Рабочая программа кружка "Зелёная планета"
рабочая программа (3 класс)
Кружок «Зелёная планета» органично связан с такими информационными областями как «Природа края», «Краеведение», так как специфика экологических закономерностей определяется особенностями территории и преломляется через проблемы взаимодействия общества и природы региона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка "Зелёная планета" | 51.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка «Зелёная планета» в рамках внеурочной деятельности в начальных классах.
I.Пояснительная записка
Нормативно-правовой базой разработки программы являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12);
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 6 декабря 2009 года №373;
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Постановление Главного государственного врача РФ от 14 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Серия «Стандарты второго поколения» «Организация внеурочной деятельности школьников: методический конструктор» П.В.Степанов, Д.В. Григорьев. М. Издательство Просвещение, 2010 год;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Рабочая программа кружка разработана на основе Примерной программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступенях начального и основного общего образования, разработанной кафедрой и центром экологического образования и устойчивого развития ГАОУ ВПО МИОО, Программа кружка внеурочной деятельности «Зелёная планета» предназначена для 3 класса начальной школы, является частью государственного стандарта содержания образования, базируется на комплексе знаний, полученных учащимися в детском саду и закладываемых в учебном предмете «Окружающий мир».
Сроки реализации программы
Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы, 1 час в неделю - всего 34 часов.
Вклад кружка в общее образование:
Кружок «Зелёная планета» органично связан с такими информационными областями как «Природа края», «Краеведение», так как специфика экологических закономерностей определяется особенностями территории и преломляется через проблемы взаимодействия общества и природы региона.
Особая актуальность кружка связана с мировоззренческим характером экологических знаний, что необходимо для выработки активной жизненной позиции подрастающего поколения в деле осознанного сохранения природы. Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Знание учащимися особенностей протекания экологических процессов в условиях Волгоградской области будет способствовать их воспитанию как рациональных природопользователей, служить целям экологического просвещения и культуры. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного и младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Ценностными ориентирами содержанияданной программы в начальной школе являются:
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
- развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения
Изменения, внесенные автором в программу
Внесены дополнения в структуру программы;
В учебно-тематический план добавлен раздел «Формирование и развитие УУД».
II. Общая характеристика кружка
Дидактической цели преподавания кружка соответствует изучение многообразия экологических явлений, их общих и специфических черт. Концепция курса основывается на классической трактовке экологии как науки, изучающей взаимоотношения живого со средой.
Экология как образовательная область, наука и сфера человеческой деятельности имеет не только мировоззренческую значимость и практическую направленность, но и социальную востребованность, что особенно проявляется на региональном уровне.
Современная экология как междисциплинарная наука очень сложна. Для адаптации этой области знаний к школьному курсу выделены содержательные линии предъявления учебного материала.
Первая содержательная линия содержит сведения об особенностях и структуре территории Вологодской области, о компонентах экосистем, средах обитания и экологических факторах окружающей среды.
Вторая содержательная линия направлена на изучение разнообразия живых организмов региона, экологических групп, популяций и сообществ, закономерностей их взаимодействия со средой и биотических взаимоотношений в условиях Вологодской области.
Третья содержательная линия связана с анализом экологических последствий взаимодействия общества и природы, разного характера антропогенной деятельности.
Цель кружка: формирование экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в окружающей природе и знания общих закономерностей взаимодействий живого и среды на конкретных примерах своего региона.
Задачи кружка:
- освоение понятийного аппарата экологии и определенного объема фактологического материала;
- изучение специфики и общих аспектов взаимодействий со средой биосистем разного иерархического уровня;
- формирование представлений об общих принципах и законах окружающего мира;
- развитие умений анализировать разнообразные экологические ситуации, прогнозировать развитие природных систем в условиях антропогенного пресса в своем регионе, а также умение выбирать конструктивные решения экологических проблем.
Кружок «Зелёная планета» в начальной школе должен рассматриваться как начальный информационный блок региональной образовательной области «Региональная экология» и поэтому включает минимальный базовый уровень. Кружок «Зелёная планета» предполагает формирование экологических знаний учащихся на краеведческой основе. Подобный подход усиливает мотивационный аспект усвоения знаний, наряду с повышением уровня общего образования и расширением информационной базы.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных- формирование системы знаний об экологических проблемах, овладение методами практической работы экологической направленности, методами самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.
Формы организации учебной деятельности учащихся
Программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников и воспитания у них экологической культуры. При изучении курса предусматривается проведение, как традиционных уроков, так и проектная деятельность, экскурсии, практические работы. Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития компетентностей учащихся.
При проведении занятий предполагается демонстрация слайдов презентаций, видеофильмов, что будет способствовать визуализации представляемой информации и успешному усвоению учебного материала.
Программа направлена на широкое общение с природой родного края в ходе экскурсий. Цель экскурсий заключается в изучении не только природных комплексов, территорий и объектов, но и предприятий для изучения характера влияния производственной деятельности на окружающую среду и мероприятий по защите природы. При изучении курса наиболее оптимальной является следующая тематика экскурсий:
- на природоохранные объекты;
- на предприятия, оказывающие значительное влияние на окружающую среду;
- на природные комплексы;
- на объекты системы мониторинга;
- на охраняемые природные территории, к особо охраняемым природным объектам.
Необходимым является организация самостоятельной работы учащихся при подготовке докладов, сообщений по основным темам курса. Организация самостоятельной работы предусматривает индивидуальную и групповую формы работы учащихся, творческий поиск информации из дополнительной литературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать, закреплять знания и делать выводы. Отчеты по самостоятельной работе могут проводиться в форме выступлений учащихся на основе докладов и рефератов, в виде диспутов, дискуссий, круглых столов, дидактических игр и др.
На базе учебного материала предполагается также проектная деятельность учащихся по наиболее интересным и актуальным проблемам. Работа над проектом позволяет проявить интеллектуальные способности учащихся, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями. В ходе поиска по проблеме учащиеся синтезируют знания, интегрируют информацию различных дисциплин, ищут эффективные пути решения задач проекта. Важным является также совместная деятельность и сотрудничество в группах, в результате которых всесторонне проявляются компетентности личности.
На первых этапах формирования экологической культуры наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель представляет научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулируется моделированием экологических ситуаций нравственного выбора. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.).
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей кружка.
Преемственность содержания экологического образования
Ступень обучения | Задачи | Ключевые понятия | Ведущий вид деятельности |
Начальная школа | Формирование опыта эмоционально-ценностных сопереживаний проблемных экологических ситуаций, оперирования нравственными категориями, мотивации к действиям в интересах здоровья человека и безопасности жизни | Правила экологической безопасности. Экологическая культура. Связь здоровья человека и здоровья природы. Предосторожность. Бережное (экономное) отношение к любым природным ресурсам. Забота об окружающей среде. | Опыт применения УУД для работы с необходимой информацией «учусь экологическому мышлению» |
Основная школа | Становление экосистемной познавательной модели, рефлексивно-оценочных умений, экологического стиля мышления | Устойчивое развитие. Экологическая безопасность. Ресурсосбережение. Нерасточительное потребление. Предосторожность. Социальное партнерство. Экологическое право. Право человека на благоприятную среду и обязанности по ее сохранению. | Опыт применения УУД для самопознания и саморегуляции «учусь управлять собой или моя экологическая культура» |
III.Результаты освоения программы кружка
Личностными результатами являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами являются следующие умения:
1. Осознание исключительной роли жизни на Земле и значение экологии в жизни человека и общества:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. Формирование представления о природе как развивающейся системе:
- рассматривать биологические процессы в развитии;
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение.
3. Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии:
– использовать биологические знания в быту;
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4.Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей условия ограничения активности человечества в целом и каждого отдельного человека:
- объяснять мир с точки зрения экологии;
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать основные группы живых организмов;
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов;
5.Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса экологии и их использованием в практической жизни:
– понимать смысл экологических терминов;
– характеризовать методы экологической науки (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. Овладение биологическими основами здорового образа жизни:
– оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни;
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые организмы своей местности.
IV. Содержание программы
Изучение природы 3ч.
Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её.Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем 6ч.
Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами 15ч.
Многообразие цветущих и не цветущих растений Вологодского края. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Вологодского края. Грибы -удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в Вологодском крае. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Кормление и уход за ними. Млекопитающие родного края. Редкие животные Вологодского края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Севера. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Вологодского края. Охранять природу - значит охранять здоровье. Обобщение знаний.
Человек и природа 10ч.
Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Севера. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Вологодского края. Охранять природу - значит охранять здоровье. Обобщение знаний.
Обобщение пройденного
Обобщение знаний.
Предмет | Класс | Вариант | |||||||||
Матема-тика | 1 | КТП кружок 1 класс | |||||||||
Раздел | Дата | Тема урока | Кол-во ча-сов | Элементы содержания/ Элементы дополнительного содержания | Формирование и развитие универсальных учебных действий | ||||||
Изучение природы 3 часа | Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. | 1 | Обмен впечатлениями, чтение рассказов М.Пришвина о природе. | КУУД: публичное мини-выступление ПУУД: владение смысловым чтением | |||||||
Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу | 1 | Чтение познавательной литературы из серии «Экологические катастрофы». | ПУУД: умения находить достоверную информацию | ||||||||
Наблюдения в природе, описание живых объектов. | 1 | Экскурсия. Выявление связей между живой и неживой природой на примере сезонных явлений в природе. | РУУД: умения самоорганизации во время экскурсии | ||||||||
Условия, в которых мы живем 6 часов | Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. | 1 | Презентация. Мини проекты | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | |||||||
Особенности весны, лета, осени, зимы. | 1 | Просмотр учебного фильма | ПУУД: умения восприятия аудиальной и визуальной информации | ||||||||
Неблагоприятные и необычные явления природы. | 1 | Беседа, разгадывание загадок, ребусов | ПУУД: умения находить достоверную информацию КУУД: публичное мини-выступление | ||||||||
Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. | 1 | Групповая проектная деятельность | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | ||||||||
Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. | 1 | Круглый стол | КУУД: умения излагать свое мнение, понимать позицию другого, корректировать свое мнение | ||||||||
Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана. | 1 | Просмотр учебного фильма Игра: «Какая вода в реке», «Чем мы можем помочь реке?» | ПУУД: умения восприятия аудиальной и визуальной информации | ||||||||
Кто и как живет рядом с нами 15 часов | Многообразие цветущих и не цветущих растений Волгоградской области. Свет, тепло, влага в жизни растений. | 1 | Экскурсия в парк | РУУД: умения самоорганизации во время экскурсии | |||||||
Мир растений и человек 5 часов | Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. | 1 | Круглый стол | КУУД: умения излагать свое мнение, понимать позицию другого, корректировать свое мнение | |||||||
Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Волгоградской области. | 1 | Операция «Красная тетрадка»: изучить растения родного края; не рвать редкие исчезающие растения | ПУУД: умения устанавливать причинно-следственные связи ПУУД: представлять информацию в разных формах | ||||||||
Грибы -удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в Волгоградской области. | 1 | Игра «Грибники и грибы», «Не топчи грибы», конкурс рисунков «Фантастический гриб». | ЛУУД: умения выражать свои эмоции в виде рисунков ПУУД: умения устанавливать причинно-следственные связи, подтверждать понятия примерами | ||||||||
Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. | 1 | Игра: «Что растет в родном краю». | ЛУУД: умения осваивать новые социальные роли и правила, выбирать, как поступить в той или иной ситуации | ||||||||
Мир животных и человек 10 часов | Многообразие животных родного края | 1 | Опытно-исследовательская работа: маскировка животных. Игра. «Охотники и зайцы», «Лиса, охотник и куры», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Промысловая охота». | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | |||||||
Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. | 1 | Игра: составление рассказа о рыбе по схеме модели «Рыбы». Опытно-исследовательская работа: Внешнее строение рыб, их различие и сходства. Рыбы в воде передвигаются легко, свободно, могут плыть в разных направлениях, быстрее и медленнее. | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | ||||||||
Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. | 1 | Презентация | ПУУД: представлять информацию в разных формах (презентация) | ||||||||
Древние ящеры и современные ящерицы. | 1 | Учебный фильм | ПУУД: умения восприятия аудиальной и визуальной информации | ||||||||
Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. | 1 | Прогулка – наблюдение в парк Игра: «Кузнечик», «Ласточки и мошки» | ПУУД: умения наблюдать и фиксировать эти наблюдения | ||||||||
Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц | 1 | Опытно-исследовательская работа: поведение птиц во время кормления, питание птиц зимой и летом, повадки птиц. Изготовление кормушек. | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | ||||||||
Домашние птицы. Кормление и уход за ними. | 1 | Составление рассказа о птицах по схеме «Птицы». Конкурс «Кто больше знает птиц». | ПУУД: представлять информацию в разных формах (развертывание информации по схеме) | ||||||||
Млекопитающие родного края. Редкие животные Волгоградской области. | 1 | Доклады детей | КУУД: публичное выступление ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала | ||||||||
Домашние животные. Кормление и уход за ними. | 1 | Опытно-исследовательская работа: как кошка языком чистит шерстку, определение любимого корма животных (хомяк, морская свинка, попугай и т. д.) | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | ||||||||
Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. | 1 | Презентация | ПУУД: представлять информацию в разных формах (презентация) | ||||||||
Человек и природа 10 часов | Зависимость человека от природы. | 1 | Просмотр учебного фильма. | ПУУД: умения восприятия аудиальной и визуальной информации | |||||||
Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. | 1 | Опытно- исследовательская работа: рассматривание листа мяты через лупу. Игра: «Составь загадку». | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | ||||||||
Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Юга. | 1 | Экскурсия к егерю, рыбакам | РУУД: умения самоорганизации во время экскурсии | ||||||||
Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. | 1 | Заседание круглого стола. | КУУД: умения излагать свое мнение, понимать позицию другого, корректировать свое мнение | ||||||||
Отрицательное воздействие человека на природу. | 1 | Проектная работа: Нормы и правила поведения в природе. «Азбука поведения в природе» Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков. | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | ||||||||
Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. | 1 | Творческая деятельность: рисунки «Я- человек – часть природы» Составление загадок по теме. | ЛУУД: умения выражать свои эмоции в виде рисунков | ||||||||
Почему надо соблюдать правила поведения в природе. | 1 | Правила поведения в природе. Викторина «Охрана природы». Составление загадок о правилах поведения в природе. | ПУУД: представлять информацию в разных формах (загадки) | ||||||||
Что охраняют в заповедниках и заказниках Волгоградской области. | 1 | Операция «Красная тетрадка»: изучить животных родного края; охранять все живое в родном крае. Знакомство с профессией лесника, его природоохраняющей деятельностью. | ПУУД: умения устанавливать причинно-следственные связи ПУУД: представлять информацию в разных формах | ||||||||
Охранять природу - значит охранять здоровье. | 1 | Опытно-исследовательская работа: рассматривание с помощью лупы своей кожи и кожи товарища. Игра: «Чем помогает кожа?», «Что нельзя делать, чтобы не повредить кожу» | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | ||||||||
Обобщение знаний. | 1 | Составить книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих на территории Волгоградской области. Защита и охрана. Прогулка-путешествие. | ПУУД: умения устанавливать причинно-следственные связи ПУУД: представлять информацию в разных формах |
VI. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся научатся следующему:
Называть:
- широко распространенные виды;
- редкие виды;
- биотопы
- сообщества
- экологические факторы.
