Методические особенности воспитания у младших школьников патриотических чувств при проведении занятий в группе продленного дня
статья

Кравченко Галина Борисовна

В статье автор рассматривает проблему воспитания у младших школьников патриотических чувств в группе продленного дня. Современная российская школа находится в процессе интенсивного развития, плодотворного поиска, активизации научно-педагогических инициаций. Школа призвана стать для ученика и учителя местом духовного обогащения каждого из участников учебно-воспитательного процесса, где формировалась бы гражданская зрелость, личная ответственность за свой вклад в национально-культурное возрождение России, в развитие государства. Большую роль в этом играет воспитание патриотических чувств младших школьников. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств, патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражает общенациональные моменты в его развитии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot_gpd_statya_kravchenko_gb.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель группы продленного дня

ГБОУ гимназии Василеостровского района        № 586

Кравченко Галины Борисовны

Методические особенности воспитания у младших школьников патриотических чувств при проведении занятий в группе продленного дня

      В философском словаре патриотическое воспитание рассматривается как воспитание, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность, гордость за ее прошлое и настоящее стремление защищать интересы Родины. Это определение актуализирует роль патриотического воспитания, поскольку именно через активную деятельность человека в интересах общества оказываются ее настоящие чувства. В работе с детьми младшего школьного возраста нужно обращать внимание на их возрастные особенности. Эти дети не имеют постоянных интересов, собственную инициативу проявляют слабо, их внимание неустойчиво. Они нуждаются в постоянной помощи и советов учителя в организации своего досуга [1].

       Мышление у детей этого возраста конкретно-образное, для них еще не свойственны обобщения и абстрагирования. Их захватывает все яркое, интересное, потому что они мыслят ощущениями, звуками, красками. Это все необходимо учитывать в воспитательной работе со школьниками.

       Должное внимание во внеурочной работе следует уделять игровой и спортивной деятельности, проведению праздников, вечеров, экскурсий, поскольку возрастной особенностью детей является подвижность, моторика, обусловленная развитием мышц.

           Для нравственного развития ребенка этого возраста особенно тяжелый потому, что усваивается опыт, формы поведения старших поколений, оценочные суждения; формируется определенное отношение к окружающему, к себе: развивается дружба, взаимопомощь, любовь к родителям, к улице, школы, родного города, природы и тому подобное. На основе этого опыта ребенок начинает проявлять самостоятельность, сознание в отношении к окружающему миру и людям, к моральным нормам общества. В силу возрастных и психологических особенностей жизненный и нравственный опыт в отношении к обществу, к Родине, к своей стране ограничен. Поэтому именно в этом возрасте необходимо закладывать основы патриотического воспитания, которые станут фундаментом общественного становления личности [2].

       Анализ психолого-педагогической литературы показал, что патриотические чувства у детей младшего школьного возраста не возникают   сами. Они являются результатом целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка идеологии, политики, искусства, общественного строя, воспитательной работы семьи, школы и внешкольных учреждений.          Ведущая роль в формировании личности принадлежит семье, которая отвечает за социальное воспроизводство населения, по его национальное, моральное, духовное развитие, за создание определенного образа жизни [3].

       Заметим, что воспитательная миссия семьи является особой, так как именно в ней формируется характер ребенка, его отношение к окружающему миру, к людям, к жизни, к русскому языку, к обычаям и традициям, к Родине. Только в семье, при условии осознания всей своей родословной возможно национально-патриотическое воспитание, именно в ней ребенок проходит путь от рода к народу и к нации.

       Процесс воспитания патриотизма — это система воспитательной работы на уроке и во внеурочной деятельности, направленная на формирование сознательного гражданина с чувством любви к народу и Родине. Практикой доказано, что одни предметы имеют влияние на этот процесс непосредственно, например, родной язык, чтение, природоведение, изобразительное искусство, музыка, трудовое обучение, другие - математика, информатика, основы здоровья - опосредованно.

       Основной целью группы продленного дня в современных условиях является максимальное развитие личности каждого ребенка. Мы воспитатели, и особое значение для нас имеет работа, направленная на воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, интересующегося ее историей и имеющего чувство гордости за свою страну.
Кто такой патриот и что такое патриотизм?

Патриот - человек, который любит Родину.

И ещё можно добавить, что это человек, который помимо гордости и любви к своей Родине, чтит традиции своего народа, своих предков, создаёт славу своей отчизне, сохраняет её культурное наследие, трудится ради её процветания на благо всего народа. 

