Эни Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки 2 класс
план-конспект урока (2 класс)

Технологическая карта урока литературы во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eni_hogart_mafin_i_pauk._sostavlenie_plana_skazki.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 «А» классе   (УМК «Школа России»)

Дата проведения: 17.05.2022

Тема

Эни Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки

Педагогическая цель

Развивать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста.

Тип урока

Закрепление изученного материала

Планируемые результаты (предметные)

Сравнивать произведения разных народов с русскими, находить общее и различия. Определять героев и характеризовать их. Составлять план. Пересказывать по плану

Личностные результаты

Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности; имеют личностное отношение к полученным знаниям, желание и умение применять их на практике.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные : содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результат; учить целеполаганию,  как постановке учебной задачи.

Познавательные: учить находить ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений. Способствовать умению строить речевые высказывания.

Коммуникативные: учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к  мнению собеседника

Основные понятия и термины

Рассказ, герои произведения, характеристика героев, план текста, пересказ.

Методы, формы работы

Фронтальная , индивидуальная , парная работа; словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, литературное чтение 2 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. (Ч.2), карточки для рефлексии, наглядный материал, раздаточный материал.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

 Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся  (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Эмоциональный настрой

.Проверка готовности к уроку.

-Прозвенел звонок весёлый

Все готовы?  Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

 

 -Проверьте вашу готовность к уроку. У вас на столах должен лежать учебник вторая часть, дневник, пенал и раздаточный материал, который понадобится нам позже.  

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Речевая разминка

Цель: подготовить артикуляционный аппарат к чтению.

Упр. в отработке дыхания (стоя)

Упр. «Плыви, кораблик»

-Подготовимся к чтению, выполним упражнения для отработки дыхания.

-Сл.1

-Выполним упражнение, которое называется «Плыви, кораблик»

-Посмотрите на доску, вдохните воздух, и дуйте на кораблик, чтоб он поплыл. ( учащиеся дуют несколько раз и кораблик поплывет)

-Восстановите дыхание, тихонько садитесь.

Подготавливает учащихся к выполнению упражнений для отработки дыхания. Следит за выполнением упражнения.

Выполняют упражнения для отработки дыхания. Повторяют за педагогом

Упр. в отработке дикции (чтение строк из стихотворения «Мой щенок»)

-Ребята,  а теперь выполним упражнение для того, чтобы подготовить речевой аппарат к чтению.

-Сл.2

-Перед вами строки из стихотворения «Мой щенок»

Вдруг, какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь…

(читает учитель, потом ученики)

- Прочитайте вместе со мной.

-Прочитайте с удивлением.

-Прочитайте, как будто вам страшно.

-Прочитайте как будто вам весело.

-Молодцы ребята!

Подготавливает учащихся к выполнению упражнения для отработки дыхания. Следит за выполнением упражнения.

Выполняют упражнения для отработки дикции. Читают строки выразительно ,с удивлением, с вопросом. Повторяют за педагогом.

III. Проверка домашнего задания

Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания.

Тест по сказке Э.Хогарт «Мафин и паук»

- Скажите, с какой сказкой мы знакомились на прошлом уроке?( Э. Хогарт "Мафин и паук")

- Сегодня мы продолжим работать со сказкой Э. Хогарт "Мафин и паук"

- Будем учиться читать выразительно, давать характеристику героям сказки, составлять план сказки.

-Я надеюсь, вы очень внимательно читали сказку и сейчас проверим ваши знания, выполним тест.

-Сл.3

1. Где ослик Мафин встретил паука?

А) в саду Б) на огороде В) в лесу Г) на берегу озера

2. Почему ему захотелось удрать?

А) паук был похож на чудовище

Б) паук хотел его съесть

В) ослик был очень труслив и всего боялся

3. Почему он всё же не удрал?

А) ослик понял, что бояться нечего

Б) у ослика отнялись ноги от страха

В) паук был очень печален

4. Что рассказал ослику паук?

А) что он никого не любит, поэтому живёт один

Б) что от него все в страхе убегают, поэтому он одинок

В) что его все гонят и бьют

Г) что он живет весело и интересно

5. Что обещал пауку ослик?

