Технологии адаптации обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на уроках и во внеурочной деятельности.
статья
Лица с проблемами физиологического и психического развития могут появиться в любой семье и в любых социальных условиях, в любой этнической группе и в любой точке мира. Инвалид в российском представлении - увечный, требующий опеки страдалец. Инвалидность, по сути, является синонимом нищеты и безнадежности. Но так быть не должно. Ведь многие из инвалидов при соответствующем образовании и реальной помощи могли бы стать полноценными членами общества, не зависеть от системы социальной защиты, что, в конечном счете, свидетельствовало бы о высоком гражданско-правовом статусе общества. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число детей - инвалидов в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей - инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. детской популяции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 69.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Лица с проблемами физиологического и психического развития могут появиться в любой семье и в любых социальных условиях, в любой этнической группе и в любой точке мира. Инвалид в российском представлении - увечный, требующий опеки страдалец. Инвалидность, по сути, является синонимом нищеты и безнадежности. Но так быть не должно. Ведь многие из инвалидов при соответствующем образовании и реальной помощи могли бы стать полноценными членами общества, не зависеть от системы социальной защиты, что, в конечном счете, свидетельствовало бы о высоком гражданско-правовом статусе общества. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число детей - инвалидов в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей - инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. детской популяции. [6; с. 8]
В уставе ООН сказано, что каждый человек имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении и творчестве. Это говорит о том, что вопрос инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, он в большей степени является социальной проблемой неравных возможностей. "Имея" инвалидность человек также может быть способным и талантливым, как и человек, не имеющий проблем со здоровьем. В связи с этим перед современным обществом стоит задача помочь людям с ограниченными возможностями выйти из изоляции, участвовать в нормальной повседневной жизни общества. [14; с. 5]
Здоровье населения России находится в критическом состоянии. Результаты фундаментальных исследований свидетельствуют о кризисном состоянии здоровья у представителей всех возрастных групп, особенно у детей. В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. С конца XX столетия частота детской инвалидности в нашей стране увеличилась в 2 раза и по разным данным составляет от 6 до 9%. При сохранении этой тенденции прогноз будущего для населения нашей страны крайне пессимистичен. Поэтому проблема сохранения здоровья населения, в частности здоровья детей, становится приоритетной для государства.[41; с. 6]
В настоящие время процесс реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Его изучают психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Они вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации. [3; с. 3]
Освоение детьми - инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации. [1; с. 16]
В настоящее время проблема социальной реабилитации детей инвалидов, ввиду ее актуальности, широко разрабатывается. Большую работу в этом направлении ведет журнал «Дефектология», это работы таких авторов как Карвялис В., Ткачева В. В. , Алексеева Л.С., Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. и др. В нашем регионе проблемой детей и подростков с ограниченными возможностями занимаются Львова Е.Н., Шмелева Н.Б. и др.
Социальная реабилитация представляет собой комплекс мер направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений, вследствие нарушения здоровья со стойким нарушением функций организма. Социальная реабилитация включает в себя несколько направлений - медицинские, психолого-педагогические, профессиональные и др.
Первоначальные идеи и организационная практика по интеграции процесса медицинской реабилитации инвалидов были разработаны в России ещё в XIX веке хирургом Н.И. Пироговым, затем эти идеи развивались организатором социальной психиатрии П.П. Кащенко, а в общественной мысли В.П. Бехтеревым, В.И. Водовозовым и др.
Процесс развития психолого-педагогической реабилитации изучали известные исследователи А. Адлер, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Розанов, К.Д. Ушинский и др.
Проблема общей реабилитации людей с ограниченными возможностями решается отечественными учеными Е.Д. Агеевым, С.Н. Ваньшиным, Г.П. Диянской, A.M. Кондратовым, А.Е.Шапошниковым, Ф.И. Шоевым. В своих трудах они анализируют психологические и педагогические особенности реабилитационной работы с инвалидами в различных условиях.
В настоящее время проблема профессиональной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности, ввиду ее актуальности, широко разрабатывается и отражена в исследованиях Л.Ф. Добровольской, А.А. Дыскина, Л.Ф. Казначеевой, О.И. Карякиной, Т.Н. Карякиной, Е.Н. Львовой, Н.М. Назаровой, Э.И. Танюхиной, Е.И. Холостовой, М.Н. Хусаиновой и др.
Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности способствует выявлению профессиональных интересов и помогает наметить жизненные цели на последующую трудовую деятельность.
Объект исследования - процесс социальной работы с инвалидами в современном обществе.
Соответственно, предметом исследования являются технологии социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Таким образом, цель данной работы – выявить содержание и особенности реализации технологий социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
В соответствии с целью статьи можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть современное положение инвалидов и их проблемы в обществе;
2. Описать особенности реализации технологий социальной работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями жизнедеятельности; 3. Изучить опыт деятельности центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности на примере РЦ «Подсолнух»;
4. Провести исследование «Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности» в РЦ «Подсолнух».
В основу дипломной работы положена следующая гипотеза – социальная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности будет эффективной при следующих условиях: изучения положения детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности; определения места и роли социального работника в процессе реализации социальных технологий; учета опыта деятельности центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями; использования эффективных технологий, методов. В целом социальная реабилитация способствует интеграции в общество, детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Теоретические основы проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
1.1 Характеристика положения инвалидов и их проблемы в современном обществе.
Право – не милостыня, а обязательство государства перед своими гражданами. Слово "инвалид" в цивилизованных странах почти не употребляется. Тех, кто в силу болезни или несчастного случая утратил какие-то составляющие здоровья, называют "людьми с ограниченными возможностями". [26; с. 35]
Современная реальность такова, что любой человек в любое время может стать инвалидом. Если не избавляться от устаревшего мышления о том, что инвалиды – это люди, которые живут только на пособие, то во всем мире будет отвергаться вклад миллионов людей в развитие общества. Проводимая в настоящее время политика в отношении инвалидов — результат развития общества в течение последних двухсот лет. Во многих отношениях эта политика является отражением общих условий жизни и социально — экономической политики, проводимой в разное время. Однако инвалидность имеет много характерных для нее черт, которые повлияли на условия жизни инвалидов. Невежество, пренебрежение, предрассудки и страх — вот те социальные факторы, которые на протяжении всей истории являлись препятствием для развития способностей инвалидов и вели к их изоляции.
На протяжении многих лет политика в отношении инвалидов изменялась: она прошла путь от обычного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до обеспечения получения образования детьми — инвалидами и реабилитации лиц, ставших инвалидами уже в зрелом возрасте. Благодаря образованию и реабилитации инвалиды стали более активно выступать за дальнейшее развитие политики в отношении инвалидов.
