Выступление на МО учителей начальных классов
статья (4 класс)
Выступление на МО учителей начальных классов
по теме: «Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_2.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание №2
Разработка плана выступления на методическом форуме ОУ
Выполнила: Искускова Юлия Алексеевна
Оценка_____________
Выступление на МО учителей начальных классов
по теме: «Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке».
Цель работы: содействие сохранению и укреплению психологического здоровья учеников начальных классов.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- Изучить средства, помогающие создать психологический комфорт в классе.
- Выявить значение атмосферы на уроке.
- Изучить методы поощрения.
- Сохранить психологическое здоровье младших школьников на этапе начального образования.
План:
- Понятие «психологический комфорт».
- Средства для достижения психологического комфорта.
- Атмосфера на уроке.
- Методы поощрения.
- Заключение.
Психологический комфорт
Психологический комфорт в школе – это одно из самых важных условий эффективного обучения ребенка, его воспитания, саморазвития, а также самореализации. Для того, чтобы создать в образовательном учреждении необходимые условия для продуктивной работы, необходимо создать атмосферу сотрудничества и сотворчества между учителем и учеником. Неравнодуший и творческий педагог обязательно использует психологические законы, которые подталкивают детей к самореализации и творчеству.
Как же создать необходимую, благоприятную атмосферу в образовательном учреждении? Как заставить ребенка поверить в себя и в свои силы?
Самую главную роль в создании комфортной психологической среды играет учитель, особенно если это учитель начальной школы, поскольку именно с ним ребенок больше всего общается и контактирует.
Что же такое комфорт? Обратимся к толковому словарю русского языка С. И. Ожегова. Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. Психологический комфорт, в свою очередь, - это условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Проанализировав факторы, формирующие здоровье человека, можно сделать вывод о том, что окружающая среда оказывает самое большое влияние на человека. Порядка 50 – 55 процентов. К ней относится социум – школа, друзья и т.д. В школе дети проводят большую часть дня. А, это говорит о том, что именно здесь формируется психологическое здоровье ребёнка.
Какими средствами учитель способен добиться психологического здоровья для ученика?
В первую очередь, каждый урок должен культивировать в ребёнке уверенность в себе и своих силах, а также он должен формировать доброжелательное отношение к окружающим. Это достигается благодаря созданию благоприятной для обучения атмосферы. Для этого формируется психологическое пространство класса. Критерием данного пространства является: безопасность среды, атмосфера психологического комфорта, которая является как развивающей, так и психотерапевтической. Сформированный психологический климат на уроке -это показатель успешности его проведения. Таким образом, образовательный процесс и в целом школа позитивно воздействует на психологическое здоровье школьника.
Атмосфера на уроке
Для формирования благоприятного микроклимата на уроках в начальной школе используются следующие методы:
1. метод эмоциональной раскачки;
2. медитативно – релаксационные упражнения;
3. упражнения на рефлексию;
4. упражнения на визуализацию и релаксацию.
Также учителю необходимо придерживаться правил психологического комфорта на уроке.
1. Не каждый отрицательный поступок школьника отрицательно мотивирован.
2. Корректность поведения учителя снижает общий уровень напряжения в общении.
3. Хорошо организованная совместная деятельность сближает учеников, а также повышает их авторитет.
Рассмотрим пример организации совместной деятельности школьников на примере совместных выступлений в театре.
Школьный театр оказывает существенное воспитательное воздействие на ученика. У ребенка возникает потребность к саморазвитию, формируется готовность и привычка к творческой деятельности, повышается самооценка, а также его статут в глазах сверстников, педагогов и родителей.
Давайте подробнее разберемся в методах, которые формируют благоприятную атмосферу на уроке.
Метод эмоциональной раскачки заключается в том, чтобы отвлечь ученика от обыденных школьных дел, дать ему необходимую эмоциональную разрядку, поскольку большую часть времени дети загружены учёбой. Таким образом, ребёнок получает необходимые положительные эмоции, благодаря которым он с новыми силами приступает к получению новых знаний.
Медитативно – релаксационные упражнения - упражнения способны ввести ученика в состояние покоя. Достичь подобного состояния можно за счет введения физминуток (синхронные движения с музыкальным сопровождением).
Упражнения на релаксацию и визуализацию - успокаивают ребенка, приводят в норму его психологическое состояние. Для этого ученики принимают расслабленную позу, ровно и глубоко дышат. Необходимым условием является тишина. Учитель может дать детям несколько визуальных образов. К примеру, он может попросить детей представить лесную поляну, шорох листвы.
Методы поощрения. Вербальные и невербальные.
Нельзя забывать о похвале, как отдельного ученика, так и о похвале целого класса. Это сплачивает коллектив, а также создает благоприятный микроклимат, способствующий продуктивному обучению. Существуют как вербальные, так и невербальные методы поощрения.
Вербальные методы поощрения.
Учитель хвалит ученика словами: «Отлично! Молодец!» и т.д. Таким образом, ребенок приучается к тому, что его успехи ведут к поощрению учителя, что побуждает его к тому, чтобы как можно чаще получать одобрение.
Невербальные методы поощрения.
Учитель своими жестами или же мимикой поощряет ученика. Также, вместо банальных систем оценок, в образовательный процесс класса могут быть введены поощрительные жетоны или знаки отличия. Ребенок, который получил не просто словесное одобрение, или же оценку в дневник, а отличительный значок или жетон, получит физический эквивалент своим успехам.
Использование рефлексии
Необходимо попросить ребенка оценить свою работу на уроке. Это может быть выражено как словесно, так и в виде картинок, отражающих его эмоциональное состояние. Такими картинками могут служить обычные смайлики. Это поможет учителю оценить и скорректировать психологическое состояние ученика.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать о том, что психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Мы вооружаем ребенка – в соответствии с его возрастом – средствами: самопонимания, самопринятия, саморазвития. Формируется полноценная психологически здоровая личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...
Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"
Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у учащихся начальных классов"
В выступлении даются рекомендации педагогам и родителям....
Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»
Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»...
Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ» Тема выступления: «Формирование функциональной грамотности на занятиях во внеурочной деятельности»
В статье рассмотрены теоретические подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Автор оценивает их соответствие требованиям времени, обосновывает содержательное наполнение п...
Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ». Тема выступления: «Формирование читательской грамотности через технологию проектной деятельности»
Материал содержит рекомендации по планированию проектной деятельности на уроках литературного чтения в 3-4 классах, так же описаны методики исследования сформированн...