ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
рабочая программа (4 класс)
Программы внеурочной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Мир деятельности»
4 класс
2021-2022 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир деятельности» социального направления составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
Курс «Мир деятельности» предназначен, прежде всего, для учителей начальной школы, реализующих ФГОС он сопровождает и дополняет работу учителя в технологии деятельностного метода по авторскому курсу математики «Учусь учиться».
На изучение программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Планируемые результаты
Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).
Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»), состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.
В соответствии с целями надпредметного курса «Мир деятельности», система диагностики результатов его изучения направлена на выявление уровня освоения каждым учеником и классом в целом формируемых в данном курсе УУД.
В процессе преподавания курса «Мир деятельности» используется разработанный комплексный мониторинг результатов обучения, основными целями которого являются:
1) определение уровня сформированности метапредметных знаний на основе курса «Мир деятельности» и связанных с ними метапредметных умений каждого ученика;
2) составление плана коррекционной работы как для каждого ученика индивидуально, так и для класса в целом.
Разработанный мониторинг включает в себя разные аспекты проявлений универсальных умений ребенка.
Прежде всего, это знания о способах выполнения универсальных действий, без которых, как отмечалось выше, надежное формирование любых умений невозможно. Поэтому, естественным образом, в систему мониторинга метапредметных умений мы включаем контроль знания детьми способов выполнения универсальных учебных действий.
Однако знание само по себе не гарантирует того, что ребенок сможет его применить. Поэтому детям предлагаются специально разработанные практические работы, где они должны проявить умение выполнять изученные УУД.
Вместе с тем, правильное выполнение одного практического задания может иметь случайный характер. Оценка будет более точной, если она коррелирует с систематическими наблюдениями учителя и родителей за соответствующими универсальными умениями детей. Поэтому в комплексный мониторинг включены и эти показатели.
Устойчивость личностных качеств, ценностных установок и метапредметных умений школьников значительно больше влияет на жизненный успех и развитие общества в целом, чем простые знания детей по предметам. Поэтому в систему комплексного мониторинга результатов обучения включены показатели уровня владения учителем ТДМ (насколько системно ученик тренирует свои деятельностные умения на предметных уроках), а также сами установки и принципы взаимодействия с ребенком, как учителя, так и родителей (насколько полученные детьми метапредметные знания и умения подкрепляются жизненной практикой).
При формировании у учащихся метапредметных умений и личностных качеств большое значение имеет также психологическое состояние детей. В соответствии с этим, в курсе «Мир деятельности» предложена комплексная диагностика сформированности УУД учащихся, которая включает в себя следующие процедуры:
тестирование учащихся – диагностика сформированности надпредметных знаний;
выполнение учащимися практической работы – диагностика сформированности надпредметных умений;
наблюдение педагога – диагностика сформированности надпредметных умений;
наблюдение родителей (анкета для родителей) – диагностика сформированности надпредметных умений;
анкетирование педагога (классного руководителя) – профессиональные установки педагога;
анкетирование родителя – установки и принципы взаимодействия родителей с ребенком;
психологическое исследование.
Основные требования к метапредметным результатам к концу
четвертого года обучения
Знать два основных этапа учебной деятельности и иметь представление об уточнённой структуре из 15 шагов. Уметь осознанно осуществлять данные шаги при открытии нового знания под руководством учителя, приобрести опыт самооценки выполнения этих шагов.
Иметь представление о правилах мотивации себя к учебной деятельности, опыт их выполнения.
Иметь представление об основных областях применения знания в науке и жизни, опыт установления связей между новым и имеющимися знаниями по предмету, опыт выявления межпредметных связей и возможностей применения нового знания в различных жизненных ситуациях.
Знать алгоритм подведения итога работы собственной учебной деятельности, уметь его выполнять.
Знать два основных этапа коррекционной деятельности и иметь представление об уточнённой структуре из 15 шагов коррекционной деятельности на уроке рефлексии. Приобрести опыт осознанного осуществления данных шагов при коррекции своих затруднений под руководством учителя, а также опыт самооценки выполнения этих шагов.
Знать алгоритм самостоятельного выполнения задания, уметь его применять.
Иметь представление о проекте и проектной деятельности, уметь выполнять основные этапы проектирования под руководством учителя.
Знать основные правила сотрудничества, приобрести опыт их применения в совместной работе со сверстниками.
Знать основные правила ведения дискуссии, приобрести опыт их применения, уметь строить дискуссию со сверстниками.
Иметь представление о правилах поведения «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Иметь представление о правилах поведения «организатора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Иметь представление о цивилизованном способе выхода из конфликтной ситуации в ходе общения, понимать способ создания договоренностей и приобрести опыт его применения.
Иметь представление о способе поиска информации, приобрести опыт его применения.
