Родительское собрание "Трудности обучения чтения и письму в первом классе"
методическая разработка (1 класс)

Агуреева Марина Николаевна

Практические советы, как преодолеть трудности обучения чтению и письму в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_obucheniya_chteniyu_i_pismu.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 п.Пангоды»

Родительское собрание по теме
«Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»

( 1 класс)

Подготовила:

учитель начальных классов

Агуреева Марина Николаевна

                                                   

 

Тема выступления: Трудности обучения письму и чтению.

План -  конспект родительского собрания.

1.Вступительное слово учителя.

2. Рекомендации психолога.

3. Рекомендации логопеда.

4. Рекомендации учителя.

5. Подведение итогов собрания.

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь.

                                                                                                     Л.Кьюби

Задачи: ознакомить родительский коллектив с трудностями обучения письму и чтению к первому году обучения в школе; предложить практические советы, как можно преодолеть возникшие трудности.

Форма проведения: круглый стол

Ход собрания.

1.Вступительное слово.

Сегодня на собрании нам предстоит ответить на многие вопросы. С какими трудностями обучению письму и чтению  столкнулись ваши дети  в период школьной жизни?                                                                                                                                                                                                      Как можно преодолеть возникшие трудности? Берем эту проблему, так как обучение чтению и письму является основополагающим для успешного обучения в школе. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление. Мы проведем необычное собрание, разделимся на группы. Я раздам Вам цветные карточки, на столах стоят флажки, Вы сейчас объединитесь в группы и сядете за тот стол, где стоит флажок цвета вашей карточки. Деление на группы неслучайно. При обследовании детей были выявлены их  характерные особенности, затрудняющие обучение чтению и письму. Я их Вам не назову сейчас, а Вы их выявите в процессе групповой работы.

1 группа – леворукие дети

2 группа – гиперактивные

3 группа – медлительные

4 группа – без ярко выраженных особенностей.

На парте лежит лист бумаги, фломастер цвета соответствующей группе. В каждой группе, родители в течение 10 – 15 мин. должны определить трудности своих детей, почему они испытывают трудности обучению чтения и письму. Все свои предположения записывают на листе. Через 15 минут листы прикрепляются к доске. Дается время, чтобы родители прочитали и проанализировали свои ответы.

Лист первой группы.

1.Пишет медленно.

2.Пишет левой рукой.

3.Зеркальное изображение букв.

4.Неряшливый почерк.

5. Не видит строчку.

6.Пропускает буквы, заменяет при письме и чтении.

7. При чтении путает похожие буквы.

8. Медленно читает.

Лист второй группы.

1. Легко отвлекается на любую помеху.

2. Самостоятельно работать не может.

3. Очень подвижен.

4. С трудом удерживает внимание.

5. Дрыгает ногами, руками, крутится.

6. Очень разговорчив.

7. Отключается от выполнения задания.

8. Почерк неряшливый, много исправлений.

9. Не дописывает буквы.

10. При чтении теряет слова, строчку.

11. Хорошо работает 3 – 5 минут

Лист третьей группы.

1. Делает все очень медленно.

2. С трудом переходит от задания к заданию.

3. Пропускает буквы, слова при чтении и письме.

4. Пишет и читает очень медленно.

5. Небрежный почерк, буквы разной величины.

6. Может читать то медленно, то быстро.

7.Плохо пересказывает.

8. Не видит строку.

Лист четвертой группы.

1. Пропускает буквы при чтении и письме.

2. Под диктовку пишет с ошибками.

3. Путает  похожие по написанию буквы.

4. Почерк неустойчивый.

5. Быстро устает.

6. Задания хорошо выполняет, когда есть желание.

- Что вы можете сказать, познакомившись с ответами других групп?

(Родители отмечают и выделяют на листах одинаковые трудности)

- А какие особенности есть только в вашей группе или наиболее ярко выраженные?

(родители выделяют группы: леворукие, медлительные, очень активные дети)

- Наверное вы догадались, по какому признаку вы объединились в рабочие группы. Для каждой категории детей разработаны специальные рекомендации, учитывающие их характерные особенности.

1 группа

Леворукие дети

1.Ребенок должен учиться писать прямо, не загораживая себе линию строки.

2. При письме и рисовании свет должен падать справа.

3. При выполнении домашнего задания по письму необходимо определить вместе с ребенком траекторию движения руки. Это поможет ребенку определить, где начинать написание элемента буквы, куда вести и где закончить. Эту инструкцию ребенок должен еще самостоятельно повторить и только потом приступать к письму.

4. Полезно сделать для ребенка карточки с элементами написания каждой буквы и с самими буквами. Это позволит превратить обучение письму в увлекательную игру.

5. Важно помнить, что леворукие дети переживают адаптацию к школе гораздо тяжелее, чем их праворукие сверстники.

6.Леворукому ребенку надо предлагать больше заданий на развитие двигательной активности руки, для  развития группы мелких мышц. Очень хорошее упражнение – вырезание букв крупного формата из газет. Ребенок быстрее запоминает буквы, видит их в зеркальном изображении, запоминает их контуры.

7.Еще одно упражнение – лепка букв и цифр. Это тоже помогает ребенку быстрее усвоить технику письма.

2 группа

Гиперактивные дети.

1.старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка..

2.Избегайте категоричных слов и выражений, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье.

3.старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» - лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

4.Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

5. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения. В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

6. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

7. Не опускайте рук! Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что «норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту»

8. Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит.

3 группа

Медлительные дети

1.Наберитесь терпения. Работа с медлитель

ными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос, необходимо спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз без упреков и раздражения.

2. Главное – не торопить, не подгонять ребенка, не напоминать ему о его медлительности, неловкости.

3.По возможности разгрузите ребенка, снимите все дополнительные нагрузки.

4. Организуйте работу над домашними заданиями так, чтобы они выполнялись не вечером, а в период с трех до пяти дня. Не забывайте о перерывах, физкультминутках.

5.Проконтролируйте все элементы режима дня: сон, отдых на воздухе, питание, двигательную активность.

6. Помните, вашему ребенку нужно время на раскачку. Нужно облегчить ему выполнение всех повседневных дел, и помочь в этом может четко организованный режим дня.

7. Продленка - не для медлительных детей.

Не рассматривайте их как личную трагедию, старайтесь не показывать своего огорчения, не отчаивайтесь. Ваша главная задача – помочь ребенку. Вы должны принимать и любить его таким, какой он есть, - тогда ему будет легче и в школе.

- В каждой группе есть свои проблемы, но и еще есть общие. Для детей, которые испытывают общие трудности рекомендации, дает психолог.

2.Рекомендации психолога.

3. Рекомендации логопеда.

4. Подведение итогов собрания

Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке. Сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их только 10. Пусть ребенок «растет» от удачи к удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, походом в театр, развивающей игрой – или наградите поцелуем на ночь, теплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-исследования на уроках обучения чтению и письму в первом классе в рамках реализации ФГОС НОО

На уроках обучения письму и в дальнейшем на уроках русского языка проводится исслевовательская работа с фантиками от конфет для выработки навыков правописания в игровой форме. На уроках обучения чтени...

Обучение чтению и письму (1-4 классы)

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по обучению чтению и письму в 1 классе....

Трудности обучения чтению и письму в начальных классах

В статье обозначены основные проблемы обучения чтению и письму. Даны рекомендации психолога, логопеда, а так же практические упражнения....

Родительское собрание. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму

Привлечь внимание родителей к недостаткам устной речи у детей. Раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость при овладении письменной речью....

Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....