Ш. Перро. «Кот в сапогах». 2 класс
план-конспект урока (2 класс)
Технологическая карта урока литературы во 2 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 2 «А» классе (УМК «Школа России») Дата проведения: 04.05.2022г. | |
Тема | Ш. Перро. «Кот в сапогах». |
Педагогическая цель | Определять героев произведений; сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия; давать характеристику героев произведения |
Тип урока | Закрепление изученного материала |
Планируемые результаты (предметные) | Научатся делить текст на части, озаглавливать части, опираясь на план; находить главных героев сказки, называть черты характера главных героев. |
Личностные результаты | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературного произведения со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Определяют наиболее эффективный способ достижения результата. Познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами. Коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления. |
Основные понятия и термины | Произведение, жанр произведения, сказка, сказочный герой, характеристика героев. |
Методы, формы работы | Фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический. |
Образовательные ресурсы | М/м презентация; учебник литературного 2 класс 2 часть Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Школа России» |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Приветствие. Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку. | -Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем.
-Проверьте вашу готовность к уроку. У вас на столах должен лежать учебник вторая часть, дневник, пенал и раздаточный материал, который понадобится нам позже. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Речевая разминка Цель: подготовить речевой аппарат к чтению. | Упражнение в отработке дикции. | -Ребята, давайте теперь выполним упражнение для того, чтобы подготовить речевой аппарат к чтению. На доске изображена скороговорка. С начало прочитаем в медленном темпе, постепенно темп будем ускорять. -Прочитайте, выразительно. -Как вы думаете, что перед вами? (скороговорка) -Как вы определили, что это скороговорка? (повторяющиеся согласные и гласные) -Прочитайте скороговорку медленно. -Прочитайте с ускорением. -Прочитайте быстро. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали «Ха-ха-ха-ха-ха!» -Молодцы, ребята! | Подготавливает учащихся к выполнению упражнения для отработки дыхания. Следит за выполнением упражнения. | Выполняют упражнения для отработки дикции. Повторяют за педагогом. |
III. Актуализация знаний Цель: актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений.) | Беседа с учащимися о видах сказок. | - Давайте вспомним, какие бывают сказки (Авторские и народные) - В чем заключается отличие между авторской сказкой и народной? (Автор народной сказки неизвестен, сказители могут вносить изменения в текст, авторскую сказку создает конкретное лицо, не допускается внесение изменений в текст). - На какие виды делятся народные сказки? (Волшебные, бытовые, про животных) Сл.1
| Актуализирует знания учащимися о видах сказок; задает вопросы | Отвечают на вопросы. |
Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Введение в тему урока (работа с иллюстрацией) Формулирование темы и задач урока. | -Сл.2 -Предлагаю вам, рассмотреть картинки, которые изображены на слайде. -И так, кто изображен на картинках? (Кот в сапогах, маркиз де Карабас) -Где встречаются эти герои? (В сказке «Кот в сапогах») -Кто написал эту сказку? (Ш.Перро) -Кто же догадался, какая тема сегодняшнего нашего урока? (Сказка «Кот в сапогах») -Правильно. -Сегодня на уроке мы с вами прочитаем сказку и составим план к ней, озаглавим каждую часть, сравним героев сказки с героями русских сказок. | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач |
| Введение в тему урока на основе анализа языкового материала. | -Сейчас вам необходимо прочитать сказку и озаглавить каждую часть. -Но для начала давайте вспомнить, что же такое план? -Как правильно нужно озаглавить часть? -Что заголовок должен нести в себе? (Заголовок нужно подобрать так, что бы в нем передавалась суть части). -А для того чтобы вспомнить последовательность событий в сказке, мы её прочитаем по частям. | Формулирует учебную задачу, формулирует вопросы, контролирует правильность ответов. | Отвечают на вопросы учителя, объясняют , что такое план текста. |
