Финансовая грамотность
рабочая программа (4 класс)
Цель: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
- учить планировать личный бюджет и постановку целей;
- рассмотреть способы достижения финансовых целей (накопления, депозиты, вклады);
- познакомить с особенностями функционирования банков, пенсионных фондов, налоговых и страховых компаний;
- познакомить с понятиями «право» и «налоги»;
- формировать основы предпринимательства, через игровую деятельность.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
- уважения и ценностного отношения к своей Родине - России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);
- первоначальных представлений о человеке как части общества: о правах и ответственности человека перед окружающими; об уважении и достоинстве; о своих правах и правах других людей; готовности к проявлению взаимопомощи; конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; предпочтениях в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм; позитивного опыта соблюдения правил повседневного этикета, дисциплины в образовательной организации; проявления сопереживания, доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);
- позитивного опыта участия в творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);
- понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира);
- готовности соблюдать правила безопасного поведения в окружающей образовательной, социальной и информационной средах, бережного, отношения к здоровью, физическому и психическому состоянию; понимания важности физического развития, здорового питания, занятий физической культурой и спортом (физическое воспитание и формирование здорового образа жизни);
- понимания ценности труда в жизни человека и общества; уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда; навыков самообслуживания; понимания важности добросовестного и творческого труда; интереса к различным профессиям (трудовое воспитание);
- первоначальных представлений о ценности жизни на Земле и необходимости сохранения живой планеты; бережного отношения к природе; основах экологической культуры; нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред природе, жестокому обращению с животными (экологическое воспитание).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_ab_finansovaya_gramotnost.docx | 60.57 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу "Финансовая грамотность"
4 КЛАСС
срок реализации 1 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643.)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»
- Примерной образовательной программы начального общего образования на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения.
- Приказ № 254 от 20.05.2020г «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Июльской СОШ
- Учебный план МБОУ Июльская СОШ
Рабочая программа по учебному курсу «Финансовая грамотность» с учетом рабочей программы воспитания.
На изучение учебного курса «Финансовая грамотность» отводится в 4 классе 17 часов (1 ч в неделю, 17 учебных недель).
Рабочая программа по «Финансовой грамотности» разработана на основе авторской программы: Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е. Е. «Финансовая грамотность», УМК «Школа России».
Форма обучения: очная с применением дистанционных образовательных технологий.
УМК программы по «Финансовой грамотности»:
Учебная литература:
1. Гловели Г.Д., Е.Гоппе. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). — М.: ВАКО, 2018.
2. Корлюгова Ю., Гоппе Е. Методические рекомендации для учителя. (4 класс). — М.: ВАКО, 2018.
3. Корлюгова Ю., Гоппе Е. Материалы для родителей. (4 класс). — М.: ВАКО, 2018.
Электронные ресурсы:
При реализации программы используются ресурсы образовательного центра «Точка роста»
Интернет-источники:
- http://basic.economicus.ru/ – сайт «Основы экономики».
- http://ecschool.hse.ru/ – сайт журнала «Экономика в школе»
- http://muzey-factov.ru/ – сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей фактов».
- http://www. azbukafinansov.ru/ – портал «Азбука финансов».
- http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».
- http://www.mind-map.ru/ – сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления».
- http://zanimatika.narod.ru/ – сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя».
- http://вашифинансы.рф/ – проект Минфина «Дружи с фи-нансами».
- http://вашифинансы.рф/child/articles/lichnyy-i-semeynyy-byudzhet/5-sekretov-finansovoy-gramotnosti-ot-ekspertov-portala-moneykids-ru/ — Пять секретов финансовой грамотности от портала «moneykids.ru».
- http://открытыйурок.рф/ – сайт педагогической мастер-ской «Открытый урок».
- http://хочумогузнаю.рф/ – сайт «Хочу Могу Знаю!».
- https:// finagram.com – портал финансовой грамотности.
- https://fmc.hse.ru – Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессио-нального образования.