Созданы организации инвалидов, их семей и сторонников, которые выступают за улучшение условий жизни инвалидов.[7; с. 65]
После второй мировой войны появились такие концепции, как интеграция и включение инвалидов в нормальную жизнь общества, отражавшие растущее понимание потенциальных возможностей инвалидов. Права инвалидов уже в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов были разработаны на основе опыта, приобретенного в ходе проведения Десятилетия инвалидов Организации Объединенных Наций (1983— 1992 годы). Политической и моральной основой настоящих Правил являются Международный билль о правах человека, включающий Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о правах ребенка и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Цель настоящих Правил заключается в обеспечении такого положения, при котором девочки, мальчики, мужчины и женщины, являющиеся инвалидами, как члены общества имели бы те же права и обязанности, что и другие лица. Обязанность государств заключается в том, чтобы принимать необходимые меры для устранения этих препятствий. [28, с. 39] Инвалиды и их организации должны играть активную роль в этом процессе как полноправные партнеры. Создание равных возможностей для инвалидов является важным вкладом в общие усилия, направленные на мобилизацию людских ресурсов во всех странах мира. Из Декларации прав инвалида, принятой ООН в 1975 году: «Инвалиды, каковы бы ни были происхождения, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной».
Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами, без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета
кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его или ее семье. «Дискриминация в отношении любого лица по признаку инвалидности является унижением достоинства, присущего человеческой личности»,— отмечается в преамбуле проекта конвенции. [34, с.17]
Все европейские страны должны следовать стандартным правилам предоставления равных возможностей для инвалидов, разработанным ООН. Уровень цивилизации общества во многом оценивается по его отношению к людям с ограниченными возможностями. В недавнем отчете Европейского парламента было сказано: "То, как общество обращается со своими наиболее слабыми членами, включая людей с ограниченными возможностями, во многом говорит о самом обществе. [12, с. 103]
Соприкосновение с людьми с нарушениями в развитии заставляет каждого остановиться и подумать о принципах гуманизма, и, сделав для себя какие-то новые выводы, люди продолжают свою повседневную жизнь уже с обостренным восприятием этих ценностей в отношениях и делах с другими людьми». Это и является тем важным вкладом, который могут внести в общество инвалиды. Общество, не предоставляющее им такой возможности, обедняет себя.
В России права инвалидов отражены в федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Социальная защита инвалидов включает систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, защиты (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Но на деле в России до сих пор не создан комплексный механизм обеспечения прав и интересов инвалидов, соответствующий международным стандартам. У инвалидов по-прежнему отсутствуют возможности для защиты своих прав. При трудоустройстве у них возникают большие трудности. Чаще всего инвалиды работают на низкооплачиваемых местах. [35, с. 43]
Семьи, в которых появляется ребенок – инвалид, испытывают сильный эмоциональный стресс. Родители тяжело переживают дефект своего ребенка, считают, что инвалидность – клеймо на дальнейшей жизни их чада. Близкие инвалида пытаются скрыть этот факт от окружающих. Редко встретишь инвалида, спокойно прогуливающегося по улице.
Большинство инвалидов сталкиваются с проблемой непонимания со стороны окружающих, считают себя изгоями общества, полагая, что большее, на что они могут рассчитывать – это жалость. Отношение современных россиян к инвалидам противоречиво. «И жалко, и как-то не по себе, когда видишь инвалида», - скажет вам обычный обыватель. Для того чтобы человек с ограниченными возможностями почувствовал себя полноценным членом общества необходимо создать условия для преодоления ограничений, возникших в его жизни, предоставить ему равные со здоровыми возможности участия в жизни общества. [26; с . 109]
Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
«Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью», - поясняется в этом законе. [36; с. 54]
В соответствии с приказом Минздрава РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов» к детям-инвалидам относятся дети, имеющие «...значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю над своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем».
Это определение вытекает из современной концепции Всемирной организации здравоохранения: поводом для назначения инвалидности являются последствия болезни, травмы, проявляющиеся в виде нарушения той или иной психологической, физиологической или анатомической структуры или функции, приводящие к ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации. [40, с. 53]
Социальная дезадаптация - нарушение приспособления индивида к изменившейся социальной среде, в отношении детей-инвалидов - в результате социальной недостаточности или социальной дисфункции. Это такое нарушение жизнедеятельности, при котором ребенок может выполнять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни и в обществе в зависимости от возраста, пола, социального и культурного положения:
- ограничение физической независимости (неспособность вести себя независимо с другим лицом);
- ограничение подвижности (передвигаться во времени и пространстве);
- ограничение способности заниматься обычной деятельностью;
- ограничение способности к получению образования, к профессиональной деятельности;
- ограничение способности к интеграции в обществе, не участие во всех видах повседневной активности наравне со сверстниками.
Нарушение способности осуществлять ту или иную деятельность может быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным. [11; с. 32]
Особенностью современной патологии детского возраста является учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические, а также нарастание хронической патологии внутренних органов.
В связи с большой значимостью этой проблемы Генеральная Ассамблея ООН в 1982 г. приняла Всемирную программу действий по оказанию помощи «дизабильным лицам» (т.е. имеющим ограничение жизнедеятельности и социальных функций), в которой важное место уделяется профилактике здоровья, начиная с раннего возраста. Ассамблея объявила 1983 - 1992 гг. десятилетием инвалидов, день 5 декабря стал Всемирным днем инвалидов, привлекая внимание мировой общественности к этой проблеме. [46; с. 43]
Слово «инвалид» в переводе с английского означает больной, неполноценный, нетрудоспособный, с латинского - «беспомощный». В настоящее время постепенно утверждается противоположная точка зрения: инвалид - человек, имеющий определенные ограничения своих возможностей, который может достаточно активно участвовать во всех сферах социальной деятельности, должен иметь равные права и возможности с остальными членами общества. Этому способствовало политическое движение во всем мире за независимость людей с ограниченными возможностями с 1962 г. как меньшинства, права и обязанности которого ущемляются, ограничиваются. В России также возрастает общественное движение людей с ограниченными возможностями на защиту своих прав на свободу выбора, самоопределение и открытый доступ к участию во всех сферах жизни общества. [43; с. 109]
Такой подход необходимо учитывать при организации социальной работы, которая должна быть направлена на самоопределение человека с ограниченными возможностями и стремление самому управлять своими жизненными ситуациями. С 1996 г. детям после прохождения медико-социальной экспертизы присваивается статус ребенка-инвалида, дается медико-социальное заключение (форма № 080-у-96, утвержденная приказом МЗ и МПРФ № 95 от 18 марта 1996 г.). В структуре детской инвалидности преобладают: психоневрологические заболевания (более 60 %) - это умственная отсталость, другие психические заболевания; заболевания нервной системы (детский церебральный паралич, другие органические повреждения центральной и периферической нервной системы).
У каждого десятого инвалида отмечается полная или частичная неспособность к самостоятельной деятельности, тяжесть расстройств и ограничение социальных функций.
Серьезного внимания требуют проблемы задержки нервно – психического развития детей до 1 года (группа риска по развитию детского церебрального паралича); задержка умственного развития, которая в 30 - 40 % случаев в последующем приводит к неуспеваемости в школе, снижению трудоспособности, негодности прохождения срочной воинской службы. [39; с.87]
Многочисленные исследования показывают, что ведущими неблагоприятными факторами, способствующими развитию осложнений беременности и родов, не вынашивания, выкидышей, асфиксии и родовой травмы, перинатанальной энцефалопатии и т.д., являются: экология (высокий уровень радиации, химические вещества, в том числе соли тяжелых металлов, нитратов), шум, вибрация, физические излучения; вредные воздействия производственных факторов, которые способствуют формированию врожденных пороков развития, внутриутробной гибели плода.
