Адаптационный период у первоклассников и пути его преодоления
статья (1 класс)

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования- на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика. Это особенно важно на первом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе. Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью, т.е.состояние здоровья и физическим развитием ребёнка; интеллектуальной и личностной готовностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsionnyy_period_u_pervoklassnikov.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптационный период у первоклассников и пути его преодоления.

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования- на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика. Это особенно важно на первом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе. Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью, т.е.состояние здоровья и физическим развитием ребёнка; интеллектуальной и личностной готовностью.

Личностная готовность ребёнка к школе характеризует ориентировку в окружающем, запас его знаний, отношение к школе, самостоятельность ребёнка, его активность и инициативу, развитие потребности в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми. Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и ряда психических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение), умственное и речевое развитие.

Интеллектуальную и личностную готовность к школе в первых классах помогли выявить логопед школы Сучкова Е. В. и психолог из центра ПМС Т.А. Логопед определила группу ребят для занятий по развитию у них фонематического слуха, зрительного восприятия, внимания, памяти. Психолог проводит с группой ребят коррекционную работу по преодолению трудностей адаптационного периода в школе.

Это следующие ребята: Смирнова Настя, Соловьёв Алёша, Ситникова Света, Красильников Влад, Леонова Света, Леонтьева Ксюша, Васин Дима, Романова Ксюша, Сабирова Лиза.

Первоклассники, как известно, отличаются повышенной эмоциональностью и подражательностью, предрасположенностью к активному развитию речи и познавательных процессов. Благодаря этой восприимчивости к обучающему воздействию окружающих, первоклассники довольно легко могут усвоить необходимые знания, приобрести социально-нравственный опыт. Однако уровень их развития и воспитания во многом будет определяться теми условиями обучения, труда и отдыха, в которых окажутся дети. Важное значение здесь приобретает умение учителя соотнести известные методы и средства обучения с возрастными особенностями первоклассников. Следует хорошо осознавать, что поступление ребёнка в школу является для него переломным моментом, означающим переход к новому образу жизни: от привычной игровой деятельности к учебной.

Поэтому обеспечение взаимосвязи игровой и учебной деятельности первоклассников является необходимым условием успешной адаптации ребёнка к учебной деятельности. Правильно осуществлённая адаптация приводит к формированию у каждого ученика в конце года интереса к учению, всему окружающему. Интерес не внешний, а деятельный, побуждающий ребёнка задать вопрос, прочитать книгу и т. д.

Однако долгое время первоклассники не являются по настоящему учениками, то есть они не владеют приёмами учения, не справляются даже с малейшими трудностями. Поэтому очень важно оказывать детям своевременную помощь и одновременно побуждать их к самостоятельности. Если ребёнок понял, как выполнять задание, ему хочется сделать его самостоятельно. Но пока нет навыка, действия его неумелые и медленные. Учителя допускают ошибку, если будут излишне опекать ребят, не разрешая «пробовать и ошибаться».

Учитель берёт на себя руководство полноценным развитием ребёнка. Обучая, удовлетворяя пытливый ум, расширяя интересы детей, одновременно вырабатывает их характер, силу воли настойчивость.

С первых дней следует обучать первоклассника взаимопомощи, сопереживанию, предотвращать равнодушие и эгоизм. Так в ходе обучения первоклассники приобретут нравственные основы общения со сверстниками и взрослыми.

В условиях безотметочного обучения труднее осуществлять контроль и оценку учебной работы. Поэтому важно с первых дней разработать приёмы проверки качества усвоения знаний, основанные на выявлении уровней продвижения каждого ученика, не сравнивая разных учеников друг с другом. Учителя в первом классе не просто учат читать, писать, считать, решать задачи, а формируют основы полноценной учебно-познавательной деятельности ребёнка, учат учиться!

Сообщение подготовила учитель начальных классов

Семёнова Валентина Михайловна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления" родительское собрание

Психолого-педагогическая служба. Родительское собрание для родителей 4-классников по теме "Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления".Цель проведения: формирование у родителей ...

Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления.

План родительского собрания в конце 4 класса и презентация к нему. Рекомендации родителям....

Родительское собрание "Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления".

Цель: формирование у родителей представлений о причинах трудностей адаптационного периода.Задачи - проанализировать ожидания детей от перехода в среднее звено; наметить пути взаимодействия педаг...

Родительское собрание на тему: «Трудности адаптационного периода в пятом классе и пути их преодоления»

В данном материале представлены трудности перехода учащихся в 5 класс и пути их преодоления....

Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути его преодоления.

Презентация для родительского собрания в конце 4 класса обучения в начальной школе....

Адаптационный период у первоклассников

Данный материал позволяет познакомится с картой -характеристикой основной готовности к началу школьного обучения ,рассмотреть этапы адаптации первоклассников....

Родительское собрание на тему: "Проблемы адаптационного периода будущих первоклассников"

Данная разработка поможет учителю провести родительское собрание на тему: "Проблемы адаптационного периода будущих первоклассников"....