Организация исследовательской деятельности в области начального общего образования.
учебно-методическое пособие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_issledovatelskoy_deyatelnosti_v_oblasti_nachalnogo_obshchego_obrazovaniya.docx | 33.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской деятельности в области начального общего образования.
Актуальность учебной исследовательской деятельности.
Ускорение темпа развития общества… Смена ценностных ориентиров… Стремительное возрастание объема научной информации…(Количество информации удваивается каждые 10 лет). Выпускник сегодня окажется беспомощным в жизни перед «лавиной» обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться и изменять самого себя. Очевидно, что современному обществу нужны образованные, конкурентноспособные люди , которые смогут :
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельностишкольников
В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Для успешного обучения необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, сформированности мотивационно-потребностной сферы, умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем. Поэтому считаю использование метода проектов в начальной школе актуальным и очень эффективным. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности в начальной школе, однако мы начинаем вовлекать младших школьников в проектную деятельность с первого класса.
Начальная школа - это важнейший этап образования каждого человека. В настоящее время главными задачами современной школы, является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Таким образом, на первый план выходит личность школьника, способность его к самостоятельному целеполаганию, самоорганизации, самостоятельному решению проблемы и рефлексивному анализу своей деятельности. Все начинается в начальной школе через организацию познавательной деятельности исследовательского характера на уроках, внеурочное время.
Участие в работе над коллективными или индивидуальными проектами способствует формированию у младших школьников умение отбирать и анализировать информацию, работать с энциклопедиями, справочниками, специальной литературой, посвященной различным формам жизни и деятельности человека, отраслям техники, научным открытием, Использовать возможности информационных технологий. Ученики младшей школы учатся проводить наблюдения, брать интервью, систематизировать и обобщать полученную информацию, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы.
При организации исследовательской деятельности учителю необходимо учитывать и степень самостоятельности учащихся, которая зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их предыдущего опыта исследовательской деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в классе или группе. Необходимо учитывать и тот факт, что у учащихся младших классов ещё недостаточно знаний, умений и навыков для правильного оформления продукта своих исследований. У них ещё не очень хорошо развиты навыки письменной речи: они не умеют грамотно составлять тексты (особенно научные), допускают орфографические и стилистические ошибки. Поэтому учителю нужно организовать не только исследовательскую деятельность ребят, но и помощь взрослых (учителей, родителей, старших братьев и сестёр, старшеклассников) в этой деятельности. Наряду с этими недостатками младшие школьники обладают рядом особенностей, которые способствуют успешному проведению исследовательской деятельности. Одна из самых главных особенностей – наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит внимание взгляд взрослого человека. Другая особенность – это аккуратность и исполнительность. И, наконец, младшие школьники в процессе выполнения исследовательской работы проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение.
Результаты поисков широко используются в процессе учебной и внеурочной деятельности, приносящей еще больше удовольствия младшим школьникам.
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на новые стандарты второго поколения, где на смену ведущему лозунгу прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В арсенале инновационных педагогических идей , особое место занимает исследовательская деятельность, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему.
Проблема организации исследовательской деятельности продиктована временем и изменениями в обществе, когда вырастает потребность в самостоятельных людях способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем, способных самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать свои действии, эффективно сотрудничать, быть открытым для новых контактов и связей. Раскрытие этих свойств личности школьника в полной мере происходит при осуществлении проектной и исследовательской деятельности. Стаж моей педагогической деятельности составляет 39 лет, 5 из них я занимаюсь организацией ученического исследования. Ученическая исследовательская деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Какие же они, эти маленькие исследователи? Одной из главных их особенностей является наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит внимание «умудрённый опытом» взрослый человек.
Нужно постоянно мотивировать продуктивную деятельность учащихся, задавая универсальный вопрос: «Что интересного (необычного) вы заметили?» Другой особенностью маленьких исследователей являются особая скрупулезность, аккуратность и исполнительность. При постановке научного эксперимента они не признают никаких погрешностей, ни на полшага не отступают от намеченного плана, исключают любую возможность искажения результатов. И, наконец, младшие школьники в процессе выполнения исследования проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение. Они способны перечитать множество книг на интересующую их тему, напечатать на компьютере большие по размеру тексты, нарисовать схемы, рисунки.
Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели
Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе регулярно, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, окружающего мира, русского языка с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность.
Необходимо научить учащихся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, как инструмент реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда.
Наставник исследователя должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к данной работе.
Психологический комфорт.