Знать основные правила подготовки пересказа текста, уметь их применять.
Иметь представление об алгоритме классификации объектов, приобрести опыт его применения.
Иметь представление о действии по аналогии, приобрести опыт его применения.
Иметь представление о саморазвитии как общемировой ценности жизни, приобрести позитивный опыт развития своей личности в выбранных направлениях.
Уметь принимать каждого ученика в коллективе как личность, терпимо и уважительно относиться к его качествам, поступкам и суждениям.
Иметь представление о качестве личности «самокритичность», которое помогает ученику успешно учиться: приобрести позитивный опыт его проявления в учебной деятельности.
Содержание тем учебного предмета
Организационно-рефлексивная линия (6 часов). В структуре учебной деятельности уточняются этапы мотивации к учебной деятельности, включения в систему знаний и рефлексии учебной деятельности. Особое внимание уделяется формированию умения строить и реализовывать проекты в урочной и внеурочной деятельности. Учащиеся знакомятся с основными этапами выполнения проекта и выясняют, что на уроках открытия нового знания они фактически выстраивают проект выхода из затруднения, возникающего при выполнении пробного действия; также учатся пользоваться построенным алгоритмом во внеурочной деятельности как индивидуально, так и в группах. Осуществляется подготовка к включению учащихся не только в проектную, но и в учебно-исследовательскую деятельность. Данное требование ФГОС будет реализовано в полной мере позднее в основной школе. Для всех вводимых понятий учащиеся строят соответствующие способы действий (правила, алгоритмы, …), а затем системно применяются их в ходе предметных уроков и во внеурочной деятельности.
Систематизируются знания о коррекционной деятельности. Ученики обобщают изученные алгоритмы самопроверки и исправления ошибок. Данное умение имеет принципиальное значение для качественного усвоения предметных знаний, которое остаётся одной из важных образовательных целей ФГОС.
Я учусь с радостью. Мотивация к учебной деятельности. Личностное самоопределение.
Как самостоятельно выполнить и проверить задание.
Учусь делать проект. Основные этапы проекта: замысел, реализация и защита проекта. Проекты и их реализация в жизни и в учении.
Новое знание – часть целого мира. Включение нового знания в систему знаний. Ответ на вопрос: «Где и как я могу использовать новое знание?»
Учусь подводить итог работы. Алгоритм проведения рефлексии учебной деятельности.
Коммуникативная линия (5 часов). Продолжается отработка коммуникативных умений учащихся. У учащихся формируются основы культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Ученики знакомятся с правилами ведения дискуссии и приобретают опыт их применения. Уточняются правила командной работы (правила сотрудничества). Учащиеся знакомятся с новыми ролями в структуре коммуникативного взаимодействия: «критик» и «организатор», фиксируют их цели и основные правила выполнения данных ролей при общении. При этом роль «организатора» в учебном процессе чаще всего выполняет учитель. Акцент делается на формировании навыков сотрудничества в командной работе, умении видеть и использовать в коллективной работе сильные стороны каждого ученика, а также умении договариваться. Это даёт возможность спокойно и грамотно выходить из конфликтных ситуаций в общении.
Что такое сотрудничество. Основные правила сотрудничества. Как добиться успеха в коллективной работе. Мой вклад в работу группы.
Роль критика в структуре коммуникативного взаимодействия. Правила конструктивной критики.
Что такое дискуссия. Основные правила ведения дискуссии.
Как научиться договариваться. Алгоритм выхода из конфликта.
Роль организатора в структуре коммуникативного взаимодействия. Цель организатора и шаги по достижению этой цели.
Познавательная линия (4 часа). Большое внимание уделяется работе с информацией. Школьники учатся различным способам поиска информации (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), учатся выбирать необходимую информацию, готовить пересказ текста. Расширяется представление о новых операциях – классификация и аналогия − и о способах развития своего мышления как инструмента познания. Продолжается формирование представлений о способах исследования. Это позволяет организовать самостоятельное прохождение учащимися основных шагов учебной деятельности.
Учусь искать информацию. Способы поиска информации.
Учусь работать с текстом. Как подготовить пересказ текста.
Учусь классифицировать. Алгоритм классификации объектов.
Действую по аналогии. Алгоритм действий по аналогии.
Ценностная линия (3 часа). Продолжается знакомство с ценностными ориентирами в жизни. У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Ученики рассматривают такое понятие как «саморазвитие», определяют его значимость в жизни людей. Выделяют направления для собственного развития, ставят личностно значимые цели и учатся их достигать. Большое внимание уделяется уважительному отношению к окружающим, то есть принятию их суждений, качеств, поступков. Рассматривается такое важное качество для достижения успеха в учёбе и других сферах жизни как «самокритичность», раскрываются способы формирования у себя этого качества.
