Внеурочная деятельность
рабочая программа (4 класс)

Галина Алексеевна Ионша

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Математика с увлечением" для 4 класса. Вид программы- модифицированная. Направление - общеинтеллектуальное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_matematika_s_uvlecheniem_4kl_2022-23uch.g.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено:

Согласовано:

«Утверждаю»

на педсовете

Зам. директора по ВР МБОУ

Директор

МБОУ «Иланская средняя

«Иланская средняя

МБОУ «Иланская средняя

общеобразовательная школа №2»

общеобразовательная школа № 2»

общеобразовательная школа № 2»

Протокол № 1

_________Черных Г.В.

_________________ В.В.Брусенко

От «31» августа 2022 г.

От «31» августа 2022 г.

От «31» августа 2022 г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Математика с увлечением»

(общеинтеллектуальное направление)

Возраст обучающихся: 10 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                                        Разработана

                                                                                                     учителем начальных классов

Ионша Галиной Алексеевной.

                                                                                       


                                                  Г. Иланский

                                             2022 – 2023 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа (авторская) курса «Математика в окружающем мире» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2010 года), Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов М.И. Моро, М.А. Байтовой, Г.В. Бельтюковой, СИ. Волковой, С.В.Степановой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), программы общеобразовательных учреждений автора В.Н. Рудницкой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Начальная школы XXI века»), программы общеобразовательных учреждений авторов Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа 2100»), авторской программы М.В.Буряк, Е.Н.Карышевой

Вид программы – модифицированная. Направление программы – общеинтеллектуальное

Общая характеристика курса: Интегрированная программа для 4 класса «Математика в окружающем мире» представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы. Внеурочные занятия развивают интерес к изучению математики и окружающего мира, формируют творческие способности школьников.

Особенностью построения программы «Математика в окружающем мире» является то, что в неё включено большое количество заданий, которые способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания, пространственного воображения. Программа дополняет и расширяет математические и природоведческие знания, прививает интерес к изучаемым предметам и позволяет  использовать полученные знания на практике.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения. Актуальностью программы является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме. Программа имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности превосходит предыдущую и опирается на её содержание. Позиция педагога неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора,  аналитика ,советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.

В соответствии с требованиями ФГОС основной начальной школы в рамках данной программы организация деятельности способствует формированию и развитию универсальных учебных действий в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах:

  • в личностной - готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, формирование образа мира, готовность открыто выражать и отстаивать своё мнение, развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;
  • в социальной - освоение основных социальных ролей, норм и правил;
  • в познавательной - развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;
  • в коммуникативной - формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения.

НОВИЗНА: Программа дополняет и расширяет математические и природоведческие знания, прививает интерес к изучаемым предметам и позволяет использовать полученные знания на практике.

Актуальность: Предметные знания и умения.,приобретённые  при изучении математики в начальной школе, являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах.

Цель:    -углубление и расширение знаний по указанным предметам,

        -развитие интереса учащихся к окружающему миру, их математических способностей,

        -привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и     развитие  их инициативы и творчества.

Задачи: 

- содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;

- способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;

- создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

- создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формирования стремления ребенка к размышлению и поиску;

- формировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане: Программа интеллектуального направления «Математика в окружающем мире» предназначена для  обучающихся 4 класса и рассчитана на 1 год обучения, 1 час в неделю. (34 часов)

Количество часов по четвертям, в год, периодичность занятий:

Период обучения

Количество часов

1 четверть

8 часов

2 четверть

7 часов

3 четверть

10  часов

4 четверть

 9 часов

Итого за год:

34 часа

Формы и методы работы

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

-типовые занятия (объяснения и практические работы); беседы; работа на компьютерах; сюжетные игры.

Возрастные особенности обучающихся: Курс «Математика в окружающем мире» предназначен для обучающихся четвёртого класса и представляет интеграцию окружающего мира и математики. Математика способствует формированию математических способностей учащихся: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать. Интеграция двух предметов позволяет сделать занятия развивающими, обеспечивает свободное овладение учащимися начальных классов учебной информацией по математике и окружающему миру на доступном уровне. С учётом возрастных особенностей и выбрана программа «Математика в окружающем мире».

