Адаптация первоклассника
статья
Предварительный просмотр:
«Адаптация первоклассника»
Первый учебный год является новым этапом в жизни ребёнка. Сменяется коллектив, привычная обстановка, обязанности, к которым нужно адаптироваться. В первый год школы ребёнку требуется максимальное участие родителей, их помощь в адаптации и конечно же поддержка. Поэтому можно сказать, что этот период сложен как для родителей, так и для ребёнка.
Адаптация в школе – это процесс привыкание к новым условиям в школе, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Составляющими данного процесса являются физиологическая адаптация и психологическая адаптация.
Психологическая готовность ребёнка заключается в том, что первоклассник с радостью ходит в школу, не сопротивляется, с радостью делится с родителями школьными событиям, спокойно выполняет домашнее задание. Но зачастую бывают случаи, когда у ребёнка противоположное отношение к школе. В этой ситуации родителям надо оказать поддержку ребёнку, чаще хвалить его, радоваться за его малейшие достижения. Родителям необходимо меньше критиковать первоклассника, чтобы он не замыкался в себе, и его самооценка не понижалась. Если он с чем-то не справляется, то нужно показать ребёнку, что ошибки – это нормально, ведь именно благодаря ошибкам можно понять как делать правильно. Основа психологической адаптации – благоприятная, доброжелательная и спокойная атмосфера в семье.
Физиологическая адаптация заключается в восприятии стресса, которому подвергнулся организм ребёнка в связи с новой обстановкой. Для того, чтобы предотвратить негативные последствия необходимо сформировать режим дня ребёнка. Режим дня поможет правильно чередовать различные виды деятельности, нормализует питание и сон. Во время выполнения домашнего задания первокласснику нужно делать перерывы в виде физкультминутки.
Особенности адаптации первоклассника:
-повышенная капризность;
-раздражительность;
-склонность к быстрой утомляемости.
Всё это связано с приобретением новой социальной роли – ученик, а также с новыми обязанностями. Вместо размеренного дня в детском садике ребёнок должен сидеть за партой 45 минут, концентрировать своё внимание. Основной трудностью для первоклассника является новый коллектив и нового наставника в виде учителя. В связи с этим период адаптации первоклассников может длиться от двух недель до нескольких месяцев, в некоторых случаях дольше. Всё зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, а также от следующих факторов:
-специфика школы;
-характер ребёнка;
-психологическая обстановка в семье и в классе;
-профессионализм педагога.
Конечно же основным фактором адаптации является атмосфера в семье. Чем спокойнее и дружелюбнее обстановка, тем быстрее ребёнок адаптируется к новым обстоятельствам.
Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить соблюдение таких условий:
-организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями;
-создание комфортных условий для общения;
-проведение оздоровительно-профилактической работы;
-организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к обычному распорядку;
-соблюдение санитарно-гигиенических требований;
-организация активного досуга во внеурочное время;
-формирование положительного отношения семьи к новой роли ученика;
-проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.
Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет профессиональный уровень педагогов.
В большинстве случаев адаптация первоклассников проходит успешно, поэтому ребёнок не испытывает дискомфорта при нахождении в школе. Но иногда возникают обстоятельства, когда возникают определённые трудности адаптации. Например, хроническая неуспеваемость, задержка логического и образного мышления, уход от деятельности, проявление лени.
Процесс адаптация достаточно сложный и требует контроля. Разрабатываются определённые программы адаптации первоклассников, который включает различные мероприятия, среди которых:
-диагностика;
-адаптационные занятия с детьми;
-работа с родителями.
Диагностика направлена на выявление трудностей, с которыми первоклассник столкнулся в школе. Диагностика может быть проведена при помощи следующих методик:
-Анкетирование родителей.
-Тесты на изучение уровня умственного развития первоклассников.
-Методика Т.А. Нежновой «Беседы о школе».
-Методика «Определение мотивов учения».
-Методика «Составление рассказа по картинке».
-Рисуночная методика «Что мне нравится в школе».
-Тест Тулуз-Пьерона.
-Методика определения готовности к обучению в школе Н.И. Гуткиной «Домики».
-Методика «Градусник».
-Методика «Краски».
-Методика «Солнце, тучка, дождик».
После определения проблем адаптации проводятся коллективные или индивидуальных занятия, которые направлены на преодоление проблем. Мероприятия подразделяются на две группы:
-общеклассные (для знакомства друг с другом, правилами поведения в школе и т.д.);
-групповые, индивидуальные (проводятся для детей, у которых определенные проблемы в адаптации).
Одним из основных элементов адаптации является работа с родителями, которая направлена на повышение педагогической образованности. С этой целью проводятся родительские собрания, в частных случаях проводятся индивидуальные консультации.
Эффективность адаптации приводит к ускорению процесса обучения, к овладению новой социальной ролью, а также к снижению уровня стресса первоклассника при столкновении с новыми обстоятельствами. В данной ситуации необходима поддержка родителей для гармоничного развития личности ребёнка и его адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»
В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников и их родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.
1 Виды адаптации.2Признаки плохой адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления
Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...
Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...
Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...
2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников
2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...
3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...