Ценности нашей жизни: саморазвитие. Основные направления для саморазвития.
Ценности нашей жизни: уважение и терпимость к другим.
Личностные качества: самокритичность в учебной деятельности.
Обобщение и систематизация знаний (2 часа).
Диагностика (4 часа).
Закрепление (10 часов).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Сроки планируемые | Сроки корректировка |
I четверть (8 часов) | |||
1 | Тема: «Ценности нашей жизни. Саморазвитие» | 6.09 | |
2 | Урок диагностики знаний № 1 (входное тестирование) | 13.09 | |
3 | Тема: «Я учусь с радостью» | 20.09 | |
4 | Тема: «Как самостоятельно выполнить задание» | 27.09 | |
5 | Тема: «Ценности нашей жизни. Уважение и терпимость к другим» | 4.10 | |
6 | Тема: «Учимся дружно. Сотрудничество» | 11.10 | |
7−8 | Закрепление (2 урока) | 18.10 25.10 | |
II четверть (8 часов) | |||
9 | Тема: «Учусь искать информацию» | 1.11 | |
10 | Тема «Учусь работать с текстом» | 15.11 | |
11 | Тема: «Учусь классифицировать» | 22.11 | |
12 | Тема: «Учусь действовать по аналогии» | 29.11 | |
13-14 | Тема: «Учусь делать проект» | 6.12 13.12 | |
15-16 | Закрепление (2 урока) | 20.12 27.12 | |
III четверть (10 часов) | |||
17 | Тема: «Учимся дружно. Я − критик» | 10.01 | |
18 | Тема: «Личностные качества. Самокритичность» | 17.01 | |
19 | Тема: «Учимся дружно. Дискуссия» | 24.01 | |
20 | Тема: «Учимся дружно. Как научиться договариваться» | 31.01 | |
21 | Тема: «Учимся дружно. Я − организатор» | 7.02 | |
22 | Тема: «Новое знание – часть целого мира» | 14.02 | |
23 | Тема: «Учусь подводить итог работы» | 21.02 | |
24-26 | Закрепление (3 урока) | 28.02 7.03 | |
IV четверть (8 часов) | |||
27 | Урок диагностики знаний №2 (итоговое тестирование) | 14.03 | |
28-29 | Урок диагностики умений № 1–2 (практические работы) | 4.04 11.04 | |
30 | Тема: «Я ученик. Мои сильные стороны как ученика» | 18.04 | |
31-32 | Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» (гостиная для родителей) (2 урока) | 25.04 2.05 | |
33–34 | Закрепление (2 урока) | 9.05 16.05 |
Директор | ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат [04AC9A752B2CB8ACC57DD9D7F29BB302E1011800] Владелец [Смолин Андрей Александрович] Действителен с [13.12.2019] по [13.03.2021] | А.А. Смолин |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Театральный калейдоскоп»
4 класс
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
- Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа составлена на основе пособия по дополнительному образованию под редакцией И.А. Генераловой М.:Баласс,2010
Театр, один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости. Огромная сила воздействия театральной игры развивает, воспитывает многие положительные качества личности и даёт реальную возможность адаптироваться ребёнку в социальной среде.
Цель программы:
Развитие творческих способностей младшего школьника средствами театрализованной деятельности
Задачи программы:
Обучающие
- формировать необходимые представления о театральном искусстве;
- формировать навыки речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
- формировать практические навыки пластической выразительности с учётом индивидуальных физических возможностей ребенка;
- отрабатывать актерские способности – умение взаимодействовать с партнёром, создавать образ героя, работать над ролью.
Развивающие
- развивать интерес к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;
- развивать творческую активность через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
- развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение;
- развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач в области сценического искусства;
- развивать коммуникативную сферу, умение работать в команде, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развивать навыки самообразования и самосовершенствования.
Воспитательные
- ориентировать школьников на присвоение общекультурных ценностей (жизнь, природа, человек, здоровье, гармония, красота);
- способствовать личностному росту и развитию учащихся в условиях художественной деятельности;
- формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
- воспитывать потребность в осуществлении художественной деятельности;
- формирование позитивных ценностных ориентаций (активная жизнедеятельность, исполнительность, ответственность, уверенность в себе и др.), для социальной адаптации обучающегося.
Актуальность программы
Актуальность программы «Театр» обусловлена тем, что в настоящее время развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.
Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу.
Данная программа направлена на:
- создание условий для развития ребенка;
- развитие мотивации к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур;
- интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений.
Игры, проводимые на внеурочных занятиях, являются для ребенка действительно игрой, а не заорганизованной деятельностью, где каждый участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления, учится согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами.
