Рабочая программа "Школа будущих первоклассников"
рабочая программа
Программа представляет собой систему подготовки детей к обучению в школе, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, необходимые для успешного интеллектуального и социального развития детей, адаптации к школьному обучению. Отличительными особенностями программы предшкольного образования является то, что программа одновременно решает две задачи:
1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие и пр.);
2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.).
Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире. Это знание не является целью предшкольного образования; картина мира есть (в самом широком смысле) ориентировочная основа для адекватной деятельности человека в мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_budushch._pervoklassnika.docx | 139.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Школа будущего первоклассника»
Срок обучения: 6 месяцев
Составила: учитель начальных классов МБОУ-Кокинская СОШ
Логинова Олеся Игоревна
РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Направленность программы
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введение предшкольного образования детей 5,6 -7 лет. Для реализации этой задачи на базе МБОУ-Кокинская СОШ создана группа по подготовке детей к школе, разработана программа «Школа будущего первоклассника», которая ежегодно корректируется с учётом требований к дополнительным общеобразовательным программам. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Школа будущего первоклассника» носит социально-педагогическую направленность. Программа представляет собой систему подготовки детей к обучению в школе, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, необходимые для успешного интеллектуального и социального развития детей, адаптации к школьному обучению.
1.2. Актуальность программы:
- необходимость создания образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей;
- разрыв между системой дошкольного и школьного образования (возрастание явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению);
- возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, самоактуализации (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с социальной и межличностной тревожностью, с низким социометрическим статусом);
- социальный запрос родителей и школы.
1.3. Отличительные особенности программы
Отличительными особенностями программы предшкольного образования является то, что программа одновременно решает две задачи:
1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие и пр.);
2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.).
Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире. Это знание не является целью предшкольного образования; картина мира есть (в самом широком смысле) ориентировочная основа для адекватной деятельности человека в мире.
1.4. Адресат программы
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения с учётом запросов родителей и интересов школьников, ориентирована на детей в возрасте от 5,6 до 7 лет.
Примерный портрет будущего первоклассника
I. Социальное развитие
1. Ребёнок спокойно идёт на контакт с взрослыми и сверстниками.
2. Общается со сверстниками, знает правила общения.
3. Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.
4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.
5. Хорошо адаптируется к новой обстановке.
6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.
7. Не избегает общения.
II. Речевое развитие
1. Ребёнок правильно произносит звуки.
2. Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
3. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.
5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.
6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.
7. Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).
III. Развитие движений и пространственная ориентация
1. Ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой, ложкой, одевается, раздевается.
2. В сохранении равновесия движения координированы и ловки.
3. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).
4. Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.
5. Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.
6. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).
IV. Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации
1. Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.
2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.
3. Различает расположение фигур (над, под, на, за, перед, возле, сверху, снизу и т.п.).
4. Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.
5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.
6. Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.
7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.
V. Здоровье
1. Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).
2. Не подвержен тяжёлым и хроническим заболеваниям.
3. Спокоен, усидчив, нераздражителен.
4. Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи).
5. Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества).
6. В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание).
7. В речи нет выраженных задержек в развитии.
VI. Развитие внимания и памяти.
1. Ребёнок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).
2. Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.
3. Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.
4. Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.
5. Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.
6. Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.
7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.
У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
1.5. Объём программы, формы обучения и виды занятий, срок освоения, режим занятий
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника» предлагает годичную систему адаптационных занятий. Занятия проводятся в течение 6 месяцев (с октября по апрель каждого учебного года). Возраст детей 5,6 – 7 лет. Занятия проводятся на базе МБОУ-Кокинская СОШ.
Режим работы – 1 раз в неделю (суббота), по 2 занятия в день
Продолжительность занятий 30 минут, с 10-минутным перерывом между занятиями. Программа рассчитана на 26 недель. Общее количество занятий в год – 52.
№ | Название курса | Количество занятий в неделю | Количество занятий в год |
1 | Введение в математику | 1 | 26 |
2 | Интегрированный курс обучение грамоте/ развитие речи | 1 | 26 |
Итого | 2 | 52 |
Форма занятий - очная. Занятия строятся в занимательной игровой форме.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.Обучение детей навыкам учебного сотрудничества, приемам самооценивания и
взаимооценивания выполняемой работы для успешной адаптации в школьном обучении.