Цель: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
- учить планировать личный бюджет и постановку целей;
- рассмотреть способы достижения финансовых целей (накопления, депозиты, вклады);
- познакомить с особенностями функционирования банков, пенсионных фондов, налоговых и страховых компаний;
- познакомить с понятиями «право» и «налоги»;
- формировать основы предпринимательства, через игровую деятельность.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
- уважения и ценностного отношения к своей Родине - России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);
- первоначальных представлений о человеке как части общества: о правах и ответственности человека перед окружающими; об уважении и достоинстве; о своих правах и правах других людей; готовности к проявлению взаимопомощи; конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; предпочтениях в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм; позитивного опыта соблюдения правил повседневного этикета, дисциплины в образовательной организации; проявления сопереживания, доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);
- позитивного опыта участия в творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);
- понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира);
- готовности соблюдать правила безопасного поведения в окружающей образовательной, социальной и информационной средах, бережного, отношения к здоровью, физическому и психическому состоянию; понимания важности физического развития, здорового питания, занятий физической культурой и спортом (физическое воспитание и формирование здорового образа жизни);
- понимания ценности труда в жизни человека и общества; уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда; навыков самообслуживания; понимания важности добросовестного и творческого труда; интереса к различным профессиям (трудовое воспитание);
- первоначальных представлений о ценности жизни на Земле и необходимости сохранения живой планеты; бережного отношения к природе; основах экологической культуры; нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред природе, жестокому обращению с животными (экологическое воспитание).
У выпускника будут сформированы:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Регулятивные:
Выпускник научится:
• определять личные цели развития финансовой грамотности;
• ставить финансовые цели;
• составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
• проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;
• оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
• корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
• использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
• корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.
Выпускник получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Познавательные:
Выпускник научится:
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;
• производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;
• владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
• оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности. Выпускник получит возможность научиться:
• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
Выпускник научится:
• осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
• слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;
• излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
• осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Планируемые предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Выпускник научится:
• правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);
• объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
• объяснять проблемы, возникающие при обмене;
• приводить примеры товарных денег;
• объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;
• понимать, что деньги зарабатываются трудом;
• описывать виды и функции денег;
• объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
• производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
• называть основные источники доходов;
• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
• называть основные направления расходов семьи;
• приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
• различать планируемые и непредвиденные расходы;
• считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
• объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
• объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
• называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;
• объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать свойства товарных денег;
• сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
• понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);
• понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;
• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);
• распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
• планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
• объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.
Содержание учебного курса
Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают.
Базовые понятия и знания: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, валюта.
Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье
Базовые понятия и знания: доходы семьи, виды источников доходов семьи: заработная плата, премия, пенсия, стипендия, наследство, собственность, ценные бумаги, акции, предпринимательская деятельность, бизнес.
Модуль 3. Почему семьям иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать
Базовые понятия и знания: необходимые расходы: расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг; обязательные расходы: налоги, долги, штрафы; желательные расходы.
Модуль 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал
Базовые понятия и знания: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и темы урока | Количество часов | Основные виды учебной деятельности, воспитательный потенциал. |
Раздел 1. Как появились деньги и какими они бывают (8 часов) | -доводить начатое дело до конца; -знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; -проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; -стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; -быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; -соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; -уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; -стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; | ||
1 | Как появились деньги | 1 | Объяснять выгоды обмена. Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег. Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами. Описывать ситуации, в которых используются деньги. Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться. Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. Составлять задачи с денежными расчётами. Объяснять, почему появились монеты. Описывать устройство монеты. Приводить примеры первых монет. Описывать старинные российские деньги. Объяснять происхождение названий денег. Объяснять, почему появились бумажные деньги. Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег. Приводить примеры первых бумажных денег. Описывать первые российские бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. Сравнивать виды денег. Объяснять роль банков. Объяснять условия вкладов и кредитов. Объяснять принцип работы пластиковой карты. Приводить примеры валют. Объяснять, что такое резервная валюта. Объяснять понятие валютного курса. Проводить простые расчёты с использованием валютного курса. |