Описание ценностных ориентиров содержания курса: Включено большое количество заданий на развитие логического и пространственного мышления, памяти, внимания. Задания способствуют становлению у учащихся познавательных процессов и формирования творческих способностей. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.

                                 Планируемые результаты освоения курса.

Предметные результаты:

-  использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих

предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных

отношений;  

-  овладение основами логического и алгоритмического мышления, речи;  

-  приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-

познавательных и учебно-практических задач;  

- умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми

выражениями, решать текстовые задачи, распознавать и изображать геометрические фигуры,

работать с таблицами и др.

-  отработка навыков работы  на компьютере для выполнения учебных задач.

 Метапредметные результаты:

-  способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и

способы ее осуществления;  

-   овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;  

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии

с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы

достижения результата;  

-  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности

конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  

-  использование знаково-символических средств представления информации;  

-  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;  

-  готовность слушать собеседника и вести диалог;  

-  умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Личностные результаты:

-  целостное восприятие окружающего мира;

-  развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в

приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению

заданий;  

-  рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;  

-  навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;  

-  формирование математической компетентности;  

-  установка на бережное отношение к природе, понимание красоты окружающего мира.

Уровень результатов работы по программе:

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:

- текущий - позволяющий определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся, результаты которого фиксируются учителем на каждом занятии в «Индивидуальных картах успешности». По окончании всего курса учитель имеет возможность с помощью данных карт отследить уровень сформированности компетентностей каждого учащегося по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей;

- итоговый - в виде заданий на последнем занятии;

  • самооценка - фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания»

                                                   Учебно-тематическое планирование

Содержание курса  (Математика)

Количество часов

1

Числа от 1 до 1000. Нумерация.

2 ч

2

Арифметические действия над числами в пределах 1000.

3 ч

3

Числа больше 1000. Нумерация

2 ч

4

Арифметические действия над числами, которые больше 1000.

3 ч

5

Величины и их измерение.

4 ч

6

Текстовые задачи.

5 ч.

7

Элементы геометрии.

7 ч

8

Элементы алгебры.

7 ч

9

Итоговое повторение.

                                                                                          ИТОГО:

34 ч

Содержание курса (Окружающий мир)

Количество  часов

1

Знакомство с территорией пустыни  и  полупустыни.

3 ч

2

Растительный мир пустыни  и полупустыни.

4 ч

3

Животный мир пустыни и полупустыни.

8 ч.

4

Знакомство с высотной поясностью.

5 ч.

5

Охрана природы

5 ч.

6

Итоговое занятие )

1ч.

                                                                                          ИТОГО:

34ч

Перечень УУД представлен в тематическом планировании основных видов учебной деятельности обучающихся!

Тематическое планирование

п/п

Дата

Корр.

даты

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Планируемые предметные

результаты освоения материала

Универсальные учебные действия

1

07.09

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Удивительные пески.

1

Познакомить с курсом «математика в окружающем мире. Пустыня. Полупустыня»  Выполнять задания связанные  с нумерацией чисел до 1000. Решать задачи в два действия.

Выполнять арифметические  действия в пределах 1000;

Решать задачи в два действия;  строить ломаную и симметричную ей фигуру.

Определять учебную задачу на занятии в диалоге с учителем и одноклассниками. Ориентироваться в рабочей тетради. Организовывать своё рабочее место. Анализировать задание. Действовать в соответствиисзаданнымусловием.Актуализировать свои знания для успешного выполнения арифметических действий.Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи.

2

14.09

Числа от 1 до 1000.. Решение задач.

1

Решать примеры на сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Располагать числа в порядке увеличения. Решать задачу и заполнять таблицу. Знакомиться с пустыней и полупустыней.

Выполнять арифметические действия в пределах 1000; ставить вопрос к задаче и решать задачу, записывать ответы в таблице, применять полученные знания в изменённых условиях; знакомиться с пустыней и полупустыней.

Уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других.Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи.Актуализировать свои знания для успешного выполнения арифметических вычислений. Замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

3

21.09

Сложение и вычитание многозначных чисел. Какие бывают пустыни.

1

Выполнять сложение и вычитание, в пределах 1000. Находить верный ответ из предложенных вариантов. Решать составные задачи. Располагать числа в порядке возрастания. Строить симметричный рисунок.