Неполноценное питание беременной, высокое употребление жиров животного происхождения, недостаток кальция и ряда витаминов (фолиевой кислоты, тиамина, рибофлавина) приводит к рождению детей с малой массой тела.
Огромное значение для нормального вынашивания беременности и рождения здорового ребенка имеет нервно-эмоциональное и физическое перенапряжение.
Отмечается рост наследственной и врожденной патологии. Ежегодно в Российской Федерации рождается около 30 тыс. таких детей, растет детский травматизм, высок уровень заболеваемости родителей, особенно матерей. [13; с. 65]
Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации.
Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка с ограниченными возможностями увеличиваются. Жилье обычно не приспособлено для ребенка-инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 м2 полезной площади на одного члена семьи, редко - отдельная комната или специальные приспособления для ребенка. [43; с. 91]
В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транспорта, дач, садовых участков, телефона.
Услуги для ребенка с ограниченными возможностями в таких семьях преимущественно платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособления и аппараты, обучение, оперативные вмешательства, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты, инвалидные кресла, кровати и т.д.). Все это требует больших денежных средств, а доход в этих семьях складывается из заработка отца и пособия на ребенка по инвалидности.
Разные исследования показывают, что среди семей с детьми с ограниченными возможностями самый большой процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % родителей произошел развод по причине рождения ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ограниченными возможностями прибавляются проблемы неполной семьи. [36; с. 74] Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.
Выделяют 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов.
В своей работе социальный работник должен опираться на позиции 3-го типа семьи. [7; с. 65]
Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.
Отец в семье с больным ребенком - единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью (обычно - это надомный труд). Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двое детей с ограниченными возможностями.
Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.
Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата. [12; с. 115]
Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ограниченными возможностями практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная деривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ограниченными возможностями, воспитывающихся в детских интернатах.
Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с подобными проблемами налаживают между собой контакты. [28; с. 43]
Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток в воспитании ребенка с ограниченными возможностями, отсутствуют доступная литература, достаточная информация, медицинские и социальные работники. Почти все семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией. Дети с ограниченными возможностями обучаются в обычных школах, на дому, в специализированных школах-интернатах по разным программам (общеобразовательной школы, специализированной, рекомендованной для данного заболевания, по вспомогательной), но все они требуют индивидуального подхода. [13; с. 190]
Медико-социальная помощь в нашей стране резко ухудшилась в связи с изменением социально-экономической обстановки. Медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями должна быть ранней, этапной, длительной, комплексной, включать медицинские, психолого-педагогические, профессиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Главное - научить ребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать. [40; с. 64]
Вся социальная работа ориентирована на ребенка и не учитывает особенности семей, а участие семьи в медико-социальной работе является решающим наряду со специализированным лечением.
Иногда лечение, социальная помощь проводятся поздно из-за несвоевременной диагностики. Чаще всего диагноз устанавливается на 1 или 2 – 3 году жизни; только у 9,3%, диагноз поставлен сразу после рождения, возрасте 7 дней (тяжелые поражения ЦНС и врожденные пороки развития). [11; с. 99]
Диспансерное медицинское обслуживание не предусматривает четко налаженной этапности (по показаниям) - стационарная, амбулаторная, санаторная. Этот принцип прослеживается преимущественно для детей раннего возраста.
Особенно низка амбулаторная медицинская помощь. Она оказывается преимущественно при острых заболеваниях и неудовлетворительной профильной по случаю инвалидности. На низком уровне находится осмотр детей узкими специалистами, массаж, лечебная физкультура, физиолечение, диетолог, не решает вопросы питания при тяжелых формах диабета, почечных заболеваниях. Недостаточна обеспеченность медицинскими препаратами, тренажерами, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами, протезами, ортопедической обувью. [35; с. 11]
Обдумывая вопросы планирования семьи, лишь немногие родители решаются родить повторно после рождения ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены положение инвалидов и их проблемы, проблемы семей имеющих ребенка-инвалида. Также, было выявлено, что остаются нерешенными многие психолого-педагогические, социально-медицинские проблемы, в том числе отсутствие массового производства технических средств для обучения, передвижения, бытового самообслуживания в детских интернатах и домашней обстановке; неудовлетворительное оснащение медицинских учреждений современной диагностической аппаратурой, недостаточно развитой сетью учреждений восстановительного лечения, «слабыми» службами медико-психолого-социальной работы и медико-социальной экспертизы детей-инвалидов.
Особенности реализации технологий социальной реабилитации
В мировом сообществе все более заметным становится поворот от «культуры полезности» к «культуре достоинства». В контексте этой концепции человек с ограниченными возможностями независимо от своей дееспособности и полезности для общества рассматривается как объект, медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи, ориентированной на создание условий для полной самореализации его личности.
Данный подход, несомненно, идеален и для отечественной реабилитации детей с ограниченными возможностями. В некоторых регионах уже есть положительный опыт работы, как в системе образования, так и в социальной защите. [27; с.23]
Реабилитация (от позднелатинского rehabilitatio — «восстановление») - комплекс медицинских, психологических, технических, педагогических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.
Медицинская, психологическая, педагогическая, техническая, профессиональная функции, вместе взятые, обеспечивают социальную реабилитацию больного. Основные задачи реабилитации заключаются в том, чтобы сделать инвалида способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения его в общественно-трудовую жизнь общества. [31; с. 69]
Восстановительное лечение детей-инвалидов не ограничивается оперативным вмешательством, медикаментозным и физиотерапевтическим воздействием, оно слагается из длительных и многообразных этапов медицинской, социальной психологической коррекции.
В настоящее время признана эффективной система круглогодичного оздоровления и реабилитации детей-инвалидов на базе специализированных детских учреждений, которые используют различные технологии в процессе реабилитации. Для сравнения можно рассмотреть несколько реабилитационных центров. [42; с. 19]
Так, например, Государственное учреждение социального обслуживания Омской области "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями". С каждым годом в центре увеличивается число детей-инвалидов с сопутствующими заболеваниями: задержками умственного развития и психическими расстройствами, хроническими заболеваниями органов пищеварения и аллергопатиями и т.д.
В Центре функционируют два отделения:
1. Отделение интенсивной реабилитации:
- зал лечебной физкультуры. Занятия проводятся с использованием шведской стенки, тренажеров "KEТТLЕR" ("MINI FITNES CENTR", эллиптический тренажера, велотренажера, батута, шагомера, беговой дорожки, тренажера "Наездник" и гребного тренажера). Зал оснащен атравматическими зеркалами;
- кабинет водных процедур, в котором размещены: бесконтактная гидромассажная ванна – Hydro-Jet Medical – аналог подводного струйного массажа. Используется для детей-инвалидов с психосоматической патологией и выраженной гидрофобией, с заболеванием кожи и подкожно-жировой клетчатки. Удобна тем, что после принятия процедуры ребенок остается сухим и может без вреда для здоровья получать другие виды лечения, в том числе на свежем воздухе; SPA-бассейн "JACUZZI"– предназначен для детей с врожденными пороками развития; оздоровительно-реабилитационный комплекс многофункциональная капсула "Sun Spectra 9000™", которая предназначена для восстановления утраченных функций путем одновременного воздействия на организм лечебных факторов. Капсула имеет 10 программ, включающих одновременные звуковые, тепловые, световые, ароматические воздействия, вибрационный массаж и ингаляцию ионизированным воздухом; инфракрасная кабина "INFRADOС" (США), мини-сауна аромафитобочка "Кедровая бочка".
