Статья "Современный урок в начальной школе"
статья (1 класс)
Статья "Современный урок в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sovremennyy_urok_v_nachalnoy_shkole.docx | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
"Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины".
Понятие «современный урок» находится в постоянной динамике, получая новый смысл, новую трактовку, новую окраску. Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века. Но, думаю, что со мной согласятся многие, урок 21 века отличается от урока описанного Я.А.Коменским. Ведь время неумолимо бежит вперед: к 1800 году сумма человеческих знаний удваивалась каждые 50 лет, к 1950 году она удваивалась каждые 10 лет, к 1970году – каждые 5 лет, в настоящее время этот период составляет 2-3 года. За это период школа подвергалась реформе трижды: школа знаний – школа умений – школа развития. Несмотря на значительные изменения в жизни современной школы, урок по-прежнему является главной формой обучения и воспитания. Но от того, как изменится его содержание, зависит успешность ученика в современном мире, ведь ему жить и творить в будущем.
Какие требовани к современному уроку сегодня? Как строить урок, чтобы он был эффективным и работал на качество образования? Как, обучая всех, обучить каждого? Все мы задаем эти вопросы ежедневно, готовясь к уроку. И, наверно, у каждого педагога свои основы, принципы, на которых строится его деятельность. Но все мы в целом хотим одного - добиться того, чтобы учащиеся знали, умели и делали.
Главной особенностью современного урока я считаю то, что учитель должен специально планировать, продумывать урок: для чего учить? чему учить? как учить? с помощью чего учить?
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно - ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Хочу выделить несколько методов и форм современного урока на начальной стадии обучения:
· Метод проектов
· Информационно-коммуникационные технологии
1. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей (артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)
2. Информационно-коммуникационные технологии
Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
· игровая деятельность;
· создание положительных эмоциональных ситуаций;
· работа в парах;
· проблемное обучение.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.
За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
1. Принцип равенства позиций
2. Принцип доверительности
3. Принцип обратной связи
4. Принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
· на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)
· обеспечивает наглядность;
· привлекает большое количество дидактического материала;
· повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
· обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
· расширяет возможность самостоятельной деятельности;
· формирует навык исследовательской деятельности;
· обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
· способствует повышению качества образования
Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Применение на уроках ИКТ способствует так же:
· сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
· сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
· обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.
При подготовке к урокам использую электронные ресурсы учебного назначения:
1. мультимедийные курсы
2. презентации к урокам
3. логические игры
4. тестовые оболочки
5. ресурсы Интернет
6. электронные энциклопедии.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий
Современный урок – это...
В современном уроке должна использоваться техника (компьютер, диапроектор, интерактивная доска.....). К каждому ученику должен быть индивидуальный подход.
Урок должен содержать разные виды деятельности. Ученику на уроке должно быть комфортно. Деятельность на уроке должна стимулировать развитее познавательной активности ученика.
Современный урок развивает у детей креативное мышление. Современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
Для достижения прочных знаний ученик имеет возможность использовать разнообразные тесты, задания в игровой форме, разработанные для него индивидуально. Ребенок может самостоятельно проверить выполнение индивидуальной работы, исправить результаты тестов-заданий, выйти на новые более сложные задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.
В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....
Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"
Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ПРОГРАММЕ УМК « ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке растущей информации, т. к. современное общество становится информационным, и информационные технологии позволяют по- новому организовывать пр...
Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.
Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на лицензионных дисках....
Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».
1) Осознание основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...