Выполнять арифметические действия в пределах 1000; решать задачи, пользуясь рисунком; строить симметричный рисунок;  знакомиться с видами пустынь и полупустынь по характеру грунта.

Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи. Актуализировать свои знания для успешного выполнения арифметических вычислений. Выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти. Контролировать свою деятельность, находить ошибки и исправлять их. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

4

28.09

Умножение и деление многозначных чисел. Кустарники и полукустарники.

1

Решать примеры на умножение  и деление в пределах 1000 . Решать задачи на умножение и деление.. Решать логические задачи. Знакомиться с кустарниками и полукустарниками пустыни и полупустыни.

Выполнять арифметические действия в пределах 1000 (устные приёмы деления и умножения); решать задачи на умножение и деление; располагать числа по заданному; строить геометрическую фигуру и симметричную ей фигуру.

Актуализировать свои знания для успешного выполнения арифметических вычислений.Выделять числовые данные и цель (что известно, что требуется найти), проверять результаты вычислений.Выполнять умственные операции анализа и синтеза для выполнения заданий логического характера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

5

05.10

Решение задач. Растения- эфемероиды. Злаки.

1

Решать примеры  в пределах 1000.Решать задачи на умножение и деление, задачи в два действия. Выполнять построение фигуры после поворота по часовой стрелке. Знакомиться  с растениями-афемероидами и злаками пустыни и полупустыни.

Выполнять арифметические действия в пределах 1000; решать задачи на умножение и деление, задачи в два действия. Располагать предметы по адресам; знакомиться с растениями и злаками пустыни и полупустыни.

Актуализировать свои знания для успешного выполнения арифметических вычислений. Выполнять умственные операции анализа и синтеза для выполнения заданий логического характера

6

12.10

Координатный угол.

Саксаул. Песчаная акация.

1

Пользоваться правилом о порядке выполнения действий.  Знакомиться с деревьями пустынь и полупустынь.

Выполнять арифметические действия в пределах 1000. Решать задачи на разностное сравнение. Знакомиться  с деревьями пустынь и полупустынь.

Актуализировать свои знания для успешного выполнения арифметических вычислений. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

7

19.10

Построение фигур по координатам. Насекомые пустынь и полупустынь.

1

Выполнять арифметические действия в пределах 1000. Решать простые и составные задачи. Выполнять симметричный рисунок. Знакомиться с насекомыми пустынь и полупустынь.

Выполнять арифметические действия в пределах 1000; решать задачи на нахождение числа по его части и нахождение доли числа. Чертить ось симметрии. Знакомиться с насекомыми.

Проявлять устойчивый познавательный интерес к содержанию учебной деятельности.Осуществлять анализ условия текстовой задачи и выбирать верное решение из нескольких предложенных. Анализировать задание. Действовать в соответствии с заданным условием. Задавать вопросы с целью получения нужной информации.

8

26.10

Числа больше 1000. Нумерация.  Паукообразные пустынь и полупустынь.

1

Определять последовательность чисел и соединять соответствующие точки. Решать примеры на сложение и вычитание, умножение и деление  чисел в пределах 1000.

.Знакомиться с паукообразными пустынь и полупустынь; решать задачи на разностное сравнение; логические задачи; выполнять арифметические действия в пределах 1000.

Анализировать задание. Действовать в соответствии с заданным условием. Понимать информацию представленную в знаково-символической форме. Задавать вопросы с целью получения нужной информации.

9

09.11

.Сравнение многозначных чисел. Пресмыкающиеся пустынь и полупустынь. Ящерицы.

1

Выполнять сравнение чисел, больших 1000; находить модели решения задач; восстанавливать ряд чисел по найденной закономерности; делить рисунок на геометрические фигуры по заданному условию.

Выполнять сравнение чисел, больших 1000; находить модели решения задач; восстанавливать ряд чисел по найденной закономерности; делить рисунок на геометрические фигуры по заданному условию.

Определять учебную задачу на занятии в диалоге с учителем и одноклассниками. Понимать информацию представленную в знаково-символической форме. Оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности. Участвовать в диалоге при выполнении заданий.

