Проект "Лекарство на клумбе"
проект
Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, то есть воспитание у школьников экологической культуры. Решать эту задачу мне помогает реализация летнего образовательного проекта "Лекарство на клумбе".
Цель: создание клумбы с лекарственными растениями на территории школьного цветника с целью повышения экологической культуры участников проекта.
Задачи проекта:
1. Организовать познавательно – исследовательскую деятельность участников проекта поуточнению знаний о лекарственных растениях нашей местности, их ценности для здоровья, правил использования.
2. Обогащать практический опыт младших школьников по уходу за выращиваемыми растениями.
3. Развивать коммуникативные и регулятивные умения ребят в процессе совместной групповой работы.
4. Воспитывать положительное отношение школьников к труду;бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt_lekarstvo_na_klumbe.docx | 34.07 КБ |
prezentatsiya.pptx | 336.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чернореченская средняя общеобразовательная школа №1»
Летний образовательный проект
«Лекарство на клумбе»
Направление: экологическое
Срок реализации: 6 месяцев
(апрель-сентябрь)
Авторы проекта:
Иванова Тамара Александровна,
учитель начальных классов
Шкредова Евгения Геннадьевна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, то есть воспитание у школьников экологической культуры.
Деятельность человека – это внешнее проявление его внутренней экологической культуры. Стремясь к развитию новых технологий, науки и техники, человек зачастую варварски относится к окружающей его природе.
В «Концепции экологического образования в Российской Федерации» отмечено, что решение экологических проблем должно происходить на уровне всех социальных институтов от образования до политики.Доктор педагогических наук, член – корреспондент РАО А.Н. Захлебныйотмечает, что формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Психофизиологические особенности младших школьников, такие как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость; стремление овладеть методами изучения природного и социального окружения, правилами и нормами поведения в природе и обществе, научиться оказывать помощь природным обитателям, позволяют сделать вывод о начале системного, целенаправленного экологического образования именно в этот период.
Большое наследие в области воспитания детей объектами окружающей среды оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
На протяжении четырех лет мы с учениками начальных классов являемся участниками школьных проектов по благоустройству пришкольной территории МБОУ «Чернореченская СОШ №1». В последнее время интерес ребят к уходу за декоративными растениями начал угасать. Мы решили обратить внимание детей и их родителей на цветы, которые не только красивы, но еще обладают целебными свойствами. Так как еще одной из актуальных проблем на сегодняшний день является сохранение здоровья человека.
Для лечения некоторых болезней полезно применять натуральные растительные средства. Но используя растения в народной медицине, человек бездумно уничтожает живые экземпляры в природе. Часто, вырывая стебель с корнем, он не даёт возможность ему вновь пустить росток следующей весной. При этом известно, что многие жители нашего поселка занимаются собирательством. Они не так заботятся о собственном здоровье, как делают из этого выгодный бизнес: травы продают фармацевтическим компаниям или заготовительным организациям.
Как же уберечь растения от уничтожения их человеком? Мы решили проверить, можно ли вырастить лекарственные растения на клумбе, а не уничтожать их в живой природе. Считаем, что наш проект поможет внести посильный вклад в сохранение окружающей среды.
Цель: создание клумбы с лекарственными растениями на территории школьного цветника с целью повышения экологической культуры участников проекта.
Задачи:
1. Организовать познавательно – исследовательскую деятельность участников проекта поуточнению знаний о лекарственных растениях нашей местности, их ценности для здоровья, правил использования.
2. Обогащать практический опыт младших школьников по уходу за выращиваемыми растениями.
3. Развивать коммуникативные и регулятивные умения ребят в процессе совместной групповой работы.
4. Воспитывать положительное отношение школьников к труду;бережное отношение к природе.
Предполагаемые результаты
- Создана клумба с лекарственными растениями на территории школьного цветника.
- Участники проекта получат новые знания о целебных свойствах растений;
- приобретут навыки совместной проектно-исследовательской деятельности.
- Повышение уровня экологической культуры школьников (осознание необходимости бережного отношения к природе; развитие практических навыков по самостоятельному уходу за растениями).
Общее число участников, возрастная категория:
35 учащихся третьих классов, родители
Содержание проекта
Формы работы:
Индивидуальная, групповая, коллективная
Методы работы:
Проектный;
Исследовательские:
-изучение литературы, Интернет-источников;
-анализ собранной информации;
- моделирование;
- наблюдение за выращиваемыми растениями;
- практическая работа по выращиванию лекарственных растений, уходу за ними;
- обобщение полученных результатов исследования.