2.Формирование у детей качеств школьной зрелости (школьно-значимых функций), для
успешного усвоения обучающих программ начального общего образования.
Основные задачи:
Обучающие:
-формирование у ребенка необходимых для начала обучения в школе знаний, умений и навыков;
-пробуждение у ребенка любознательности, исследовательских интересов и формирование на этой основе умения учиться;
Развивающие:
-развитие личности ребенка;
-выявление и развитие у детей творческих способностей;
-развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков;
Воспитательные:
-психологическая подготовка ребенка к последующему школьному обучению;
-воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы;
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Развитие и совершенствование устной речи. Расширять, обогащать и активизировать словарный запас детей; формировать грамматический строй речи ребенка; совершенствовать навыки устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.); создавать речевые высказывания различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? И т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).
Подготовка к чтению. Развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов).
Текст, предложение, слово – средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Определение темы и цели высказывания с помощью вопросов типа: о чём, о ком сообщается, спрашивается?
Слово, слог, ударение. Наблюдение над значениями слов и их звуковой структурой. Деление слов на слоги, слогов на звуки. Ударение в слове (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове).
Использование графических опор-схем для слогового анализа слов типа мама, роза, аист и т.п.
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки речи. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
№ занятий | Темы занятий | Кол- во часов |
1. | Речь устная и письменная. Буквы – знаки звуков. | 1 |
2. | Семья. Составление рассказа о своей семье. Разучивание стихотворения С.Михалкова «Песенка друзей». | 1 |
3. | Представление о слове. (Слово и предмет. Тематические группы слов). Расширение словаря (антонимы, существительные во множественном числе). | 1 |
4. | Упражнение в словообразовании. Упражнение в подборе рифмы. Вежливые слова. | 1 |
5. | Слова, обозначающие один, несколько предметов. Заучивание считалок. | 1 |
6. | Времена года. Заучивание стихотворений, загадок о временах года. | 1 |
7. | Слова, обозначающие предметы, признаки, действия. Мир животных. Игра-сказка «Теремок». | 1 |
8. | Слова с близким значением. Домашние животные. Описание домашних животных по картинке (по плану). | 1 |
9. | Слова с противоположным значением. Зима. Составление рассказа по сюжетным картинкам «Зимние забавы». | 1 |
10. | Многозначные слова. Родственные слова. Разучить стихотворение о зиме. | 1 |
11. | Поиграем в слова (обобщения). «Будь внимателен к природе». Разучить стихотворение А.Яшина «Покормите птиц». | 1 |
12. | Звуковая структура слова. Гласные и согласные звуки. (Введение терминов. Отработка действий различения гласных и согласных звуков. Способ фиксации гласных звуков в схеме слова). Игра «Назови звук». | 1 |
13. | Выбери девочку, мальчика. Развитие произвольности внимания, наблюдательности, воображения, речи. | 1 |
14. | Дикие животные. Составление загадок о животных. Рассказывание стихов руками. «Котята». | 1 |
15. | Занятие по теме: «Зима». Конструирование снеговика. Развитие воображения и навыка описания. Игра «Живые скульптуры». | 1 |
16. | Звуковая структура слова. Интонирование звука в слове. Выделение первого и последнего звука. Игра «Подбери слова на заданный звук». Пересказ рассказа В. Сутеева «Три котёнка» (по серии сюжетных картинок). | 1 |
17. | Звуковая структура слова. Анализ звукового состава слова по схеме. Игра «Угадай слово». Составление рассказа «Лена и щенок» (по серии сюжетных картинок). | 1 |
18. | Занятие по теме: «Игры на детской площадке». Словарная работа. Подвижные игры с буквами – «Ловушка», «Совушка». | 1 |
19. | Отработка действия выделения всех звуков в слове. Пересказ сказки «Заячья избушка». | 1 |
20. | Упражнения в построении модели слов. Преобразование слов. Расширение словаря (синонимы, родственные слова). Сочинение сказки «Приключения зайца» (по плану). | 1 |