10

16.11

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. Пресмыкающиеся пустынь и полупустынь. Змеи.

1

Выполнять арифметические действия с числами, которые больше 1000. Составлять числовые равенства по заданному условию. Выполнять тестовые задания. Знакомиться со змеями пустынь и полупустынь.

Выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. . Составлять числовые равенства по заданному условию. Выполнять тестовые задания. Знакомиться со змеями пустынь и полупустынь.

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. Находить способы выполнения заданий логического характера. Контролировать свою деятельность, проверять правильность выполнения задания.

11

23.11

Единицы длины. Птицы пустынь и полупустынь.

1

Выполнять арифметические действия в заданных цепочках. Составлять задачу на основе схемы. Решать составную задачу. Выполнять действия с именованными числами. Строить симметричную фигуру и закрашивать её.

Выполнять арифметические действия с многозначными числами. Решать задачу на основе схемы.  Выполнять действия с именованными числами. Строить симметричную фигуру и закрашивать её. Знакомиться с птицами пустынь и полупустынь.

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

12

30.11

Единицы площади. Заяц-песчаник. Камышовый кот.

1

Выполнять арифметические действия в пределах 1000. Выполнять построение фигуры после поворота по часовой стрелке. Решать задачи в несколько действий.

Выполнять арифметические действия в пределах 1000; соединять соответствующие единицы площади; решать задачи в несколько действий.

Актуализировать свои знания для самостоятельного выполнения арифметических действий. Анализировать данные таблицы, составлять на её опоре разные задачи.Использовать математическую  терминологию в устной и письменной речи..Оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности.

13

07.12

Единицы времени. Полосатая гиена. Гепард.

1

Восстанавливать цепочки арифметических действий, выполняя обратные операции. Решать составные задачи на движение. Строить фигуры  и находить координаты их вершин. Знакомиться со зверями пустынь и полупустынь: полосатой гиеной и гепардом.

 Выполнять арифметические действия в пределах 1000. Решать составные задачи на движение. Строить фигуры  и находить координаты их вершин. Знакомиться со зверями пустынь и полупустынь: полосатой гиеной и гепардом.

Контролировать свою деятельность, проверять правильность выполнения вычислений. Соотносить единицы времени, переводить одни единицы в другие. Овладевать логическими операциями анализа, синтеза для выполнения заданий геометрического содержания.

14

14.12

Решение задач. Антилопа джейран.

1

Выполнять арифметические действия с многозначными числами. Решать составные задачи. Рисовать с помощью геометрических фигур.

Решать составные задачи. Рисовать с помощью геометрических фигур. Знакомиться с обитателем пустынь и полупустынь- антилопой джейран.

Проявлять устойчивый познавательный интерес к содержанию учебной деятельности.Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.Высказывать своё мнение при обсуждении задания, участвовать в диалоге.

15

21.12

Истинные и ложные высказывания. Бактриан.

1

Выполнять арифметические действия с числами, которые больше 1000. Решать задачи на умножение и деление. Выполнять рисунок с помощью геометрических фигур. Знакомиться с верблюдом-бактрианом.

Выполнять арифметические действия с числами, которые больше 1000. Решать задачи на умножение и деление. Выполнять рисунок с помощью геометрических фигур. Знакомиться с верблюдом-бактрианом.

Выделять существенные признаки объектов. Актуализировать свои знания при выполнении арифметическихвычислений.Осуществлять синтез условия текстовой задачи.Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

16

11.01

Многоугольники. Богдинско-Баскунчакский заповедник.

1

Находить известное слагаемое и называть многоугольники. Решать задачу на нахождение остатка. Строить восьмиугольник и определять его координаты. Знакомиться с Богдинско-Баскунчакский заповедником.

Называть многоугольники, находить неизвестное слагаемое, решать задачу на нахождение остатка. Строить восьмиугольник и определять его координаты. Знакомиться с Богдинско-Баскунчакский заповедником.

.Овладевать логическими операциями анализа, синтеза для выполнения заданийгеометрического содержания.Анализировать условие задачи (выделять числовые  данные и цель — что известно, что требуется найти).Адекватно воспринимать указания учителя и исправлять найденные ошибки.

17

18.01

Выражения с тремя переменными. Астраханский государственный природный биосферный заповедник.

