Урок литературного чтения во 2 «А» классе (УМК «Школа России») Дата проведения: 17.05.2022 |
Тема | Эни Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки |
Педагогическая цель | Развивать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста. |
Тип урока | Закрепление изученного материала |
Планируемые результаты (предметные) | Сравнивать произведения разных народов с русскими, находить общее и различия. Определять героев и характеризовать их. Составлять план. Пересказывать по плану |
Личностные результаты | Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности; имеют личностное отношение к полученным знаниям, желание и умение применять их на практике. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные : содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результат; учить целеполаганию, как постановке учебной задачи. Познавательные: учить находить ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений. Способствовать умению строить речевые высказывания. Коммуникативные: учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника |
Основные понятия и термины | Рассказ, герои произведения, характеристика героев, план текста, пересказ. |
Методы, формы работы | Фронтальная , индивидуальная , парная работа; словесный, наглядный, практический. |
Образовательные ресурсы | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, литературное чтение 2 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. (Ч.2), карточки для рефлексии, наглядный материал, раздаточный материал. |
Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). |
Эмоциональный настрой
.Проверка готовности к уроку. | -Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем. -Проверьте вашу готовность к уроку. У вас на столах должен лежать учебник вторая часть, дневник, пенал и раздаточный материал, который понадобится нам позже. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Речевая разминка Цель: подготовить артикуляционный аппарат к чтению. | Упр. в отработке дыхания (стоя) Упр. «Плыви, кораблик»
| -Подготовимся к чтению, выполним упражнения для отработки дыхания. -Сл.1 -Выполним упражнение, которое называется «Плыви, кораблик» -Посмотрите на доску, вдохните воздух, и дуйте на кораблик, чтоб он поплыл. ( учащиеся дуют несколько раз и кораблик поплывет) -Восстановите дыхание, тихонько садитесь. | Подготавливает учащихся к выполнению упражнений для отработки дыхания. Следит за выполнением упражнения. | Выполняют упражнения для отработки дыхания. Повторяют за педагогом |
Упр. в отработке дикции (чтение строк из стихотворения «Мой щенок») | -Ребята, а теперь выполним упражнение для того, чтобы подготовить речевой аппарат к чтению. -Сл.2 -Перед вами строки из стихотворения «Мой щенок» Вдруг, какой-то страшный зверь Открывает лапой дверь… (читает учитель, потом ученики) - Прочитайте вместе со мной. -Прочитайте с удивлением. -Прочитайте, как будто вам страшно. -Прочитайте как будто вам весело. -Молодцы ребята! | Подготавливает учащихся к выполнению упражнения для отработки дыхания. Следит за выполнением упражнения. | Выполняют упражнения для отработки дикции. Читают строки выразительно ,с удивлением, с вопросом. Повторяют за педагогом. |
III. Проверка домашнего задания Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания. | Тест по сказке Э.Хогарт «Мафин и паук»
| - Скажите, с какой сказкой мы знакомились на прошлом уроке?( Э. Хогарт "Мафин и паук") - Сегодня мы продолжим работать со сказкой Э. Хогарт "Мафин и паук" - Будем учиться читать выразительно, давать характеристику героям сказки, составлять план сказки. -Я надеюсь, вы очень внимательно читали сказку и сейчас проверим ваши знания, выполним тест. -Сл.3 1. Где ослик Мафин встретил паука? А) в саду Б) на огороде В) в лесу Г) на берегу озера 2. Почему ему захотелось удрать? А) паук был похож на чудовище Б) паук хотел его съесть В) ослик был очень труслив и всего боялся 3. Почему он всё же не удрал? А) ослик понял, что бояться нечего Б) у ослика отнялись ноги от страха В) паук был очень печален 4. Что рассказал ослику паук? А) что он никого не любит, поэтому живёт один Б) что от него все в страхе убегают, поэтому он одинок В) что его все гонят и бьют Г) что он живет весело и интересно 5. Что обещал пауку ослик? А) научить паука быть весёлым и жизнерадостным Б) принести пауку овощей и фруктов В) познакомить паука со своими друзьями 6. Что решили друзья? А) что им жаль паука В) что они любят и уважают Мафина Б) что нужно немедленно бежать Г) что нужно прогнать паука 7. Что произошло с пауком? А) он убежал В) он оказался злым и коварным Б) он стал с ними дружить Г) он превратился в фею Сл.5 Критерии оценивания: 0 ошибок – оценка 5 1 ошибка – оценка 4 Более 2 ошибок – оценка 3 | Формулирует задачу, проводит тест по сказке «Мафин и паук» | Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Решают тест. Осуществляют проверку. |
IV. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Введение в тему урока | -Ребята, чтобы определить тему урока, посмотрите на доску. -Сл.6 -Кого вы видите на первой иллюстрации? (Ослика Мафина) -А на второй?(паука) -А на третьей?(друзей ослика) - А как вы думаете, что объединяет все эти картинки? (это герои сказки Эни Хогарт «Мафин и паук») | Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию | Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы, делают выводы. |
Определение темы и задач урока | -Как вы думаете, какова тема урока? (ответы учащихся) - Наша задача ….? (ответы учащихся) -Правильно ребята, сегодня мы продолжим работать со сказкой,составим план сказки | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач |
V. Работа по теме урока Цель: обеспечить восприятие, осмысление и усвоение изучаемого материала. | Повторение сведений об авторе Н.Носове | -Ребята, а с каким автором вы познакомились на прошлом уроке? (Эни Хогарт) -Что вы запомнили о данном писателе? (ответы учащихся) -Я хотела вам напомнить о том, что это очень хороший интересный писатель, который писал для детей много интересных и поучительных рассказов и сказок.