21. | Упражнения в построении модели слов. Разучивание детских песенок. Рассказывание стихов руками. «Гусеница». | 1 |
22. | Слоговая структура. Способы слогоделения. Пересказ сказки «Колобок». | 1 |
23. | Слогоделение. Составление слов из слогов. Игра «Продолжи сказку». Пересказ сказки «Маша и медведь» (по иллюстрациям). | 1 |
24. | Ударение. Упражнения в выделении ударного слога в слове, в построении звуковой модели слова. Разучивание скороговорок. | 1 |
25. | Предложение. (Представление о предложении). Заучивание стихотворения Е.Благининой «Считалочка». Составить рассказ по сюжетным картинкам «Страшный зверь». | 1 |
26. | Предложение. Схема предложения. Конструирование предложений. Рассказ «Умелые руки» по В.Сутееву. Анализ, подробный пересказ. | 1 |
ИТОГО: | 26 |
Планируемые предметные результаты:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно и т. д.;
— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
— оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
— использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не перебивать говорящего;
— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
— правильно произносить все звуки;
— отчетливо и ясно произносить слова;
— выделять из слов звуки;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила.
3.2 Подготовка к обучению грамоте (письму). Готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с гигиеническими требованиями к посадке ученика, положению рук, тетради, ручке при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМУ)
№ занятий | Темы занятий | Кол-во часов |
1. | Знакомство с детьми, знакомство детей друг с другом. Игра «Кто за кем?». Ориентирование на плоскости (наверху, внизу, слева, справа, перед, за, между, рядом). Составление различных композиций из геометрических фигур. | 1 |
2. | Знакомство с рабочим местом, умением правильно держать карандаш, правильно сидеть при письме, правильно пользоваться тетрадкой. Знакомство с трафаретной линейкой. Штриховка геометрических фигур. | 1 |
3. | Ориентирование на плоскости. Обведение по контуру знакомых фигур. Деление фигур на одинаковые отрезки. Игра с пальчиками. Раскрашивание (или штриховка) контурных изображений овальных шаров. Рисование дождя. | 1 |
4. | Трафаретная линейка. Развитие воображения «На что похожи элементы?». Штриховка элементов. | 1 |
5. | Штриховка слева направо. Рисование на арбузах черных полосок. Раскрашивание арбузов зеленым карандашом. Обведение и раскрашивание контурных изображений больших бусин – красным, средних – желтым, а маленьких – зеленым карандашом. Штриховка сверху вниз. Обведение по контуру вишенки красным карандашом. Штриховка вишенки. Рисование на зонтике разноцветных горошин. Штриховка волнистыми линиями. | 1 |
6. | Составление и штриховка уточки. Составление рассказа. Введение элементов букв по трафарету. | 1 |
7. | Раскрашивание рыбок. Рисование полосок на мяче. Штриховка петлями. Обведение линий простым карандашом. | 1 |
8. | Построение гусеницы. Задания на логическое мышление. Штриховка по трафарету элементов букв. | 1 |
9. | Штриховка слева направо и сверху вниз контурных изображений овощей. Загадки об овощах. Штриховка крючками. .Штриховка белочки коричневым карандашом (сверху вниз). Письмо спиралью. | 1 |
10. | Построение цветочка. Развитие логического мышления, памяти. Штриховка по трафарету элементами букв. Упражнение на развитие тактильной памяти, то есть ощущения букв. Игра «Чудесный мешочек». | 1 |
11. | Построение облаков. Развитие воображения. Игра «Волшебные превращения». Развитие выразительности движений. Штриховка по трафарету элементами | 1 |
12. | Ориентировка в пространстве – движение в заданном направлении (вперед, назад, вверх – вниз, направо – налево). .Штриховка в разных направлениях. Штриховка петлями. Рисование разноцветных квадратиков на салфетке. | 1 |
13. | Игра «Где мое место?» (Построение в ряд в соответствии с порядковыми номерами.) Штриховка в разных направлениях. Рисование треугольников на платочке. Обведение фигур в калейдоскопе. Раскрашивание светофора. | 1 |
14. | Выбери девочку, мальчика. Развитие произвольности внимания, наблюдательности, воображения, речи. Штриховка по трафарету элементами букв. | 1 |
