Здоровьесберегающие технологии
материал
Особую роль в сохранении здоровья школьника играет обеспечение его двигательной активности. Двигательная активность- один из существенных факторов, влияющих на предупреждение переутомления учащихся, на сохранение и укрепление их нервно-психического и физического здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии в моей практике | 25.18 КБ |
Безопасный Новый год | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Тункинская СОШ им. Седова Ю. П.»
Доклад по теме:
«Здоровьесберегающие технологии в моей практике».
Автор: Лобыцина Татьяна Фёдоровна
учитель начальных классов
с. Тунка
2023
«Забота о здоровье детей - важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», - писал ВА Сухомлинский.
Понятию « здоровье» по разному даются определения в научной литературе. Я придерживаюсь в своей работе такому определению. «Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Такой подход решает проблему обеспечения здоровья младшего школьника не только медициной , но и педагогикой через внедрение системы знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения. Анализируя опыт своей работы, исследования в научной литературе, можно сделать вывод, что происходит ухудшение состояния здоровья детей с каждым годом , причины данных показателей это социальное и экономическое неблагополучие многих молодых семей, ослабленный иммунитет, генетические нарушения, плохая экологическая обстановка и т.д. Ученику младшего школьного возраста , чтобы усвоить программный материал на 4 и 5 нужно только за письменным столом провести 4- 4,5 часа в день в школе и дома, к этому если добавить время проведённое перед телевизором и компьютером. Малоподвижный образ жизни, уличный шум, громкая музыка, излучение сотовых телефонов, а также неблагоприятные социально-экономические и экологические факторы негативно сказываются на здоровье детей. В результате – усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия, слабое восприятие учебного материала, быстрая утомляемость и как следствие снижение качества знаний. Вот почему проблема здоровосбережения в образовательном процессе стала одной из самых актуальных проблем не только в медицине, но и в педагогике, в обществе в целом.
.Поэтому вопрос о сохранении здоровья младших школьников стоит сегодня в обществе на первом месте требует конкретного решения в повседневной школьной практике.
Я в своей практике по применению здоровьесберегающих технологий, выделяю две группы детей, которые подвержены к риску снижения здоровья.
Первая группа – дети из неполных семей с низким доходом, где родители вынуждены много работать или имеют вредные привычки( алкогольные или другие пристрастия). Эти родители мало времени уделяют детям.
Вторая группа – дети из так называемых новых русских, где родители обычно много работают, уделяя своим детям минимум времени. Из опыта наблюдения можно сделать вывод, что дети именно этих двух категорий семей чаще всего приобретают вредные привычки, невротические психоматические заболевания, плохо адаптируются в школе.
Целью здоровьесберегающих технологий обучения- обеспечить учащимся возможность сохранить здоровье в период школьного обучения, сформировать необходимые знания, умения, и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знанияв повседневной жизни. За основу я взяла методику , разработанную учёным , врачом и педагогом В.Ф. Базарным. Эта методика не затрагивает содержание учебного процесса, однако меняет подход к организации обучения.
Основополагающими принципами используемого мною подхода являются:
*снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса;
*придание образовательному процессу творческого характера;
*построение учебно- воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций младших школьников;
*обеспечение ученикам успешности в любых видах деятельности;
*рациональная организация двигательной активности учащихся;
*обеспечение адекватного восстановления сил.
Работа в педагогической практике по сохранению здоровья младших школьников считаю, что должна быть целенаправленной, систематической и спланированной , в соответствии с требованиями Сан ПИна. Только хорошо спланированная и регулярная работа по данной проблеме может дать положительный результат. Я работаю все 4 года по программе : Если хочешь быть здоровым , которая выполняет следующие задачи:
- формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;
- формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию.
- формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Данная программа осуществляется по основным направлениям с целью обеспечения преемственности и целевой направленности осуществлять формирование норм здорового образа жизни по следующим приоритетным направлениям:
- Здоровье и здоровый образ жизни.
- Режим дня, учебы и отдыха, 3
- основы рационального питания.
- Личная гигиена.
- Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья.
- Антиалкогольное и антитабачное воспитание.
Напишу только на один год обучения тематический план, который рассчитан на 32-34 часа в год, т.е. 1 час в неделю.
Программа включает тематику валеологических занятий, дидактический материал, методические рекомендации к проведению занятий по темам:
- Здоровый образ жизни и пути его формирования.2ч
- 2 Мои органы зрения.
- 3. Режим школьника
- 4 Мои органы слуха.
- Личная гигиена.
- Ногти и уход за ними. 2ч
- Уход за волосами
- Гигиена полости рта
- Наше сердце и кровь2ч
- Что умеет наш нос.2ч
- Зачем мы спим.
- Влияние высоких и низких температур на наш организм.2ч
- Вирусные инфекции и профилактика их.2ч
- Закаливание в домашних условиях.
- Вредные привычки и здоровье.3ч
- Зачем человек ест?