| Формирует учебную задачу , задает вопросы , активизирует полученные знания на прошлом уроке. | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. |
Чтение рассказа, анализ прочитанного по частям (составление плана). | -Продолжаем работать со сказкой Эни Хогарт «Мафин и паук» -Первое задание, которое необходимо выполнить, это прочитать рассказ и составить план. -Но для начала давайте вспомнить, что же такое план? -Для чего его составляют? (план составляют для того, чтобы потом легче было пересказывать рассказ) -А что нужно сделать, чтобы составить план? (прочитать, разделить текст на части, озаглавить каждую часть) -Как правильно нужно озаглавить часть? -Что заголовок должен нести в себе? (Заголовок нужно подобрать так, что бы в нем передавалась суть части) -А для того чтобы вспомнить последовательность событий в рассказе, мы его прочитаем. - И так начинает читать , а все остальные внимательно следят и слушают. Чтение 1 части до слов «сказал Мафин и быстро побежал домой.» -Где ослик Мафин встретил паука?(в саду) - Почему ему захотелось удрать?(потому что паук был похож на чудовище) -Почему он всё же не удрал?(ему стало его жалко) -Что рассказал ослику паук?( что от него все в страхе убегают, поэтому он одинок) -Молодцы, ребята, а как можно озаглавить эту часть? (ответы детей) -Молодцы, давайте озаглавим так «Встреча Мафина и паука»
-Следующий продолжает читать(от слов «сказал Мафин и быстро побежал домой» и до слов «Мафин так трогательно рассказывал о пауке, что всем стало ужасно жаль беднягу»), все остальные слушают. - Что обещал пауку ослик?( познакомить паука со своими друзьями) - Почему ослик немного сомневался в своих друзьях?( друзья могли не прийти) - Где ослик собрал своих друзей?(в сарае) - Что ослик рассказал своим друзьям?( что он познакомит их с пауком) - Что решили друзья?( -Как можем озаглавить эту часть? (Предложение Мафина.)
-Следующий читает (от слов «Мафин так трогательно рассказывал о пауке, что всем стало ужасно жаль беднягу» до конца),а остальные следят и слушают. -Что произошло с пауком?( он превратился в фею) - Что стало происходить в саду?( сад стал ещё прекраснее) - Как теперь друзья стали встречать всех пауков?( приветливо) - Почему?( они не знали, кто скрывается под уродливой внешностью) -Как можно озаглавить третью часть?( Чудесное превращение) -Отлично! -Прочитайте, план, который мы составили (составлен план на доске, карточки) - Давайте составим план сказки. 1. Встреча Мафина и паука. 2. Предложение Мафина. 3. Чудесное превращение.
| Формулирует учебную задачу, формулирует вопросы, контролирует правильность ответов. | Отвечают на вопросы учителя, составляют план рассказа, читают по частям |
ФИЗМИНУТКА
| -А теперь давайте немного отдохнем, встаньте из-за своих парт. Раз- подняться, потянуться Два- согнуться, разогнуться Три- в ладошки три хлопка, головою три кивка На четыре- руки шире На пять- руками помахать На шесть- за парты тихо сесть. -Тихо садитесь. | Ставит учебную задачу выполнить упражнение для предупреждения утомляемости. | Выполняют упражнения для предупреждения утомляемости. |
Пересказ по плану | -Для чего мы с вами составляли план? ( для пересказа) -А сейчас я предлагаю вам пересказать рассказ по каждой части плана на оценку.
| Предлагает пересказать сказку по плану на оценку. Выставляет оценки. | Пересказывают рассказ по плану на оценку. |
Работа с пословицами | Ребята, посмотрите на слайд, вы видите пословицы Без труда не вытащишь и рыбку из пруда Доброе дело без награды не останется. Верный друг лучше многих слуг. -Соотнесите пословицы и содержание сказки. -Выражают ли они главную мысль сказки? Какая пословица лишняя? | Предлагает поработать с пословицами | Работают с пословицами |
VII. Итог урока Цель: обобщение и систематизация знаний; рефлексия и самооценка учебной деятельности. | Обобщающая беседа | - Какие задачи мы ставили в начале урока? (составить план сказки) - Как вы думаете удалось ли нам их реализовать? - Чему же учит рассказ? (Эта сказка учит нас тому, что ко всем людям следует относится так как они заслуживают, судить о людях по их поступкам и делам. Также эта сказка учит нас тому, что если человек одинок, то он всегда несчастлив. Никогда нельзя судить о человеке по его внешности) | Формулирует вопросы, оценивает работу детей на уроке (словесно) | Обобщение полученные знания о писателе и о его произведениях . |
Домашнее задание | - Теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Дома вам необходимо подготовить пересказ сказки «Мафин и паук» | Задает домашнее задание. Комментирует задание. | Записывают задание в дневники. |
Рефлексия выставление оценок |
-Ребята, у вас на столах лежат оценочные листы, оцените свою работу знаком «плюс» или «минус».
| Получилось | Получилось, но были проблемы | Не получилось | Ответы на вопросы |
|
|
| Пересказ текста |
|
|
|
-Сегодня на уроке оценки получают…. | Дает возможность оценить свою работу на уроке .Выставляет оценки. | Оценивают работу на оценочном листе. |