Внеурочная деятельность
рабочая программа

Габдрахманова Зиля  Багдасаровна

Программы и разработки внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 15»

Описание: G:\!Кружок Спектр\Скан_20151115 (3).jpg

Принята решением педагогического совета

Протокол № 1 от 30.08.2018г.

 Приказ № 413-ОД от 30.08.2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«СЕКРЕТЫ РЕЧИ»

(ФГОС)

Направление: Обще-интеллектуальное

Курс обучения: 1-4 классы

Срок реализации программы:  2018  - 2022 год

Авторы:

Лозинская О.А., учитель начальных классов МБОУ «СШ №15»

Габдрахманова З.Б., учитель начальных классов МБОУ «СШ №15»

г. Нижневартовск


    Оглавление

1.

Пояснительная записка

3

2.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

4

3.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

8

4.

Тематическое планирование

Приложение. Материально-техническое обеспечение программы

10

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты речи» (далее – Программа)

 для учеников 1-4 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов и учебно-методических материалов:

 Федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г.  № 1897.

Программа «Секреты речи» предназначена для организации внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению в 1-х – 4-х классах общеобразовательной школы.

Программа «Секреты речи» прежде всего направлена на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов как в устной, так и в письменной форме.

Цель программыформирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Основные задачиосвоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);

● овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);

● воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);

● формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7-10 лет

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

Программа рассчитана на 4 года. Количество часов в неделю – 1

За год: в 1классе – 33 часа, во 2 классе-34 часа, в 3 классе -34 часа, в 4 классе-34часа.

Всего реализуется в объеме 135 часов.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Метапредметные:

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
  • книге и героях;
  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
  • заданную тему;
  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  • пользоваться аппаратом книги;
  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Личностные результаты:

1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

4) Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
  6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения Личностные результаты:

1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

2) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

4) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

5) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

6) Профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).

Метапредметные результаты:

  1. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  2. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  3. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  4. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
  6. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  7. Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

3. Содержание курса внеурочной деятельности

    Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.

   На занятиях используются текты двух видов: содержащие сказочные подробности и предлагающие достоверную фактическую информацию. Отведено временя для модификации и генерации текстов. Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в устной и письменной форме.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.

Формы и режим занятий

Согласно требованиям СанПиН, занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 35 минут в первом классе; 40 минут во втором, третьем и четвертом классе. В первых классах для развития двигательной активности и смены вида деятельности используются динамические паузы, что способствует умственному и физическому восстановлению.

Форма проведения занятий – групповая. Количество обучающихся в группе - 10-15 человек.

Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

На занятиях используются и другие формы: викторина, библиотечный урок, КВН, путешествие по страницам книг, проект, литературная игра, инсценирование, конкурс –кроссворд, игра-драматизация, читательская конференция, занятие-диспут, урок-спектакль, интегрированное занятие, занятие -праздник, литературный ринг , беседа-дискуссия с элементами инсценировки, занятие-интервью, устный журнал, литературная гостиная, просмотр диафильмов, видеофильмов.

Результаты работы: читательские дневники, фотографии, рисунки, проекты, исследовательские работы, результаты участия учащихся в конкурсах оформляются в виде итоговой выставки в уголке для чтения.

Разделы программы:

Раздел «Игры со словами», формируя культуру общения включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Раздел «Работа с предложением» предполагает работу с деформированным предложением, пословицами, поговорками, афоризмами…

Раздел «Работа с текстом» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

В разделе «Изобразительные средства языка» 

Предполагается формирование и раскрытие понятий: метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и др.  Формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия читательских предпочтений младших школьников. Формирование умения использовать изобразительные средства в устной и письменной речи.

Раздел «Стили речи» направлен на ознакомление с различными стилями речи. Учащиеся определяют к какому стилю речи относится текс, учатся строить высказывание определенного стиля: разговорного, официально-делового, публицистического, научного или художественного.  

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.

4.Тематическое планирование

                                                                           1класс

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Что мы знаем о словах

2

3

Чудесное превращение слов

-слова предметы

-слова действия

-слова признаки

4

4

Игры со словами

2

5

Секреты

- ребусов

-кроссвордов

4

6

Игры со словами

-анаграммы

-перевертыши

-метаграммы

3

7

Слова-близнецы

(омонимы)

2

8

Слова-друзья

(синонимы)

.

2

9

Работа с текстом, предложением

-выделение смысловых частей предложения

-работа с деформированным предложение

-работа с деформированным текстом

6

10

Выделение главных слов в тексте

2

11

Составление картинного плана

2

12

Составление рассказов по картинкам

Конкурс знатоков (итоговое)

3


2 класс

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Антонимы

2

3

В гостях у родственников

2

4

Знакомые незнакомцы

2

5

Игры со словами

- палиндромы

- наборщик

2

6

Работа с предложением

- составление предложения из отдельных слов  (2 ч.)

- выделение признаков предложения в устной речи (2 ч.)

- выделение признаков предложения на письме 1 ч

- деление сплошного текста на предложения (3 ч.)

- диалог 1 ч

9

7

Работа с текстом

- признаки текста

- основная мысль текста

- составление текста по опорным словам

- текст

- тема текста

- деление текста на смысловые части

- востановление деформированного текста

- редактирование текста

15

8

Итоговое занятие

Рефлексия

1

3 класс

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1

Игры со словами

Вводное занятие

Устаревшие слова, слова пришельцы

Крылатые слова. Фразеологизмы

1

2

2

2

Работа с предложением

Дифференцированное предложение

Деление сплошного текста на предложения

Деление сплошного текста на части

3

1

2

3

Изобразительно-выразительные средства языка

Сравнение

Эпитет

Метафора

Олицетворение

1

1

1

1

4

Работа с текстом

Оформление письма, телеграммы

Типы текстов

Тема текста. Название

Опорные слова

Описание предметов и явлений

Составление текста-повествования.