Занятия с детьми сценической речью служат своего рода эталоном правильной речи и одновременно упражняют и развивают слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно - сосудистой системой. Следовательно, занимаясь в процессе обучения сценической речи дыхательной гимнастикой, ребёнок одновременно укрепляет своё здоровье; тренирует артикуляционный аппарат. Последнее обстоятельство исключительно важно, потому что без навыков активной работы артикуляционного аппарата, заложенных в детстве, речь взрослого человека часто становится нечёткой, неразборчивой, не доносит до слушающего главный компонент речи - её содержание. Всё это может в дальнейшем негативно отражаться на его профессиональной деятельности
Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Программа кружка рассчитана на детей 7-11 лет
4 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
Продолжительность занятия – 30 минут.
Количество учащихся в группе – 8-15 человек.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
- игра
- беседа
- иллюстрирование
- мастерская
- инсценирование
- посещение спектакля
- работа в малых группах
- актёрский тренинг
- экскурсия
Основные задачи работы с детьми
- Активизировать ассоциативное и образное мышление.
- Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
- Воспитывать зрительскую культуру.
- Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.
- Поддерживать стремление детей к самостоятельности.
- Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.
- Развивать и совершенствовать творческие способности детей.
- Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы.
- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа.
- Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.
- Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы).
- Расширять представления детей об окружающей действительности.
- Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку.
- Учить действовать на сценической площадке естественно.
- Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.
- Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые.
Ожидаемый результат
Предполагаемые умения и навыки детей:
- Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
- Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
- Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
- Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
- Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
- Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
- Умеют составлять диалог между сказочными героями.
- Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
Содержание программы
Весь мир — театр, а люди в нём актеры.
Подготовка к итоговому театральному представлению
Примеры театральных игр.
- «Существительное – прилагательное». Группа делится пополам. Участники садятся друг против друга, на некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое существительное. Ребёнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце – хрустальное». Важно не правильно ответить, а придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своём отношении к персонажам, «вскрыть» их внутренний мир. Например: «Муми мама – тёплая».
- «Звучащие игрушки». Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на пол. У каждого игрушка со своим звуком. По команде ведущего играющие «превращаются» в маленьких детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это делают малыши, до ближайшего соседа и обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.
- «Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкально-пластический спектакль.
Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж.
Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Этюдный тренаж включает в себя:
- этюды (упражнения) на развитие внимания;
- этюды на развитие памяти;
- этюды на развитие воображения;
- этюды на развитие мышления;
- этюды на выражении эмоций;
- этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
- этюды на выразительность жеста;
- этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
- этюды на отработку движений.
Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет.
В репертуар театра включены:
инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;
адаптированные к условиям школьного театра готовые пьесы;
При выборе репертуара театра должны учитываться интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Пьесы должны быть увлекательными, развивающими фантазию и творческие способности ребёнка, способствующими формированию положительных черт характера школьника. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. Любой педагог имеет возможность его варьировать по своему усмотрению, опираясь при этом на интересы и возможности конкретного коллектива детей.
Музыка – неотъемлемая часть спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.
Также используется актерские тренинги и специальный цикл упражнений, нужных для общего и специального (профессионального) развития учеников. Программа является вариативной. Могут вноситься изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.:
- творческие задания;
- кроссворды, викторины
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
· осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценирование.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся научатся:
· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
· выразительному чтению;
· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
· сочинять этюды по сказкам;
· умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Тематическое планирование 4 класс, 34 часа | |||||||
Весь мир — театр, а люди в нём актеры. | |||||||
1 | Кому - таланты, кому - поклонники. | 1 | Вводный урок. Знакомство с творческой труппой. | 1.09 | |||
2 | Театр теней. | 1 | Пальчиковые игры. Световое решение. | 8.09 | |||
3 | Цирк | 1 | История цирка. Цирковое искусство | Выставка детских рисунков | Пособие для дополнительного образования | 15.09 | |
4 | Цирковые профессии | 1 | Цирковые профессии. Опасность работников цирка | Пособие для дополнительного образования | 22.09 | ||