15. | Игра «Назови соседей». .Штриховка контурных изображений правой и левой перчаток (слева направо). .Рисование треугольников на крокодиле. Раскраска звездочек. | 1 |
16. | Занятие по теме: «Зима». Конструирование снеговика. Развитие воображения и навыка описания. Игра «Живые скульптуры». | 1 |
17. | Занятие по теме: «На чём люди путешествуют». Расширение словарного запаса по данной теме. | 1 |
18. | Занятие по теме: «Игры на детской площадке». Словарная работа. Подвижные игры с буквами – «Ловушка», «Совушка». | 1 |
19. | Построение и штриховка по теме: «Удивительный огород». Формирование навыка сравнения предметов, имеющих общее сходство (репа, редиска, свёкла, лук, чеснок), придумывание, описание и рисование необычных растений, используя приём «фантастическое сложение», расширение словарного запаса. | 1 |
20. | Занятие по теме: «Мост дружбы». Словарная работа, придумывание различных историй об «оживших» предметах, применение приёма «оживления». Конструирование: додумай образ из квадрата. | 1 |
21. | Занятие по теме: «Встреча на мосту дружбы». Построение и штриховка голубя. Расширение словаря (синонимы, родственные слова). | 1 |
22. | Построение и штриховка «Цветы в вазе». Словарная работа по теме. | 1 |
23. | Занятие по теме: «Забавы детей». Построение и штриховка. | 1 |
24 – 25. | Построение и штриховка. Словарная работа: паровоз, электровоз, перрон, вокзал, пассажир, машинист, вагон, багаж. В путешествие отправляются вырезанные буквы. | 1 |
26. | Занятие по теме: «Школа зверей». Словарная работа. Построение и штриховка медведя, белочки, оленя, композиции «Лесная школа». Итоговый тест. | 1 |
ИТОГО: | 26 |
Планируемые предметные результаты:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно и т. д.;
— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
— оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
— использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не перебивать говорящего;
— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— ориентироваться на странице тетради.
3.3 Развитие элементов логического мышления и элементарных математических представлений. Ознакомление с пространственными и временными отношениями
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Главные цели курса математики подготовительного периода – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (цифры и числа от 0 до 9, число 10, счёт десятками, основные свойства чисел натурального ряда; равенство, конкретный смысл арифметических действий сложение и вычитание и их обозначение: знаки «+», « – », «= »); геометрическая (пространственные отношения, простейшие геометрические фигуры и их прообразы в окружающем мире, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве объектов и простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.); содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и создаёт условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается метод практический действий, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения на действиях с предметами, предметными картинками, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. д.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью. Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Признаки (свойства) предметов. Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Пространственные отношения. Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.).
Временные представления. Раньше – позже, вчера, сегодня, завтра.
Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10. Счёт предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же) путём составления пар из элементов двух групп для определения отношения, в котором находятся эти группы.
Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел. Моделирование цифр из линейных элементов (счётных палочек).
Счёт в прямом и обратном порядке. Порядковый счёт, его отличие от счёта количественного.
Десяток. Счёт десятками.
Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», « – »).
Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.
Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал.
Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами).
Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырёхугольник, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга.