Основные виды деятельности:
-Познавательная деятельность
-Исследовательская деятельность
- Творческая деятельность
-Игровая деятельность
-Трудовая деятельность
Этапы и сроки реализации проекта:
I. Подготовительныйэтап – 02.04 – 31. 05
- Проведение организационного родительского собрания совместно с детьми для ознакомления с целью и задачами проекта, проектной идеей.
- Изучение литературы, Интернет-источников;
- выбор лекарственных цветов для реализации проекта;
- разработка детьми совместно с родителями схемы, эскиза клумбы .
- Презентация и выбор лучшего варианта клумбы.
- Трудовая деятельность по выращиванию рассады.
II. Основной этап (реализация проекта) - 01.06 – 03. 09
- Трудовая деятельность по оформлению клумбы и уходу за растениями.
- Исследование лекарственных свойств растений;
- подборка полезных рецептов применения лекарственных растений в народной медицине.
- Праздник и дидактические игры на экологическую тему.
III. Заключительный – 04. 09 -21. 09
- Оформление гербария;
- создание фотоальбома «Лекарство на клумбе»;
- оформление исследовательских работ.
- Подведение итогов работы над проектом. Рефлексия.
План-график мероприятий
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
Подготовительный этап | Апрель - май | |
1. | Родительское собрание совместно с детьми для ознакомления с целью и задачами проекта, проектной идеей. | 02.04 |
2. | Изучение литературы, Интернет-источников; выбор лекарственных цветов для реализации проекта; разработка схемы, эскиза клумбы (совместно с родителями) | 03.04-09.04 |
3. | Презентация и выбор лучшего варианта клумбы | 10.04 |
4. | Выращивание рассады (по группам) | 11.04-31.05 |
Основной этап (реализация проекта) | Июнь - август | |
Практическая часть | ||
5. | Высадка рассады | 08.06-12.06 |
6. | Уход за растениями : прополка, поливка (по графику) | 13.06 -24.08 |
7. | Сбор семян. | Конец августа – начало сентября |
Исследование лекарственных свойств | ||
8. | Посещение поселковой библиотеки ( цель изучение научно-популярной литературы) | 22.06 |
9. | Экскурсия в аптеку. | 06.07 |
10. | Праздник с дегустацией травяных чаев. | 20.07 |
11. | День проведения дидактических игр на экологическую тему | 03.08 |
12. | Создание информационного буклета «Зеленая аптека для детей и взрослых». (Подборка полезных рецептов применения лекарственных растений в народной медицине.) | 17.08 |
Заключительный этап | сентябрь | |
13. | Оформление гербария, создание фотоальбома «Лекарство на клумбе»; оформление исследовательских работ. | 04.09 – 20.09 |
14. | Подведение итогов проекта.Творческий отчет. | 21.09 |
Ресурсное обеспечение
Кадровое:
учителя начальной школы; ученики 3 классов и их родители.
Методическое:
- Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов.– М.: Баласс, 2011. ( Образовательная система «Школа 2100».Серия «Методическая библиотека учителя начальных классов»).
- Захлебный А.Н. Концепция общего экологического образованияв интересах устойчивого развития. – ФГНУ «Институт содержания и методов обучения»Российской академии образования; Госкорпорация «Росатом»;Международная экологическая общественная организация«ГРИНЛАЙТ», г. Москва, 2012.
- Кельбас Р. В., Воспитание экологического сознания учащихся посредством включения их в интеллектуальные экологические игры. - Журнал «Дополнительное образование». №6, 2011 г.
- Концепция экологического образования в Российской Федерации.
Принята на Международной научно-практической конференции«Современная экология: образование, наука, практика». - г.Воронеж, Воронежский государственный университет, 2017г.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 4-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
- Сайт «Доступные травы».Клумба из лекарственных растений. http://openfito.ru/fitovir/208-klumba-lekarstvennue-rasteniya
- Сайт «Учебно-методический кабинет». Праздники в начальной школе. Сценарии. http://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki
- Сичко И.А., Рубан О.В. Использование педагогического наследия В.А. Сухомлинского в экологическомвоспитаниии младших школьников. // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10
Финансовое:
Смета расходов, необходимых для реализации проекта
№ п/п | Наименование материала | Количество | Цена, руб. | Стоимость, руб |
I. | Семена растений | 14 п. | 15 | 210 |
Бархатцы | 2 | |||
Настурция | 2 | |||
Шалфей | 2 | |||
Ромашка лекарственная | 2 | |||
Календула | 2 | |||
Душица | 2 | |||
Эхинацея | 2 | |||
II. | Бумага офисная | 1 п. | 290 | 290 |
III. | Печать фотографий с лекарственными растениями | 14 шт. | 20 | 280 |
ИТОГО: | 780 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является сохранение здоровья человека. Для лечения некоторых болезней полезно применять натуральные растительные средства. Но, используя растения в народной медицине, человек бездумно уничтожает живые экземпляры в природе. Часто, вырывая стебель с корнем, он не даёт возможность ему вновь пустить росток следующей весной. При этом известно, что многие жители нашего поселка занимаются собирательством. Они не так заботятся о собственном здоровье, как делают из этого выгодный бизнес: травы продают фармацевтическим компаниям или заготовительным организациям. Как же уберечь растения от уничтожения их человеком? Актуальность
Цель проекта создание клумбы с лекарственными растениями на территории школьного цветника с целью повышения экологической культуры участников проекта
Задачи 1 . Организовать познавательно – исследовательскую деятельность участников проекта по уточнению знаний о лекарственных растениях нашей местности, их ценности для здоровья человека, правил использования. 2 . Обогащать практический опыт младших школьников по уходу за выращиваемыми растениями. 3 . Развивать коммуникативные и регулятивные умения ребят в процессе совместной групповой работы. 4 . Воспитывать положительное отношение школьников к труду; бережное отношение к природе.
Предполагаемые результаты Создана клумба с лекарственными растениями на территории школьного цветника . Участники проекта получат новые знания о целебных свойствах растений; п риобретут навыки совместной проектно-исследовательской деятельности. Повышение уровня экологической культуры школьников ( осознание необходимости бережного отношения к природе; развитие практических навыков по самостоятельному уходу за растениями).
Формы работы и ндивидуальная г рупповая коллективная Методы работы п роектный исследовательские
Основные виды деятельности Познавательная деятельность Исследовательская деятельность Творческая деятельность Игровая деятельность Трудовая деятельность
Этапы и сроки реализации Подготовительный этап 02.04 – 31. 05 II . Основной этап (реализация проекта) 01.06 – 03. 09 III . Заключительный этап 04 . 09 - 21. 09
План – график мероприятий № п/п Мероприятия Сроки Подготовительный этап Апрель - май 1. Родительское собрание совместно с детьми для ознакомления с целью и задачами проекта, проектной идеей. 01.04 2 . Изучение литературы, Интернет-источников; выбор лекарственных цветов для реализации проекта; разработка схемы, эскиза клумбы (совместно с родителями) 03.04-09.04 3 . Презентация и выбор лучшего варианта клумбы 10.04 4 . Выращивание рассады (по группам) 11.04-31.05
План – график мероприятий Основной этап Июнь - август Практическая часть 5 . Высадка рассады 08.06-12.06 6 . Уход за растениями : прополка, поливка (по графику) 13.06 - 24.08 7. Сбор семян Конец августа – начало сентября Исследование лекарственных свойств 8 . Посещение поселковой библиотеки ( цель изучение научно-популярной литературы) 22.06 9 . Экскурсия в аптеку 06.07 10. Праздник с дегустацией травяных чаев 20.07 11. День проведения дидактических игр на экологическую тему 03.08 12. Создание информационного буклета «Зеленая аптека для детей и взрослых" 17.08
План – график мероприятий Заключительный этап сентябрь 13. Оформление гербария и создание фотоальбома «Лекарство на клумбе» 04.09 – 20.09 14. Подведение итогов проекта. Творческий отчет. 21.09
Ромашка Ка л ен дула Ду ши ца Бархат цы Шалфей Нас т ур ция Эхина цея
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что растёт на клумбе? (презентация к уроку "Окружающий мир" 1 класс к учебнику А.А. Плешакова)
Что растёт на клумбе? (презентация к уроку "Окружающий мир" 1 класс к учебнику А.А. Плешакова)...
Что растет на клумбах?
Презентация приготовлена для урока окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России» по теме « Что растёт на клумбе?». Автор учебника – Плешаков Андрей Анатольевич. В данной презентации представ...
"Цветочная клумба"
Социальный проект класса...
"Что растет на подоконнике и на клумбе ?", 1 класс
Презентация и конспект урока по окружающему миру в 1 классе (Школа России)....
Презентация " Что растёт на клумбе"
Презентацию можно использовать при изучении темы" Что растёт на клумбе?" в 1 классе в качестве пробного действия, чтобы выявить затруднение по теме....
Что растет на клумбе (окружающий мир)
С удивительным миром цветов познакомятся учащиеся на уроках окружающего мира....
Что растет на клумбе?
Презентация разработана для урока окружающего мира для 1 класса в соответствии с ФГОС. УМК "Школа Росии"...