Статья на тему: "Системно - деятельностный подход в начальной школе"
статья

Большакова Анна Адольфовна

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bolshakova_a.a.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

"Системно - деятельностный подход в начальной школе"

Учитель начальной школы: Большакова Анна Адольфовна

              Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения.

              Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Основной результат системно-деятельностного подхода – развитие личности ребенка на основе  развития универсальных учебных действий.

             Главная задача новых образовательных стандартов обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.

             Согласно новым стандартам учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьника к самостоятельному принятию решений. Корректирует их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика.

            Системно-деятельностный метод – основной инструмент деятельности педагога. Он даёт возможность детям вырасти людьми, которые будут способны понимать, оценивать информацию, анализировать её на основе имеющихся у них теоретических знаний, будут обладать навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях, будут способны принимать решения на основе проведённого анализа. Ученик теперь главный деятель на уроке. Во главе и в центре учебного процесса находится познавательная деятельность ученика, активная и как можно более самостоятельная.

            Почему детям бывает интересно на уроке? Потому что знания дети не получают от учителя, а открывают их сами, в процессе исследовательской деятельности, поэтому знания для ребят приобретают личностную значимость. Я как педагог лишь направляю деятельность моих учеников. Ребёнок должен быть включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, тогда у него сформируются деятельностные способности.

            Одним из важных этапов на уроке, считаю этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Может быть, это самый главный этап урока. Дети должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале урока и на любом этапе урока. Причина эффективной школьной мотивации одна – это искренний интерес учащихся. Без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

            Очень важным при организации практической работы я считаю научить ребят работать в парах, группах, научить выслушивать мнение других, высказывать своё, а также делать выводы. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Но прежде чем ввести этот вид деятельности, в первом классе я провела воспитательную работу на классных часах «Ты и твои товарищи на уроке», «Учимся работать дружно», где мы изучили основные правила работы в паре. В начале школьного обучения дети еще не умеют работать совместно. И для формирования готовности детей к совместной работе на классных часах я использовала следующие упражнения:
«Зеркало». Один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями.
«Попугай». Один говорит (например, времена года или дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями.
«Разминка пальчиков». Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).

            Несколько слов о качественной оценке учителя. Я использую такие словесные оценки как «самый умный на этом уроке», «самый догадливый», «самый активный», «самый вежливый», «лучший помощник учителя» и т. д. Ребёнок от таких слов на седьмом небе от счастья. Так складывается ситуация успеха у тех ребят, которые далеко не отличники. Такая качественная оценка стимулирует к деятельности.

            Мой многолетний опыт работы в начальных классах говорит о том, что жизнь младшего школьника напрямую связана с эмоциями, поэтому для них личностно значимо лишь то, что вызывает положительную эмоциональную реакцию. Те новые знания, которые они сами строят, вызывают удивление, радость, даже восторг от самостоятельных побед. Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Поэтому часто использую в своей работе исследование, опыт, практические работы, чтобы ребенок сам экспериментальным путем добыл новое знание. Я требую от своих учеников интеллектуальных усилий, продуктивных действий. Но и не забываю о необходимости атмосферы доверия, доброжелательности, позволяющей по-настоящему «раскрыться» и поверить в свои силы каждому ученику. Я стараюсь добиться того, чтобы каждый мой ученик не боялся, а наоборот, стремился высказать своё мнение, и, с другой стороны, с уважением относился бы к мнениям своих товарищей. У меня давно уже есть ответ на главный вопрос, для чего я учу детей. Для того чтобы они стали успешными в жизни.

            Организовать подлинно исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность позволяет метод проектов.

            Проектный подход может быть применён к изучению любой школьной дисциплины и очень эффективен, ведь ученики открывают для себя новые факты, а не получают их от учителя в готовом виде. Технология деятельностного метода на уроках ориентирована на личностное развитие ребенка, где знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности. Ученик не просто выполняет задание учителя – он учится учиться. Технология работы с портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся. Портфолио помогает решать такие педагогические задачи, как поддерживание высокой учебной мотивации школьников, поощрение возможностей для самообучения, развития навыков рефлексивной и оценочной деятельности. Обучение в диалоге, работа в парах и группах, эвристическая беседа, деловые игры – эти интерактивные технологии обеспечивают самостоятельную познавательную и мыслительную деятельность на уроке. Ученик сам открывает путь к познанию. В этом случае усвоение знаний – результат его деятельности. Все эти технологии просто необходимы в работе учителя.

            Хороший современный урок – это урок, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется.