1

Находить значения выражений с переменными. Составлять выражения к задаче, используя буквенные обозначения. Определять видимые и невидимые грани кубика. Знакомиться с Астраханским заповедником.

. Находить значения выражений с переменными. Составлять выражения к задаче, используя буквенные обозначения. Определять видимые и невидимые грани кубика. Знакомиться с Астраханским заповедником.

Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи. Овладевать логическими операциями для нахождения невидимых граней кубика.Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

18

25.01

Площадь прямоугольного треугольника. Высотная поясность. Горные системы России.

1

Выполнять арифметические действия с числами, которые больше 1000, решать задачи на основе данных таблицы. Находить площадь прямоугольного треугольника.

. Выполнять арифметические действия с числами, которые больше 1000, решать задачи на основе данных таблицы. Знакомиться с высотной поясностью и горными системами России.

Актуализировать имеющиеся знания для выполнения арифметических вычислений..Овладевать логическими операциями для выделения групп фигур с одинаковой площадью.Высказывать своё мнение при обсуждении задания, прислушиваться к мнениям одноклассников.

19

01.02

Многогранник. Горы Дальнего Востока.

1

Показывать и определять количество рёбер, граней и вершин у многогранника. Решать задачи на разностное сравнение. Строить многогранник. Знакомиться с горами Дальнего Востока.

.Определять количество рёбер, граней и вершин у многогранника; решать задачи на разностное сравнение; выполнять чертёж многогранника; знакомиться с горами Дальнего Востока.

Анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти).Адекватно воспринимать указания учителя и исправлять найденные ошибки.Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

20

08.02

Порядок действий в числовых выражениях. Уральские горы.

1

Находить значения выражения на основе порядка действий. Решать задачи на разностное сравнение. Строить многоугольники и симметричные фигуры. Знакомиться с Уральскими горами.

Определять порядок в числовых выражениях и выполнять арифметические действия с числами; решать задачи на разностное сравнение; выполнять построение многоугольников и симметричных фигур.

Осуществлять анализ и синтез числового выражения .Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи.Искать и выбирать необходимую информацию для решения задачи.Овладевать логическими операциями анализа, синтеза для выполнения заданий геометрическогосодержания.Адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять неточности.

21

15.02

Задачи на движение.

Горы  Южной Сибири.

1

Выполнять арифметические действия с числами, которые больше 1000. Выполнять последовательные действия в заданной цепочке.. Решать задачи на движение с использованием таблицы.

Выполнять арифметические действия с числами, которые больше 1000. Выполнять последовательные действия в заданной цепочке.. Решать задачи на движение с использованием таблицы.

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, для ответа на заданные вопросы. Видеть аналогии и использовать их при освоении приёмов вычислений.

Применять математическую терминологию в устной и письменной речи.

22

22.02

Виды углов. Кавказские горы.

1

Определять вид угла решать задачу на разностное сравнение; выполнять построение углов; знакомиться с Кавказскими горами.

Определять вид угла решать задачу на разностное сравнение; выполнять построение углов; знакомиться с Кавказскими горами.

Оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности.Анализировать условие задачи (выделять числовые   данные и цель — что известно, что требуется найти).На основе кодирования строить простейшие модели математических понятий.

23

01..03

Действия с величинами. Птицы горных систем России.

1

Располагать числа в порядке возрастания. Действовать по заданному алгоритму. Выполнять действия с величинами.

Располагать числа в порядке возрастания. Действовать по заданному алгоритму. Выполнять действия с величинами.

Анализировать условие задачи (выделять числовые   данные и цель — что известно, что требуется найти)..Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

24

07.03

Хищные птицы гор. Группировка множителей.

1

Находить значение числового  выражения на основе группировки множителей. Решать задачи на увеличение числа в косвенной форме. Выполнять построение многоугольников.. Знакомиться с хищными птицами горных систем России.

Находить значение числового  выражения на основе группировки множителей. Решать задачи на увеличение числа в косвенной форме. Выполнять построение многоугольников.. Знакомиться с хищными птицами горных систем России.

Понимать информацию в знаково-символической форме.Моделировать алгоритм выполнения учебного задания; использовать его в ходе самостоятельной работы.Анализировать условие задачи (выделять числовые   данные и цель — что известно, что требуется найти).

