Программа внеурочной деятельности по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»
календарно-тематическое планирование (2 класс)

Программа внеурочной деятельности

по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_gorod_2_kl_2022-2023.docx50.42 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»

Учитель Зайцева В.В.

2 А класс

2022-2023 учебный год 

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса на 2022-2023 учебный год по истории и культуре Санкт-Петербурга разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы по краеведению для учащихся средней школы Л.К. Ермолаевой и программы по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой.        

Цели программы:

  • воспитание эстетического восприятия;
  • расширение эмоционально- чувственной сферы учащихся;
  • пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко- художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.

Основные задачи программы:

Образовательные:

  • формирование в сознании ребенка образа Санкт-Петербурга, уважения к его истории и культуре;
  • формирование представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие Санкт-Петербурга;
  • формирование умений и навыков поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Развивающие:

  • развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной стороны личности юного петербуржца;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей.

Воспитательные:

  • воспитание трепетного отношения к прошлому и ответственного отношения к будущему своего родного города;
  • воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности;
  • воспитание умения строить позитивные межличностные отношения со сверстниками.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

  • знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия;
  • формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
  • выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем.

В курсе для 2 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве.

Темы выстроены таким образом, чтобы учителям начальных классов или родителям  можно было пройтись с детьми по городу и в течение нескольких пешеходных экскурсий увидеть всё, о чём упоминалось во внеурочном курсе.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год,  1 час в неделю.        

Планируемые результаты.

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, младшие школьники получат возможность формирования 

Личностных результатов:

•Выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• Компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;

• Основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

• Эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

Обучающиеся научатся и приобретут:

• Основы становления личности в форме осознания «Я», как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

• Эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Метапредметных результатов

Регулятивные УУД

Обучающиеся научаться:

• Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

• Учиться работать по предложенному учителем плану;

• Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

• Проявлять инициативу в межличностном сотрудничестве;

• Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

• Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

Обучающиеся получат возможность:

• Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

• Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

• Повысить творческую активность и самостоятельность;

Познавательные УУД

Обучающиеся научаться:

• Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе и в контролируемом пространстве интернета;

• Осуществлять запись выбранной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

•Использовать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

• Строить сообщения в устной и письменной форме;

• Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его устройстве, свойствах и связях;

• Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

• Устанавливать аналогии;

Обучающиеся получат возможность:

 Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• Записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

• Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научаться:

• Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

• Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• Формулировать собственное мнение и позицию;

• Договариваться и проходить к общему мнению в совместной деятельности;

• Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• Задавать вопросы;

• Контролировать действия партнёра;

• Использовать речь для регуляции своего действия;

• Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Обучающиеся получат возможность:

• Владеть монологической и диалогической  формами речи;

• Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

• Аргументировать своё мнение, координировать его с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности;

• Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;

Предметных результатов

В ходе реализации программы у учащихся сформируется:

• Расширение знаний о городе при работе с дополнительными источниками информации, при посещении музеев, театров, библиотек, выставок, на прогулках, экскурсиях,  в исследовательской деятельности, в проведении социологических опросов;

• Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;

• Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам, желания « делать открытия» в привычной городской среде;

• Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга;

• Уважение к согражданам ( блокадникам), знаменитым петербуржцам;

Учащиеся научаться:

• Находить информацию о городе, памятниках, петербургских традициях, а также о различных учреждениях в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, карте, в периодической печати;

• Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Санкт-Петербурга;

• Решать бытовые проблемы (вызов врача, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т. д.);

• Извлекать информацию из городской среды, памятников наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;

• Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;

• Объяснять понятия: «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия;

Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём направлениям.

 – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищённой, дружественной среде.

 – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе необязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Актуальность выбора

Анализ ситуации, сложившейся на сегодняшний день, свидетельствует о том, что школьники мало знакомы с природой, историей и культурой родного края. Однако на современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы.

Данная программа поможет в воспитании у детей младшего школьного возраста российской и петербургской идентичности через пропаганду ценностей культурного многообразия и традиций нашего города.

Направленность

Программа относится к программам  общекультурной социально-педагогической направленности.

Педагогическая целесообразность

Младший школьный возраст является периодом становления личности, активного освоения субъектом объективного, многообразного мира, формирования идентичности. В школе закладываются основы мировоззрения, миропонимания, нравственные, трудовые, социальные установки личности, система ее ценностей. На этой стадии развития ребенка чрезвычайно важно заложить необходимые морально-нравственные и гражданские ориентиры, принципы россиянина и петербуржца. Бесценным подспорьем в этой связи является культурно-историческое наследие нашего города.

Уровень освоения программы: общекультурный.

Вид программы: модифицированная.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительные особенности

Программа расширяет и дополняет знания, умения и навыки по образовательным программам «Литературное чтение», «Окружающий мир» (Человек, природа, общество), «Искусство» и «Технология», не дублируя при этом урочный материал, а дополняя его. Данная программа сориентирована не на запоминание ребятами предоставленной информации, а на активное участие самих детей в процессе её приобретения. Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности краеведческой деятельности воспитанников в начальной и средней школе.

Цель данной программы: воспитание детей истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.

Основные задачи программы:

Образовательные:

  • формирование в сознании ребенка образа Санкт-Петербурга, уважения к его истории и культуре;
  • формирование представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие Санкт-Петербурга;
  • формирование умений и навыков поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Развивающие:

  • развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной стороны личности юного петербуржца;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей.

Воспитательные:

  • воспитание трепетного отношения к прошлому и ответственного отношения к будущему своего родного города;
  • воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности;
  • воспитание умения строить позитивные межличностные отношения со сверстниками.

Формы проведения занятий:

Для проведения занятий чаще всего используется комбинированная форма, состоящая из теоретической и практической частей.

1. Учебное занятие.

2. Обобщающее занятие.

3. Экскурсия.

4. Игра.

Методы, используемые при проведении занятий:

1. Словесные методы:

  • беседа;
  • рассказ;
  • объяснение.

2. Наглядные методы:

  • показ презентаций;
  • наблюдение;
  • видеоэкскурсии.

3. Практические методы:

  • выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради;
  • самостоятельная работа;
  • развивающая игра;
  • выполнение творческих заданий;
  • экскурсии;
  • физкультурные минутки.

Способы проверки результатов освоения программы:

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Текущий:

  • задания по текущему контролю освоения программы представлены в пособии по истории города «Санкт-Петербург». Например, «вставь буквы в слова», «узнай по плану, по фрагменту здания», «разгадай кроссворд», «подчеркни в стихотворении слова, которые указывают на памятник», «отгадай ребус», «объясни понятие».

Тематический:

  • игровые формы учета результатов обучения, такие как «Составь слово», «Собери дом», «Построй улицу», «Собери герб», «Проведи кораблик» , «Своя игра», «Что? Где? Когда? Почему?», «Верю – не верю», «Звездный час», «Умники и умницы», игры по станциям, викторины.

Итоговый контроль в конце каждого года:

  • в виде викторины «Знаете ли вы свой город?»;
  • в виде подготовки и проведения презентаций и видеоэкскурсий учащимися.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Программа предусматривает разноуровневую оценку прохождения программы при помощи цветописи.

Цветопись – самая распространенная форма, рекомендуемая психологами, при работе с детьми 6,5 – 11 лет. Для оценки детской работы  можно использовать следующие цвета:

красный - работает самостоятельно, в быстром режиме;

желтый - выполняет задания, соблюдая все требования;

зеленый - выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки;

синий - постоянно обращается к помощи педагога и детей;

фиолетовый - слабо справляется с заданием.

Формы подведения итогов реализации программы

Подготовка и проведение презентаций и видеоэкскурсий учащимися. Участие в конкурсах, олимпиадах и конференциях, защита исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

1

Санкт – Петербург город музеев и театров

2

2

Музеи на стрелке Васильевского острова

1

3

Площадь Искусств

5

4

Площадь Островского

5

5

Театральная площадь

1

6

Санкт – Петербургские храмы

1

7

Мосты повисли над водами

4

8

В гранит оделася Нева

1

9

Твоих оград узор чугунный

1

10

Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре

7

11

Животные в скульптуре

3

12

Всё, что знаешь про свой край, ты, играя, повторяй

3

Итого

34

Содержание программы

Тема: Санкт – Петербург город музеев и театров

Теория. Санкт – Петербург город музеев и театров. Первый музей – Кунсткамера. Экспонаты. Происхождение слова «музей». Главные музеи нашего города: Эрмитаж, Русский музей. Театры Санкт-Петербурга.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.

Тема: Музеи на стрелке Васильевского острова

Теория. Кунсткамера. (Музей М.В. Ломоносовва). Архитектурные особенности здания Кунсткамеры. Зоологический музей. Военно – исторический музей.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Посещение одного из музеев.

Тема: Площадь Искусств

Теория. Площадь Искусств. Памятник А.С. Пушкину. Скульптор М.К. Аникушин. Михайловский дворец. Русский музей. Особенности архитектуры. Михайловский театр. Устройство зала. Партер. Бенуар. Ярус. Филармония. Особенности архитектуры и оформления зала. Театр музыкальной комедии.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Посещение одного из театров.

Тема: Площадь Островского

Теория. Площадь Островского. Екатерининский сад. Памятник Екатерине II.Александринский театр. Особенности его архитектуры. Скульптура: Терпсихора, Мельпомена, Клио, Талия. Российская национальная библиотека. Архитектурные особенности. Елисеевский магазин. Витраж. Скульптура. Театр комедии.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Экскурсия.

Тема: Театральная площадь

Теория. Мариинский театр оперы и балета. Интерьер. Спектакль. Консерватория. Композитор. Н.А. Римский – Корсаков. П.И. Чайковский. Памятник М.И. Глинке. Гастроли и гастролёры.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.

Тема: Санкт – Петербургские храмы

Теория. Никольский Морской собор. Особенности архитектуры. Архитектор С.И. Чевакинский. Церковь святых Петра и Павла. Особенности архитектуры. Архитектор А.П. Брюллов. Татарская мечеть. Синагога. Храм Будды.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.

Тема: Мосты повисли над водами

Теория. Реки и каналы Санкт – Петербурга. Острова. Мосты. Первый мост – Иоанновский. «Горбатые» мостики. Пролёт моста. Прачечный мост. Мост Ломоносова. Аничков мост. Разноцветные мосты: Красный, Синий, Зеленый. Певческий мост. Подвесные мосты: Банковский и Львиный. Первые наплавные мосты. Мосты через Неву: Лейтенанта Шмидта, Дворцовый, Троицкий, Литейный, Большеохтинский, Финляндский, Александра Невского, Володарский.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.

Тема: «В гранит оделася Нева…»

Теория. Набережная. Гранит. Архитекторы Ю.М. Фельтон

Практика.

Тема Твоих оград узор чугунный

Теория.

Практика.

Тема Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре

Теория.

Практика.

Тема Животные в скульптуре

Теория.

Практика.

Тема Всё, что знаешь про свой край, ты, играя, повторяй

Теория.

Практика.

Календарно - тематическое планирование занятий по курсу Истории и культуре Санкт-Петербурга

Дата

Тема уроков

Кол-во

часов

Планируемые результаты

(предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

По плану

По факту

Содержание урока

(ученик должен знать)

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1-2

Санкт – Петербург город музеев и театров

2

Знать о том, что Санкт – Петербург город музеев и театров. Знать название первого в России музея – Кунсткамеры. Знать значение слова «экспонаты». Знать происхождение слова «музей». Называть главные музеи нашего города: Эрмитаж, Русский музей.

Формирование ценности «любовь» к родному городу.

Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

3

Музеи на стрелке Васильевского острова

1

Знакомство с историей создания Кунсткамеры, Музея М.В. Ломоносова. Знать и понимать архитектурные особенности здания Кунсткамеры. Знакомство с музеями на Васильевском острове: Зоологическим музеем и  Военно – историческим музеем.

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.

4

Площадь искусств

1

Знать исторические ценности Петербурга: Площадь Искусств, памятник А.С. Пушкину. Знакомство с творчеством скульптора М.К. Аникушина

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.

Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.

Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии

5-6

Михайловский театр. Здание Филармонии

2

Знать где находится Михайловский театр. Понимать устройство зала. Знать, слова «партер», «бенуар», «ярус». Знать, что такое Филармония. Знать особенности архитектуры и оформления зала. Знать, где находится Театр музыкальной комедии.

Формирование адекватной и позитивной самооценки

Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей

Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Посещение одного из театров.

Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения

Умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника

7-8

Михайловский дворец. Русский музей

2

Знать, где находится Михайловский дворец, Русский музей. Знать историю создания Русского музея

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Формирование умения устанавливать аналогии.

Поиск и выделение нужной информации

Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение.

Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

9

Площадь Островского

1

Знать, где находится Площадь Островского, Екатерининский сад, Памятник Екатерине II

Формирование познавательного мотива.

Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей

Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

10

Театр имени А.С.Пушкина (Александринский театр)

1

Знать, где находится Александринский театр. Понимать особенности его архитектуры. Узнавать скульптуры: Терпсихоры, Мельпомены, Клио, Талии.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу

11

Российская национальная библиотека

1

Знать, где находится Российская национальная библиотека. Понимать архитектурные особенности здания библиотеки.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач.

Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения

Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

12-13

Елисеевский магазин. Театр комедии

2

Знать, что такое Елисеевский магазин, почему он так назван. Знать значение слова «витраж».  Знать, где находится Театр комедии.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Формирование умения устанавливать аналогии.

Поиск и выделение нужной информации

Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения

Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

14

Театральная площадь

1

Знать, где находится Мариинский театр оперы и балета. Ознакомиться с интерьером театра, афишей спектаклей. Знать значение слова консерватория. Ознакомиться с биографией и произведениями композиторов Н.А. Римского – Корсакова,  П.И. Чайковского. Знать, где находится памятник М.И. Глинке. Понимать различие слов «гастроли» и «гастролёры».

Формирование познавательного мотива

Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей

Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

15

Санкт – Петербургские храмы

1

Знать названия храмов и где они расположены: Никольский Морской собор. Особенности архитектуры. Архитектор С.И. Чевакинский. Церковь святых Петра и Павла. Особенности архитектуры. Архитектор А.П. Брюллов. Татарская мечеть. Синагога. Храм Будды.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности

Формирование умения устанавливать аналогии.

Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.

Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение.

Умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника

16

«Мосты повисли над водами…»

1

Знать реки и каналы Санкт – Петербурга. Острова. Мосты. Первый мост – Иоанновский. «Горбатые» мостики. Пролёт моста. Прачечный мост. Мост Ломоносова. Аничков мост. Разноцветные мосты: Красный, Синий, Зеленый. Певческий мост. Подвесные мосты: Банковский и Львиный. Первые наплавные мосты. Мосты через Неву: Лейтенанта Шмидта, Дворцовый, Троицкий, Литейный, Большеохтинский, Финляндский, Александра Невского, Володарский.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности

Формирование умения устанавливать аналогии.

Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.

Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения.

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу

17

Мосты через реки и каналы

1

Знать реки и каналы Санкт – Петербурга. Острова. Мосты. Первый мост – Иоанновский. «Горбатые» мостики. Пролёт моста. Прачечный мост. Мост Ломоносова. Аничков мост. Разноцветные мосты: Красный, Синий, Зеленый. Певческий мост. Подвесные мосты: Банковский и Львиный. Первые наплавные мосты. Мосты через Неву: Лейтенанта Шмидта, Дворцовый, Троицкий, Литейный, Большеохтинский, Финляндский, Александра Невского, Володарский.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному матер Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Формирование умения устанавливать аналогии.