Одна из задач учителя — поощрять творческие проявления учащихся, их стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя — не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Личность педагога.
Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для грамотной организации исследовательской деятельности школьников.
Учёт возрастных особенностей.
Так как речь идёт об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учёте их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование – быть посильным, интересным и полезным.
Ни для кого не секрет, склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Наша задача не оттолкнуть ребёнка равнодушием, не погасить горящие любознательностью глаза, а помочь в проведении своих первых исследований.
С чего начать работу по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников? Учебная исследовательская деятельность ребёнка, так же, как и исследование, проводимое взрослым учёным, включает следующие основные этапы:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выдвижение гипотез;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- подготовка проекта (сообщение, доклад, макет , презентация и др.);
- защита проекта.
Рассмотрим последовательно каждый из этих этапов.
Как выбрать тему исследования.
Согласитесь, что новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений.
Сегодня каждый современный педагог задает себе вопросы. Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способности искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои мысли?
Предмет учебная исследовательская деятельность появляется в школе в рамках программы лишь в старших классах, и современная методика ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались.
А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе закладываются те умения, которые позволят учащимся стать субъектом своей деятельности, развиться способности самостоятельно получать информацию из разных источников, организовывать свою деятельность, успешно общаться со сверстниками и взрослыми.
Дорога к истине берет начало из детства светлого,
Ведь ум детей пытлив и гибок.
И пусть им уготовано немало в жизни нового,
А также трудностей, ошибок…
Пусть первые шаги еще неловки-
Склоняются над книгами их детские головки.
Глаза блестят, и душу греет созвучных мыслей перезвон-
Ведь на пороге нового открытия: и ты, и вы, и он!
Дети уже рождаются с врожденным поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? У любого ребенка есть свои сильные стороны, свой дар, свое исследовательское поведение: неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление к наблюдению и экспериментам, самостоятельный поиск новых сведений о мире. Дети в младшем школьном возрасте с удовольствием фантазируют, делают свои маленькие необычные открытия. Эти вопросы актуальны, а решить их помогает организация учебной исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. От правильного выбора в значительной степени зависит результат работы. Работу по организации исследовательской деятельности следует начинать с диагностики по изучению склонностей и интересов детей. На слайде представлены примерные вопросы для диагностики интересов и склонностей детей. Итак, все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:
- фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
- эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
- теоретические – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.
Правила выбора темы. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе… Тема, «навязанная» ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст.
Темы детских проектных работ выбираем из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
В одних случаях учитель может подвести детей к выбору темы, связанной с учебным содержанием предмета, который изучается. В других - темы могут быть предложены самими учащимися. А чаще всего тема проекта - коллективный выбор учителя и учащихся.
Большого внимания от учителя требует процесс осмысления целей и задач проекта, приобретения и применения обучающимися знаний, необходимых в том или ином проекте. Учитель должен суметь направить учеников на самостоятельный поиск, поддерживать мотивацию и обеспечить необходимую помощь и поддержку. Очень важно включить в работу родителей, которые смогли бы помочь советом, информацией, проявили заинтересованность и понимание значимости метода проектов для развития личности ребенка.
Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – задача сложная, но без её решения эта работа теряет смысл. Искусство взрослого при проведении данной работы в том и состоит, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он бы считал «своим выбором»
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Хочу рассказать о некоторых проектах, выполненных вместе с ребятами начальной школы.
Проект на тему «Все работы хороши». Выполняя работу, ученики узнали много интересного о профессиях. Ребята учились работать с литературой, добывать информацию самостоятельно (картинки, стихи, загадки). В итоге выполнили следующее: собрали материал о профессиях, оформили сообщения о профессиях, организовали выставку книг «Все работы хороши», написали сочинение «Моя будущая профессия, нарисовали рисунки «Профессии», собрали стихотворения, загадки и картинки о профессиях, сделали альбом «Все работы хороши», провели итоговый урок на тему «Профессии людей».
В проекте на основе проведённых исследований (сбор информации), учащиеся знакомились с популярными профессиями. Выполняя творческий отчёт, совершенствовали представление о мире профессий.
Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, ограничена у младшего школьника.
После определения проблемы (темы) формулируется цель исследования.
Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершение своей работы. Она формулируется кратко и предельно точно и может звучать так: выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать…
Задачи конкретизируют и уточняют цель (не путать с планом).
Следующий этап: выдвижение гипотезы
Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.
В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение: «Давайте вместе подумаем: почему поют птицы?» (Почему появляются почки на деревьях? Почему дует ветер?).