Составление текста-описания

Составление текста-рассуждения

14

5

Стили речи

Разговорный стиль речи

Научный стиль     ИНСЕРТ

Итоговое занятие-игра

1

2

1

4 класс

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Типы текстов

- научный

- художественный

- деловой

2

2

2

3

Работа с текстом по приему ИНСЕРТ

- технология с приемом инсерта

- выделение ключевых слов

- выделение новых (незнакомых слов)

- редактирование текста

- работа с таблицей

- составление этюда

3

4

4

4

5

5

4

Лингвистический турнир ТАЙНЫ русского языка

1

5

Итоговое занятие

Рефлексия

1

4.Приложение

Материально-техническое обеспечение программы

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1. Т.П. Хиленко Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Учебное пособие 1 класс (Москва «Просвещение». – 2012).

2. С.Г. Батырева  Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Учебное пособие 1-4 класс (Москва «Просвещение». – 2013).

3. Банников В.Н. Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. (Ханты-Мансийск:РИО ИРО, 2014).

4. В.Б. Эдигей Увлечение чтением  (Москва УЦ Перспектива, 2000).

5.Компьютерные презентации для занятий.

6. Сценарии внеклассных мероприятий.

7. Демонстрационный материал (репродукции икон, картин, открытки), раздаточный материал.

8.Е. Гик, И.Рассказова Игры-Энциклопедия (Москва «Росмэн», 2001)

9. Т.В. Розе Большой толковый словарь пословиц и поговорок, (Москва «ОЛМА Медиа Групп», 2009)

10. Т.В. Розе Большой фразеологический  словарь (Москва «ОЛМА Медиа Групп», 2009)



Предварительный просмотр:

Автор: ученица 4 Д класса

                                                                               Сафарова Шахзода, 11 лет.

                                                                      МБОУ «СШ№15»

 г. Нижневартовск                                            

                                                                                         Руководители: Габрахманова Зиля Багдасаровна,

                                                                                     Мильто Ирина Анатольевна


Поклон солдатам до земли!

Рассвет над городом вставал,

И где-то тихо пели птицы.

А город спал, и он не знал,

Что враг топтал наши границы.

Рев самолётов в облаках,

А дым над городом клубится.

И автомат сейчас в руках,

Солдат вперёд в атаку мчится.

Всё вдруг смешалось: день и ночь,

И горе с радостью смешалось.

А цель одна:"Фашисты, прочь!"

Чтоб даже духа не осталось.

Солдат и падал, и вставал,

С врагом безжалостно сражался.

Но фрицев с боем гнал и гнал,

И чудом сам в живых остался.

И вот Победа, солнце, май,

В Берлине Знамя над рейхстагом.

Жена, любимого встречай

У той берёзы над оврагом.

И слёзы радости на лицах.

Бойцы с войны домой пришли.

Пусть Вами Родина гордится,

Поклон солдатам до земли!



Предварительный просмотр:

                                                             Автор: ученица 4 Д класса

                                                                              МБОУ «СШ№15» г. Нижневартовск

                                            Сторож Софья

                                                                                         Руководители: Габрахманова Зиля Багдасаровна,

                                                                                          Мильто Ирина Анатольевна

«Письмо солдату».

Вставал над городом рассвет,

И где-то нежно пели птицы.

Дарило солнце людям свет,

А враг топтал наши границы.

И вместо мирной тишины,

Красивых буйных красок лета

Вдруг объявление войны,

Страна в суровый мрак одета.

Он шёл отчаянно вперёд,

А рядом падали снаряды.

Фашист проклятый нагло прёт,

И гибнут целые отряды.

А нынче был тяжёлый бой,

Земля от грохота стонала.

Приказ по роте: «Всем отбой!»

А утром всё опять сначала.

Здесь не бывает выходных,

Здесь смерть и горе ходят вместе.

Увидеть бы скорей родных

И подарить букет невесте.

Вновь штурм прервал его мечты.

Вдали фашисты показались.

Горели улицы, мосты,

Бойцы за Родину сражались.

Не все сумели добежать,

Остались там, на поле боя.

К груди родных им не прижать

И нет подъёма, нет отбоя.

Шумит берёзка на ветру,

Цветёт вишнёвый сад.

Опять в атаку поутру

Уж пятый день подряд.

Усталость просто валит с ног,

Пора ложиться спать.

И только наш боец прилёг,

Как вдруг приснилась мать.

Она так нежно обняла,

Тихонько что-то напевала,

Себе усталость приняла,

Без сна с ним ночку коротала.

Солдат проснулся на рассвете,

Махорку нервно закурил.

Ведь он за Родину в ответе,

Отдал победе столько сил.

Сегодня будет схватка злая,

И кто-то снова не дойдёт.

Земля, от взрывов вся пылая,

К себе убитых заберёт.

Солдата ранило осколком,

Сегодня вдруг не добежал.

Он ничего не понял толком

И просто на спину упал.

А где-то рядом снова дрались

Солдаты с криками «Ура!»

На поле многие остались

Лежать до самого утра.

Боец не мог с земли подняться,

Ведь много крови потерял.

Ему пришлось обороняться,

И он стрелял, стрелял, стрелял…C:\Users\Ирина\Desktop\и4.jpg

И, слава Богу, чудом выжил,

Хоть в медсанбате год лежал.

Хирург уж столько раз мурыжил,

Как жаль, что он не добежал.

За подвиг храбрый награждали,

Вручали орден боевой,

Ещё в запасе три медали –

Таков бесстрашный наш герой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....