.

.

25

15.03

Деление многозначных чисел с остатком. Редкие птицы горных систем России.

1

Выполнять деление многозначных чисел с остатком. Находить значение выражений с переменными.. Решать текстовые задачи Чертить геометрические фигуры. Знакомиться с редкими птицами горных систем России.

. Выполнять деление многозначных чисел с остатком. Находить значение выражений с переменными.. Решать текстовые задачи Чертить геометрические фигуры. Знакомиться с редкими птицами горных систем России

Извлекать информацию из рисунка для выполнения задания.Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств.Адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять их.Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

26

22.03

Столбчатые диаграммы. Редкие животные приморья.

1

Выполнять построение столбчатой диаграммы на основе полученных данных. Решать задачи анализируя данные диаграммы.. Делить фигуру на многоугольники.. Знакомиться с редкими животными Приморья.

Строить столбчатую диаграмму на основе полученных данных. Решать задачи анализируя данные диаграммы.. Делить фигуру на многоугольники.. Знакомиться с редкими животными Приморья

.Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.Овладевать логическими операциями анализа, синтеза для выполнения заданий геометрического содержания.Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений.

Оценка результатов работы.

27

05.04

Круговые диаграммы. Редкие животные Кавказа.

1

Выполнять арифметические действия с многозначными числами. Выполнять симметричный рисунок.

Выполнять арифметические действия с многозначными числами. Выполнять симметричный рисунок.

Оценивать собственные  успехи в вычислительной деятельности.

Овладевать логическими операциями при работе с геометрическими фигурами.

28

12. 04

Классификация треугольников. Горные кошки.

1

.Определять вид треугольников по углу и длине его сторон и выполнять вычисления; решать задачи на основе данных столбчатой диаграммы.

Определять вид треугольников по углу и длине его сторон и выполнять вычисления; решать задачи на основе данных столбчатой диаграммы.

.Анализировать условие задачи (выделять числовые   данные и цель — что известно, что требуется найти).Актуализировать имеющиеся знания для выполнения действий с именованными числами.Овладевать логическими операциями построения из геометрических фигур.Высказывать своё мнение при обсуждении задания, участвовать в диалоге при выполнении заданий.

29

19.04

Решение задач на нахождение части числа и числа  по его части. Горный баран. Сибирский горный козёл.

1

Находить части числа  и числа по его части. Выполнять последовательные действия по заданному алгоритму.

Находить части числа  и числа по его части. Выполнять последовательные действия по заданному алгоритму.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. Актуализировать свои знания для проведения математических доказательств.

30

25.04

График. Кабарга. Марал.

1

Анализировать данные графика и отвечать на вопросы. Строить геометрические фигуры и симметричные им фигуры. Знакомиться с кабаргой и маралом.

Читать данные графика и отвечать на вопросы. Строить геометрические фигуры и симметричные им фигуры. Знакомиться с кабаргой и маралом.

Актуализировать собственные знания для выполнения арифметических действий.Понимать информацию, представленную в виде графика.

31

03.05

Вписанные многоугольники. Южно-Уральский природный государственный заповедник.

1

Решать задачи на разностное сравнение. Определять, являются ли многоугольники вписанными. Выполнять построение вписанных многоугольников.

Решать задачи на разностное сравнение. Определять, являются ли многоугольники вписанными. Выполнять построение вписанных многоугольников.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.Извлекать информацию для решения из предложенного текста задачи.На основе кодирования строить простейшие модели математических понятий.

32

10.05

Построение треугольника по трём сторонам. Природный парк «Белуха».

1

.Строить треугольники по трём сторонам.. Решать простые задачи. Знакомиться с природным парком.

Строить треугольники по трём сторонам.. Решать простые задачи. Знакомиться с природным парком.

Анализировать условие задачи (выделять числовые   данные и цель — что известно, что требуется найти).Овладевать мыслительными операциями анализа и сравнения для выполнения задания логического характера.Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

33

17.05

Решение задач. Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник.

.

1

Читать данные диаграммы и решать задачи на её основе. Строить многоугольники и записывать координыты их вершин. Знакомиться с заповедником.

Читать данные диаграммы и решать задачи на её основе. Строить многоугольники и записывать координыты их вершин. Знакомиться с заповедником.