Какими могут быть гипотезы: птицы тренируют свой голос, они отпугивают хищников, они разговаривают со своими соседями, они учат своих птенцов, они предупреждают о чем-то людей и животных? А может быть, у них это желание возникает от избытка жизненных сил?
Бывают неправдоподобные гипотезы, их обычно называют «провокационными идеями». В нашем случае это может быть, например, такая: «Птицы поют потому, что они подают, таким образом, сигналы внеземным цивилизациям».
Следующий этап: сбор материала.
Один из важнейших вопросов этой части работы – где добыть нужную информацию. Какие источники для этого могут быть использованы, какими методами мы можем пользоваться?
Работа по формированию исследовательской деятельности предполагает:
1 этап: 1 класс
В 1 полугодии - творческие работы учащихся - поиск стихов, пословиц, загадок по темам (рисунки) и их сочинение , устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. В результате,возникает исследовательское поведение уже в обыденной жизни : интерес к рассматриванию, к экспериментированию с игрушками, картинками и даже с едой за столом.
Во 2 полугодии расширяем рамки работы и включаем сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
2 этап : 2 класс
Учимся собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, могут оформлять некоторые записи самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя.
3 этап: 3 – 4 классы
В 3 классе дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники). Устную информацию самостоятельно преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.
В 4 классе работа выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить исследование самостоятельно.
Итак, источники зависят от того какая была выбрана тема:
- ПОДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
- ПРОСМОТРЕТЬ ЭНЦИКЛОПЕДИИ, ЛИТЕРАТУРУ
- ИНТЕРНЕТ
- СПРОСИТЬ У ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
- ПОНАБЛЮДАТЬ
- ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРИМЕНТ.
Но следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл настоящего исследования – добыть знания самостоятельно. Иначе, работа будет носить характер реферата. Наиболее ценным источником информации следует считать саму природу в различных её проявлениях. Это может быть прилёт птиц, листопад, таяние снега, погодные явления, поведение людей, животных и многое другое…
Обобщение полученных данных. Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дела – весело и приятно. Так и должно быть. А вот задача обобщения полученных данных часто вызывает затруднения. Она действительно значительно сложнее.
Как проанализировать полученное? Как затем обобщить материал? Выделить главное и исключить второстепенное? Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослого. Во многом упрощает эту задачу предварительное решение о том, как будут представлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательский проект.
Результатом исследовательской работы чаще всего становилось «сообщение», прообраз «доклада». Но это может быть и макет, выполненный из самых разных материалов, со словесным описанием действия представляемого им объекта; это может быть самостоятельно написанная и проиллюстрированная книга, сборник рекомендаций и т.п.
Защита проекта. «Обучая других, обучаешься сам…» – эта точная мысль пришла к нам из глубины веков. Поэтому «этап защиты проекта» пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершённым. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения маленького исследователя.
О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть «публичной». В ходе защиты ребёнок учится чётко излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.
Значение исследовательской работы для младших школьников.
На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность является важной частью в учебном процессе:
- формирует исследовательские умения;
- способствует формированию у детей интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого предмета из других областей: истории, биологии, химии, художественной литературы;
- объединяет детей и родителей в активной поисковой деятельности;
- способствует выполнению требований ФГОС нового поколения и запросов времени.
Я считаю, что если ученик сумеет провести самостоятельное исследование, справится с работой, то можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т. е. адаптироваться к современным условиям. Очевидно, что нужно учить именно тому, что может пригодиться.
Работа выполнена, прошла защиту, но это лишь первый этап самостоятельной исследовательской деятельности учащегося. Главная задача, которую решает подготовка ученической исследовательской работы – это раскрытие творческого, интеллектуального потенциала ученика. Непременным качеством современного образованного человека является способность к приобретению навыка познания мира с помощью исследования. Если желание исследовать не пропало, если ученик, достигнув определённой вершины, связанной с защитой работы, смог увидеть новые горизонты своих исследований, если есть стремление двигаться дальше по пути научных изысканий, значит, главная цель исследовательской работы в школе достигнута. В добрый путь, юный учёный! Новых тебе высот и открытий!
В заключение хочется процитировать слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
- Пусть исследуют!
- Пусть открывают!
«Открытие мира» - главная задача учителя начальных классов, что и является актуальным в современной школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гафитулин, М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2011. - №3. - С.21-26.
2. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С.68-80
3. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н. Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8
4. Логинова Н.А. Феномен учительства: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2009
5. Меренкова О.Ю. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2013. – 48с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...
ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....