А) научить паука быть весёлым и жизнерадостным

Б) принести пауку овощей и фруктов

В) познакомить паука со своими друзьями

6. Что решили друзья?

А) что им жаль паука В) что они любят и уважают Мафина

Б) что нужно немедленно бежать Г) что нужно прогнать паука

7. Что произошло с пауком?

А) он убежал В) он оказался злым и коварным

Б) он стал с ними дружить Г) он превратился в фею

Сл.5

Критерии оценивания:

0 ошибок – оценка 5

1 ошибка – оценка 4

Более 2 ошибок – оценка 3

Формулирует задачу, проводит тест по сказке «Мафин и паук»

Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Решают тест. Осуществляют  проверку.

IV.  Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока

-Ребята, чтобы определить тему урока, посмотрите на доску.

-Сл.6

-Кого вы видите на первой иллюстрации? (Ослика Мафина)

-А на второй?(паука)

-А на третьей?(друзей ослика)

- А как вы думаете, что объединяет все эти картинки? (это герои сказки Эни Хогарт «Мафин и паук»)

Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию

Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы, делают выводы.

Определение темы и задач урока

-Как вы думаете, какова тема урока? (ответы учащихся)

- Наша задача ….? (ответы учащихся)

-Правильно ребята, сегодня мы продолжим работать со сказкой,составим план сказки

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

V. Работа по теме урока

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и усвоение изучаемого материала.

Повторение сведений об авторе Н.Носове

-Ребята, а с каким автором вы познакомились на прошлом уроке? (Эни Хогарт)

-Что вы запомнили о данном писателе? (ответы учащихся)

-Я хотела вам напомнить о том, что это очень хороший интересный писатель, который писал для детей много интересных и поучительных  рассказов и сказок.

Формирует учебную задачу , задает вопросы , активизирует полученные знания на прошлом уроке.

Внимательно слушают учителя, отвечают  на вопросы.

Чтение рассказа, анализ прочитанного по частям (составление плана).

-Продолжаем работать со сказкой Эни Хогарт «Мафин и паук»

-Первое задание, которое необходимо выполнить, это прочитать рассказ и составить план.

-Но для начала давайте вспомнить, что же такое план?

-Для чего его составляют? (план составляют для того, чтобы потом легче было пересказывать рассказ)

-А что нужно сделать, чтобы составить план? (прочитать, разделить текст на части, озаглавить каждую часть)

-Как правильно нужно озаглавить часть?

-Что заголовок  должен нести в себе? (Заголовок нужно подобрать так, что бы в нем передавалась суть части)

-А для того чтобы вспомнить последовательность событий в рассказе, мы его прочитаем.

- И так начинает читать , а все остальные внимательно следят и слушают.

Чтение 1 части до слов «сказал Мафин и быстро побежал домой.»

-Где ослик Мафин встретил паука?(в саду)

- Почему ему захотелось удрать?(потому что паук был похож на чудовище)

-Почему он всё же не удрал?(ему стало его жалко)

-Что рассказал ослику паук?( что от него все в страхе убегают, поэтому он одинок)

-Молодцы, ребята, а как можно озаглавить эту часть? (ответы детей)

-Молодцы, давайте озаглавим так «Встреча Мафина и паука»

-Следующий продолжает читать(от слов «сказал Мафин и быстро побежал домой» и до слов «Мафин так трогательно рассказывал о пауке, что всем стало ужасно жаль беднягу»),  все остальные слушают.

- Что обещал пауку ослик?( познакомить паука со своими друзьями)

- Почему ослик немного сомневался в своих друзьях?( друзья могли не прийти)

- Где ослик собрал своих друзей?(в сарае)

- Что ослик рассказал своим друзьям?( что он познакомит их с пауком)

- Что решили друзья?(

-Как можем озаглавить эту часть? (Предложение Мафина.)

-Следующий читает (от слов «Мафин так трогательно рассказывал о пауке, что всем стало ужасно жаль беднягу» до конца),а остальные следят и слушают.

