анкета для изучения психологического климата в классе
Инструкция: В целях изучения психологического климата в вашем классе просим ответить на ряд вопросов. Обведите кружком ответ, выражающий Ваше мнение.
1. С каким настроением Вы обычно идете в школу?
1) Всегда с хорошим настроением;
2) с хорошим чаще, чем о плохим;
3) с равнодушием;
4) с плохим чаще, чем с хорошим;
5) всегда с плохим настроением.
2. Нравятся ли Вам люди, которые учатся вместе с Вами?
1) Да, нравятся;
2) многие нравятся, некоторые - нет;
3) безразличны;
4) некоторые нравятся, но многие - нет;
5) никто не нравится.
3. Бывает ли у Вас желание перейти в другой класс?
1) Никогда не бывает;
2) редко бывает;
3) мне все равно где учиться;
4) часто бывает;
5) думаю об этом постоянно.
4. Устраивает ли Вас учеба в школе?
1) Учебой вполне доволен;
2) скорее доволен, чем недоволен;
3) учеба для меня безразлична;
4) скорее недоволен, чем доволен;
5) совершенно недоволен учебой.
5. Как, по Вашему мнению, относится к Вам классный руководитель?
1) Очень хорошо;
2) хорошо;
3) безразлично
4) скорее недоволен;
5) очень плохо.
6. В какой форме обращаются к Вам чаще преподаватели?
1) Убеждают, советуют, вежливо просят;
2) чаще в вежливой форме, иногда грубо;
3) мне это безразлично;
4) чаще в грубой форме, иногда вежливо;
5) в грубой форме, унижающей достоинство.
Обработка результатов: За ответ на каждый вопрос анкеты учащийся получает столько баллов, какой номер ответа выбрал. Суммируют баллы по всем вопросам.
6-12 баллов - школьник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится.
13-18 баллов - человеку скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо.
19-30 баллов - учащийся оценивает психологический климат в классе как очень плохой.
Анкета «Характер внутрисемейных отношений».
Инструкция: Оцени свои отношения с родными в баллах.
2 балла – всегда, 1 – иногда, 0 – никогда.
Люди ближайшего окружения | Категория отношений | Всего баллов | ||||||
Советуюсь | Дорожу мнением | Уверен, защитит | Могу доверить | Уверен, поймет | Уверен, поможет | Хочу подражать | ||
Мать |
|
|
|
|
|
|
|
|
Отец |
|
|
|
|
|
|
|
|
Бабушка |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дедушка |
|
|
|
|
|
|
|
|
Брат |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сестра |
|
|
|
|
|
|
|
|
Родственники |
|
|
|
|
|
|
|
|
Друг |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов.
Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о степени авторитетности членов семьи и друзей для ребенка.
Самодиагностика типового семейного состояния.
Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы в общем с ними согласны, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если не согласны - зачеркните номер. Если ваш выбор затруднен, поставьте на номере вопросительный знак. Помните, что вы характеризуете свое самочувствие в семье, и старайтесь отвечать искренне.
1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мной.
2. Чувствую, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так.
3. Я многое не успеваю сделать.
4. Так получается, что именно я оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в моей семье.
5. Часто я чувствую себя беспомощным (беспомощной).
6. Дома мне часто приходится нервничать.
7. Когда я попадаю домой, я чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой).
8. Некоторые члены моей семьи считают меня бестолковым (бестолковой).
9. Когда я дома, все время из-за чего-нибудь переживаю.
10. Часто я чувствую на себе критические взгляды членов семьи.
11. Иду домой и с тревогой думаю, что что-то случилось в мое отсутствие.
12. Дома у меня постоянное ощущение, что надо еще многое сделать.
13. Нередко чувствую себя лишним (лишней).
14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.
15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.
16. Мне кажется, что если бы вдруг я исчез (ла), то никто бы этого не заметил.
17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, а приходится делать совсем другое.
