Программа внеурочной деятельности по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»
календарно-тематическое планирование (2 класс)
Программа внеурочной деятельности
по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_gorod_2_kl_2022-2023.docx | 50.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»
Учитель Зайцева В.В.
2 А класс
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса на 2022-2023 учебный год по истории и культуре Санкт-Петербурга разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы по краеведению для учащихся средней школы Л.К. Ермолаевой и программы по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой.
Цели программы:
- воспитание эстетического восприятия;
- расширение эмоционально- чувственной сферы учащихся;
- пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко- художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- формирование в сознании ребенка образа Санкт-Петербурга, уважения к его истории и культуре;
- формирование представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие Санкт-Петербурга;
- формирование умений и навыков поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Развивающие:
- развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной стороны личности юного петербуржца;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей.
Воспитательные:
- воспитание трепетного отношения к прошлому и ответственного отношения к будущему своего родного города;
- воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности;
- воспитание умения строить позитивные межличностные отношения со сверстниками.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
- знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия;
- формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
- выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем.
В курсе для 2 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве.
Темы выстроены таким образом, чтобы учителям начальных классов или родителям можно было пройтись с детьми по городу и в течение нескольких пешеходных экскурсий увидеть всё, о чём упоминалось во внеурочном курсе.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты.
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, младшие школьники получат возможность формирования
Личностных результатов:
•Выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• Компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
• Основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
• Эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
Обучающиеся научатся и приобретут:
• Основы становления личности в форме осознания «Я», как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
• Эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Метапредметных результатов
Регулятивные УУД
Обучающиеся научаться:
• Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
• Учиться работать по предложенному учителем плану;
• Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
• Проявлять инициативу в межличностном сотрудничестве;
• Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
• Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
Обучающиеся получат возможность:
• Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
• Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
• Повысить творческую активность и самостоятельность;
Познавательные УУД
Обучающиеся научаться:
• Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе и в контролируемом пространстве интернета;
• Осуществлять запись выбранной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
•Использовать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
• Строить сообщения в устной и письменной форме;
• Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его устройстве, свойствах и связях;
• Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• Устанавливать аналогии;
Обучающиеся получат возможность:
• Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• Записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научаться:
• Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
• Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• Формулировать собственное мнение и позицию;
• Договариваться и проходить к общему мнению в совместной деятельности;
• Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• Задавать вопросы;
• Контролировать действия партнёра;
• Использовать речь для регуляции своего действия;
• Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Обучающиеся получат возможность:
• Владеть монологической и диалогической формами речи;
• Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
• Аргументировать своё мнение, координировать его с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности;
• Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
Предметных результатов
В ходе реализации программы у учащихся сформируется:
• Расширение знаний о городе при работе с дополнительными источниками информации, при посещении музеев, театров, библиотек, выставок, на прогулках, экскурсиях, в исследовательской деятельности, в проведении социологических опросов;
• Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
• Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам, желания « делать открытия» в привычной городской среде;
• Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга;
• Уважение к согражданам ( блокадникам), знаменитым петербуржцам;
Учащиеся научаться:
• Находить информацию о городе, памятниках, петербургских традициях, а также о различных учреждениях в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, карте, в периодической печати;
• Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Санкт-Петербурга;
• Решать бытовые проблемы (вызов врача, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т. д.);
• Извлекать информацию из городской среды, памятников наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
• Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
• Объяснять понятия: «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия;
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём направлениям.
– приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
– получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищённой, дружественной среде.
– получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе необязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Актуальность выбора
Анализ ситуации, сложившейся на сегодняшний день, свидетельствует о том, что школьники мало знакомы с природой, историей и культурой родного края. Однако на современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы.
Данная программа поможет в воспитании у детей младшего школьного возраста российской и петербургской идентичности через пропаганду ценностей культурного многообразия и традиций нашего города.
Направленность
Программа относится к программам общекультурной социально-педагогической направленности.
