Внеклассное мероприятие "Международный день спички"
методическая разработка
Материал раскрывает историю возникновения спичек. Будет полезен для детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_-_mezhdunarodnyy_den_spichki.docx | 30.77 КБ |
Предварительный просмотр:
2 марта - Международный день спички
Цель: Сформировать у детей осознанную мотивацию к познанию нового, интересного о заданном предмете и его практическом применении.
Задачи:
1. Познакомить с этимологией слова спичка.
2. Познакомить обучающихся с создателями спичек, их видами.
3. Познакомить с правилами обращения со спичками.
В ряд лежат они в коробках.
В красных шапках на головках.
Их, пожалуйста, не тронь -
Притаился в них огонь.
Ежегодно 2 марта в мире отмечается один из необычных праздников – Международный день спички. Сегодня вы узнаете много интересного о спичках!
- Как выглядит спичка?
Спичка – палочка из горючего материала (чаще всего дерева), имеющая на конце зажигательную головку, служащая для получения открытого огня.
Интересно, а как давно появилось это изобретение – спички. На протяжении многих десятилетий спички были одной из незаменимых вещей и важнейших элементов человеческой жизни. Впрочем, и сегодня они продолжают играть не последнюю роль в нашем повседневном обиходе, как удобный и дешевый способ добывания огня. Нам с вами, людям XXI века, даже представить трудно, какой огромной проблемой было добывание огня.
- Кто-нибудь знает, как в древние времена добывали огонь?
А ведь разводить огонь в древности было весьма сложным делом – его добывали трением или высеканием.
- Один из приемов состоял в том, что заостренный конец сухой палки упирали в сухую дощечку и быстро вращали палку между ладонями до тех пор, пока мельчайшие древесные частички не начинали тлеть. Затем на них накладывали сухую траву или мох и раздували огонь.
- Римляне стучали камнем о камень, пытаясь высечь искру и поджечь ею лучину, покрытую серой. Таких попыток приходилось делать много. Пока наконец не приходила удача.
- В Средние века человечество немногим продвинулось вперёд: искрой, высеченной тем же способом, поджигали сухой мох или сухие тряпки. Даже после изобретения огнива, его разжигание требовало немало усилий и определенной сноровки, поскольку высекание искры было в данном «аппарате» самым неприятным моментом.
- Древние греки и римляне знали еще один способ добывания огня – при помощи солнечных лучей, сфокусированных линзой или вогнутым зеркалом. Этот способ не получил большого распространения, потому что делать линзы из стекла было очень дорого, а пластика в те времена еще не существовало.
- И лишь в XVII веке, когда был открыт фосфор, появилось первое подобие спичек. История сохранила имя изобретателя: в 1681 году англичанин Роберт Бойл догадался покрыть лучину раствором серы и фосфора. Такие лучины загорались от первой же искры, но столь уж легко воспламенялись и от нечаянного нагрева, так что были очень опасны. Да и спичками их, в общем, назвать трудно.
- В конце XVIII века появились «химические спички». Нанесённый на них состав воспламенялся, стоило капнуть на него серной кислотой. Понятно, что в быту они были не очень-то удобны.
- А уже в 20-е годы XIX века английский аптекарь Джон Уокер изобрел спички, похожие на современные, но много большего размера. Их головки воспламенялись от трения о любую шершавую поверхность. Открытие свершилось по воле случая. Как-то, работая в лаборатории над очередным взрывчатым веществом, Джон Уокер помешивал содержимое колбы длинной деревянной щепочкой. Через некоторое время на щепочке образовалось утолщение из этого вещества. Аптекарь попытался стряхнуть налипшее с палочки и случайно обо что-то чиркнул. Щепочка загорелась! Позже этим действом он просто развлекал своих знакомых, приводя их в восторг.
- Почти сразу же во Франции появились спички с головкой, главным компонентом которой был белый фосфор. Они легко зажигались, стоило чиркнуть о любую поверхность, например, о подошву обуви, но могли воспламениться даже от трения друг о друга в коробке. К тому же белый фосфор ядовит.
- Ну а самые удачные спички изобрёл, наконец, в 1855 году шведский химик Йохан Лундстрем. Долгое время их так и называли – «шведские спички». Лундстрем использовал не ядовитый красный фосфор, причем он входил не только в состав головки, но и был нанесен на полоску наждачной бумаги на коробке, о которую и чиркали спичку. С этого момента спичка начала триумфальное шествие по всему миру и после некоторых усовершенствований дошла до наших дней. Современная спичка не содержит соединений серы и хлора, вместо них используются парафины и бесхлорные окислители. Именно изобретение «швейцарской спички» считается Международным Днем рождения спички.
- В чем хранят спички?
- Как вы думаете, где и для чего можно использовать спичечный коробок? (На спичечных этикетках можно увидеть рекламу, их можно коллекционировать, использовать как шкатулочку для хранения мелких вещей)
Коллекционирование спичечных этикеток, коробков, буклетов (спичек-книжечек), самих спичек и других предметов, связанных со спичками называют – Филумени́я. Коллекционеров спичечных этикеток называют филуменистами. Еще русские путешественники привозили спичечные коробки из-за границы как своего рода сувениры.
Существует несколько разновидностей современных спичек:
по материалу спичечной палочки их подразделяют на деревянные (изготовленные из мягких пород дерева), картонные и восковые;
по методу зажигания – на тёрочные (зажигающиеся при трении о специальную поверхность) и бестёрочные (зажигающиеся при трении о любую поверхность);
по назначению различают спички, зажигающиеся в обычных условиях, влагоупорные (рассчитанные на зажигание после хранения во влажных условиях, например, в тропиках), ветровые (зажигающиеся на ветру) и другие.
Также помимо обычных (бытовых) спичек изготавливаются специальные.
Штормовые (охотничьи) — горящие на ветру, в сырости и под дождем, они помогут быстро разжечь костер в любую погоду, не гаснут после полного погружения в воду, некоторые виды штормовых спичек горят несколько минут и не боятся влаги и ветра.
Термические — развивающие при горении более высокую температуру и дающие при сгорании головки большее количество тепла.
Сигнальные - с цветным пламенем. Их берут с собой путешественники, геологи, альпинисты, которые покоряют горы. Их пламя видно издалека. Зажжёт кто-нибудь из путешественников красную спичку, все узнают: «С нашим товарищем, что-то случилось, надо спешить ему на выручку!». Зажжёт зелёную: «Не волнуйся, у меня все в порядке!».
Сигаретные - для раскуривания сигар.
Фотографические — дающие мгновенную яркую вспышку, используемую при фотографировании.
Картонные спичечные книжечки - раздаются бесплатно в гостиницах, ресторанах, табачных магазинах.
Каминные спички — спички с двуслойной головкой, зажигающиеся о любую твердую поверхность.
Декоративные - (в основном для коллекционеров), выпускаемые ограниченным тиражом с различными рисунками на коробках (подобно почтовым маркам).
- Для чего можно использовать спички, кроме розжига, подачи сигнала?
Надо отметить, что спички за всю свою богатую историю, помимо своего основного предназначения, используются весьма разнообразно.
- Вместо счётных палочек для обучения детей. При этом головки спичек срезаются или смываются водой, чтобы не спровоцировать пожар.
- Спичечный коробок советского/российского образца имеет длину 5 см, что нередко используется (при необходимости) для измерения других предметов.
- Условная денежная единица при различных карточных и других играх.
- Для изготовления спичечных домиков и других сооружений.
- Для жеребьёвки.
- Для различных логических игр.
- В качестве зубочисток.
- Спичка, на которую намотана вата, вполне заменяет ватную палочку.
- Как реквизит для фокусов.
Достоверно известно, что в России в середине 19 века работало более 30 спичечных мануфактур. Но в связи с последующими революционными событиями, последствиями войн и разрухи, производство спичек в России неуклонно снижалось. Только к середине 20-столетия спичечный кризис в стране был в основном ликвидирован. Однако уже в 1990-е годы в условиях рыночной экономики производство спичек в России вновь пришло в упадок, чему способствовало и массовое производство одноразовых дешёвых зажигалок. Сегодня лишь немногим спичечным производствам удалось выжить и развиваться в современных условиях.
- Из какой древесины изготавливают спички?
Неудивительно, что в ряде стран – например, в России, Швеции, Швейцарии и Германии – существуют Музеи спичек.
Российские музеи спичек находятся в Люберцах, в Рыбинске, в Калуге.
Спички становились героями литературных произведений в разных странах, спичка стала героиней многих фильмов («Кин-дза-дза!», «За спичками», «Шведская спичка», «Девочка со спичками» и др.).
Интересные факты о спичках:
1. Головка спички может нагреться до 1500 °C.
2. Спички были изобретены позже зажигалок.
3. Первые спички в России появились в 30-х годах 19 века.
4. Слово "спичка"- русское и происходит от слова "спица" (тонкая деревянная палочка).
5. Лучшее дерево для производства спичек - осина.
Но вы, ребята, знаете, что спички могут принести как пользу, так и причинить большой вред.
Отгадайте загадки:
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки
Раздают всем огоньки. (Спички)
Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь)
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня. (Дым)
Средство защиты от огня в помещении, в автомобиле. (Огнетушитель)
Где с огнём беспечны люди,
Обязательно он будет. (Пожар)
- Какой вред могут нанести спички?
- Что же делать, если возник пожар?
Послушайте, какую историю затеял непослушный мальчик Вова (стихотворение Елены Хоринской):
Можем мы костер разжечь
Стружки нечего беречь
Поиграем, а потом
Все затушим и уйдем…
Вова быстро чиркнул спичкой,
И вспорхнуло пламя птичкой
Красной стружкой завилось,
Поскакало, понеслось.
Дунул ветер — и по стружкам,
По дощечкам, по кадушкам,
По дровам огонь разнес…
Больше пламя, выше пламя!
«Ой, боюсь, сгорим мы сами…
И ребята со всех ног
Поскорее наутек…
- Почему убежали ребята? Как в этом случае мальчикам нужно было поступить?
- Назовите номер пожарной службы?
Часто пожары возникают по вине совсем маленьких детей, которых родители оставляют без присмотра.
Узнали случайно шалуньи-сестрички,
Куда от них мама спрятала спички.
Однажды сестрички остались одни-
Коробку спичек в комоде нашли…
Огонь по ковру добежал до окошка.
Забрался на штору и прыгнул, как кошка!
На полку, на шкаф на диван, на сундук,
И все запылало, как факел, вокруг.
Сестрички с испугу под койку забрались!
И там от огня чуть дыша притаились,
А пламя все ближе! А пламя вот-вот
Сестриц- озорниц языками лизнет.
Но вдруг кто-то настежь окно распахнул,
Проходит минута, проходит другая…
Лицо от огня закрывая,
Парнишка ребенка в окно протянул,
И снова в огонь торопливо шагнул!
В дыму задыхаясь, мальчонка
Из пламени вынес второго ребенка.
- Что делать при пожаре в квартире?
Когда возникла опасность, очень важно действовать быстро, без растерянности и точно.
Правило № 1: "Главное - не поддаваться панике".
Надо:
- Позвонить по номеру - 01.
- Вывести из горящей квартиры детей.
- Если есть возможность, начать самостоятельно тушить пожар.
Правило № 2. Немедленно покидать горящее помещение.
За спасение людей дают медаль «За отвагу на пожаре!»
Вы тоже можете пользоваться спичками, но только в присутствии взрослых и соблюдать правила безопасности.
Посмотрите на карточку с заданием: соедините начало фраз с их окончанием, и у вас получатся правила пожарной безопасности и действий при пожаре.
1. Огонь нельзя оставлять | а) по телефону 01. |
2. Если увидишь пламя | б) нельзя прятаться. |
3. Вызывай пожарных | в) без присмотра. |
4. От огня | г) зови на помощь взрослых. |
5. Из горящего помещения | д) дым. |
6. Опасней всего при пожаре | е) надо быстро уйти. |
1 – в, 2 – г, 3 – а, 4 – б, 5 – е, 6 – д.
Сейчас поиграем в игру «Это я» и узнаем, внимательно ли вы слушали меня, научились ли правильно вести себя при пожаре. Я буду задавать вопросы, а вы в нужном месте хором будете отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!».
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- Кто из вас, заметив дым, говорит: «Пожар, горим!»
- Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днем?
- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
- Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?
Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу
От коварного огня… (Это – я, это – я, это все мои друзья!)
Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор? (молчат).
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)
Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл! (молчат).
На привале кто в лесу
Жёг засохшую сосну?
А потом так поспешил,
Что костёр не затушил? (молчат).
Кто, видя сушняк в огне,
Знает точно: быть беде?
Ветку кто не поджигает,
От пожара лес спасает? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)
Ребята, запомните: «Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте!»
Наше мероприятие я хочу завершить стихотворением.
Ростом спичка-невеличка,
Не смотрите, что мала.
Эта спичка-невеличка,
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнём шутить нельзя!
Спички не тронь,
В спичках огонь!
Чтоб в ваш дом
Не пришла беда,
Будь с огнём
Осторожен всегда.
Не играй дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
Попадут спички в хорошие руки - сто добрых дел сделают. А если в плохие? Даже от одной маленькой спички бывает пожар! Помните об этом, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "День матери"
Сценарий принимал участие в конкурсе "Классный руководитель года -2011"...
Внеклассное мероприятие "День рождения класса"
Цель проведения праздника: узнать детям лучше друг друга, родителям – познакомиться друг с другом. Подготовка к празднику: каждый ребенок совместно с родителями готовит страничку «классного с...
открытое внеклассное мероприятие "День матери"
Данное мероприятие рекомендуется использовать при проведении праздника "День матери" (24 ноября) для учащихся 1-2 классов...
Внеклассное мероприятие: "День матери".
Представлены сценарий и презентация для общешкольного мероприятия ко Дню матери....
Внеклассное мероприятие "День знаний"
Внеклассное мероприятие проводится 1 сентября в 1 классе....
Сценарий внеклассного мероприятия "День Рождение детской организации."
Сценарий вступления обучающихся начальной школы в детскую организацию...
Внеклассное мероприятие "День вежливости"
Разработка мероприятия "День вежливости "+Презентация...