-Что произошло с пауком?( он превратился в фею)

- Что стало происходить в саду?( сад стал ещё прекраснее)

- Как теперь друзья стали встречать всех пауков?( приветливо)

- Почему?( они не знали, кто скрывается под уродливой внешностью)

-Как можно озаглавить  третью  часть?( Чудесное превращение)

-Отлично!

-Прочитайте, план, который мы составили (составлен план на доске, карточки)

- Давайте составим план сказки.

1. Встреча Мафина и паука.

2. Предложение Мафина.

3. Чудесное превращение.

Формулирует учебную задачу, формулирует вопросы, контролирует правильность ответов.

Отвечают на вопросы учителя, составляют план рассказа, читают по частям

ФИЗМИНУТКА

-А теперь давайте немного отдохнем, встаньте из-за своих парт.

Раз- подняться, потянуться

Два- согнуться, разогнуться

Три- в ладошки три хлопка, головою три кивка

На четыре- руки шире

На пять- руками помахать

На шесть- за парты тихо сесть.

-Тихо садитесь.

Ставит учебную задачу выполнить упражнение для предупреждения утомляемости.

Выполняют упражнения для предупреждения утомляемости.

Пересказ по плану

-Для чего мы с вами составляли план? ( для пересказа) 

-А сейчас я предлагаю вам пересказать рассказ по  каждой части плана  на оценку.

Предлагает пересказать сказку по плану на оценку. Выставляет оценки.

Пересказывают рассказ по плану на оценку.

Работа с пословицами

Ребята, посмотрите на слайд, вы видите пословицы

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Доброе дело без награды не останется.

Верный друг лучше многих слуг.

-Соотнесите пословицы и содержание сказки.

-Выражают ли они главную мысль сказки? Какая пословица лишняя?

Предлагает поработать с пословицами

Работают с пословицами

VII. Итог урока

Цель: обобщение и систематизация знаний; рефлексия и самооценка учебной деятельности.

Обобщающая беседа

- Какие задачи мы ставили в начале урока? (составить план сказки)

- Как вы думаете удалось ли нам их реализовать?

Чему же учит рассказ? (Эта сказка учит нас тому, что ко всем людям следует относится так как они заслуживают, судить о людях по их поступкам и делам. Также эта сказка учит нас тому, что если человек одинок, то он всегда несчастлив. Никогда нельзя судить о человеке по его внешности)

Формулирует вопросы, оценивает работу детей на уроке (словесно)

Обобщение полученные знания о писателе и о его произведениях .

Домашнее задание

- Теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Дома вам необходимо подготовить пересказ сказки «Мафин и паук»

Задает домашнее задание. Комментирует задание.

Записывают задание в дневники.

Рефлексия  выставление оценок

-Ребята, у вас на столах лежат оценочные листы, оцените свою работу знаком «плюс» или «минус».

Получилось

Получилось, но были проблемы

Не получилось

Ответы на вопросы

Пересказ текста

-Сегодня на уроке оценки получают….

Дает возможность оценить свою работу на уроке .Выставляет оценки.

Оценивают работу на оценочном листе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Эни Хогарт " Мафин и паук"

Презентация к уроку. Эни Хогарт "Мафин и паук"....

Презентация Э. Хогарт "Мафин и паук"

Презентация к уроку по литературному чтению....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"...

Презентация к уроку литературного чтения во втором классе на тему "Эни Хогарт "Мафин и паук"

Презентация знакомит учащихся скраткой  биографией Эни Хогарт. Работе над текстом предшествует речевая разминка. В презентации объясняется значение новых для учащихся слов, а также проводится раб...

Иллюстрация к сказке Эни Хогарт "Мафин и паук"

Иллюстрация к сказке Эни Хогарт "Мафин и паук"...

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе Энн Хогарт «Мафин и паук»

Конспект урока по теме "Энн Хогарт «Мафин и паук»" - 2 класс....

Тест по литературному чтению по произведению Э.Хогарт «Мафин и паук». 2 класс УМК "Школа России"

Цель данного теста: создание условий для проверки знаний по рассказу Э.Хогарт «Мафин и паук».Задачи: развивать память, речь, мышление, воображение. Воспитывать интерес к предмету и по...