Педагогическая целесообразность
Младший школьный возраст является периодом становления личности, активного освоения субъектом объективного, многообразного мира, формирования идентичности. В школе закладываются основы мировоззрения, миропонимания, нравственные, трудовые, социальные установки личности, система ее ценностей. На этой стадии развития ребенка чрезвычайно важно заложить необходимые морально-нравственные и гражданские ориентиры, принципы россиянина и петербуржца. Бесценным подспорьем в этой связи является культурно-историческое наследие нашего города.
Уровень освоения программы: общекультурный.
Вид программы: модифицированная.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительные особенности
Программа расширяет и дополняет знания, умения и навыки по образовательным программам «Литературное чтение», «Окружающий мир» (Человек, природа, общество), «Искусство» и «Технология», не дублируя при этом урочный материал, а дополняя его. Данная программа сориентирована не на запоминание ребятами предоставленной информации, а на активное участие самих детей в процессе её приобретения. Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности краеведческой деятельности воспитанников в начальной и средней школе.
Цель данной программы: воспитание детей истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- формирование в сознании ребенка образа Санкт-Петербурга, уважения к его истории и культуре;
- формирование представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие Санкт-Петербурга;
- формирование умений и навыков поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Развивающие:
- развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной стороны личности юного петербуржца;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей.
Воспитательные:
- воспитание трепетного отношения к прошлому и ответственного отношения к будущему своего родного города;
- воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности;
- воспитание умения строить позитивные межличностные отношения со сверстниками.
Формы проведения занятий:
Для проведения занятий чаще всего используется комбинированная форма, состоящая из теоретической и практической частей.
1. Учебное занятие.
2. Обобщающее занятие.
3. Экскурсия.
4. Игра.
Методы, используемые при проведении занятий:
1. Словесные методы:
- беседа;
- рассказ;
- объяснение.
2. Наглядные методы:
- показ презентаций;
- наблюдение;
- видеоэкскурсии.
3. Практические методы:
- выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради;
- самостоятельная работа;
- развивающая игра;
- выполнение творческих заданий;
- экскурсии;
- физкультурные минутки.
Способы проверки результатов освоения программы:
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Текущий:
- задания по текущему контролю освоения программы представлены в пособии по истории города «Санкт-Петербург». Например, «вставь буквы в слова», «узнай по плану, по фрагменту здания», «разгадай кроссворд», «подчеркни в стихотворении слова, которые указывают на памятник», «отгадай ребус», «объясни понятие».
Тематический:
- игровые формы учета результатов обучения, такие как «Составь слово», «Собери дом», «Построй улицу», «Собери герб», «Проведи кораблик» , «Своя игра», «Что? Где? Когда? Почему?», «Верю – не верю», «Звездный час», «Умники и умницы», игры по станциям, викторины.
Итоговый контроль в конце каждого года:
- в виде викторины «Знаете ли вы свой город?»;
- в виде подготовки и проведения презентаций и видеоэкскурсий учащимися.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Программа предусматривает разноуровневую оценку прохождения программы при помощи цветописи.
Цветопись – самая распространенная форма, рекомендуемая психологами, при работе с детьми 6,5 – 11 лет. Для оценки детской работы можно использовать следующие цвета:
красный - работает самостоятельно, в быстром режиме;
желтый - выполняет задания, соблюдая все требования;
зеленый - выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки;
синий - постоянно обращается к помощи педагога и детей;
фиолетовый - слабо справляется с заданием.
Формы подведения итогов реализации программы
Подготовка и проведение презентаций и видеоэкскурсий учащимися. Участие в конкурсах, олимпиадах и конференциях, защита исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Санкт – Петербург город музеев и театров | 2 |
2 | Музеи на стрелке Васильевского острова | 1 |
3 | Площадь Искусств | 5 |
4 | Площадь Островского | 5 |
5 | Театральная площадь | 1 |
6 | Санкт – Петербургские храмы | 1 |
7 | Мосты повисли над водами | 4 |
8 | В гранит оделася Нева | 1 |
9 | Твоих оград узор чугунный | 1 |
10 | Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре | 7 |
11 | Животные в скульптуре | 3 |
12 | Всё, что знаешь про свой край, ты, играя, повторяй | 3 |
Итого | 34 |
Содержание программы
Тема: Санкт – Петербург город музеев и театров
Теория. Санкт – Петербург город музеев и театров. Первый музей – Кунсткамера. Экспонаты. Происхождение слова «музей». Главные музеи нашего города: Эрмитаж, Русский музей. Театры Санкт-Петербурга.
Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.
Тема: Музеи на стрелке Васильевского острова
Теория. Кунсткамера. (Музей М.В. Ломоносовва). Архитектурные особенности здания Кунсткамеры. Зоологический музей. Военно – исторический музей.
Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Посещение одного из музеев.
Тема: Площадь Искусств
Теория. Площадь Искусств. Памятник А.С. Пушкину. Скульптор М.К. Аникушин. Михайловский дворец. Русский музей. Особенности архитектуры. Михайловский театр. Устройство зала. Партер. Бенуар. Ярус. Филармония. Особенности архитектуры и оформления зала. Театр музыкальной комедии.
Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Посещение одного из театров.
Тема: Площадь Островского
Теория. Площадь Островского. Екатерининский сад. Памятник Екатерине II.Александринский театр. Особенности его архитектуры. Скульптура: Терпсихора, Мельпомена, Клио, Талия. Российская национальная библиотека. Архитектурные особенности. Елисеевский магазин. Витраж. Скульптура. Театр комедии.
Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Экскурсия.
Тема: Театральная площадь
Теория. Мариинский театр оперы и балета. Интерьер. Спектакль. Консерватория. Композитор. Н.А. Римский – Корсаков. П.И. Чайковский. Памятник М.И. Глинке. Гастроли и гастролёры.
Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.
Тема: Санкт – Петербургские храмы
Теория. Никольский Морской собор. Особенности архитектуры. Архитектор С.И. Чевакинский. Церковь святых Петра и Павла. Особенности архитектуры. Архитектор А.П. Брюллов. Татарская мечеть. Синагога. Храм Будды.
Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.
Тема: Мосты повисли над водами
Теория. Реки и каналы Санкт – Петербурга. Острова. Мосты. Первый мост – Иоанновский. «Горбатые» мостики. Пролёт моста. Прачечный мост. Мост Ломоносова. Аничков мост. Разноцветные мосты: Красный, Синий, Зеленый. Певческий мост. Подвесные мосты: Банковский и Львиный. Первые наплавные мосты. Мосты через Неву: Лейтенанта Шмидта, Дворцовый, Троицкий, Литейный, Большеохтинский, Финляндский, Александра Невского, Володарский.
Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.
Тема: «В гранит оделася Нева…»
Теория. Набережная. Гранит. Архитекторы Ю.М. Фельтон
Практика.
Тема Твоих оград узор чугунный
Теория.
Практика.
Тема Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре
Теория.
Практика.
Тема Животные в скульптуре
Теория.
Практика.
Тема Всё, что знаешь про свой край, ты, играя, повторяй
Теория.
Практика.