5 | Музыка и театр. | 1 | Знакомство с театральными композиторами и музыкой к постановкам.. | 29.09 | |||
6 | Музыка и театр. | 1 | 6.10 | ||||
7 | Звуки и шумы. | 1 | Знакомство с применением дополнительных средств для озвучивания спектакля. | Пособие для дополнительного образования | 13.10 | ||
8 | Звуки и шумы. | 1 | 20.10 | ||||
9 | Театральный видеосалон . | 1 | Просмотр сказки-спектакля «Красная шапочка». | Анализ произведения. | 27.10 | ||
10 | Театральный видеосалон . | 1 | Просмотр сказки-спектакля «Красная шапочка». Анализ произведения. | Анализ произведения. | 10.11 | ||
11 | Мастерская кукол. Лоскуток к лоскутку. | 1 | Изготовление простейших одежд для объёмных кукол. | Изготовление простейших одежд для объёмных кукол. | 17.11 | ||
12 | Мастерская кукол. | 1 | Изготовление простейших одежд для объёмных кукол. | 24.11 | |||
13 | Этюд | 1 | Этюд в живописи | Пособие для дополнительного образования | 1.12 | ||
14 | Театральный этюд | 1 | Многообразие выразительных средств в театре. «Бессловесные элементы действия», «Логика действий» | Тренинги на внимание. Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями этюды. | 8.12 | ||
15 | Актерская грамота. | 1 | Пластическая выразительность актера | 15.12 | |||
16 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 1 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. | Разучивание ролей. | Сценарий сказки | 22.12 | |
17 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста | 1 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей | Разучивание ролей. | Сценарий сказки | 12.01 | |
18 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста | 1 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей | Разучивание ролей. | Сценарий сказки | 19.01 | |
19 | Театральная игра. | 1 | Репетиция и инсценирование сказки «Репка» | Сценарий сказки | 26.01 | ||
20 | Театральная игра. | 1 | Репетиция и инсценирование сказки «Репка» | Сценарий сказки | 2.02 | ||
21 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 1 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. | Разучивание ролей. | Сценарий сказки | 9.02 | |
22 | Спектакль | 1 | Постановка сказки | Спектакль | 16.02 | ||
23 | Театральная игра. | 1 | Репетиция и инсценирование сказки «Маша и медведь» | Сценарий сказки | 23.02 | ||
24 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 1 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. | Разучивание ролей. | Сценарий сказки | 2.03 | |
25 | Театральная игра. | 1 | Репетиция и инсценирование сказки по выбору детей | Сценарий сказки | 9.03 | ||
26 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 1 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. | Разучивание ролей. | Сценарий сказки | 16.03 | |
27 | Театральная игра. | 1 | Репетиция и инсценирование сказки «Теремок на новый лад» | Сценарий сказки | 6.04 | ||
28 | Театральная игра. | 1 | Репетиция и инсценирование сказки «Теремок на новый лад» | Сценарий сказки | 13.04 | ||
29 | Театральная игра. | 1 | Репетиция и инсценирование сказки «Теремок на новый лад» | Сценарий сказки | 20.04 | ||
30 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 1 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. | Разучивание ролей. | Сценарий сказки | 27.04 | |
31 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 1 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. | Разучивание ролей. | Сценарий сказки | 4.05 | |
32 | Народные инструменты | 1 | Какие инструменты относятся к народным. История возникновения народных инструментов | Рисунки музыкальных инструментов | СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» | 11.05 | |
33 | Духовые инструменты | 1 | История возникновения духовых инструментов | Рисунки музыкальных инструментов | СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» | 18.05 | |
34 | Творческий отчет. «Алло! Это театр?» | 1 | Творческий отчет «В мире сказок» | Отчет | 25.05 |
Директор | ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат [04AC9A752B2CB8ACC57DD9D7F29BB302E1011800] Владелец [Смолин Андрей Александрович] Действителен с [13.12.2019] по [13.03.2021] | А.А. Смолин |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Фантазия»
4 класс
2021-2022 учебный год
Содержание рабочей программы:
- Планируемые результаты освоения учебного предмета ………….. 3 стр.
- Содержание учебного предмета ……………………………………. 4 стр.
- Тематическое планирование учебного предмета, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы…………. 6 стр.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе авторской программы С.И. Гин «Мир фантазии»,– М.:Вита-Пресс, 2014 Программа разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Планируемые результаты
- мотивация к занятиям художественно-творческой деятельностью,
- интерес к новым видам творчества;
Предметные результаты:
- уметь правильно организовать свое рабочее место;
- знать приемы разметки, работать по шаблону;
- знать приемы работы с бисером
- знать технологию выполнения изделий в технике аппликации;
- уметь пользоваться инструментами ручного труда;
- знать правила организации рабочего места, технику безопасности при работе с инструментами
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится
- планировать свои действия;
- различать результат и способ действия;
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно находить способы решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут
- договариваться, найти выход из затруднительной ситуации, обосновывать свое решение;
- соблюдать корректность в высказываниях при анализе работ;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- оказывать партнерам необходимую помощь
Познавательные универсальные учебные действия
Ученики научится:
- искать нужную информацию для выполнения задачи и применять при это дополнительную литературу;
- проводить сравнение, классифицировать;
Методы контроля: Отслеживание и оценивание результатов деятельности детей проходит через участие их в выставках, конкурсах.
