О детях с ОВЗ
методическая разработка
Краткая статья, дающая понятие о том, кто такой "обучающийся с ОВЗ" (с ссылкой на закон); что даёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК); разграничение понятий ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид; создание специальных условий для детей с ОВЗ; инклюзия; где можно пройти ПМПК в Оренбургской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О детях с ОВЗ | 220.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые подтвердила психолого-медико-педагогическая комисия (ПМПК), и которые препятствуют получению образования без создания специальных условий* (ч.16, ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Заключение ПМПК включает в себя краткое описание состояния высших психических функций ребенка – от 0 до 18 лет (мышление, память, внимание, речь, восприятие, воображение). Включает рекомендации, определяющие образовательную программу, вариант, направления работы специалистов.
Пример заключения ПМПК:
*под специальными условиями имеются в виду условия, указанные в ПМПК. Например: 1) реализация адаптированных программ;
2) предоставление специальных учебников;
3) предоставление услуг специалистов (психолог, дефектолог, логопед, социальный педагог, тьютор, ассистент) и т.д.
! Обучающийся с ОВЗ (статус ОВЗ присваивает ПМПК) не всегда является инвалидом, а ребенок с инвалидностью (инвалидность присваивается Бюро Медико-социальной экспертизой (МСЭ))* может не нуждаться в создании специальных условий обучения, то есть ребенок – инвалид не всегда может быть ребенком с ОВЗ! (пример: у ребенка сахарный диабет, ему присвоена инвалидность, но он не проходил ПМПК, ему не нужны специальные условия (см.выше), он обучается по общеобразовательной программе)
*п. 1 Правил признания лица инвалидом, утв. постановлением Правительства РФ
от 20.02.2006 № 95).
№ п/п | Категория детей с ОВЗ | Деятельность администрации образовательной организации для создания специальных условий |
1 | Зрение (слабовидящие, слепые (незрячие)) | Адаптировать официальные сайты ОО, учитывая особые потребности детей Разместить информацию в адаптированной форме в доступных слепым или слабовидящим обучающимся местах: расписание учебных занятий, объявления. Шрифт крупный – высота прописных букв не менее 7,5 см, рельефно-контрастный – на белом или желтом фоне. Информацию дублировать шрифтом Брайля. Обеспечить присутствие ассистента, который окажет обучающемуся необходимую помощь (при необходимости). Выпустить печатные материалы альтернативного формата: крупный шрифт или аудиофайлы. |
2 | Слух | Дублировать звуковую справочную информацию о расписании учебных занятий визуальной информацией: для этого установить мониторы с трансляцией субтитров (мониторы, их размеры и количество определяют с учетом размеров помещения). Обеспечить надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации. Обеспечить получение информации с использованием русского жестового языка: сурдоперевода, тифлосурдоперевода. |
3 | Слабослышащие обучающиеся (частичная потеря слуха и различная степень недоразвития речи). Позднооглохшие (оглохли в дошкольном или школьном возрасте, но сохранили самостоятельную речь) | Создать два отделения: 1-е отделение – для обучающихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; 2-е отделение – для обучающихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха |
4 | Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) | Обеспечить беспрепятственный доступ в школу, столовые, туалетные и другие помещения ОО. Обеспечить пребывание в указанных помещениях: наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений |
5 | Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи | Создать два отделения (при большом количестве детей с речевыми проблемами, подтвержденными ПМПК): 1-е отделение – для обучающихся с общим недоразвитием речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия) или с общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием; 2-е отделение – для обучающихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи. В составе 1-го и 2-го отделений комплектовать классы (группы) обучающихся, которые имеют однотипные формы речевой патологии. Обязательно учесть уровень их речевого развития |
6 | Умственная отсталость | Создать классы (группы) для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (при большом количестве). Принимать в классы (группы), группы продленного дня обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью детей, которые не имеют медицинских противопоказаний для пребывания в ОО и владеют элементарными навыками самообслуживания |
7 | Расстройство аутистического спектра | Обучать совместно с учащимися с задержкой психического развития, если интеллектуальное развитие обучающихся с расстройством аутистического спектра сопоставимо с задержкой психического развития. Обучать совместно с учащимися с умственной отсталостью по образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью и обучающихся с расстройством аутистического спектра, если интеллектуальное развитие обучающихся с расстройством аутистического спектра сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один класс). Организовать специальное сопровождение обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в ОО (от полугода до 1 года). Обеспечить присутствие воспитателя (тьютора) для успешной адаптации на групповых занятиях, которые проводит учитель. Организовать индивидуальные занятия с педагогом-психологом для развития навыков коммуникации, поддержки эмоционального и социального развития учащихся из расчета 5–8 обучающихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога |
Детям, находящимся на индивидуальном обучении и прошедшим ПМПК, может рекомендоваться полная или частичная инклюзия*.