- физиокабинет с современным оборудованием: "УВЧ-30", "Полюс-2", "Тонус-1", "Биоптрон", УФО, "Амплипульс-5", "Искра-1",
- ингаляторий с аппаратами: компрессионный небулайзер "PARI-BOY" и "PARI-MASTER";
- кабинет массажа оборудован 5 массажными кушетками фирмы "PYLON"; массажной кроватью " NUGA-BEST".
Отделения психолого-педагогической реабилитации:
- кабинет Биологической обратной связи предназначен для проведения психолого-педагогической реабилитации и коррекции психо-эмоционального состояния; Роль социального работника состоит в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностно-характерологических особенностей организовать социально-бытовую и социально-психологическую адаптацию молодых инвалидов.
Потребности инвалидов в профессиональном обучении определяются численностью контингента выпускников-инвалидов коррекционных школ и школ общего типа, трудоспособных инвалидов, освидетельствованных вновь и переосвидетельствованных в бюро медико-социальной экспертизы, получивших направление на профобучение или переобучение.
Весьма существенной является взаимосвязь между уровнем образования и намерениями переобучения. Четко прослеживается зависимость положительного отношения к профконсультированию от уровня образования: с ростом уровня образования безработные выше оценивают важность профконсультаций. Также выявляется четкая связь уровня образования и отношения к важности трудоустройства: усиление желания трудоустроиться с повышением уровня образования.
Оказание содействия в поступлении инвалидов в учебное заведение является одной из важных функций участия социального работника в реабилитации этой категории. [18; с. 110]
Одним из основных направлений поддержки взрослеющих детей-инвалидов является профессиональная реабилитация как важнейшая составная часть государственной политики в области социальной защиты. Немаловажную роль в процессе реабилитации имеет возможность самореализации.
Важным разделом деятельности социального работника является трудоустройство инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно-трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях. [58; с. 8]
Одной из проблем, с которой сталкивается юноша (девушка), имеющий или имеющая группу инвалидности – это невозможность трудиться.
Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия, услуги и технические средства: профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор); психологическая поддержка профессионального самоопределения; обучение (переобучение) по программам основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования; повышение квалификации; содействие трудоустройству (содействие в трудоустройстве на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости и предпринимательству); квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; профессионально-производственная адаптация.[5; с. 74]
Социальный работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и др. и оказывать им действенную помощь.
Таким образом, профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов являются важнейшими аспектами их профессиональной реабилитации.
В связи с ростом в последнее время числа детей-инвалидов, особую значимость приобретает проблема социально-психологической адаптации не только ребенка, страдающего той или иной патологией, но и семьи, в которой он воспитывается.
Социальная изоляция, в которой находится значительная часть семей, воспитывающих детей-инвалидов, усугубляет психическую травму, вызванную инвалидностью ребенка. Это нередко влечет за собой создание нездоровой эмоционально-психологической обстановки, способствует развитию неврозоподобных состояний, а в отдельных тяжелых случаях – психических заболеваний, как у детей, так и у родителей.
Рождение ребенка-инвалида деформирует семью. Трудности, которые испытывают родители больного ребенка, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать, как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупики. [51; с. 23]
Большинство родителей подвержены «сверхсамоконтролю». Проблемы, которые волнуют их в первую очередь, кроме здоровья больного ребенка, касаются, как правило, собственного самочувствия и межличностных отношений. Состояние своего здоровья все родители рассматривают как результат перенесенных переживаний из-за болезни ребенка.
Крах жизненных планов, разлад в семье, лишение любимой работы, разрыв привычных связей, ухудшение материального положения – вот далеко не полный перечень проблем, которые могут дезадаптировать инвалида, вызвать у него депрессивную реакцию и явиться фактором, осложняющим собственно весь процесс реабилитации. Роль социального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации инвалида и попытке устранить или хотя бы смягчить воздействие ее на психологическое состояние инвалида. Социальный работник должен, в связи с эти, обладать определенными личностными качествами и владеть основами психотерапии.
Дети-инвалиды как социальная категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются также в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями.
Таким образом, в данном параграфе была описана важность реализации технологий социальной реабилитации; при сравнении реабилитационных центров разных городов было выявлено, что центры различаются между собой лишь оснащенностью высокоэффективными приборами, применяемыми технологиями и методами реабилитации; также были рассмотрены методы, применяемые в социальной реабилитации; определена роль и место социального работника в процессе реализации технологий социальной реабилитации и доказано, что участие социального работника в реабилитации детей-инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих доверительно относиться к этой категории работников.
Опытно – экспериментальное исследование по проблеме социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
Опыт деятельности центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности на примере РЦ «Подсолнух»
Областной реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями « Подсолнух» в системе Департамента социальной защиты населения Ульяновской области начал работать с июля 2001 года. Целью деятельности учреждения является оказание социально-правовой, психолого-педагогической, медико-социальной помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями (преимущественно неврологического профиля). В силу тяжести заболеваний они не могут посещать массовые школы и детские сады. Это дети со сложными комплексными нарушениями (ДЦП, генетические нарушения и умственная отсталость), они освидетельствованы как «необучаемые» или, в лучшем случае, находятся на специальном / индивидуальном обучении. В центре «Подсолнух» реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья организуется через включение этих детей в игровую, трудовую и социокультурную деятельность здоровых сверстников (в интегрированных группах). С детьми работают 29 специалистов, 40% из них имеют первую и высшую квалификационные категории.
Реабилитационный Центр «Подсолнух» осуществляет комплексную (социальную, медицинскую, психолого-педагогическую) реабилитацию детей, имеющих отклонения в физическом или умственном развитии, и членов их семей. Центр предоставляет услуги детям и подросткам инвалидам от 0 до 23 лет, имеющих заболевания ЦНС, со сложной структурой дефекта с выраженной умственной отсталостью (олигофрения, эпилепсия, гидроцефалия, ДЦП и т.д.), хромосомные нарушения (синдром Дауна, синдром Ретта, миопатия Дюшена, и т.д.), психические расстройства в стадии ремиссии (шизофрения, аутизм и т.д.), речевые и соматические расстройства. Большинство детей, обслуживаемых в Центре – инвалиды детства, которые являются «неорганизованными», т.е. не посещающими учреждения образования.
Центр работает в режиме дневного стационара с круглогодичным обслуживанием детей и членов их семей, проживающих в городе Ульяновске и в районах области.
Центр обслуживает: ежедневно в среднем - 55 человек; в течение года - до 3 тыс. человек (физических лиц). За год специалистами Центра оказывается более 30 тыс. социально-экономических, социально-правовых, медицинских, психолого-педагогических услуг.
Структура Центра:
- отделение социально-медицинской реабилитации:
Комплекс восстановительного лечения включает в себя: функциональную диагностику, комплексный и сегментарный массаж, физиотерапевтические процедуры, лечебную физкультуру, ЛФК с использованием лечебно-нагрузочных устройств «Гравистат» и «Адель», механотерапию, медикаментозное лечение.
