Мой родной край
план-конспект урока (1 класс)
Предварительный просмотр:
Мой родной край
Цели:
-познакомить с историей нашего с особенностями быта и культуры людей данной исторической эпохи;
-воспитать уважение друг к другу через этические и нравственные ценности других народов;
-воспитывать интерес к истории края, понимания важности охраны и сохранения памятников культуры.
Ход урока
Организационный момент.
Вводная беседа. Сообщение темы и целей урока.
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок.
В поле - каждый колосок.
Речка, небо голубое —
Это все мое, родное.
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!
Учитель:
- Ребята, вы прослушали стихотворения В. Бакалдина о нашей малой родине – Кубани. А должны ли мы знать историю нашего края?
- Для чего? (Чтобы лучше понимать настоящее, знать традиции и др. ответы детей).
- Вы правы. Прошлое нужно обязательно знать. Ведь, как сказал
один из Мудрецов: «Без знания прошлого нет настоящего, нет и будущего»
Пусть эти слова станут эпиграфом к нашему уроку, на котором мы будем говорить об истории нашего края. Сегодня мы познакомимся с особенностями быта и культуры населения Кубани в VI в. до н. э
- Задолго до того, как наш край стал называться Краснодарским, еще до нашей эры, на территории Кубани жили другие народы: меоты, скифы, сарматы, гунны.
Родную Кубань полюбили навеки
Веселые, щедрые, вольные греки.
Покинув когда-то родную Элладу.
В Кубани цветущей нашли мы отраду.
Кубань – земля древних цивилизаций. 2500 лет назад здесь возникли древнегреческие колонии.
Греки привезли на Кубань свою культуру, традиции, обычаи Состоятельные греки решили сюда переселиться. Чтобы заняться земледелием и торговлей.
Жители городов-колоний выращивали хлеб, разводили сады и виноградники, строили корабли, обрабатывали металл, обжигали посуду, строили дома, дворцы, храмы, крепости.
Всему этому учились у них и жившие в то время народы, а затем и следующие поколения, вплоть до наших времен.
До сих пор у нас в крае замечательные сады и виноградники, многие из построек имеют элементы греч. архитектуры – колонны и, конечно же, на Кубани выращивается очень много пшеницы, Кубань даже называют житницей России.
Край наш многонационален: русские и украинцы, белорусы и адыгейцы, армяне и азербайджанцы, греки и грузины, татары и чеченцы, дагестанцы, ногайцы, цыгане и много других национальностей. Русские составляют большинство. Все народы живут в мире и согласии, трудятся на благо Кубани.
- Ребята, чем отличаются народы друг от друга?
У каждого народа – свои обычаи, праздники, свои песни и сказки. В них отражается душа народа: уклад его жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов.
Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Это наши корни, наши истоки. Но не менее важно знать и уважать обычаи народа, живущего рядом. Ведь мы земляки: у нас одна родина – наша прекрасная Кубань.
История Кубани теснейшим образом связана с украинским народом. Первые переселенцы - запорожские казаки, попадают сюда в XVIII в., после официального присоединения правобережных степных пространств Кубани , правобережная Кубань и Тамань 1783 г.
Екатерина II, помня военные заслуг казаков, рассчитывала, казаки будут охранять южную границу – другим поселенцам с этим не справиться
С этого времени здесь начинает формироваться украинская этнографическая группа, основу которой составили запорожские казаки и крестьяне украинских губерний, переселенные сюда для несения службы и освоения свободных территорий. В основном переселенцы из Украины составляли сельские жители, поэтому и занимались в основном сельским хозяйством животноводством и растениеводством
«Ненька, моя Украина:
Хлебные нивы от края до края,
Вдаль убегают беленные хаты…
Мы на Кубань расселили когда-то,
Домом родным этот край почитаем,
Земли Кубани, «Як матерь кохаим».
Получив грамоту о пожаловании, кошевой атаман Захарий Чепига отправляет из-за Буга на Тамань отряд черноморцев численностью 3847 человек. Первая партия строевых казаков во главе с С.Белым прибыла сюда морем и 25 августа 1792 года высадилась в Тамани. Необозримые пастбища, речки, лиманы, озёра с дичью, степи с разнообразной растительностью, лесные богатства располагали к занятию скотоводством, охотой, рыбой ловлей, землепашеством. Но всё это надо было заселить, освоить, обжить.