Календарно - тематическое планирование занятий по курсу Истории и культуре Санкт-Петербурга
№ | Дата | Тема уроков | Кол-во часов | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | ||||
По плану | По факту | Содержание урока (ученик должен знать) | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |||
1-2 | Санкт – Петербург город музеев и театров | 2 | Знать о том, что Санкт – Петербург город музеев и театров. Знать название первого в России музея – Кунсткамеры. Знать значение слова «экспонаты». Знать происхождение слова «музей». Называть главные музеи нашего города: Эрмитаж, Русский музей. | Формирование ценности «любовь» к родному городу. | Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. | Умение формулировать собственное мнение и позицию. | Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | ||
3 | Музеи на стрелке Васильевского острова | 1 | Знакомство с историей создания Кунсткамеры, Музея М.В. Ломоносова. Знать и понимать архитектурные особенности здания Кунсткамеры. Знакомство с музеями на Васильевском острове: Зоологическим музеем и Военно – историческим музеем. | Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций. | Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. | Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. | ||
4 | Площадь искусств | 1 | Знать исторические ценности Петербурга: Площадь Искусств, памятник А.С. Пушкину. Знакомство с творчеством скульптора М.К. Аникушина | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. | Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. | Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии | ||
5-6 | Михайловский театр. Здание Филармонии | 2 | Знать где находится Михайловский театр. Понимать устройство зала. Знать, слова «партер», «бенуар», «ярус». Знать, что такое Филармония. Знать особенности архитектуры и оформления зала. Знать, где находится Театр музыкальной комедии. | Формирование адекватной и позитивной самооценки | Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Посещение одного из театров. | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения | Умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника | ||
7-8 | Михайловский дворец. Русский музей | 2 | Знать, где находится Михайловский дворец, Русский музей. Знать историю создания Русского музея | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Формирование умения устанавливать аналогии. Поиск и выделение нужной информации | Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение. | Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | ||
9 | Площадь Островского | 1 | Знать, где находится Площадь Островского, Екатерининский сад, Памятник Екатерине II | Формирование познавательного мотива. | Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей | Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке | ||
10 | Театр имени А.С.Пушкина (Александринский театр) | 1 | Знать, где находится Александринский театр. Понимать особенности его архитектуры. Узнавать скульптуры: Терпсихоры, Мельпомены, Клио, Талии. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. | Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу | ||
11 | Российская национальная библиотека | 1 | Знать, где находится Российская национальная библиотека. Понимать архитектурные особенности здания библиотеки. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения | Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | ||
12-13 | Елисеевский магазин. Театр комедии | 2 | Знать, что такое Елисеевский магазин, почему он так назван. Знать значение слова «витраж». Знать, где находится Театр комедии. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Формирование умения устанавливать аналогии. Поиск и выделение нужной информации | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения | Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | ||
14 | Театральная площадь | 1 | Знать, где находится Мариинский театр оперы и балета. Ознакомиться с интерьером театра, афишей спектаклей. Знать значение слова консерватория. Ознакомиться с биографией и произведениями композиторов Н.А. Римского – Корсакова, П.И. Чайковского. Знать, где находится памятник М.И. Глинке. Понимать различие слов «гастроли» и «гастролёры». | Формирование познавательного мотива | Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. | Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | ||
15 | Санкт – Петербургские храмы | 1 | Знать названия храмов и где они расположены: Никольский Морской собор. Особенности архитектуры. Архитектор С.И. Чевакинский. Церковь святых Петра и Павла. Особенности архитектуры. Архитектор А.П. Брюллов. Татарская мечеть. Синагога. Храм Будды. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | Формирование умения устанавливать аналогии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. | Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение. | Умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника | ||
16 | «Мосты повисли над водами…» | 1 | Знать реки и каналы Санкт – Петербурга. Острова. Мосты. Первый мост – Иоанновский. «Горбатые» мостики. Пролёт моста. Прачечный мост. Мост Ломоносова. Аничков мост. Разноцветные мосты: Красный, Синий, Зеленый. Певческий мост. Подвесные мосты: Банковский и Львиный. Первые наплавные мосты. Мосты через Неву: Лейтенанта Шмидта, Дворцовый, Троицкий, Литейный, Большеохтинский, Финляндский, Александра Невского, Володарский. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | Формирование умения устанавливать аналогии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения. | Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу | ||
17 | Мосты через реки и каналы | 1 | Знать реки и каналы Санкт – Петербурга. Острова. Мосты. Первый мост – Иоанновский. «Горбатые» мостики. Пролёт моста. Прачечный мост. Мост Ломоносова. Аничков мост. Разноцветные мосты: Красный, Синий, Зеленый. Певческий мост. Подвесные мосты: Банковский и Львиный. Первые наплавные мосты. Мосты через Неву: Лейтенанта Шмидта, Дворцовый, Троицкий, Литейный, Большеохтинский, Финляндский, Александра Невского, Володарский. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному матер Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Формирование умения устанавливать аналогии. Поиск и выделение нужной информации Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. | Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