- отделение психолого-педагогической реабилитации:
Социальная и психолого-педагогическая реабилитация осуществляется через включение детей в игровую, трудовую и социокультурную деятельность здоровых сверстников по 4 основным направлениям (программам):
«Раннее вмешательство» (для детей с ДЦП от 2 до 5 лет).
«Развитие предпосылок учебной деятельности у детей с ОВ» (для детей с умственной отсталостью и ДЦП от 6 до 13 лет).
«Трудовая реабилитация и профориентация подростков с ОВ» (в трудовых мастерских и творческих кружках на базе Центра и профориентационные бригады в музеях, библиотеках, театрах).
«Социокультурная реабилитация» (через театральную, клубную деятельность, а также в виде участия в социально значимых областных, городских и районных мероприятиях).
Для подростков-инвалидов старше 18 лет по субботам организован клуб общения «Берег». Разрабатываются проекты по включению подростков и молодых инвалидов в социальную инфраструктуру (учреждения культуры, дополнительного образования, спорта).
Для детей-колясочников в Центре организован «Детский маршрут» - 1 раз в неделю автомобиль Центра привозит их для участия в реабилитационных и социокультурных мероприятиях.
-отделение нестационарных форм реабилитации (в сельских районах области):
Для семей, проживающих в районах области, работа организуется по следующим направлениям:
Для специалистов и семей - образовательные семинары на базе районных комитетов социальной защиты (в год проводится около 25 семинаров).
Для детей – диагностика реабилитационного потенциала, разработка реабилитационных программ и консультации специалистов Центра (около 20 семей).
Для семьи - краткосрочные, интенсивные реабилитационные курсы на базе Центра (43 семьи).
В летний период учреждение организует лагеря дневного пребывания для детей-инвалидов в поселениях области (в 2009г. охвачено 260 детей с ограниченными возможностями). (см. Приложение 1)
Рост числа детей в 2007г. обусловлен открытием новых семейных клубов в районах области и интенсивной работой учреждения по организации выездных обучающих семинаров для родителей и специалистов.
В целом план по обслуживанию выполняется учреждением на 125%. При мощности учреждения 55 человек, в день в среднем по году обслуживается 60 человек.
Воспитание в семье ребенка-инвалида – это очень важная и ответственная задача, поставленная перед родителями, так как семья ребенка - это именно та среда, которая должна создать благоприятные условия для его развития и роста. Но справиться самостоятельно с данной ситуацией, к сожалению, под силу не каждой семье. Ведь рождение ребенка с отклонениями в развитии – большое потрясение для родителей. В данной ситуации требуется определенный период адаптации. Круг проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов, довольно обширен – проблемы психологической помощи, воспитания и обучения, экономические проблемы, низкий уровень юридической грамотности, зачастую – отсутствие специальной медицинской помощи. Именно здесь и должны задействовать свои силы, свой потенциал специалисты специальных учреждений, так как без их квалификационной помощи, без тех средств, какими обладают реабилитационные учреждения, при отсутствии оптимального для ребенка режима сопровождения, родители довольно долго преодолевают все стадии совладения с проблемной ситуацией. [38; с. 98] Реабилитационный Центр – именно то государственное учреждение, которое призвано решать комплексные задачи, связанные с социальной реабилитацией детей-инвалидов и семей, их воспитывающих.
Семьи детей-инвалидов имеют в чем-то сходные затруднения. Найти ответы на вопросы, возникающие у родителей, под силу лишь команде, в которую входит вся семья, социальные работники, медики и педагоги реабилитационных центров, образовательных и других учреждений. Наличие комплексной программы по реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов, перспективных и текущих планов работы специалистов позволяют решать эти проблемы.
На сегодняшний день на учете в Центре состоят 1322 детей-инвалидов. Динамика оказываемых услуг отражена в диаграммах. (см. Приложение 2,3)
Но, к сожалению, возможности патронажа уступают по своей значимости комплексу работы с семьями в условиях самого Центра, так как перенести весь комплекс услуг Центра, созданный для гармонизации и последовательности комплексной реабилитации детей и семей, в одну взятую семью невозможно. Поэтому Центр старается расширить свои возможности по работе с семьями детей-инвалидов с применением новейших реабилитационных технологий непосредственно в Центре.
Специалист, работающий с семьей, должен иметь полные сведения о семе, в которой воспитывается ребенок-инвалид. Аналитические данные, полученные в результате работы с каждой семьей за последние 3 года, позволили разделить условно их по социальному статусу на 2 группы:
1 группа. Неполные семьи – 68 (25,66% от общего количества семей).
2 группа. Полные семьи – 190 семей (71,69%), в том числе многодетные – 7 (2,64%), малообеспеченные семьи – 149 (56,22%)
Эти данные говорят о высоком проценте неполных и малообеспеченных семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями и нуждающихся в социальной поддержке. Зачастую распаду семьи способствуют возникновение проблем межличностных отношений, конфликты по поводу воспитания ребенка, разделения обязанностей по уходу за ним. И если даже в семье живут оба родителя, избежать семейных конфликтов бывает сложно. Неблагоприятный психологический статус родителей приводит к тому, что они не могут адекватно оценить возможности ребенка, неправильно его воспитывают. В этом случае подключение к данной проблеме социального работника, социального педагога, психолога необходимо. Реабилитационный центр строит свою работу так, чтобы изменить выше обозначенные стереотипы в семейных проблемах.
С этой целью в план работы включаются индивидуальные консультации для родителей и несовершеннолетних детей. (см. Приложение 5) Индивидуальную работу с родителями проводят на занятиях лечебной гимнастики (каждый родитель должен овладеть комплексом занятий лечебной гимнастики для своих детей), на сеансах массажа, на встречах с логопедами, психологами, на музыкальных занятиях и на занятиях по коррекционному труду, в беседах с социальными педагогами, где вместе со своими детьми родители шаг за шагом продвигаются к положительным результатам.
Для семей имеющих детей-инвалидов, организована работа по социально правовой поддержке.
За 3 года проведено 4000 консультаций по решению медицинских проблем, по вопросам лекарственного обеспечения, прав и льгот, обучения, жилищных проблем, трудоустройству. Данная работа с законными представителями детей, как правило, проводится в период прохождения детьми курса реабилитации. Подавляющее большинство обратившихся за консультацией составляли матери детей с ограниченными возможностями – 92%. Остальные 8% составляли: отцы (1,5%), бабушки (4,3%), опекуны (2,2%). Из общего числа проконсультированных детей-инвалидов 26% растут в неполных семьях. Знание и умение применять нормы права поможет лицам с ограниченными возможностями стать полноценными членами общества. Поэтому крайне важно осуществлять правовое просвещение детей-инвалидов и их законных представителей в учреждениях социального обеспечения.
Сотрудники Центра, строят свою реабилитационную работу с семьей, стремятся, чтобы все члены семьи поняли, что предрассудки в отношении физической неполноценности – результат недостаточной информированности, а некорректного отношения к конкретному ребенку. Кроме того, специалисты Центра помогают родителям определить приоритеты – важней ли для них избежать предупрежденности окружающих или важней их собственная свобода удовлетворять свою потребность в социальных контактах, появляясь с ребенком в общественных местах. [59; с. 37]
Последняя задача является наиболее трудной, так как отдельные семьи скрывают ребенка от окружающих, дабы сохранить свой престиж в глазах знакомых.