Физминутка
Велика и красива Россия! Есть в ее наряде жемчужина, которая зовется Кубанью.
Единой семьею народы живут,
Кубань хлебосольную “мамой” зовут,
Любимую землю теплом украшают,
Ей песни, легенды свои посвящают.
Одна из легенды докатилась до нас.
-А сейчас послушайте легенду о том, как появилась Кубань:
Давным-давно жила на земле девушка. Была она у родителей единственной и любимой дочерью, которую звали Кубанью. Жили они в старом ветхом домике, добрые это были люди. Двери их жилища всегда открыты для странников. Путники находили здесь тепло, заботу и внимание.
Росла Кубань всем на диво необыкновенной красавицей. Высокая, стройная, круглое личико обрамляла длинная русая коса, озаряла всегда улыбка, блестели ярко-синие глаза. Самое удивительное, девушка любила украшать землю, где жила.
Надо сказать, что земля, на которой они жили, производила гнетущее впечатление: с одной стороны - скалистые горы, а с другой - выжженная солнцем степь, с третьей - безжизненное море. И решила Кубанушка преобразить свою землю. Отправилась она по свету, чтобы посмотреть, как люди живут, познакомится с их природой и обычаями.
Долго не возвращалась она из путешествия, а когда вернулась, принялась за дело. Сначала посеяла рожь, и вскоре заколосились хлебные поля. Виноградная лоза, яблони и груши дарили богатые урожаи. Что ни посадит красавица, всё выходит на славу. В озёрах, реках, морях развела она рыбу, привезённую издалека. Ожили водоёмы, на их берегах зашелестел камыш, ракита зазеленела, на водной глади закачались кувшинки. Редко стала бывать Кубанушка дома. Настоящим её домом были тихие горные долины и привольные луга с широкими разливами буйных, сочных трав, с толпами то ярко-синих, то удивительно голубых, то жёлтых, как брызги живого солнца, цветов. Её незаменимым другом и мудрым учителем стала девственная природа. Она вырастила в душе девушки восторженное отношение ко всему прекрасному, родной земле.
Прослышали о трудолюбивой красавице далеко за пределами. И стали к ней женихи свататься, приносить ей богатые подарки. Но Кубань не торопилась с выбором, она хотела завершить начатое дело. Дары использовала по своему усмотрению. Жёлтые золотые монеты превратила в россыпь веснушчатых одуванчиков на лугах; рубины рассыпала по степи, и зацвели на этом месте алые маки; бусинки жемчужного ожерелья стали душистыми ландышами, растущими на лесных полянах; янтарный браслет -превратился в ромашки с ярким солнышком внутри; бирюзовые бусы - в ярко-синие колокольчики, звенящие по ветру в степи.
Долгие старания и упорство девушки не прошли даром. Ожила земля, зазеленели поля и долины, зацвели деревья в садах и лесах, запестрели цветами луга, горы покрылись лесными месивами.
Не осталось на той земли никого, кто видел бы синеглазую красавицу, но имя её навечно сохранилось в памяти людской, ведь места, где жила девушка, называются с тех пор Кубанью.
Посмотрите на физическую карту нашего края. Она позволяет как бы с большой высоты окинуть взглядом наш край.. Река Кубань делит край на какие две поверхности? (Горную и равнинную части).
Край омывается двумя морями. Какими? (Чёрным и Азовским)
Они благотворно влияют на климат края и служат прекрасными путями сообщения с соседними областями и другими странами.
Итог урока
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Что нового узнали?
- Что больше всего понравилось?
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Д. С.
Анализ работы творческой группы "Роль народного творчества в воспитании младшего школьника"....
Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края
1. Познакомить учащихся с Красной книгой края и животными, которые в нее внесены, рассмотреть экологические правила,...
Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".
Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор А.А.Плешаков....
Презентация "Символы родного края. РФ и Курского края"
В данной презентации собран материал о символике Российской Федерации, Курской области и города Курска. Может быть использована на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности....
КВН по истории родного края «Село моё родное – родная сторона»
КВН по истории родного края«Село моё родное – родная сторона»Цели и задачи:- приобщение учащихся к предметному миру прошлого, расширение границ школьного курса;- формирование интерес...
Тема: Родной край. Знаменитые люди родного края.
Цель: обобщить и закрепить знания детей о своей малой Родине, о любимом Крыме, познакомить с его знаменитыми людьми.Задачи:дать представление о том, что для каждого человека ма...