Инклюзия – это процесс реального включения индивида, имеющего трудности в физическом, психическом развитии, в т.ч. с инвалидностью, в активную социальную жизнь.
Постоянная полная инклюзия. Школа реализует ее для обучающихся с заболеваниями, которые не препятствуют свободному передвижению. Если у школьников отсутствуют глазные патологии, нарушения эндокринной системы, нарушения речи, нарушения опорно-двигательного аппарата, то для них мы реализуем постоянную полную инклюзию. Постоянная полная инклюзия эффективна для детей с ОВЗ, у которых уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме. Эти дети психологически готовы к совместному обучению со сверстниками, у которых нет ограничений по здоровью.
Классы администрация комплектует по требованиям СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 10.07.2015 № 26 (далее – СанПиН 2.4.2.3286-15).
Постоянная неполная инклюзия. Школа реализует ее для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Постоянная неполная инклюзия эффективна для учеников, которые способны наравне со сверстниками освоить образовательные программы с незначительной помощью или овладеть небольшой частью умений и навыков. Они проводят со сверстниками часть учебного и внеклассного времени. Классы администрация комплектует по требованиям СанПиН 2.4.2.3286-15.
Частичная или эпизодическая инклюзия. Школа реализует ее как сетевое взаимодействие. Обучающихся с ОВЗ объединяют со сверстниками, чтобы провести совместные мероприятия: праздники, конкурсы, выставки детских работ, кружки. Частичную инклюзию реализуют, если у школы нет возможности совместно обучать детей с ОВЗ с учениками без ограничений по здоровью. Такое обучение проходит не реже двух раз в месяц.
Дистанционное обучение. Школа использует для одного обучающегося с задержкой психического развития. Некоторые часы учебного плана реализуют в ОО, оставшиеся – дистанционно, с помощью специалистов других организаций. Ребенок с ОВЗ получает образование по индивидуальному учебному плану на дому. Совместное обучение со сверстниками происходит по установленному расписанию.
ГДЕ ребенку можно пройти ПМПК?
ПМПК родители могут пройти лишь по их собственному желанию, по рекомендации образовательной организации. Принудить, заставить – нельзя.
ПМПК можно пройти в Орске (Территориальная Психолого-медико-педагогическая комиссия) или в Оренбурге (Центральная Психолого-медико-педагогическая комиссия) самостоятельно. Обычно эта процедура проходит через внутренний школьный консилиум – ППк. На него приглашаются родители, зачитываются характеристики от логопеда, психолога, социального педагога (после обследования ребенка), классного руководителя; обсуждаются претензии сторон, выносится общее решение и, по необходимости, даётся рекомендация о прохождении ПМПК.
Если родитель соглашается, его оповещают о способах связи с ПМПК. Там ему сообщают о том, какой пакет документов необходим, и записывают на удобное для него время. Это что касается самостоятельного похода на ПМПК.
Ежегодно в Ясный приезжает ПМПК из Оренбурга. Можно записаться на обследование туда (этим занимаются специалисты школы, которым предоставляют информацию).
Список литературы
- Справочник заместителя директора школы / Организация работы с детьми с ОВЗ в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет
Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....
«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.
Программа организации оздоровительного отдыха детей в лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
беседы для детей...
А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.
Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...
Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.
Этот тест позволит родителям определить насколько они знают своих детей....
Урок чтения в 3 классе " Проверь себя.Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»
Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...