Важной составляющей социальной реабилитации ребенка-инвалида и его семьи является социокультурная деятельность. (см. Приложение 6)
Без социокультурной деятельности как системы реабилитационных мероприятий не может быть раскрыт внутренний потенциал ребенка и его
семьи, его креативные способности, коммуникабельность. Включение матери в социокультурную деятельность (участие в экскурсиях, культурно-досуговых мероприятиях) является способом профилактики депрессивных состояний и уменьшает период негативных переживаний с последующей оптимизацией реабилитационного процесса.
Большое внимание в Центре уделяется роли досуговых мероприятий, на которые приглашаются семьи. Для многих родителей очень важны встречи с другими семьями, у которых такие же проблемы, одинаковые заболевания или травмы детей. Объединяясь в группы взаимоподдержки, они помогают друг другу преодолевать жизненные трудности. Так, в 2009 г. Было организованно 11 выставок и 9 экскурсий, 16 праздничных мероприятий.
Таким образом, в условия Реабилитационного центра, проводящего комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями, происходит наиболее полная социальная реабилитация семей, воспитывающих «нетипичных детей».
В настоящее время в реабилитационной практике используются как традиционные, так и инновационные технологии. Принципиальной чертой современных медицинских технологий является их социальная ориентированность, наличие педагогического компонента (предусматривающего обучение родителя базовым навыкам медико-социальной реабилитации), критериальная оценка эффективности. [45; с. 38]
Обратимся к немедикаметозным методам реабилитации детей с церебральным параличом.
ДЦП во всех странах мира занимает одно из ведущих мест в структуре хронических болезней детей и имеет тенденцию к увеличению его распространенности (до 9 на 1000 человек). Тяжесть клинических проявлений приводит к ранней инвалидизации больных.
Задачей медико-социальной реабилитации детей является достижение такого результата, при котором ребенок - инвалид оказывается способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым детям. Дети- инвалиды нуждаются в тщательном и систематическом обучении этим навыкам. Для этого в реабилитационном центре создана программа комплексной реабилитации, включающая лечебные мероприятия – ЛФК с элементами кондуктивной педагогики, метод вертикализации – занятия на тренажере Гросса, все виды массажа, тепловые процедуры, методы аппаратной физиотерапии, динамическую проприоцептивную коррекцию с помощью лечебно – нагрузочных костюмов «Гравистат».
Устройство «Гравистат» воздействует на тонические рефлексы, которые лежат в основе формирования патологических мышечных взаимодействий (синергий) у больных и обуславливают преодолений действия силы тяжести дефектным путем. «Гравистат» позволяет производить функциональную коррекцию позы больного максимально эффективно. Устройство представляет собой систему эластичных тяг, закрепленных в противовес по передней и задней поверхности тела. Тяги задают строго дозированную компрессионную нагрузку вдоль тела, что обеспечивает воздействие на мышцы – антагонисты туловища и ног, а так же эластичные тяги корректируют положение тела пациента. Создается мощный информационный поток от рецептов мышц, суставов, связок, направляемых в ЦНС, где формируются следовые образы движений, таким образом, при активных движениях пациента происходит закрепления правильной позы и правильного акта движения на уровне ЦНС, а так же улучшаются познавательные функции мозга, речь.
В центре разработали вариант проведения индивидуального занятия ДПК в ЛНУ « Гравистат» в игровой форме для детей со спастической формой ДЦП в форме нижнего спастического паропареза. Поведения ДЦП в игровой форме способствуют позитивному, эмоциональному восприятию занятий и положительному эффекту.
В реабилитационной карте фиксируются начальные параметры нейроортопедических тестов. Исходя из физических параметров (рост, вес) ребенка рассчитывается требуемая нагрузка. Начальная нагрузка составляет 20% от веса ребенка и регулируется степенью натягивания тяг.
Продолжительность занятий по времени нарастает постепенно, начиная с 30 минут.
В течение 2 – 3-х дней продолжительность занятия увеличивается до 1 часа.
На протяжении всех этапов динамической проприокоррекции, рядом с ребенком, присутствует мама, которая под контролем инструктора помогает ребенку в правильном выполнении тех или иных упражнений, поддерживает ребенка эмоционально, а также осваивает тот комплекс упраражнений, секреты правильной лечебной укладки, которые необходимо ежедневно выполнять в домашних условиях для закрепления полученного результата. [59; с. 61]
Теперь обратимся к другим технологиям – социокультурным, разработанным на стыке разных областей занятия, использующим методы культурной деятельности, педагогики, реабилитологии.
Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.
Особое место в организации социальной реабилитации занимает театральная деятельность.
Поиск новых способов реабилитации детей-инвалидов привел к идее использовать театральную деятельность как щадящую форму коррекции личностного развития и социального поведения детей с ОВ. Поэтому созданная театральная группа была с самого начала интегрированной. В нее вошли не только дети с ОВ и учащиеся общеобразовательных школ (как волонтеры), но и родители детей с ОВ.
Впоследствии с приходом руководителя – профессионала (актрисы кукольного театра Модиной В.Г.) в центре стал работать театр «Ковчег». Работа специалиста, организующая деятельность театра в реабилитационных учреждениях, имеет свою специфику: во-первых, необходимо время на принятие детей с их особенностями, во-вторых, необходимо соотнесение творческой и реабилитационной задачи.
Для того чтобы анализировать результаты выбранного метода реабилитации, были разработаны диагностические карты. Фиксируются изменения в когнетивных процессах, эмоционально-волевых и коммуникативных сферах. Кроме того обращается особое внимание на формирование специфических театральных навыков. Например, в постановке кукольного спектакля важно научить детей приемам кукловождения; при подготовке Новогоднего бала – развивать чувство ритма и пластику.
Кроме общих реабилитационных задач, обязательно ставятся персональные, в соответствии с проблемами ребенка. Например, снижение чувства тревожности, развитие спонтанности, и, конечно, как говорят театралы, ощущение «публичного одиночества» (формирование навыка выступления на публике).
Родители вначале преимущественно занимали пассивную позицию, в настоящее время они не только шьют костюмы, изготавливают реквизиты, но участвуют в спектаклях как актеры. А больше всего радует возросшая инициативность родителей. Они ставят свои небольшие спектакли, сценки, выступая на различных праздниках. Опытом центр «Подсолнух» делится и с родителями, воспитывающими детей с ОВ, проживающими в районах области. Проводятся выездные семинары, выпускаются методические пособия по разным направлениям комплексной реабилитации. Например, в сборнике «Ваш домашний театр» подробно рассказывается о том, как организовать театральную деятельность с детьми-инвалидами в домашних условиях.
Можно говорить о постоянном развитии театральной деятельности в «Подсолнухе». В этом театре ставятся спектакли разных жанров: кукольные спектакли, музыкально-литературные композиции, инсценировки. Пробуют себя в эстрадном ревю. В перспективе – создание младшей группы театра детей с ДЦП (ноу-хау – использование не вертикального, а горизонтального положения куклы на палочке). [59; c. 67]
Обратимся к проектной деятельности, где особое место занимает садовая терапия.
Программа «Садовая терапия» (или гарденотерапия), разработанная специалистами центра, предназначена для реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с умственной отсталостью, детским церебральным параличом (ДЦП) и их родителей. Программа включает систему теоретических и практических занятий на базе центра и подразумевает реализацию некоторых направлений работы в свободное от занятий время. Предполагается обучение детей и подростков и их родителей навыкам работы с почвой и почвосмесями, посадки растений в грунт и под пленку, полива и подкормки растений в различные сезоны года; выращиванию горшочных растений; созданию клумб; букетов из живых и сухих растений.
Для нашей страны термин гарденотерапия достаточно новый, но на неосознанном уровне наши прабабушки и бабушки применяли эту форму работы за несколько лет до внедрения наукоемкого понятия.
Общения с растениями и элементарные трудовые навыки улучшают настроение ребенка, способствует раскрытию собственных эмоций, позволяют проявлять заботу о другом человеке.
Дети и родители Центра 2-3 раза в неделю посещают занятия по садовой терапии и, когда зацвели посаженные своими руками цветы видно, как радуются дети и их мамы, бабушки. Видно, как ребенок сам прикладывает усилия, чтобы разжать руку, захватить совок, насыпать земли в горшок, пытается заговорить.
Садовая терапия позитивно меняет взгляды родителей, озабоченных уходом и лечением детей и является одним из старейших видов активной терапии.[45; c. 79]
Теперь рассмотрим практику социального сопровождения.
С момента рождения в семье ребенка-инвалида, необходимо как можно быстрее определить маршрут его социального сопровождения различными структурами: медицинскими, образовательными учреждениями, реабилитационными центрами и общественными организациями. Ребенок растет, учится, посещает, по мере возможности, различные учреждения: спортивные, образовательные (Детские дома творчества) и т.д. Но когда ему исполняется 18 лет, он становится взрослым (т.е. уже не подлежит реабилитации в специализированном учреждении). Перед семьей встает вопрос дальнейшего жизнеустройства молодого инвалида. Где можно применить знания и навыки, полученные в школе, творческие способности в различных видах деятельности, которые он развил, занимаясь в кружках (шитье, бисероплетение, деревообработка)? А перед специалистами возникает проблема, в какой форме это сделать
Как показала практика, основной формой жизнеустройства данной категории молодых людей является привлечение их к посильной помощи различных учреждений. Эту идею поддержали учреждения культуры – музеи (в частности, Областной краеведческий музей, Музей архитектуры и градостроительства). Они могут дать возможность молодым инвалидам участвовать в социально-полезной деятельности, что существенно меняет качество их жизни и изменяет социальный статус. Новую форму сотрудничества с музеями осваивали в несколько этапов:
1 этап – дети 6 – 9 лет участвуют в праздниках, проводимых на площадке музеев («Закличка птиц», «Масленица»).
2 этап – дети постарше (10 – 13 лет) посещают передвижные выставки, как на базе музеев, так и на базе Центра; участвуют в работе совместных творческих площадок: «Изготовим макет» (Музей архитектуры и градостроительства Симбирска – Ульяновска), «Композиции из аппликации» (Областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова) и т.д.
3 этап – подростки (14 -18 лет) готовят экспозиции, учатся проводить экскурсии и т.п.
Музеи стали надежными партнерами в социальных проектах, в летней оздоровительной программе; они активно участвуют в Областных фестивалях, проводимых для детей - инвалидов и их семей из районов области.
Результат реализации первых этапов виден в следующем: молодые
инвалиды включаются в программу профориентации и трудовой реабилитации на базе музеев, где им предлагаются различные виды деятельности, в соответствии с их возможностями:
- они клеят конверты для музейного архива;
- обретают навыки помощника – экскурсовода и смотрителя зала;
- являются авторами персональных выставок и т.д.
Интересным вариантом работы с молодыми инвалидами является стимулирование личностного компонента развития посредством метода оживления картин. [29; c. 47]
В 2002 году на базе центра по просьбам родителей, дети которых не были включены в программы комплексной реабилитации Центра, был создан клуб «Берег», реализующий следующие задачи:
- расширение реабилитационного и социального пространства детей и родителей;
- обеспечение адаптивной среды для молодых инвалидов, закончивших (по закону) реабилитационный цикл, но не имеющих перспективы дальнейшего жизнеустройства;
- повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей с ограниченными возможностями;
- создание условий для формирования самостоятельной и активной жизненной позиции, как родителя, так и ребенка;
- усиление реабилитационного потенциала у детей с ограниченными возможностями;
- привлечение специалистов других учреждений и организаций к сотрудничеству.
Работает этот клуб по субботам, детей и родителей консультируют специалисты Центра, основной акцент был сделан на социокультурную деятельность. Через некоторое время поняли, что детям нужна не только культурно-досуговая программа (кружки, праздники внутри Центра), но и программы, развивающие навыки эффективного социального поведения во внешней среде.
В процессе работы клуба специалисты осознали необходимость развития таких форм организации процесса реабилитации детей-инвалидов, как нестационарные. В этом случае социальное обслуживание:
- приближено к месту проживания семьи, воспитывающего ребенка-инвалида,
- осуществляется вне специализированных (больницы, санатории, приюты и т.д.) учреждений,
- предполагает межведомственное взаимодействие,
- требует обязательного участия родителей. [32; c. 21]
Нестационарные формы предоставляют реабилитационные услуги детям-инвалидам и их семьям, помогают развивать творческие способности детей с ограниченными возможностями, готовить их к обучению и посильному труду, формировать социальные навыки.
Некоторые семьи самостоятельно (или через УДСЗН) записывались в Центр на консультации к специалистам, на комплексную реабилитацию. Был выделен для работы с семьями специальный день (пятница). В этот день специалисты проводят диагностику, набрана группа детей с синдромом Дауна (из 4 районов области) на комплексную программу реабилитации.
Создание семейных клубов и других нестационарных форм реабилитации позволяет не только стимулировать активность родителей в развитии детей с нарушениями, но и готовит почву для открытия новых реабилитационных центров.
Интегрированные детские творческие и трудовые группы, молодежные акции, волонтерское движение, систематическая работа со СМИ дали новый импульс воспитания толерантности в молодежной среде, влияние на общественное мнение по отношению к детям – инвалидам в сторону принятия их как равных, создания условий для творческой реализации одаренных детей-инвалидов, проживающих в сельских районах.
В целом проект НФР ориентирован на поддержку семейных, а не интернатных форм жизнеустройства детей с нарушением развития, создание механизмов интеграции детей со сложными комплексными нарушениями в общество. [49; c. 38]
В данном параграфе изучили деятельность реабилитационного центра «Подсолнух», в результате этого можно заключить, что система социальной реабилитации этого центра находится на высоком уровне. Рассмотрели применяемые в центре медикаментозные, социокультурные, садовую терапии, которые играют значительную роль в социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Ознакомились с работой клуба «Берег», который способствует развитию навыков эффективного социального поведения во внешней среде; изучили нестационарные формы реабилитации, которые необходимы в развитии процесса реабилитации детей и подростков с инвалидностью.
Литература
1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. - М.: Педагогика, 2001.
2. Алексеева А.А. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе - комплексе "Детская личность". Президентская программа "Дети России". - М., 2000.
3. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование: Учебное пособие для студентов – Владос-пресс, 2004.
4. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. – М.: Светотон, 1995.
5. Белова И.А. О проблемах профориентационных работ в школе // Социс. – 2000. - № 5.
6. Блинков Ю.А. Медико-социальная экспертиза лиц с ограниченными возможностями. - М., 2005.
7. Багаева Г.Н., Исаева Т.А. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. - М., 2005.
8. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология, 2004. №3.
9. Васильева Л.Г. Философские аспекты социальной интеграции человека с ограниченными возможностями: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: на правах рукописи / Васильева Л. Г.; Чуваш. гос. ун-т им. И.Н.Ульянова. - Чебоксары: ЧГУ, 2006.
10. Ваш домашний театр // серия «Педагог своему ребенку», вып.1. Вайсблат Н.П., Трепалина Л.А., Тазинцева О.А. – Ульяновск. – 2006.
11. Горячева Т.Г. Психологическая помощь детям с врожденными пороками сердца и их семьям // Мир психологии, 2003. №2.
12. Григорьева Л.Г. Дети с проблемами в развитии. - М.: Академкнига, 2002.
13. Гришина Л.П. Инвалидность как многофакторная проблема. - М., 2003.
14. Гусева Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в РФ. Н.Новгород: НГМА, 1999.
15. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.А. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями, Институт социальной работы. - М., 2005.
16. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. — Красноярск, 2006.
17. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. – М., 2001.
18. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 2002.
19. Донина О.И., Овсяник О.А., Нагорнова А.Ю. Методика исследования в социальной работе. – Ульяновск: УлГУ, 2003.
20. Евсеев С.П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: учеб. Пособие / Евсеев С.П., С. Ф. Курдыбайло, В. Г. Сусляев. – М.: Сов. Спорт, 2000.
21. Ермаков В.П. Профориентация учащихся с нарушением зрения. – М., 2002.
22. Иващенко Г.М. Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. - Саратов, 2005.
23. Игры – обучение, тренинг, досуг. В четырех книгах / Под ред. В.В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994.
24. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. - СПб.: Издательство ППМИ, 2003.
25. Карпова Т.П. Концепция независимой жизни инвалидов в социальной политике государства: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социолог. наук: на правах рукописи / Карпова Т.П.; науч. рук. Б.Г. Тукумцев. - Саратов, 2005.
26. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов: учеб. пособие / В. А. Лисовский [и др.]. - М.: Сов. спорт, 2001.
27. Комплексная реабилитация инвалидов: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2005.
28. Костина Г. Отдай миру лучшее, что есть в тебе. - Ульяновск, 2005.
29. Кочетков В.Н. На край Земли: Записки путешественника. – Ульяновск, 2006.
30. Кочетова Т.А. Дополнительное образование инвалидов в контексте социальных трансформаций: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социолог. наук: на правах рукописи / Кочетова Т.А.; науч. рук. Зайцев Д. В. - Саратов , 2007.
31. Львова Е.Н. Социальная работа с людьми с ограниченных возможностей: Методические рекомендации к спецкурсу. – Ульяновск: УлГУ, 2002.
32. Львова Е.Н. Технологии профессиональной ориентации людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в условиях современного общества: Методическое пособие. - Ульяновск, 2004.
33. Макарова Т.А. Профессиональная подготовка социальных работников в вузе к культурно-досуговой деятельности с инвалидами: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: на правах рукописи / Макарова Т.А.; науч. рук. Н. Б. Шмелева; УлГУ. - Ульяновск, 2006.
34. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам. // Дефектология. – 2006. - №1.
35. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. - М.: Педагогика – Пресс, 2006.
36. Матейчик З. Родители и дети. – М., «Просвещение», 2002.
37. Медицинская, социальная, профессиональная реабилитация больных и инвалидов. Под редакцией Э.И. Збровского. - Мн.: Товарищество «Хата», 2004.
38. Мир, который строим сами // Методические рекомендации по организации общественно ориентированной деятельности детей с ограниченными возможностями в нестационарых формах реабилитации //
Серия «В помощь специалисту – реабилитологу», вып. 2 – Ульяновск, 2006.
39. О положении детей в РФ: Государственный доклад. – Калуга, 2007.
40. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально – педагогика поддержка детей группы риска. – М., 2003.
41. Основы социальной работы. – М., 2007.
42. Питерси М., Трилор Р. Программа ранней помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». - Мн.: Издательство БелАПДИ, 2005.
43. Преодолевая проблемы инвалидности: Программа Лиен. - М.: Издательство Института социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 2007.
44. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. - М., 2006.
45. Пешеходный туризм как направление реабилитации детей с ограниченными возможностями / Метод. реком. По организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей с ограниченными возможностями в нестационарных формах реабилитации / - Ульяновск, 2009.
46. Проблемы семьи и детства в современной России: Материалы научно-практической конференции. – М., 2002.
47. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. — М., 2003.
48. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. – СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2000.
49. Российская энциклопедия социальной работы.- М., 2007. – Т. 2.
50. Слободан Л.М. Справочник по наблюдению и реабилитации диспансерных групп детей, 2005.
51. Социальная интеграция инвалидов в современном обществе (1 – 2 ноября 2005 года; Ульяновск). Социальная интеграция инвалидов в
современном обществе: материалы междунар. конф. - Ульяновск, 2005.
52. Социальная работа. Учебное пособие/ Павленок. - М., 2003.
53. Суховей И.М. Реабилитация молодых инвалидов. М. 2005.
54. Тестируем детей / сост. Т.Г. Макеева. – 3-е изд. – Ростов н / Д: Феникс, 2008.
55. Холостова Е.И. Социальная работа в схемах : учеб. пособие / Холостова Е.И. - 2-е изд. - М.: Дашков и К°, 2008.
56. Холостова Е.И. Социальная работа в схемах : учеб. пособие / Холостова Е.И. - 3-е изд. - М.: Дашков и К°, 2009.
57. Хуснутдинова З.А. Формирование состояния здоровья детей – инвалидов в связи с детским церебральным параличом, 2005.
58. Штраус Ингрид. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды: пер. с англ. / Штраус Ингрид. – М.: Моск. Конноспорт. Клуб инвалидов, 2000.
59. Эффективные технологии социальной реабилитации семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями // Материалы межрегионального семинара – практикума. – Ульяновск, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки грамотея" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) 1-4 класса
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки грамотея" для обучающихся с ОВЗ(интелектуальные нарушения) 1-4 класс (по группам 1-2 кл и 3-4 класс)...
Программа "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности "
Программа содержит методики для выявления способностей и пути, средства для развития логического мышления и творческих способностей детей....
Программа «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»
Создание инструментария учителя начальных классов, позволяющего развивать творческие и мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни....
Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
В данной статье предложены различные универсальные методы, приёмы и упражнения, способствующие развитию интеллектуальной и творческой активности детей, созданию эмоционально положительной атмосферы в ...
Технологическая карта урока «технология ручной труд» 1класс обучающиеся с уо (интеллектуальными нарушениями) Учитель начальных классов Фатеева Н.А.
Название урока: ручной труд ...
Программа "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности "
Программа содержит методики для выявления способностей и пути, средства для развития логического мышления и творческих способностей детей...
Выступление на МО учителей начальных классов "Формирование патриотическихчувств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках и во внеурочной деятельности."
Выступление на МО учителей начальных классов "Формирование патриотическихчувств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках и во внеурочной деятельности."...