 Ни для кого не секрет, что на протяжении последних десятилетий в нас всячески подавлялось и убивалось любое проявление патриотизма. Нас представляли, как нацию пьющую, не имеющую никаких ценностей, вырождающуюся.  Целое поколение выросло в уверенности, что ничего хорошего в нашей стране нет, не знающих свою историю, своих героев. А слово «патриот» произносилось и произносится зачастую, как уничижительное. Наша задача изменить это восприятие.

На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала надо понимать, как эта любовь может сформироваться, и без какой эмоциональной познавательной основы она не сможет появиться. Базой для патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. Именно они дадут ростки гражданско-патриотического чувства. 

       Воспитателям группы продленного дня необходимо с первых дней развивать такие качеств как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

      «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.       Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв. 

Задачи патриотического воспитания детей младшего школьного возраста включают:  

• формирование самосознания, ответственности, мужества, честности, общественной инициативности и активности, готовности работать на благо своего народа и Родины, защищать Россию и подносить ее международный авторитет;

• воспитание уважения к законам государства, Конституции, символов России;

• знание и использование государственного языка, забота о подъеме ее престижа;

уважение к памяти предков, к родителям, членам семьи, своей родословной;

• почитание традиций, обычаев, обрядов и истории русского народа, осознание своей принадлежности к нему как представителя и наследника;

• воспитание дисциплинированности, трудолюбия, заботливости, чувства заботливого хозяина своей земли, забота о ее природе и окружающей среды;

 • формирование гуманности, толерантного отношения к культуре других народов.
        Для достижения цели патриотического и гражданского воспитания существенную роль играют внеклассные воспитательные мероприятия. Они способствуют углублению знаний учащихся по истории и культуре русского народа, его традиций, формированию патриотических взглядов, убеждений и чувств, соответствующего поведения. В последнее время организация воспитательного процесса в школе существенно изменилась. Реформы касаются деятельности как педагогов, так и учащихся. Создаются новые структуры, которые координируют деятельность классных руководителей по воспитанию школьников [4].

      Новые подходы применяются и к организации деятельности учащихся. Они гораздо активнее привлекаются к участию в жизни общества через ученические органы самоуправления. Формы такой работы не являются новыми, и сейчас они играют заметную роль в педагогическом процессе. Составляющими воспитательного внеклассного процесса является непосредственный контакт с учениками, пробуждение у них глубоких эмоциональных переживаний, влияющих на чувства, способствующих пониманию сущности патриотизма. Умелое использование положительных примеров и вовлечения учащихся в разнообразные формы дискуссионной работы способствует более глубокому осознанию этих понятий.

       Составляющими воспитательного внеклассного процесса является непосредственный контакт с учениками, пробуждение у них глубоких эмоциональных переживаний, влияющих на чувства, способствующих пониманию сущности патриотизма. Умелое использование положительных примеров и вовлечения учащихся в разнообразные формы дискуссионной работы способствует более глубокому осознанию этих понятий.

       Обогащении учащихся патриотическими чувствами происходит в процессе ознакомления с историей о героическом прошлом украинского народа, его стремление к укреплению могущества Родины. С целью предоставления воспитательной работе большей эмоциональной привлекательности используется яркий фактический материал, положительные примеры патриотизма известных исторических деятелей, героев, настоящих патриотов страны.

В работе пo патриотическому воспитанию младших школьников в условиях группы продлённого дня целесообразно проведение таких мероприятий, которые познакомят детей с символами России, раскроют детям смысл понятия «патриотизм», помогут почувствовать сопричастность к судьбе страны. 

 На занятиях мы узнаем историю герба страны, нашего флага. Беседуем и о гербе и флаге Санкт-Петербурга.
Особое внимание необходимо уделять истории нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Такие занятия актуальны к празднику 9 мая, ко дню прорыва и дню снятия блокады Ленинграда.

Нашей задачей является воспитание патриотических чувств и любви ребят к Родине посредством знакомства с яркими примерами служения Отечеству из истории нашей страны. В группе продлённого дня мы проводим беседы, которые рассказывают о начале, прорыве и снятии блокады Ленинграда, о 900 блокадных днях, о Дне Победы. Ребята внимательно слушают рассказы о жителях блокадного города, о трудностях, выпавших на их долю, сопереживают девочке Тане Савичевой, когда мы читаем её маленький дневник, состоящий всего из нескольких страничек. Также вызывает сочувствие ребят беседа о детях блокадного Ленинграда, о маленьких жителях, которые оказались в тяжелых даже для взрослого человека, невыносимых условиях. Примеряют на себя, смогли бы они прожить целый день на маленьком кусочке черного хлеба, который получал каждый житель блокадного города.  У нас в школе работает Галина Анатольевна. Маленькой девочкой она перенесла ужасы блокады. Дети с большим волнением узнали, что рядом ходят живые свидетели тех чудовищных событий.