18-19 | Мосты через Неву | 2 | Знать реки и каналы Санкт – Петербурга. Острова. Мосты. Первый мост – Иоанновский. «Горбатые» мостики. Пролёт моста. Прачечный мост. Мост Ломоносова. Аничков мост. Разноцветные мосты: Красный, Синий, Зеленый. Певческий мост. Подвесные мосты: Банковский и Львиный. Первые наплавные мосты. Мосты через Неву: Лейтенанта Шмидта, Дворцовый, Троицкий, Литейный, Большеохтинский, Финляндский, Александра Невского, Володарский. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. | Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера. | Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | ||
20 | «В гранит оделася Нева…» | 1 | Знать, что такое набережная. Знать, чем интересен гранит и почему из него делают набережные Ознакомиться с творчеством архитектора Ю.М. Фельтона | Формирование познавательного мотива | Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. | Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение | Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | ||
21 | «Твоих оград узор чугунный…» | 1 | Понимать значение слова «ограда». Узнавать узоры знаменитых оград в Петербурге | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей | Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия | Умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника | ||
22 | Мифы и легенды в архитектуре | 1 | Знать мифы и легенды в архитектуре, почему они появились | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира | Формирование умения устанавливать аналогии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. | Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу | ||
23 | Мифы и легенды в скульптуре | 1 | Знать мифы и легенды в скульптуре, почему они появились | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира | Формирование умения устанавливать аналогии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. | Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение | Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
24 | Атланты и кариатиды | 1 | Знать, кто такие атланты и кариотиды | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира | Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. Работа со словарём | Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия | Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | ||
25-26 | Герои мифов в скульптуре | 2 | Знать героев мифов в скульптуре | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей | Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение | Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке | ||
27-28 | Скульптуры-аллегории | 2 | Понимать значение слова «аллегория» и как оно связано со скульптурой | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира | Формирование умения устанавливать аналогии. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. | Умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. | ||
29 | Животные в скульптуре | 1 | Знать, образы каких животных используют мастера в скульптуре | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира | Формирование умения устанавливать аналогии. | Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
30 | Звери и птицы | 1 | Знать, образы каких животных используют мастера | Формирование познавательного мотива | Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. | Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | ||
31 | Фантастические животные | 1 | Знать, образы каких фантастических животных используют мастера | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира | Поиск и выделение нужной информации | Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение | Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке | ||
32 | Викторина по истории города | 1 | Обобщить и структурировать знания по истории города | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | Формирование адекватной и позитивной самооценки Структурирование знаний. | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения | Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | ||
33 | Вопросы и задания | 1 | Обобщить и структурировать знания по истории города | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | Формирование адекватной и позитивной самооценки Структурирование знаний. | Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение | Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
34 | Итоговое занятие | 1 | Обобщить и структурировать знания по истории города | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | Формирование адекватной и позитивной самооценки Структурирование знаний. | Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение | Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке |
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Ермолаева Л.К.. Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",2019 г.
- Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2019 г.
- Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2019 г.
- Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2019 г.
- Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет город…- СПб.: Химия, 2019 г.
- Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2018г.
Технические средства обучения
- классная доска с креплениями для таблиц;
- магнитная доска;
- персональный компьютер с принтером;
- ксерокс;
- мультимедийный проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кроссворд по курсу "История и культура Санкт-Петербурга"
Данный кроссворд можно проводить на этапе закрепления по теме "Царское село" (желательно предварительно провести экскурсию)...
Диалог культур на занятиях по курсу История и культура Санкт- Петербурга
Статья посвящена формированию и становлению творческой личности. Представленные материалы затрагивают педагогическую проблему духовного развития личности через диалог культур. Петербург создает среду ...
Урок риторики "Диалог и монолог" на материалах курса "История и культура Санкт-Петербурга".
Урок построен на материале курса "История и культура Санкт-Петербурга".На уроке дети самостоятельно составляют диалог и воспроизводят его....
Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Пожары в Санкт-Петербурге".
презентация к уроку....
ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СПб 18 века. Развитие русской культуры и искусства. » дать характеристику основным направлениям развития культуры 18 века и определить их значение; -расширить кругозор знаний о р...
История и культура Санкт-Петербурга.Памятники и площади Санкт-Петербурга .Проверочная работа, 3 класс.
Данную работу можно использовать на этапах закрепления по теме....
Презентация к курсу внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга" "Петропавловская крепость"
История возникновения и строительства Петропавловской крепости....