2 | История российских денег | 1 | |
3 | Какие бывают деньги | 1 | |
4 | Банки, банкоматы и банковские карты | 1 | |
5 | Безналичные деньги и платежи | 1 | |
6 | Как я умею пользоваться деньгами | 1 | |
7 | Что такое валюта | 1 | |
8 | Проверим, что мы узнали о том, как изменились деньги | 1 | |
Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье (2 часа) | -доводить начатое дело до конца; -знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; -проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; -стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; -быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; -соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; -уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; -стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; | ||
9 | Откуда в семье берутся деньги | 1 | Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Объяснять причины различий в заработной плате. Объяснять, как связаны профессии и образование. Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке. Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий. |
10 | Подсчитаем все доходы семьи | 1 | |
Раздел 3. Почему семьям иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать (2 часа) | -доводить начатое дело до конца; -знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; -проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; -стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; -быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; -соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; -уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; -стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; | ||
11 | На что семьи тратят деньги | 1 | Объяснять причины, по которым люди делают покупки. Описывать направления расходов семьи. Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. Сравнивать и оценивать виды рекламы. Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. Составлять собственный план расходов. |
12 | Подсчитаем все расходы семьи | 1 | |
Раздел 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (5 часа) | -доводить начатое дело до конца; -знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; -проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; -стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; -быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; -соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; -уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; -стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; | ||
13 | Как планировать семейный бюджет | 1 | Сравнивать доходы и расходы и принимать решения. Объяснять последствия образования долгов. Составлять семейный бюджет на условных примерах. |
14 | Правила составления семейного бюджета. | 1 | |
15 | Учимся составлять семейный бюджет. | 1 | |
16 | Итоговая проверочная работа. | 1 | |
17 | Квест - игра "Мы, ребята, деловые!" | 1 |
Система оценивания образовательных достижений
Основным объектом оценки при освоении курса «Финансовая грамотность» являются планируемые результаты освоения учащимися курса, которые в соответствии с ФГОС НОО включают личностные, метапредметные и предметные результаты на базовом уровне «выпускник научится».
Оценивание результатов освоения дополнительной образовательной программы курса предполагает комплексное оценивание образовательных достижений учащихся в области их финансовой грамотности. При этом учителю и педагогу дополнительного образования важно иметь в виду следующее:
• на первый план выходят личностные достижения учащихся как позитивно значимые изменения качеств личности, которые возникают в ходе становления финансовой грамотности младших школьников;
• способы оценивания должны быть ориентированы на создание ситуаций, приближенных к реальной жизни, где учащиеся могут продемонстрировать применение на практике знаний и умений, опыт грамотного финансового поведения;
• система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.
За точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся базовый уровень образовательных достижений. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируются достижение базового уровня и его превышение.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты учащихся с оценками типа:
• «зачёт / незачёт», которые свидетельствуют об усвоении базовых понятий и знаний, правильном выполнении учебных действий в рамках круга заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
• «хорошо», «отлично», которые говорят об усвоении базовой системы понятий и знаний на уровне осознанного произвольного владения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов учащегося.
Личностные результаты учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО не подлежат итоговой оценке. Оценка достижения этих результатов осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Особенности системы дополнительного образования обусловливают приоритетное использование при оценивании результатов освоения учащимся программы «Финансовая грамотность» его самооценки и портфолио.
Оценка педагогом образовательных достижений учащихся проводится после самооценки ими своих достижений. В этом случае она становится инструментом определения направлений корректировки и развития компетенций, в том числе самооценки учащегося.
Самооценка предполагает рефлексивную оценку учащимся (сначала с помощью учителя) меры достижения планируемых результатов и корректировку своей учебной деятельности.
Обучение процессу самооценки включает следующие этапы.
1. Совместно с педагогом и классом вырабатываются или согласовываются критерии оценки учебного задания. Важно, чтобы критерии отражали процесс и результаты деятельности по выполнению задания.
2. На основании разработанных критериев учащиеся оценивают процесс и результаты деятельности, обосновывают свою оценку.
3. Педагог оценивает процесс и результаты деятельности учащегося по тем же критериям, обосновывает свою оценку.
4. Осуществляется согласование оценок, выявляются действия, требующие корректировки.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. п.).
Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования связано прежде всего с умением учиться. Оценка может проводиться в ходе различных процедур: наблюдения в процессе занятий, выполнения промежуточных и итоговых проверочных работ по курсу «Финансовая грамотность», а также комплексных работ межпредметного характера.
При проведении текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регуля-тивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки уместно отслеживать уровень сформированности такого умения, как взаимодействие с партнёром (ориентированность на партнёра, умение слушать и слышать собеседника, стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении изучаемого объекта, действия, события и т. п.).
Система предметных знаний, умений и компетенций —
важнейшая составляющая предметных результатов курса «Финансовая грамотность». Предметом оценивания являются базовые знания и умение применять их для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использование при этом универсальных учебных действий: применение знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление
связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфолио — портфель достижений учащегося, который обеспечивает демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте, в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия.