Содержательно-логические задания на развитие:
внимания (простейшие лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры «Веселый счёт», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы», «Исправь ошибку» и др.);
воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую);
памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала);
мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО МАТЕМАТИКЕ
№ занятий | Темы занятий | Кол-во часов |
1. | Прямой и обратный счет. Знакомство с понятиями: «больше, меньше, столько же», «длиннее - короче», «выше - ниже». | 1 |
2. | Пространственные представления , пространственные изменения (слева, справа, рядом, около). Целостное восприятие предмета. | 1 |
3. | Сравнивание предметов по величине (большой, маленький, равный по величине). Порядковые числительные (первый, второй и т.д.). | 1 |
4. | Сравнивание предметов по количеству (сколько всего? чего больше? на сколько больше? ). Части и целое. | 1 |
5. | Сравнивание геометрических фигур по количеству углов и сторон. Ориентировка в пространстве. | 1 |
6. | Свойства предметов. Истинные и ложные высказывания. | 1 |
7. | Натуральный ряд чисел. Сравнение окружающих предметов по размеру и цвету. Ориентировка в пространстве (спереди-сзади). | 1 |
8. | Счёт предметов. Сравнение окружающих предметов по форме. Ориентировка в пространстве (верх-низ). | 1 |
9. | Количественный счёт предметов. Сравнение предметов по нескольким признакам. Ориентировка в пространстве (справа-слева) | 1 |
10. | Количественный счёт предметов. Сравнение предметов по нескольким признакам. Ориентировка в пространстве (справа-слева) | 1 |
11. | Сравнение групп предметов разными способами. Ориентировка в пространстве и времени (перед-после, раньше-позже, вчера, сегодня, завтра). | 1 |
12. | Порядковый счёт. Порядковые отношения «перед», «между», «за». | 1 |
13. | Порядковый счёт. Порядковое значение числа. Операции над множествами. | 1 |
14. | Количественный и порядковый счёт. Операции над множествами. Отрезок. | 1 |
15. | Число и цифра 1. Закрепление представлений о круге. Составление композиций из кругов. | 1 |
16. | Число и цифра 2. Состав числа 2. Предыдущее и последующее число. | 1 |
17. | Число и цифра 3. Состав числа 3. Понимание отношений между числами натурального ряда. Треугольник. Составление композиции из треугольников. | 1 |
18. | Число и цифра 4. Сравнение чисел на основе места в натуральном ряду. Прямоугольник. Конструирование геометрических фигур. | 1 |
19. | Число и цифра 4. Состав числа 4. Прибавление и вычитание на основе действий с предметной наглядностью. Квадрат. Составление композиций из геометрических фигур. | 1 |
20. | Число и цифра 5. Состав числа 5. Сравнение чисел. Знакомство со знаками «+», «-» и «=» | 1 |
21. | Сложение и вычитание. Видоизменение геометрических фигур. | 1 |
22. | Число и цифра 6.Состав числа 6. Действия с числами (на основе наглядности). Подготовка к решению задач. | 1 |
23. | Число и цифра 7. Состав числа 7. Решение задач на нахождение суммы (на основе наглядности). Группировка предметов по форме. | 1 |
24. | Число и цифра 8. Состав числа 8. Решение задач на нахождение остатка (на наглядной основе). | 1 |
25. | Число и цифра 9. Состав числа 9. Решение задач. Анализ, составление композиций из геометрических фигур. | 1 |
26. | Число 10. Состав числа 10. Закрепление и систематизация математических представлений. Итоговый тест . | 1 |
ИТОГО: | 26 |
Планируемые предметные результаты:
— ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т.д.);
— определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т.д.);
— сравнивать предметы по длине;
— называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
— сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);
— определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;
— объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действийсложение и вычитание;
— различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире;
— воспринимать учебно-познавательную задачу и способы её решения.
4. Планируемый результат
Развитие потенциальных возможностей ребёнка посредством овладения им УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования.
В соответствии с этим ещё одной не менее важной целью программы «Школа будущего первоклассника» является создание предпосылок к школьному обучению. Перечень УУД, предпосылки, которых можно формировать в дошкольном возрасте.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Самостоятельный выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения. Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я-концепции и самооценки при подготовке в обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
В результате занятий по программе «Школа будущего первоклассника» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты (прописаны в изучаемых курсах данной программы).