V. Закрепление изученного материала. Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий , которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | Чтение сказки, определение частей сказки, составление названия каждой части. | -Ребята, сейчас я вам предлагаю прочитать сказку. Читать будем по очереди, каждый следит внимательно, я могу спросить любого из вас. После прочтения каждой части сказки, вам необходимо озаглавить ее. -Зачем нужен план? (Чтобы не забыть последовательность, чтобы быстро найти нужный эпизод, чтобы не сбиться, когда будем пересказывать.) -Откройте учебник на странице 182-ой. -Начинаем читать. Приготовились следить за чтением. (Читает первый ученик) 1часть -О чем говорится в первой части? (О том, как отец делил наследство) - Найдите в тексте и прочитайте как поступили старшие братья с младшим братом? -Справедливо ли проступили старшие братья? (Нет) - Как вы думаете, почему они так поступили? (Потому что хотели лучшее оставить для себя) - Кого оставили в наследство младшему брату? (Кота) -Что попросил кот у своего нового хозяина? («Дайте-ка мне мешок да закажите пару сапог чтобы легче было бродить по лесу и вы увидите, что вас не так уж и обделили, как вам это сейчас кажется») -Как бы вы озаглавили первую часть? - «Наследство отца». 2часть -О чем говорится во второй части? (О том, как кот помогал своему хозяину, преподносил подарки от него королю) -Что кот делал в лесу? (Добывал подарки для короля) -Кого поймал кот в лесу? (Кролика, куропатки) -Что делал кот у короля? (Преподносил подарки от своего хозяина) - Как вы думаете зачем кот преподносил подарки королю от имени хозяина? (Для того чтобы король обратил внимание на хозяина и относился к нему благосклонно, чтобы добиться расположения короля, ведь король- главное лицо королевства и от него зависит, как будут жить люди в королевстве). -Как мы можем охарактеризовать кота по его поступкам? (хитрый, мудрый, умный) - Как мы озаглавим эту часть? - «Помощь хозяину» или «Подарки королю». 3часть -О чем говорится в этой части? (О том, как кот знакомит маркиза де Карабаса с королем) -На какую хитрость решился кот, чтобы представить королю маркиза де Карабаса? -Как озаглавим эту часть? - «Знакомство маркиза де Карабаса с королем». 4часть -О чем говорится в этой части? (О том, как кот подговаривает людей, чтобы они сказали, что поля принадлежат маркизу де Карабасу) -Что кот сказал людям, если они не скажут королю, что луг принадлежит маркизу де Карабасу? («Вас всех изрубят на куски, словно начинку для пирога») - Как бы вы озаглавили эту часть? - «Богатые владения маркиза» 5часть -О чем говорится в этой части? (О том, как кот перехитрил людоеда) - Как кот перехитрил людоеда? (Сказал людоеду, что он не может поверить словам, что людоед умеет превращаться в самых маленьких животных) - Как бы вы озаглавили эту часть? - «Обман Людоеда и замок в подарок» 6часть -О чем говорится в этой части? (О том, что кот был вознагражден, а маркиз де Карабас стал зятем короля) -Понравился ли замок королю и принцессе? -Чем закончилась сказка? (Король был очарован достоинствами маркиза де Карабаса и был от него без ума и предложит маркизу де Карабасу стать его зятем) -Как был вознагражден кот? (Кот стал знатным вельможей) - Как вы думаете, почему кот помогал своему хозяину? (Хотел показать какой он друг и не бросит его в трудную минуту) - Можем ли мы назвать кота другом хозяина? (Да) - Как вы думаете смог ли добиться таких успехов хозяин, не будь у него такого друга как кот? - Чему нас учит эта сказка? (сказка "Кот в сапогах" учит тому, что добро победит зло, главное - в это верить. Нужно дорожить дружбой, и тогда друзья помогут тебе в самой сложной ситуации, а вместе легче справиться с трудностями и добиться цели. Смысл сказки состоит в том, что не стоит отчаиваться даже в самых сложных ситуациях, всегда можно найти выход, особенно когда у тебя есть хороший друг, который всегда придет на помощь.) | Ставит перед учащимися учебную задачу, контролирует чтение учащихся, делит вместе с учащимися сказку на части, проводит анализ каждой части, работает над озаглавливанием каждой части | Читают сказку, определяют и Каких частей она состоит, озаглавливают каждую часть. |
ФИЗМИНУТКА | -А теперь мы дружно встали, Быстро руки вверх подняли, в стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево и садимся вновь за дело. | Ставит учебную задачу выполнить упражнение для предупреждения утомляемости. | Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем. | |