            Как человек учится чему - либо? Очевидно, что для того, чтобы учиться чему - либо, ученик должен дать себе соответствующую установку - поставить цель. Итак, ученик поставил перед собой цель что - то узнать. У него возникло затруднение.

Для эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить следующие действия:

 - Исследование (анализ, в каком месте возникло затруднение)

 - Критика (установить, по какой причине возникло затруднение)

 - Проект (поставить перед собой цель и построить проект, в который включается составление плана, определение способа и средств достижения цели).

 - Завершается путь учения самоконтролем (сопоставление результата с целью) и самооценкой (определением: достигнута ли поставленная цель и в какой степени).

            Всю структуру учебной деятельности условно можно разделить на два шага.

Первый шаг - до постановки цели деятельности - направлен на выяснение того, чему надо учиться.

Задача второго шага - поставить цель и самому найти нужные знания и умения.

Предлагаю рассмотреть все шаги для уроков «открытия» нового знания:

1. Мотивация учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Выявление места и причины затруднений.

4. Построение проекта.

5. Открытие детьми нового знания.

6. Первичное закрепление.

7. Самостоятельная работа.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Рассмотрим некоторые фрагменты урока русского языка, 3 класс, УМК «Гармония».

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных

 женского рода»

Изучение нового материала.

 - Внимание на экран: нож, рожь, камыш, пляж, глушь, врач, речь, ночь, вещь.

 - Прочитайте слова хором.

 - Что общего в них? (сущ., ед. ч., с шипящим на конце)

 - Какие слова вы хотели бы исследовать? (врач, ночь)

 - Хором произнесите слово – врач.

 - Выделите последний звук.

 - Дайте характеристику последнему звуку (согл., неп., глух., мягк., щипящий)

 - Произнесите слово – ночь.

 - Выделите последний звук.

 - Дайте его характеристику.

Учитель: Верно, [ч'] – всегда мягкий, но почему в одном слове пишется Ь, а в другом – нет? ( Мы затрудняемся ответить на этот вопрос)

 - В этом вопросе заключается секрет Ь.

 - Попробуйте сформулировать тему урока. (Появляется на доске)

 - Что же вы думаете узнать сегодня на уроке?

 Поставьте перед собой цели.

(Мы должны узнать, в каких случаях пишется Ь)

 - Вернемся к словам, которые мы видели на экране.

 - На какие группы и по какому признаку можно разбить данные слова? (с Ь и без Ь)

 - Сгруппируйте данные слова. (1 у доски)

 - Прочитайте хором слова 1 столбика.

 - Что объединяет данные слова? (сущ., ж. р., с шипящ., Ь)

 - Прочитайте слова 2 столбика.

 - Что их объединяет?

- Когда же пишется Ь у существительных в конце после шипящих?

- На что указывает Ь? (Это орфограмма, ее надо запомнить)

- Когда у существительных после шипящих не пишется Ь?

- Сформулируйте правило правописания Ь на конце существительных после шипящих.

- Сравните его с сообщение авторов учебника.

- Когда же пишется Ь на конце существительных?

- Составим алгоритм правописания Ь после шипящих.

- Чтобы грамотно писать существительное с шипящим на конце, мы должны определить:

1 шаг: часть речи

2 шаг: имя существительное

              Ж.р.               М.р.

               с Ь                 без Ь

- Проговариваем шаги алгоритма.

            На заключительном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Полученный результат, соотносится с поставленной целью, фиксируются неразрешенные затруднения, намечаются перспективы будущей учебной деятельности.

            Реализация системно – деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе и продолжить предметное обучение.

Список используемой литературы

  1. Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли».
  2. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. «Планируемые результаты начального общего образования».
  3. Ковалева Г. С. «Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе» Система заданий. В 2-х частях.
  4. Сафронова И. А. – редактор. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Системно-деятельностный подход в начальной школе"

В статье можно прочитать о значении формирования УУД у учащихся в начальной школе. Об использовании  игр для развития читательских умений, дидактических игр для формирования беглого, выразительно...

Статья на тему Системно-деятельностный подход как средство реализации эко-логического образования в начальной школе

Основными средствами экологического образования являются : экскурсии, внеурочная работа, экологические практикумы, внешкольная деятельность, экологические ситуации, игровая экология....

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

В материале можно найти перспективный план самообразования учителя начальных классов....

Программа самообразования по теме "Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

 С момента вступления человечества в постиндустриальное общество, в котором помимо традиционных источников информации, используемых педагогом в своей работе, появилось множество новых, в о...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы повышения качества знаний учащихся, обратившись к теме: «Системно-деятельност...

План самообразования по теме «Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

План самообразования по теме «Системно-деятельностный подход в начальной школев условиях реализации ФГОС»...