        Мы с живем и работаем в районе, по которому в годы Великой Отечественной войны проходил рубеж обороны. Вместе с детьми мы проводили занятия, искали материал о тех, чьими именами названы близлежащие улицы; Зина Портнова, Лёня Голиков. Великолепную презентацию сделала Настя Скопинцева о солдате Корзуне. К Дню полного снятия блокады в группе продленного дня был поставлен небольшой спектакль «Дети блокады!» Некоторые ученики впервые услышали метроном и узнали, что обозначают его сигналы. В полной тишине прошел спектакль. Закончили мы его минутой молчания и зажгли виртуальную свечу памяти.

   На День победы также решили поставить спектакль.  Все же большее впечатление на детей производят страдания и переживания сверстников. И тут равнодушных не было. А после спектакля зрители подходили и просили показать им что-нибудь еще!

        Мы проводим занятия по истории города.  Виртуальные экскурсии, заочные прогулки, беседы, все это увлекает ребят. Особенно ребятам нравятся викторины. Это побуждает их узнавать новое.

Хочется еще раз повторить, что наш город со своей историей и культурой, как ни один другой город, дает возможность работать по формированию и развитию у младших школьников гражданско-патриотических чувств. И эту возможность необходимо использовать. Есть прекрасное стихотворение Марины Корж о Санкт-Петербурге, называется оно “Я в этом городе своя”. Приведу его строки:

Я в этом городе своя.
Своя каналам, тротуарам,
Домам и нынешним, и старым,
И людям, что встречаю я.

       Самыми эффективными средствами, стимулирующими процесс формирования патриотических чувств у младших школьников в условиях внеурочной работы, оказались: беседы о семье (маму, папу, бабушку, дедушку и других родственников); народные и сюжетно-ролевые игры; участие в народных обрядах, религиозных и семейных праздниках; различные виды экскурсий; беседы о государственные и народные символы, их происхождении; и тому подобное.

         Патриотические чувства, возникающие благодаря апробированным средствам, играют в жизни младшего школьника роль внутреннего стимулятора, который является лучшим и самым сильным двигателем его гражданского утверждения на основе естественного влечения к семье, родному городу, краю, стране и Родине в целом.

 Литература:

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа // Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 68-71.

2. Азаров Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - № 6. - С. 3-7.

3. Бех И.Д. Концептуальные основы формирования у школьника личностных ценностей // Воспитание патриотизма у детей и молодежи в современных социально-экономических условиях. Матер. отчетной научно-практической конференции. – К., 1999. – С. 4-8.

4. Черноусова Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании [Текст]: учебн. пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме "Осень". Автор: воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титова Е.В.

Викторина предназначена для детей младшего школьного возраста.Главная задача занятия - повторение признаков осени, осенних явлений в природе....

Учебно-методическое пособие для занятий в группе продленного дня. Составитель: воспитатель группы продленного дня Титова Е.В.

Развитие творческих способностей, фантазии, креативного мышления в практической деятельности....

Учебно - методическое пособие "Воспитание толерантности младших школьников средствами поликультурного образования" Автор - составитель С. В. Бобинова

Предложенная программа по воспитанию толерантности и методические материалы для проведения классных часов, родительских собраний, система психолого - педагогических тренингов для учащихся младшего шко...

Статья "Как младшим школьникам правильно выполнять домашнее задание". Автор - воспитатель группы продленного дня Титова Е.В.

Как преодолеть негативные эмоции при подготовке домашних заданий. Статья адресована родителям, воспитателям групп продленного дня, учителям начальных классов....

особенности воспитания у младших школьников ответственности за свои поступки и поведение

Формирование ответственности становиться наиболее актуальным с момента поступления ребенка в начальную школу.  В младшем школьном возрасте это качество находится в процессе формирования. Это...

Статья на тему "Особенности воспитания толерантности младшего школьника"

Статья, которая подскажет, как воспитать в человеке толерантные качества....

"Особенности патриотического воспитания у младших школьников"

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся....