Роль метода наглядности в обучении младших школьников.
статья
Метода наглядности и его роль в обучении младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_metoda_naglyadnosti_v_obuchenii_mladshih_shkolnikov.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль метода наглядности в обучении младших школьников.
При поступлении в школу ребенок сталкивается со следующими проблемами:
В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.
В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок, строгая дисциплина и определённая школьная форма.
Дети попадают в более строгую систему требований к ним.
Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности.
В своей статье хочу обратить внимание на последний из этих пунктов.
Что делать, если ребенок в садике был активен и с удовольствием ходил на занятия, а в школе, где кроме игровой формы обучения, мы используем еще и учебно-познавательную деятельность, он стал пассивен.
Почему детям на уроке не всегда интересно?
Как же поступить учителю, чтобы уроки увлекали детей?
Есть различные методы, которые помогли мне, как учителю, разрешить эту проблему:
-словесный метод (источником знания является устное или печатное слово — это объяснение, беседа, рассказ);
- наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
- практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Особое внимание в своей работе с детьми я уделяю наглядному методу обучения.
Наглядные методы обучения - это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.
В процессе обучения данный метод для меня стал своеобразным фундаментом обучения. Использование метода наглядности на уроках даёт возможность решить следующие задачи:
- управлять и удерживать внимание младших школьников;
- развивать память, мышление и воображение младших школьников;
- превратить процесс обучения в мотивированный;
- сделать учебную деятельность более активной;
Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. На своих уроках я активно использую с этой целью экранные технические средства.
Наглядные методы обучения условно можно разделить на две группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Необходимо соблюдать следующие условия для эффективного использования наглядного метода:
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Но не следует забывать о том, что чрезмерное использование наглядных средств можно получить и отрицательный результат. Внимание школьников будет отвлечено от основного материала и это место в памяти займет анализ увиденных пособий.
Можно сделать вывод, что успех работы учителя в современных условиях заключается в умении сочетать теоретические знания с различными способами их трансляции. Средства наглядности в моей работе позволяют достичь более высоких результатов в процессе обучения младших школьников.
Список литературы
1.Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству/ Н.В. Кухарев. –М.: Педагогика, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые методы коррекции трудностей обучения младших школьников
Методические материалы психолого-педагогического семинара "Игровые способы коррекции трудностей обучения младших школьников с ЗПР" содержат подробный план проведения семинара и презентацию....
Родительское собрание на тему: "Роль общения в процессе обучения младшего школьника"
Данный материал был разработан и проведено собрание родителей в целях повышения мотивации учения детей младшего школьного возраста и создания положительного эмоционального климата в семье и школе....
Современные методы индивидуализации в обучении младших школьников.
Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т.д. В начальной школе индивидуальные различия особенно ...
Разработка родительского собрания на тему: "Роль домашнего задания в обучении младших школьников"
Разработка родительского собрания для родителей 2-го класса п о теме:"Роль домашнего задания в обучении младших школьников" с красочной презентацией познакомит с нормами САН ПИ к объему домашней работ...
Значение средств наглядности при обучении младших школьников
Значение средств наглядности при обучении младших школьников....
Cтатья " Роль метода наглядности в обучении младших школьников"
В данной статье рассматривается роль метода наглядности в обучении младших школьников. Также описываются методические приемы, с помощью которых учитель может успешно...
Выступление на ШМО на тему: "Роль игровой деятельности в обучении младших школьников"
Выступление знакомит с условиями применения игры в начальной школе, её видами, способами формирования положительных качеств у младших школьников....