Поиск и выделение нужной информации

Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.

Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

18-19

Мосты через Неву

2

Знать реки и каналы Санкт – Петербурга. Острова. Мосты. Первый мост – Иоанновский. «Горбатые» мостики. Пролёт моста. Прачечный мост. Мост Ломоносова. Аничков мост. Разноцветные мосты: Красный, Синий, Зеленый. Певческий мост. Подвесные мосты: Банковский и Львиный. Первые наплавные мосты. Мосты через Неву: Лейтенанта Шмидта, Дворцовый, Троицкий, Литейный, Большеохтинский, Финляндский, Александра Невского, Володарский.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности

Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей

Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.

Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера.

Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

20

«В гранит оделася Нева…»

1

Знать, что такое набережная. Знать, чем интересен гранит и почему из него делают набережные Ознакомиться с творчеством архитектора Ю.М. Фельтона

Формирование познавательного мотива

Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач.

Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение

Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

21

«Твоих оград узор чугунный…»

1

Понимать значение слова «ограда». Узнавать узоры знаменитых оград в Петербурге

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей

Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия

Умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника

22

Мифы и легенды в архитектуре

1

Знать мифы и легенды в архитектуре, почему они появились

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира

Формирование умения устанавливать аналогии.

Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.

Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу

23

Мифы и легенды в скульптуре

1

Знать мифы и легенды в скульптуре, почему они появились

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира

Формирование умения устанавливать аналогии.

Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.

Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение

Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

24

Атланты и кариатиды

1

Знать, кто такие атланты и кариотиды

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира

Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач.

Работа со словарём

Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия

Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

25-26

Герои мифов в скульптуре

2

Знать героев мифов в скульптуре

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей

Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение

Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

27-28

Скульптуры-аллегории

2

Понимать значение слова «аллегория» и как оно связано со скульптурой

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира

Формирование умения устанавливать аналогии.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.

29

Животные в скульптуре

1

Знать, образы каких животных используют мастера в скульптуре

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира

Формирование умения устанавливать аналогии.

Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

30

Звери и птицы

1

Знать, образы каких животных используют мастера

Формирование познавательного мотива

Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

31

Фантастические животные

1

Знать, образы каких фантастических животных используют мастера

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира

Поиск и выделение нужной информации

Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение

Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

32

Викторина по истории города

1

Обобщить и структурировать знания по истории города

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности

Формирование адекватной и позитивной самооценки

Структурирование знаний.

Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения

Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

33

Вопросы и задания

1

Обобщить и структурировать знания по истории города

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности

Формирование адекватной и позитивной самооценки

Структурирование знаний.

Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение

Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

34

Итоговое занятие

1

Обобщить и структурировать знания по истории города

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности

Формирование адекватной и позитивной самооценки

Структурирование знаний.

Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение

Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Ермолаева Л.К.. Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",2019 г.
  2. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2019 г.
  3. Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2019 г.
  4. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2019 г.
  5. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет город…- СПб.: Химия, 2019 г.
  6. Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2018г.

Технические средства обучения

  • классная доска с креплениями для таблиц;
  • магнитная доска;
  • персональный компьютер с принтером;
  • ксерокс;

-  мультимедийный проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд по курсу "История и культура Санкт-Петербурга"

Данный кроссворд можно проводить на этапе закрепления по теме "Царское село" (желательно предварительно провести экскурсию)...

Диалог культур на занятиях по курсу История и культура Санкт- Петербурга

Статья посвящена формированию и становлению творческой личности. Представленные материалы затрагивают педагогическую проблему духовного развития личности через диалог культур. Петербург создает среду ...

Урок риторики "Диалог и монолог" на материалах курса "История и культура Санкт-Петербурга".

Урок построен на материале курса "История и культура Санкт-Петербурга".На уроке дети самостоятельно составляют диалог и воспроизводят его....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СПб  18 века. Развитие русской культуры и искусства. » дать характеристику основным направлениям развития культуры 18 века и определить их значение; -расширить кругозор знаний о р...