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свою фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Раздел II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.Календарный учебный график
Продолжительность учебного года:
Количество часов в неделю | Количество часов в месяц | Количество часов в год | Консультация родителей (за год) |
2 часа | 8 часов | 52 часа | 52 часа |
«Школа будущего первоклассника» работает по следующему режиму по субботам (1 раз в неделю) с 9-00 часов до 11.30 часов
Период обучения с октября по апрель
Структура занятия:
Ритуал приветствия
Разминка
Рефлексия прошлого занятия
Основное содержание
Рефлексия прошедшего занятия
Ритуал прощания
Каждое занятие включает динамические паузы, проведение пальчиковой гимнастики. Занятия проводятся по расписанию. После завершения занятий проводится консультация для родителей.
Расписание занятий:
1 урок: 9.00 – 9.30 – развитие сенсорных способностей (1 группа)
2 урок: 9.40 – 10.10 – обучение грамоте
3 урок: 10.20 – 10.50 – математика/ развитие речи
4 урок: 11.00 – 11.30– развитие сенсорных способностей (2 группа)
Детям, обучающимся в «Школе будущего первоклассника», предлагается учебный план, который содержит:
- интегрированный курс обучение грамоте/развитие речи
2. введение в математику.
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В «Школу будущего первоклассника» принимаются дети с 5,6 лет без предъявления специальных требований. Зачисление производится по заявлению родителей, лиц их заменяющих. Классные комнаты оборудованы согласно требованиям Сан ПиНа
Реализация программы проводится в соответствии с основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучение, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.
Основные принципы работы педагогов при реализации программы:
-уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
-комплексный подход при разработке занятий;
-систематичность и последовательность занятий;
-вариативность содержания и форм приведения занятий;
-наглядность;
-адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
-постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно- значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
-индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
-повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции;
-учет возрастных и индивидуальных особенностей;
-практическая направленность;
-занимательность;
-наглядность.
Основная дидактическая идея:
-развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Комплексно – игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом (учителем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью и др.
Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.
2.3 Материально-техническое обеспечение реализации программы.
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в «Школе будущего первоклассника». Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);
2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор ). Наряду с принципом наглядности важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым дети осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у дошкольников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков счёта, осознанное усвоение изучаемого материала. Предусматривается проведение значительного числа предметных действий, обеспечивающих мотивацию, развитие внимания и памяти старших дошкольников. Исходя из этого, второе важное требование к оснащенности процесса подготовки дошкольников к обучению в школе заключается в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал (разрезные карточки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел, счетные палочки).
2.4 Методическое обеспечение
- Алфавит в картинках.
- Демонстрационный и раздаточный материал.
- Зуева Л.Н., Костылев Н.Ю., Соломенко О.П. Занимательные упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста. Астрель – АСТ
- Интернет - ресурсы
- Презентации к занятиям по математике.
- Презентации к занятиям по обучению грамоте.
- Презентации к занятиям по развитию речи.
- Федосова Н.А. , Игнатьева Т.В. Развитие речи. Дополнительный материал. Сказки, рассказы, стихи для чтения детям.
- Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом упражнений по развитию речи и фонематического слуха.
- Электронные образовательные ресурсы («Математика для малышей», «Состав чисел от 2 до 10», «Обучение грамоте для дошкольников» и др.).
- Электронные образовательные ресурсы («Математика для малышей», «Состав чисел от 2 до 10», «Развитие речи для дошкольников», и другие).
Приложения.
Приложение №1
Тест школьной зрелости
Дата проведения: апрель текущего года.
Время проведения: 20 минут.
Цель проведения: оценка уровня интеллектуального развития старшего дошкольника.
Методика проведения: учитель индивидуально общается с дошкольником, предлагая ему ответить на вопросы и выполнить задания.
- Назови свои фамилию, имя, детский сад, который посещаешь.
- Какое животное больше: лошадь или собака?
- Что раньше: обед или завтрак?
- Днем светло, а ночью?
- Утром мы завтракаем, а днем?
- Яблоки, груши, персики – что это?
- Найди лишнее в ряду: береза, портфель, дуб, осина. Объясни свой выбор.
- Скажи одним словом: Москва, Рязань, Киев – это ___________ .
- В каком городе ты живешь?
10. Какие ты знаешь транспортные средства?
11. Маленькая корова – это теленок, маленький кот – _________, маленькая собака - _________.
12. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Почему?
13. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Назови два признака.
14. Футбол, прыжок в высоту, теннис – что это?
15. Зачем люди занимаются спортом?
16. Чем отличается старый человек от молодого?
17. Почему плохо, когда кто-нибудь не хочет работать?
18. От какого животного получают молоко?
19. Назови по порядку дни недели.
20. Назови по порядку времена года.
21. Разбей на группы и объясни (предлагаются картинки): ручка, пенал, портфель, линейка, дятел, воробей, ворона, голубь.
22. Произнеси слово утка. Сколько в нем слогов? Назови первый и последний звук в этом слове.
23. Подбери по три слова на буквы А, Н.
24. Какое слово длиннее: веревка или река?
25. Составь предложение по картинке (предлагается сюжетная картинка). Сколько слов в этом предложении?
26. Сосчитай до 10, называя одно число тихо, другое – громко, по очереди. Сосчитай от 10 до 1.
27. Убери несколько предметов, чтобы осталось 4 (предлагается, например, 7 предметов).
28.Какие числа стоят между числами 3 и 5? 4 и 6?
29. Хочешь ли ты идти в школу? Почему?
Критерии оценки теста:
Высокий уровень школьной зрелости – дошкольник дал верные и полные ответы на 23 – 29 вопросов.
Средний уровень школьной зрелости – дошкольник ответил на 17 - 23 вопроса.
Низкий уровень школьной зрелости – дошкольник ответил менее чем на 16 вопросов.
Приложение №2
Проверочная работа
Дата проведения: апрель текущего года.
Время проведения: 25 минут.
Цель проведения: оценка достижения планируемых результатов.
Методика проведения: работа проводится со всей группой дошкольников одновременно; каждое задание озвучивает учитель и дает время на выполнение.
№1. Планируемый результат: продолжать заданную закономерность.
Умение, характеризующее достижение этого результата: составлять и продолжать последовательность на основе установленного правила.
№2. Планируемый результат: соотносить число предметов и цифру.
Умения, характеризующее достижение этого результата: вести счет предметов в пределах 10, знать арабские цифры, соотносить число предметов и цифру.
№ 3. Планируемый результат: сравнивать группы предметов на основе составления пар.
Умения, характеризующее достижение этого результата: вести счет предметов в пределах 10, распознавать понятия «больше», «меньше», «столько же».
№ 4. Планируемый результат: распознавать известные геометрические фигуры (по цвету, форме), ориентироваться на листе бумаги.
Умения, характеризующее достижение этого результата: знать геометрические фигуры, знать цвета, изображать простейшие геометрические фигуры «от руки», знать пространственные отношения, ориентироваться на листе бумаги,
№ 5. Планируемый результат: аккуратно выполнять штриховку.
Умения, характеризующее достижение этого результата: правильно держать карандаш, аккуратно выполнять обведение по контуру и штриховку в различных направлениях.
№1. Продолжи ряд.
/ ∙ // ∙ ∙ / ∙ ∙ ∙ ____________________________________________________________________
12 21 _______________________________________________________________________
№2. Соедини линией.
№3. Нарисуй в нижнем ряду предметов больше, чем в верхнем.
Нарисуй в нижнем ряду предметов меньше, чем в верхнем.
Нарисуй в нижнем ряду предметов столько же, сколько в верхнем.
№ 4. Составь узор.
- закрась кружок красным цветом;
- сверху нарисуй красный квадрат;
- справа от квадрата – желтый треугольник;
- под треугольником нарисуй зеленый круг;
- слева от красного круга нарисуй синий треугольник.
№ 5. Выполни штриховку.
Критерии оценивания работы:
Высокий уровень достижения планируемых результатов – выполнено 100% работы.
Средний уровень достижения планируемых результатов – 50% и более.
Низкий уровень достижения планируемых результатов – менее 50%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников
Пояснительная запискаРабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего ...
Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников
Рабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго п...
Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"
В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...
Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.
Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников "Готовим будущего первоклассника!"
Родительское собрание...
Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"
Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...
Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"
Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут для ребенка в семье, в детском саду, в школе....