18. Как подумаю о семейных делах, начинаю волноваться.
19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.
20. Часто бывает: хочу сделать хорошо, но оказывается, что вышло плохо.
21. Многое у нас в семье мне не нравится, но я стараюсь этого не показывать.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Номера вопросов | Сумма баллов | Шкалы | Д/з |
1 4 7 10 13 16 19 |
| В | 5 |
2 5 8 11 14 17 20 |
| Т | 5 |
3 6 9 12 15 18 21 |
| Н | 6 |
Итого |
| С | 14 |
Ответ, обведенный кружком, равен 1 баллу. «В» — чувство вины, «Т» — тревога, «Н» — нервно-психическое напряжение, «С» — общая семейная тревога, «Д/з» — значение, при котором состояние диагностируется.
Самодиагностика родительского отношения к детям.
Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы с ними согласны, обведите кружком соответствующий номер ответа бланке для ответов. Помните, что в опроснике нет правильных и неправильных ответов, постарайтесь ответить искренне, ведь речь идет о вашем отношении к детям.
1. Я всегда сочувствую моему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
4. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
5 Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
6. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать от него.
7. Я очень интересуюсь жизнью моего ребенка.
8. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
9. Я разделяю увлечения моего ребенка.
10. За строгое воспитание дети потом благодарят.
11. Я тщательно слежу за здоровьем ребенка.
12. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
13. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Ф.И.О. (шифр) |
Пол Возраст Образование Специальность |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 |
1. Сумма баллов по № 2, 4, 5, 8, 10, 11, 12_____________ 2. Сумма балов по № 1, 3, 6, 7, 9, 13__________________ |
Дата исследования: «____» ____________________20__г.
|
Обработка данных
При подсчете баллов учитывается ответ «верно», обведенный в бланке кружком.
Оценивается только сумма ответов №1, которая сравнивается со шкалой:
Сырой балл 0 1 2 3 4 5 6 7 |
Процентильный 4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,83 92,43 96,66 Ранг |
При высоких значениях диагностируются «отвержение ребенка», «его социальная нежелательность», и «отсутствие кооперации». Для родителей эта интерпретация предлагается в следующей форме:
«Вы пристально следите за достижениями ребенка, требуете от него успеха, послушания и дисциплины, не оставляете безнаказанными его поступки. К сожалению, вам не хватает понимания ребенка, вы напрасно сравниваете его с его другими детьми, ограничиваете его самостоятельность и активность. Вам следовало бы принять ребенка таким, каков он есть, больше ему доверять, уважать как личность».
Так, педагогическое взаимодействие с семьей учащегося, основанное на объединении усилий учреждения образования и семьи, выполняет ряд функций: информационную (обмен информацией между участниками процесса); просветительскую (расширение педагогического кругозора родителей); обучающую (обучение родителей стратегии и тактике взаимодействия с детьми, совершенствованию воспитательного потенциала семьи); воспитательную (влияние на личностный рост родителей и детей); прогностическую (развитие умения видеть перспективу в детско-родительских отношениях, во взаимодействии «педагог – родители»); организационную; диагностическую; коррекционную и др.
Использованная литература:
- Осипова, М. П. Педагогическое взаимодействие с семьей : пособие / М. П. Осипова, Е. Д. Осипов. – Минск: Информ.-вычисл. центр М-ва финансов Респ. Беларусь, 2015. – 192 с.
- Сендер, А. Н. Педагогическое взаимодействие классного руководителя с семьей : пособие / А. Н. Сендер, Е. Д. Осипов. – Брест: Брест. гос. ун-т, 2014. – 147 с.
- Чечет, В. В. Педагогика семьи : учеб. пособие для студентов учреждений высш. образования, обучающихся по специальности 1-03 04 01 Социальная педагогика / В. В. Чечет ; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. пед. ун-т. – Минск : БГПУ, 2015. – 175 с.