Портфолио учащегося — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию;
• поощрять активность и самостоятельность учащихся, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности;
• формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
В общем портфолио учащегося целесообразно выделить специальный раздел, посвящённый динамике освоения курса «Финансовая грамотность». Для оценки достижения планируемых результатов курса в этот раздел можно включать следующие материалы:
• выполненные учащимися учебные проекты;
• материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по курсу;
• результаты учебных мини-исследований;
• материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями (оценочные листы, листы наблюдений родителей, листы самооценки);
• результаты участия в неделе финансовой грамотности, олимпиадах, конкурсах.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов всего курса финансовой грамотности.
Оценка как отдельных работ учащегося, так и его портфолио в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы; вклад каждой работы в уже накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или быть адаптированными учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента учащихся.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы:
• о сформированности у учащихся универсальных и предметных способов действий, а также базовой системы понятий и знаний финансовой грамотности;
• о сформированности у учащихся основ умения учиться при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач финансовой грамотности;
• об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности.
Текущее оценивание предназначено для организации контроля формирования планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, то есть помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися различных видов заданий, результаты их участия в играх.
Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых результатов по крупным темам. Средством промежуточного оценивания являются отчёты о проведённых мини-исследованиях, доклады, учебные проекты и сама их защита (презентация, умение отвечать на вопросы по теме).
Итоговое оценивание предназначено для принятия решения о качестве сформированных результатов изучения программы и осуществляется с помощью итоговой проверочной работы по курсу в целом.
Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» проводится на безотметочной основе в соответствии с критериями, выработанными совместно учителем и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия
тем или иным критериям.
В соответствии с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценка образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность», если он достиг базового уровня.
По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трёх выводов:
• выпускник овладел базовой системой знаний и учебными действиями и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических финансовых задач (зафиксировано достижение планируемых результатов блока «учащийся научится»);
• выпускник овладел базовой системой знаний на уровне осознанного произвольного выполнения учебных действий (по накопительной системе оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, из них не менее 50% составляют оценки «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня);
• выпускник показал результаты ниже базового уровня, программа не освоена.
Формы оценивания
Текущее оценивание:
устный опрос; письменная самостоятельная работа; тестовое задание; решение задач; решение кроссворда и анаграммы; викторина; учебное мини-исследование; графическая работа: построение простых таблиц, схем, диаграмм; творческая работа: постер, компьютерная презентация, интеллект-карта.
Итоговое оценивание:
тест; решение задач; творческая работа; учебный проект; проверочная работа.
Критерии оценивания
1. Знание и понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.
2. Обработка, анализ и представление информации по финансовой теме в виде простых таблиц, схем и диаграмм.
3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.
4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации по определённой финансовой теме с помощью учителя.
5. Определение позитивных и негативных последствий финансовых решений и действий.
6. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, использование видеоряда.
7. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления результатов выполненной работы.
Предлагаемое распределение критериев является ориентировочным и может быть изменено учителем и педагогом дополнительного образования в зависимости от сложности того или иного задания. Например, сложность задач может варьироваться от простого знания формул до поиска логических связей. Доклад может носить характер простого изложения одного источника, а может быть основан на нескольких источниках и собственном опыте. Масштаб учебного проекта и его результаты зависят от поставленной задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности
Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...
«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...
«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе...
Учебно-методическое пособие по финансовой грамотности финансовая грамотность Монеты Технологическая карта
занятие по программе внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"...
Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Как разумно делать покупки?" (УМК "Введение в финансовую грамотность", 1 класс)
Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.Задачи урока:Дидактические:сформировать знания о том, как разумно делать покупки в магазине;дать опре...
Технологическая карта урока по финансовой грамотности «Как разумно делать покупки?» (УМК «Введение в финансовую грамотность», 1 класс)
Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся. Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать знания о том, как разумно делать покупки ...
Конспект урока по финансовой грамотности «Планируем расходы семьи» (2 класс, С.Н.Федин «Финансовая грамотность».)
Тип урока: «Открытия» новых знаний.Цель урока: формирование представлений о расходах семьи. Дидактические:1.Познакомить обучающихся с расходами и доходами, экономией;2. Научить ...