Выставки являются важным итоговым этапом занятий
Выставки проводятся в конце каждого задания с целью обсуждения итогов работы на занятии; а так же в конце года проводится выставка практических работ учащихся с участием педагогов и родителей.
Портфолио является одной из форм подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ учащихся (фото, продукты собственного творчества, иллюстрации, эскизы). Портфолио создает каждый ученик сам и помещает лучшие, на его взгляд работы или эскизы, фото своих работ.
Содержание учебного предмета
Четвертый год направлен самостоятельному воплощению идей в изделие, умению презентовать свою работу.
Формы и режим занятий. На занятиях предусмотрены следующие формы организации работы: индивидуальная, групповая, коллективное творчество, работа с родителями.
Занятия распределены на теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть проходит в форме беседы , с использованием компьютерных технологий и просмотром материала, а также анализ работ, подведение итогов. Практическая часть это выполнение работы. Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю. Таким образом, общий объём занятий составляет 34 часа в год ( в 1 классе 33 часа). Занятия проводятся в учебном кабинете.
Специфика программы. Занятия составлены с учётом возрастания степени самостоятельности детей, усложнения материала и повышения их творческой активности. Материал курса распределен по следующим темам:
- Работа с бумагой
-Работа с пластилином
-Работа с бисером
- Изготовление кукол
Методы проведения занятий: беседа, просмотр видео роликов, игра, практическая работа, наблюдение, самостоятельная работа.
Технологии, методики: здоровье- сберегающие технологии информационно-коммуникационные технологии, моделирующая деятельность; коллективная работа; групповая работа.
Межпредметные связи на занятиях кружка.
При составлении программы учитывалась связь с предметами, как окружающий мир (наблюдение, изучение истории происхождения); с уроками изо, технологии , а также уроками литературного чтения (составление текстов и рассказа, при защите и презентации своей работы).
Требования к уровню освоения содержания программы.
Содержание программы «Фантазия» является дополнением и продолжением изучения уроков изобразительного искусства, технологии. Программа углубляет знания учеников по направлениям декоративно–прикладного творчества. Большое внимание уделяется творческим заданиям. Особое внимание в содержании программы уделяется созданию композиции.
- Тематическое планирование учебного предмета, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Название разделов и тем | Дата проведения | |||
Кол-во часов | план | факт | |||
1 | Правила техники безопасности | 1 | 7.09 | ||
2 | Работа с пластилином (Пластилинография) Панно из пластилина. | 8 1 |
| ||
3 | Панно из пластилина. ( работа в группах) | 1 | 14.09 | ||
4 | Панно из пластилина. Коллективная работа | 1 | 21.09 | ||
5 | Перенесение рисунка на прозрачную основу. | 1 | 28.09 | ||
6 | Нанесение пластилина на прозрачную основу. | 1 | 5.10 | ||
7 | Нанесение пластилина на прозрачную основу. | 1 | 12.10 | ||
8 | Коллективная деятельность. | 1 | 19.10 | ||
9 | Коллективная деятельность | 1 | 26.10 | ||
10 | Работа с бумагой (Бумагопластика) Смешанные формы в бумажном конструировании | 10 1 |
2.11 | ||
11 | Смешанные формы в бумажном конструировании | 1 | 16.11 | ||
12 | Завивка, закругления | 1 | 23.11 | ||
13 | Поделки из бумаги. | 1 | 30.11 | ||
14 | Аппликация. Изготовление открытки. | 1 | 7.12 | ||
15 | Объёмная аппликация. Работа в группах. | 1 | 14.12 | ||
16 | Изготовление цветов. | 1 | 21.12 | ||
17 | Изготовление цветов. Коллективная работа | 1 | 28.12 | ||
18 | Объёмная аппликация. Изготовление цветов | 1 | 11.01 | ||
19 | Объёмная аппликация. Изготовление цветов | 1 | 18.01 | ||
20 | Работа с бисером (Бисероплетение) Бисер – оформление интерьера | 8 1 |
25.01 | ||
21 | Бисер – оформление интерьера | 1 | 1.02 | ||
22 | Праздничные сувениры | 1 | 8.02 | ||
23 | Изготовление сувениров. Групповая работа | 1 | 15.02 | ||
24 | Изготовление сувениров. Групповая работа | 1 | 22.02 | ||
25 | Цветочные композиции – букеты | 1 | 1.03 | ||
26 | Цветочные композиции – букеты. Индивидуальная работа. | 1 | 8.03 | ||
27 | Цветочные композиции – букеты. Коллективная работа. | 1 | 15.03 | ||
28 | Изготовление кукол Авторская кукла | 7 1 |
5.04 | ||
29 | Беседа «Кукла в искусстве» | 1 | 12.04 | ||
30 | Работа над образом. Эскиз | 1 | 19.04 | ||
31 | Подготовка материалов и инструментов. | 1 | 26.04 | ||
32 | Творческая деятельность | 1 | 3.05 | ||
33 | Творческая деятельность | 1 | 10.05 | ||
34 | Выставка работ учащихся. | 1 | 17.05 |
Директор | ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат [04AC9A752B2CB8ACC57DD9D7F29BB302E1011800] Владелец [Смолин Андрей Александрович] Действителен с [13.12.2019] по [13.03.2021] | А.А. Смолин |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Шахматы»
4 класс
2021-2022 учебный год
Содержание рабочей программы:
- Планируемые результаты изучения учебного предмета ……………… 3 стр.
- Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий основных видов учебной деятельности ………………………. 5 стр.
- Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных на освоение каждой темы ………………………………… 7 стр.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:
- формирование основ российской, гражданской идентичности;
- ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- наличие чувства прекрасного;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач,
- стремление к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- владение способом структурирования шахматных знаний;
- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
- умение находить необходимую информацию;
- способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию,
- устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения
Коммуникативные УУД:
- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны:
- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат их значении в жизни человека;
- владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной иг
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных на освоение каждой темы (34 часа)
Календарно – тематическое планирование 4 класс.
№ п\п | СОДЕРЖАНИЕ (разделы, темы) | Количество часов | Дата проведения | Оборудование | |
по плану | фактически | ||||
Ι | Шахматная доска и фигуры. | 3 | |||
Шахматная доска. Поля, линии. Обозначение полей и линий. | 1 | 3.09 | Шахматная доска. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль". | ||
Легенда о возникновении шахмат. | 1 | 10.09 | |||
Шахматные фигуры и их обозначения. | 1 | 17.09 | Диафильм "Приключения в Шахматной стране». | ||
ΙΙ | Ходы и взятие фигур. | 12 | |||
Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. | 1 | 24.09 | Диафильм "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". | ||
Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. | 1 | 1.10 | Диафильм "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". | ||
Угроза, нападение, защита. | 1 | 8.10 | Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". | ||
Превращение и взятие на проходе пешкой. | 1 | 15.10 | Дидактические игры" Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение". | ||
Значение короля. | 1 | 22.10 | Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых" и др. | ||
Короткая и длинная рокировка. | 1 | 29.10 | Диафильм "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат".Дидак. задания. | ||
Начальная позиция. | 2 | 12.1119.11 | Дидактические задания и игры | ||
Запись шахматных позиций. | 1 | 26.11 | Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". | ||
Практическая игра. | 3 | 3.12 10.12 17.12 | Шахматная доска. | ||
ΙΙΙ | Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат». | 10 | |||
Способы защиты от шаха. | 1 | 24.12 | Диафильм "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". | ||
Открытый, двойной шах. | 1 | 14.01 | Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин". | ||
Мат. | 1 | 21.01 | Дидактическое задание "Мат или не мат". | ||
Сходство и различие между понятиями шаха и мата. | 1 | 28.01 | Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха". | ||
Алгоритм решения задач на мат в один ход. | 1 | 4.02 | Дидактическое задание "Дай мат в один ход". | ||
Пат. | 1 | 11.02 | Дидактическое задание "Пат или не пат". | ||
«Бешеные» фигуры. | 1 | 18.02 | |||
Сходство и различие между понятиями мата и пата. | 1 | 25.02 | |||
Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). | 1 | 4.03 | |||
Правила шахматных соревнований. Шахматные часы. | 1 | 11.03 | Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин". | ||
ΙѴ | Запись шахматных ходов. | 2 | |||
Принцип записи перемещения фигуры. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. | 1 | 18.03 | Дидактическое задание "Рокировка". | ||
Полная и краткая нотация. Шахматный диктант. | 1 | 1.04 | Дидактическая игра "Два хода". | ||
Ѵ | Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен. | 2 | |||
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. | 1 | 8.04 | Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигу-ру". Термин "стоять под боем". | ||
Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество. | 1 | 15.04 | Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение". | ||
ѴΙ | Общие принципы разыгрывания дебюта. | 5 | |||
Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. | 2 | 22.04 29.04 | Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | ||
Классификация дебютов. | 1 | 6.05 | Игра всеми фигурами из начального положения. | ||
Анализ учебных партий. | 1 | 13.05 | |||
Раннее развитие ферзя. | 1 | 20.05 | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. | ||
Всего | 34 |
Директор | ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат [04AC9A752B2CB8ACC57DD9D7F29BB302E1011800] Владелец [Смолин Андрей Александрович] Действителен с [13.12.2019] по [13.03.2021] | А.А. Смолин |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Мир и Я»
4 класс
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и направлена на развитие познавательного интереса к безопасности, интеллектуальных способностей младших школьников.