Творческое задание (составление характеристики главных героев) | -Ребята, сейчас вам предлагаю выполнить творческую работу в паре. -На каждой парте лежит карточка с характеристикой героев: кота в сапогах и маркиза де Карабаса, вы должны охарактеризовать этих героев, как они себя вели в сказке. -По готовности проверим ваши ответы. Кот в сапогах (унылый, добрый, умный, скромный, сообразительный, смекалистый, хитрый, терпеливый, находчивый) Кот в сапогах – решительный, хитрый и находчивый. Он делает всё, чтобы его Хозяин разбогател. При этом Кот думает и о себе: ведь если хозяин станет богатым, то и сам Кот будет, как сыр в масле кататься. Он 3 месяца старался получить доверие короля, принося ему дичь, а в нужный момент использует это доверие в интересах хозяина. Маркиз де Карабас (унылый, добрый, умный, нерешительный, трудолюбивый, терпеливый, находчивый, глупый) Хозяин, он же маркиз Карабас - нерешительный, не приспособленный к жизни человек. Сначала он жалуется на то, что ему досталось от отца незначительное наследство, а затем полностью подчиняется решениям Кота: отдал ему свои сапоги, залезает в воду голым, даже не поинтересовавшись, зачем это надо. Если бы не было кота, не видать бы ему принцессы. -Сравните кота их французской сказки и кота из русской сказки «Кот и лиса» (И в русской сказке и в сказке Ш.Перро вознаграждается смекалка и находчивости) Обобщающее слово: -Ребята, сказка "Кот в сапогах" учит тому, что добро победит зло, главное - в это верить. Нужно дорожить дружбой, и тогда друзья помогут тебе в самой сложной ситуации, а вместе легче справиться с трудностями и добиться цели. Смысл сказки состоит в том, что не стоит отчаиваться даже в самых сложных ситуациях, всегда можно найти выход, особенно когда у тебя есть хороший друг, который всегда придет на помощь. | Объясняет алгоритм работу по составлению характеристики героев, добивается аргументированных ответов. Обобщает ответы детей. | Составляют характеристику героев, сравнивают их поведение, дополняют друг друга. | |
VI.Подведение итогов урока. Цель: подведение итогов учебного занятия | Обобщающая беседа, | -Чем особенно вам запомнилась прочитанная сказка? -Чему учит сказка? (Унывать нельзя ни при каких обстоятельствах, из любой ситуации есть выход) -Чему можно поучиться у героя? | Формулирует вопросы, оценивает работу детей на уроке (словесно) | Обобщение полученные знания о писателе и о его произведениях |
2.Домашнее задание (дифференцированное) | - Теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Дома вам необходимо подготовить пересказ сказки Ш.Перро «Кот в сапогах» | Задает домашнее задание. | Записывают задание в дневники. | |
3. Рефлексия выставление оценок | -Ребята, поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке. -Теперь поднимите руку те, кто не совсем доволен своей работой на уроке. | Побуждает к оценке | Оценивают свои достижения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме: Шарль Перро. Кот в сапогах. 2 класс. Школа России
Тема: Шарль Перро «Кот в сапогах»Задачи урока:1. В ходе организованной учителем познавательной деятельности уточнить содержание и последовательность событий в сказке.2. На основе анализа полученной ин...
Викторина .Ш.Перро "Кот в сапогах".1 класс.
Задание для суперчитателя по произведению Ш.Перро "Кот в сапогах".1 класс. Внеклассное чтение....
Конспект урока по литературному чтению «Ш. Перро «Кот в сапогах»» (2 класс), (УМК Школа России)
Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Ш. Перро «Кот в сапогах»; развитие умения ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них.Планируемые результаты: Пр...
Конспект урока литературного чтения Тема: Ш. Перро "Кот в сапогах" (2 класс) УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство с произведением «Кот в сапогах» Ш. Перро; формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения; формирование умения выделять инфо...
Конспект урока по литературному чтению Ш. Перро «Кот в сапогах» 2 класс (УМК «Школа России»)
Тема: Ш. Перро «Кот в сапогах»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Ш. Перро «Кот в сапогах»; развитие умения ставить вопросы по прочитанному материалу и отвеча...
Тест по литературному чтению Шарль Перро "Кот в сапогах" 2 класс
Цель данного теста: создание условий для проверки знаний по сказке Шарля Перро «Кот в сапогах».Задачи: развивать память, речь, мышление, воображение. Воспитывать интерес к предмету и ...
Технологическая карта урока литературное чтение "Ш. Перро, "Кот в Сапогах" 2 класс, УМК Школа России
Тема урока: «Ш. Перро «Кот в сапогах»» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся устойчивого познавательного интер...