- Кто охраняет мой рот?
- Что нужно знать о лекарствах?3ч
- Правила безопасного поведения на воде.
- Внутренняя боль и её опасность.2ч
- Отравления и их профилактика.2ч
Длительность занятий определяю активностью и желанием детей, но не более 30 минут. Формы организации подчиняю ведущему виду деятельности – игре, с применением таких методов , как наблюдение, самонаблюдение, наглядное моделирование, экспериментирование, физические опыты, использую также средства активизации познавательной активности, такие как песни, стихи, загадки. Также занятия провожу в форме беседы- диалога, деловой игры, уроков – практикумов.
На основе планомерного лонгитюдного наблюдения за учащимися на занятиях и вне уроков, позволили составить индивидуальный подход к учащимся путём применения различных методов обучения и воспитания, проверки знаний, умений, навыков, составить и реализовать индивидуальные программы по валеологии.
Особую роль в сохранении здоровья школьника играет обеспечение его двигательной активности. Двигательная активность- один из существенных факторов, влияющих на предупреждение переутомления учащихся, на сохранение и укрепление их нервно-психического и физического здоровья. Для сохранения физического и психического здоровья младшего школьника я провожу на уроках систематически физкультминутки на уроках: я думаю они положительно влияют на мозговое кровообращение, активизируют психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. В 1 классе во время урока провожу по 3-4 физкультминутки, так как высокая утомляемость, в следующих классах уменьшаю до 1 физкультминутки на уроке. Регулярное проведение физкультминуток в- важная часть реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Введёна динамическая пауза два раза по 20 минут, где дети могут отдохнуть в зоне релаксации, которую организовали за счёт родительских средств.. Но при этом на каждом уроке провожу гимнастику для органов зрения и слуха, пальчиковую гимнастику для расслабления мышц пальцев рук. Уроки строю таки образом , чтобы один вид деятельности сменялся другим. Во время урока большое внимание уделяю правильной посадке учащихся, ежемесячно меняю положение каждого ученика в классе по отношению к источнику света. Использую игровую стенку « Ладошки». Учащиеся наклоняются к полу и прикладывают свои ладони к ладошкам , нарисованным у пола, затем начинают шагать по нарисованным ладошкам вверх, доходят до самых верхних ладошек, встав на цыпочки, вытянув руки вверх. Такое упражнение полезно для осанки, позволяет снять утомление и напряжение мышц рук.
Большая роль в сохранении здоровья принадлежит урокам физкультуры . Программа по физической культуре рассчитана на 3 часа. Во время проведения урока физкультуры стараюсь разнообразить приёмы и методы организации проведения урока, одной из главных целей является заинтересовать детей, чтобы у них сформировался навык самоуверенности в движении. С этой целью провожу вечера, утренники, спортивные игры, посвященные истории олимпийских игр, великим спортсменам и т.д.
Мои ученики легко и с удовольствием овладевают приемами самомассажа рук, благодаря его простоте и доступности, возможности использования любой обстановки, занимательности, особенно в тех случаях, когда он сопровождается весёлыми рифмовками. Самомассаж пальцев рук начинаем с растирания большого пальца и заканчиваем массированием мизинца. Ребята сначала растирают подушечку пальцев затем медленно опускаются к его основаниям, для самомассажа ладони использую обыкновенный грецкий орех . Между ладонями можно катать сразу два ореха, а между пальцами ведущей руки пытаются удержать сразу несколько орехов. Использую самомассаж чётками (бусами), он не только успокаивает нервы, но и развивает мелкие мышцы кистей рук. Учащиеся пальцами перебирают чётки, пересчитывая бусины в прямом и обратном счёте.
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Совместная работа с семьёй заключается в обучении конкретным приёмам и методам оздоровления. В этих целях использую: консультации, деловые игры, тренинги, совместные физкультурные праздники, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, а так же родителями с опытом семейного воспитания, семинары и практикумы. Родители должны научить своих детей воспринимать жизнь и здоровье как величайшую ценность. Варьируя формы проведения работы с родителями, стремлюсь чтобы , уходя с родительских собраний, дружеских встреч, родители не только уносили искорку надежды, но и повод к раздумью. В классе оформлен и действует сменный уголок для родителей и детей «Будь здоровым», где помещаются материалы по организации оздоровительной работы. Родители имеют представление о тех знаниях и умениях, которые дети получают на уроках и внеклассных мероприятиях: о дыхательной гимнастике, точечном массаже, гимнастике для глаз, чтобы помочь детям освоить их дома. Только систематическое проведение оздоровительной работы в школе и дома принесёт, желаемый результат – поможет детям сохранить и укрепить здоровье.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".
Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий, определены условия, при которых технологии являются здоров...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий
МБУ МОШ №26 Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс коррекционной школы
Сообщение на педсовете....
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности. Стажировочная площадка по программе "Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях современной школы".
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности....
Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»
Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...