Приводить примеры:
- природных и искусственных сообществ;
- приспособленности растений и животных к среде обитания;
- наиболее распространенных видов растений и животных своего региона.
- хозяйственной деятельности и ее влияния на природную среду
Характеризовать:
- среды обитания организмов;
- экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
- природные сообщества;
- приспособленность организмов к совместной жизни в сообществах;
- особенности природной среды, способствующие нарушению здоровья людей;
- источники заболеваний, находящиеся в природной среде;
- профилактические мероприятия, защищающие от заболеваний.
Обосновывать:
- взаимосвязь организма и среды;
- влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности; (влияние антропогенного фактора на виды, экосистемы);
- взаимосвязь здоровья людей с качеством природной среды;
- роль заповедников, заказников, национальных парков в сохранении биологического разнообразия (меры сохранения биоразнообразия).
Распознавать:
- наиболее распространенные виды растений и животных своего региона;
- редкие виды флоры и фауны;
- природные и искусственные сообщества.
Сравнивать:
- природные и искусственные сообщества;
- степень воздействия на природную среду отраслей промышленности и отдельных предприятий в зависимости от природоохранных мер.
Применять знания:
- о видах, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
- для проведения наблюдений и простейших исследований по определению состояния окружающей среды региона;
- для характеристики (на элементарном уровне) влияния местного населения на окружающую среду;
- по прогнозированию возможных экологических последствий (ситуаций);
Делать выводы:
- о необходимости охраны окружающей среды;
- о тенденциях изменения биоценозов и путях их охраны.
Наблюдать:
- сезонные изменения в жизни растений и животных;
- за состоянием окружающей среды.
Соблюдать правила:
- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
- поведения в природе;
- сохранения здоровья человека, формирования его взаимоотношений со средой.
VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009 – с. 6 - 10
- О проекте закона об образовании и его экологизации. //Экологическое образование - №1, 2011 – с. 1- 15
- О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование. - №4, 2010 – с. 3 – 8.
- Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999 – 158 с.
- Попов, А. Траволечебник Текст / А. Попов. – Кемерово, 1993.
- Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
- Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
- Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
Литература для обучающихся:
- Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
- Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
- Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
- Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
- Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
- Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
- Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
XIII.Планируемые результаты
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере -сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере - углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде;
в трудовой сфере - владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
в сфере физической культуры - элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
Предполагаемые результаты работы по программе:
Образовательные:
- эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и местности;
- возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
- активизации познавательной деятельности учащихся;
- вовлечение учащихся в практическую деятельность;
- формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
- привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.
Педагогические:
- использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
- повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;
- взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;
Показателями высокой экологической культуры детей в третьем классе следует считать:
- интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый», «обеспокоенный» и т.д.);
- желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;
- желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;
- желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
- стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
- попытка оценивать свое поведение.
Образовательное пространство еще более расширяется. Изучение взаимосвязей междурастениям и животными между собой в лесу, на лугу, в водоеме.
Формирование знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной позиции.
Формы и виды контроля
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:
- самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;
- игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;
- тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;
- участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;
- работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу
- составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.
Контроль за выполнением программы кружка осуществляется в виде защиты исследовательских и творческих работ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы УМК "Планета знаний"
Рабочие программы по УМК "Планета знаний " 1 класс...
Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс
Рабочая программа по русскому языку для УМК Планета знаний 4 класс с контрольно - измерительными материалами....
Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс
Рабосая программа УМК Планета знаний 4 класс по математике с контрольно - измерительными материалами....
Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс
Рабочая программа УМк Планета знаний 4 класс по литературному чтению с контрольно - измерительными материалами....
Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс
Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс по окружающему миру с контрольно - измерительными материалами....
Рабочая программа УМК "Планета знаний" 1 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование Русский язык....
Рабочая программа. курс "Планета здоровья"
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе. Курс "Планета здоровья"....