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую Данная программа «Я и моя безопасность» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития слабослышащих обучающихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях. Данная программа по курсу «Моя безопасность» помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности обучающихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий, что обусловлено растущим интересом обучающихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитием самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.. Курс «Я и моя безопасность» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Цель курса внеурочной деятельности:
- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Задачи курса внеурочной деятельности:
- Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ);.
- Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью.
- Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
- Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты :
- овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и меняющемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- овладение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов;
- овладение логическими действиями анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Предметные результаты
В познавательной сфере:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; - умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
В коммуникативной сфере: - умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
В трудовой сфере:
- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- умения оказывать первую медицинскую помощь.
Содержание курса «Я и мир», формы организации внеурочной деятельности
1.Опасные ситуации природного характера (6 часов)
Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.
Водоёмы в черте села. Состояние водоёмов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года.
2.Опасные ситуации техногенного характера (4 часа)
«Основные правила пожарной безопасности».
Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.
Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.
3.Опасные ситуации социального характера (6 часов)
«Правила безопасного поведения в школе и дома»
Криминальные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации.
Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.
Безопасность на улице. Знание своего села и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по поселку, знание расположения безопасных зон (отделение полиции, посты ГИБДД и зоны повышенной опасности). Умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, в толпе, в школе.
4. Дорожно-транспортная безопасность (11 часов)
Дорога и участники дорожного движения
Азбука дорожной безопасности. История колеса и дорог. История появления автомобиля. Краткая характеристика видов современного транспорта. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Некоторые термины. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Дорожные знаки. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.
5. Подготовка к активному отдыху на природе (7 часов)
Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.
Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего места нахождения и направления движения на местности.
Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту.
Формы работы можно разделить на теоретические: беседа, анализ ситуации. Работа с литературным материалом: рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал и практическая работа в тетрадях. Рисунки на заданную тему, посещение библиотеки. Занятия проходят по группам, парами, в «круге».
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Я и мир»
№ занят. | Дата | Тема занятия | Примечание | |
По плану | По факту | |||
Опасные ситуации природного характера | ||||
1 | 2.09 | Гроза. Правила безопасного поведения | ||
2 | 9.09 | Буря. Правила безопасного поведения | ||
3 | 16.09 | Смерч. Правила безопасного поведения | ||
4 | 23.09 | Землетрясение. Эвакуация | ||
5 | 30.09 | Обвалы, оползни, сели | ||
6 | 7.10 | Оперативные службы нашего района | ||
Опасные ситуации техногенного характера | ||||
7 | 14.10 | Пожары и взрывы | ||
8 | 21.10 | Лесные пожары | ||
9 | 28.10 | Выброс ядовитых веществ | ||
10 | 11.11 | Гидродинамические аварии | ||
Опасные ситуации социального характера | ||||
11 | 18.11 | Правила обращения с электроприборами | ||
12 | 25.11 | Правила обращения с газовыми приборами | ||
13 | 2.12 | Радиационная опасность | ||
14 | 9.12 | Освобождение заложников | ||
15 | 16.12 | Службы защиты от опасностей нашего района | ||
16 | 23.12 | Предупреждение бытового травматизма | ||
Дорожно-транспортная безопасность | ||||
17 | 13.01 | Безопасность в авиатранспорте | ||
18 | 20.01 | Безопасность в железнодорожном транспорте | ||
19 | 27.01 | Правила поведения в метро | ||
20 | 3.02 | Безопасность в наземном транспорте | ||
21 | 10.02 | Правила перехода через дорогу | ||
22 | 17.02 | Личная безопасность на улице | ||
23 | 24.02 | Выбор наиболее безопасных маршрутов в школу и домой | ||
24 | 3.03 | Виды перекрестков. Игра «Угадай, какой знак» | ||
25 | 10.03 | Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Ее предназначение и задачи. | ||
26 | 17.03 | Езда на велосипеде, скутере | ||
27 | 7.04 | Экскурсия по улицам поселка. Изучение дорожной разметки | ||
Подготовка к активному отдыху на природе | ||||
28 | 14.04 | Правила поведения в лесу | ||
29 | 21.04 | Укусы насекомых | ||
30 | 28.04 | Дикие животные | ||
31 | 5.05 | Правила поведения на воде | ||
32 | 12.05 | Правила поведения в лодке | ||
33 | 19.05 | Помощь утопающему | ||
34 | 26.05 | Уроки Айболита. Солнечный удар, носовое кровотечение, ожоги |
Директор | ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат [04AC9A752B2CB8ACC57DD9D7F29BB302E1011800] Владелец [Смолин Андрей Александрович] Действителен с [13.12.2019] по [13.03.2021] | А.А. Смолин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....