Игра, как средство обучения, воспитания и развития школьников
статья
Рассмотрим игры, как средство воспитания, обучения и развития личности. А так же проанализируем виды игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра, как средство обучения, воспитания и развития школьников
Введение
Современная школа нуждается в организации такой деятельности, которая обеспечила бы развитие у ребенка индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни. Иными словами, школа заинтересована в получении знаний об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей мере возрастает роль игры, как средство понимания и в тоже время развития школьника.
Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Также положительной стороной игры является и то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый детьми материал проходит через своеобразную практику.
Актуальной становится игра и еще по одной причине. В настоящее время отмечается перенасыщенность современного школьника информацией. И внимание начинает рассеиваться. И вот тогда на помощь может прийти одна из форм обучения- дидактическая игра.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте детям интересно познавать информацию посредством этой деятельности. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.
Игра решает следующие образовательные задачи:
● Развитие познавательной деятельности ребёнка ;
● Развитие эмоционально- волевой сферы;
● Обогащение представлений об окружающем мире;
● Формирование коммуникативных навыков;
● Формирование культурного поведения;
● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
● Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Цель – создание условий для успешной адаптации ребёнка в макромире, для коррекции и развития личности.
Игры делятся на:
а) – дидактические;
б) – сюжетные;
в) – ролевые;
г) – театрализованные;
д) – подвижные;
е) – конструктивные.
Причем, каждый вид игры выполняет определённые функции:
1. Дидактические игры –развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.
2. В сюжетно-ролевых играх дети могут взять на себя роль взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт. В таких играх обогащается речевой запас.
3. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа.
4. Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, т.к. большинство таких детей имеют двигательные нарушения.
5. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.
Игра – понятие многогранное. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства.
Наиболее важные функции игры:
1 – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.
2 – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.
3 – Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
4 – Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
5 – Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.
6 – Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.
7 – Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.
Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали в учебный и во вне учебный процессы, ибо она хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.
Для успешного обучения и воспитания необходимо пробудить интерес к учебным занятиям, мобилизовать внимание и переключение с одного вида деятельности на другой, активизировать деятельность через игры (познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные, конструктивные и др.). Несмотря на такое разнообразие игр, практически любая игра носит познавательный характер. Особое внимание в учебной деятельности учитель обращает на вид игры, ориентированный на обучение.
Такая игра должна соответствовать следующим требованиям:
1). Игра должна содействовать сплочению коллектива.
2). Иметь познавательное значение.
3). Активизировать общественную деятельность учащихся.
4). Обеспечивать мыслительную активность участников игры.
5). Создавать условия для детского творчества.
6). Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».
При проведении игры педагогу необходимо помнить, что игра должна исключить даже малейшую возможность риска, угрожающую здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из неё трудные правила (если это подвижные игры), выполнить которые нелегко.
Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных предметов и атрибутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны.
Игра не должна быть слишком азартной, унижать достоинство играющих. Ребята должны понимать смысл и содержание игры, её правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой игровой роли.
Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, её выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития и кругозора.
Конец игры должен быть результативным – победа, поражение или ничья («Победила дружба»). Он должен быть ярким, эмоциональным, содержательным.
Таким образом, какая бы не проводилась игра, мы должны помнить – педагог всегда должен стремиться зажечь искорку интереса к той или иной области знаний.
Только такая искра может вызвать цепную реакцию увлечённости, пытливости, поиска, создать ту атмосферу, в которой наиболее пышно произрастает древо познания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД на тему: «Игра как средство обучения, воспитания и развития познавательных процессов на начальном периоде обучения в 1 классе»
На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы и собственного педагогического опыта разработаны и апробированы игры и упражнения (развивающие, дидактические), которые повы...
Реферат на тему: «Игра как средство нравственного воспитания у младших школьников»
Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ...
Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития школьника.
В статье раскрывается роль чтения для полноценного развиия детей...
Игра, как средство обучения, воспитания и развития школьников
Игра, как средство обучения, воспитания и развития школьников...
Статья на тему: «Игра, как средство обучения и воспитания младших школьников»
В статье мы рассмотрим значение игры в обучении и воспитании младших школьников....
Детско-родительское собрание "Игра как средство семейного воспитания и развития"
Предлагаемый материал содержит упражнения для смешанной группы учеников 1-2 класса и их родителей до 16 человек. Может быть использована для демонстрации возможностей семейного воспитания и простоты и...