Актуализировать свои знания для проведения арифметических операций.Извлекать информацию из текста задачи и отвечать на поставленные вопросы. Контролировать свою деятельность.

34

24.05

Итоговое занятие.

1

Выполнять задания тестового характера. Строить симметричную фигуру. .Извлекать информацию из таблицы и отвечать на вопросы.

Выполнять задания тестового характера. Строить симметричную фигуру. .Извлекать информацию из таблицы и отвечать на вопросы

Актуализировать свои знания для проведения арифметических операций. Анализировать задание. Действовать в соответствии с заданным условием.

                                                СОДЕРЖАНИЕ КУРСА  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с указанием ФОРМ организации и видов деятельности

Математика (34часа)

Числа от 1 до 1000. Нумерация.

Последовательность чисел.

Арифметические действия над числами в пределах 1000.Сложение и вычитание многозначных чисел. Умножение и деление многозначных чисел. Нахождение результатов арифметических чисел. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия), прикидка результата. Приёмы рациональных вычислений. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Чётные и нечётные числа.

Числа больше 1000. Нумерация.Последовательность чисел. Сравнение чисел.

Арифметические действия над числами, которые больше 1000.

Сложение и вычитание чисел, которые дольше 1000. Нахождение результатов арифметических чисел. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия), прикидка результата. Приёмы рациональных вычислений. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Чётные и нечётные числа.

Увеличение (уменьшение) чисел в 10, 100, 1000 раз. Заполнение блок-схем.

Величины и их измерение.

Длина. Единицы длины: метр, сантиметр, миллиметр, дециметр, километр. Время. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, год, век. масса. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр и соотношение между ними. Действия с именованными числами. Взаимосвязь между величинами (скорость, время, расстояние).

Текстовые задачи.Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, в схеме, в таблице, в графике. в столбчатой диаграмме для ответа на заданные вопросы. Решение простых и составных текстовых задач. Дополнение условия задачи и постановка вопроса к задаче.

Элементы геометрии.Плоские и объёмные фигуры. Ломаные линии. Обозначение геометрических фигур буквами. Составление плоских фигур из частей. Симметричные фигуры. Расположение фигур на плоскости. Изменение положения куба. Изменение положения плоских фигур. Видимые и невидимые грани у объёмных фигур. Виды треугольников в зависимости от вида углов; виды треугольников в зависимости от длины сторон. Виды углов: тупые, острые, прямые. Рисование предметов с помощью геометрических фигур. Построение фигур по координатам. Определение координат у вершин многоугольников. Построение треугольника по трём сторонам с помощью линейки и циркуля. Многогранники. Вписанные многогранники. Площадь прямоугольного треугольника. Распознавание геометрических фигур в составе более сложных.

Элементы алгебры.Высказывания. Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них. Равенство с буквой. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой.

Работа с информацией.Представление информации в виде таблицы, схемы, диаграммы, графика. Составление конечной последовательности (цепочки) чисел по заданному правилу.

Курс "Математика в окружающем мире" является интегрированным, поэтому задания по математике тесно связаны с темами по окружающему миру. Указанное ниже количество часов распределено по темам занятий.

Окружающий мир

"Пустыни. Полупустыни. Высотная поясность"  34 часа)

Знакомство с территорией пустыни и полупустыни (2ч)

Расположение на карте пустыни и полупустыни. Природные условия пустыни и полупустыни. Климатические условия пустыни и полупустыни. Виды пустынь.

Растительный мир пустыни и полупустыни (3ч)

Травянистые растения. Кустарники. Полукустарники. Деревья.

Животный мир пустыни и полупустыни (3ч)

Насекомые. Паукообразные, Пресмыкающиеся, Птицы. Звери.

Знакомство с высотной поясностью (5ч)

Горные системы России, их расположение на карте. Растительный мир горных систем.

Животный мир горных систем (8ч)

Птицы. Звери.

Охрана природы (6ч)Богдинско-Баскунчакский государственный природный заповедник; Астраханский государственный природный биосферный заповедник; Кавказский государственный природный биосферный заповедник; Южно-Уральский государственный природный биосферный заповедник ; Природный парк "Белуха"; Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник

Итоговое занятие (1ч)

                                                                                    Материально-техническое обеспечение реализации программы:

                  Печатные пособия:

1. Волина В.В. Праздник числа(Занимательная математика для детей); Книга для учителей и родителей.-М.:Знание,1993

2. Жукова О.С. Уроки для будущих отличников.М.:Астрель,2008

3. Анащенкова С.В., Бантова М.А. и др. «Школа России» .Сборник рабочих программ 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.-М.:Просвещение,2011.

4.  ВыткаловаЛ.А., Краюшкин П.В.Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения.-Волгоград:Учитель,2009

5. Оценка достижений планируемых результатов. Начальная школа. Часть 1 / Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение,2011

6. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа./ Под науч. Ред. Д.И.Фельдштейна. – 2-е изд., доп. – М.: Баласс, 2009

7. Математика с увлечением. 4 класс. Тетрадь для обучающихся. М.В. Буряк, Е.Н. Карышева. М.: Планета, 2016.

8.Буряк М.В., Карышева Е.Н. Методические разработки занятий с электронным интерактивным

приложением. 4 класс. - Издательство «Планета». Москва

        Окружающий мир

  1. Бобровников Л. Живые часы и барометры.-Барнаул. Алтайское книжное издательство, 1989
  2.  Метелев М. Волшебная полянка.- М.: Адонис,2011
  3. Плешаков А.А. Зеленые страницы. КДЧ. – М.: Просвещение. 2010
  4. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас – определитель. - М.: Просвещение. 2010
  5. Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия. Том 1. – М.:Педагогика, 1975
  6. Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия. Том 2. – М.:Педагогика, 1975
  7. Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия. Том 3. – М.:Педагогика, 1975
  8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные / Сост. Ф.Р.Ляхов; под общ. Ред. О.Г.Хинн. – М.: ООО « Фирма «Издательство АСТ»», 1999

        Интернет-ресурсы:

  1. http://detkam.e-papa.ru/zagadki/44
  2. http://gribnik-club.ru/rasskaz-o-100-gribah-4.html
  3. http://baby-scool.narod.ru/media/games/fizminutki/fiz_grib/html
  4. http://mamascool.ru/stixi/
  5. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/215/  
  6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola  
  7. http://www.chudesnayastrana.ru

                             Оборудование: компьютер, колонки, проектор, интерактивная доска

                                                                              Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате изучения курса «Математика с увлечением» обучающиеся получат возможность закрепить:

  • Последовательность чисел от 1 до 1000;
  • Последовательность чисел, которые больше 1000;
  • Четные и нечетные числа;
  • Устное выполнение арифметических действий в пределах 1000 и с числами, которые больше 1000;
  • Выполнение внетабличного умножения и деления;
  • Выполнение деления многозначных чисел с остатком;
  • Решение простых и составных задач;
  • Вычисление числовых выражений, содержащих несколько действий со скобками и без скобок;
  • Нахождение значения выражений с переменными;
  • Сравнение многозначных чисел; виды треугольников;
  • Виды углов.

Обучающие будут уметь:

  • Сравнивать, складывать, вычитать, умножать, делить числа в пределах 1000 и числа, которые больше 1000;
  • Находить значение буквенных выражений при заданных числовых значениях переменной;
  • Выполнять действия с именованными числами;
  • Анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма её решения;
  • Обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
  • Выбирать из таблицы, графика, диаграмм необходимую информацию для решения учебной задачи;
  •  Заполнять таблицы, схемы, имея некоторый банк данных;
  • Использовать знания для выполнения практических заданий;
  •  Различать геометрические фигуры;
  • Восстанавливать рисунок на гранях куба;
  • Находить видимые и невидимые линии на объемных фигурах; находить видимые и невидимые грани на многогранниках;
  • Рисовать с помощью геометрических фигур;
  • Строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
  • Анализировать и решать логические задачи;
  •  Осуществлять самостоятельный поиск решений;
  • Последовательно рассуждать, доказывать;
  • Контролировать свою деятельность (находить и исправлять ошибки).

Обучающиеся узнают:

  • О растениях пустыни, полупустыни, горной местности;
  • О животных пустыни, полупустыни, горной местности;
  • Об охране природы на территории пустыни, полупустыни, горной местности

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....