Методики работы по дифференциации
статья (3 класс)
Предварительный просмотр:
ОТЧЕТ О ПРИМЕНЕНИИ КОМПЛЕКСА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Для выявления основных трудностей в обучении школьников применяю следующие диагностические методики, которые соответствуют феноменологии трудностей, которые испытывает слабоуспевающий обучающийся.
Феноменология трудностей | Возможные психологические причины | Психодиагностические методики |
1. В письменных работах пропускает буквы (21.09%) | 1. Низкий уровень развития фонематического слуха | 1. Тест различения и выбора фонем |
2. Слабая концентрация внимания | 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания | |
3. Несформированность приемов самоконтроля | 3. Методика «Узор» | |
4.Индивидуально- типологические особенности личности | 4. Методика Рене Жиля | |
5. Другие психологические причины |
| |
2. Неразвитость орфографической зоркости (18,0%) | 1. Низкий уровень развития произвольности | 1. Методика «Графический диктант» |
2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу) | 2. Методика «Узор» | |
3. Низкий уровень объема и распределения внимания | 3. Методика изучения объема и распределения внимания | |
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти | 4. Методика «Оперативная память» | |
5. Слабое развитие фонематического слуха | 5. Тест различения и выбора фонем | |
6. Другие психологические причины |
| |
3. Невнимателен и рассеян (16,06%) | 1. Низкий уровень развития произвольности | 1. Методика «Графический диктант» |
2. Низкий уровень объема внимания | 2. Методика изучения объема внимания | |
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания | 3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания | |
4. Преобладающая мотивация учения - игровая | 4. Методика изучения мотивации (по Белопольской) | |
5. Другие психологические причины |
| |
4. Испытывает трудности при решении математических задач (15,8%) | 1. Низкий уровень развития общего интеллекта | 1. Методика Векслера «для соответствующего возраста» |
2. Слабое понимание грамматических конструкций | 2. Методика изучения осмысления на основе слухового восприятия | |
3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков | 3. Методика «Рисование по точкам» | |
4. Низкий уровень развития образного мышления | 4. Методика «Лабиринт» | |
5. Другие психологические причины |
| |
5. Испытывает затруднения при пересказывании текста (12,5%) | 1. Несформированность умения планировать свои действия | 1. Методика «Узор» |
2. Слабое развитие логического запоминания | 2. Методика «Запомни пару» | |
3. Низкий уровень речевого развития | 3. Методика Эббингауза | |
4. Низкий уровень развития образного мышления | 4. Методика «Лабиринт» | |
5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации) | 5. Методика «Сапожки» методика «Заполни пустую клетку» | |
6. Заниженная самооценка | 6. Шкала самооценки Ханина Ю.Л.), рисунок несуществующего животного | |
7. Другие психологические причины |
| |
6. Неусидчив (11,2%)
| 1. Низкий уровень развития произвольности | 1. Методика «Графический диктант» |
2. Индивидуально- типологические особенности личности | 2. Методика изучения темперамента | |
3. Низкий уровень развития волевой сферы | 3. Методика 11 Графический диктант «Домик» | |
4.Другие психологические причины |
| |
7. Трудно понимает объяснение с первого раза (7%)
| 1. Несформированность приемов учебной деятельности | 1. Методика «Узор»
|
2. Слабая концентрация внимания
| 2. Модификация метода Пьерона-Рузера | |
3. Низкий уровень развития восприятия | 3. Методика изучения восприятия | |
4. Низкий уровень развития произвольности | 4. Методика «Домик», «Графический диктант» | |
5. Низкий уровень развития общего интеллекта | 5. Методика Векслера «для соответствующего возраста» | |
6. Другие психологические причины |
| |
8. Постоянная грязь в тетради (12,5%)
| 1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук | 1. Методика «Змейка»
|
2. Несформированность приемов учебной деятельности | 2. Методика «Узор»
| |
3. Недостаточный объем внимания
| 3. Методика определения объема внимания | |
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти | 4. Методика «Оперативная память» | |
5. Другие психологические причины |
| |
9. Плохое знание таблицы сложения и умножения (16,2%)
| 1. Низкий уровень развития механической памяти | 1. Методика изучения логического и механического запоминания |
2. Низкий уровень развития долговременной памяти | 2. Методика изучения долговременной памяти | |
3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы | 3. Методика Векслера для соответствующего возраста | |
4. Низкий уровень развития произвольности | 4. Методика «Графический Диктант | |
5. Слабая концентрация внимания
| 5. Методика изучения концентрации внимания | |
6. Несформированность приемов учебной деятельности | 6. Методика «Узор»
| |
7. Другие психологические причины |
| |
10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы (10,6%) | 1. Несформированность приемов учебной деятельности | 1. Методика «Узор» |
2. Низкий уровень развития произвольности | 2. Методика «Графический Диктант» | |
3. Другие психологические причины |
| |
11. Постоянно забывает дома учебные предметы (8,5%)
| 1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность | 1. Детский вариант характерологического опросника Айзенка Г |
2. Низкий уровень развития произвольности | 2. Методика «Графический диктант | |
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания | 3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания | |
4. Другие психологические причины |
| |
12. Плохо списывает с доски (8,5%)
| 1. Несформированность предпосылок учебной деятельности | 1. Методика «Узор»
|
2. Низкий уровень развития произвольности | 2. Методика «Графический диктант» | |
3. Низкий уровень переключения внимания | 3. Методика изучения переключения внимания | |
4. Недостаточный объем внимания
| 4. Методика изучения объема и распределения внимания | |
5. Низкий уровень развития кратковременной памяти | 5. Методика «Оперативная память» | |
6. Другие психологические причины |
| |
13. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо (7,5%)
| 1. Низкая скорость протекания психических процессов
| 1. Детский вариант характерологического опросника Айзенка Г. |
2. Несформированность приемов учебной деятельности | 2. Методика «Узор»
| |
3. Низкий уровень развития произвольности | 3. Методика «Графический Диктант» | |
4. Другие психологические причины |
| |
14. Любое задание не обходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять (8,9%)
| 1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
| 1. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания |
2. Низкий уровень развития произвольности | 2. Методика Графический диктант | |
3. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого | 3. Методика «Узор»
| |
4. Несформированность предпосылок учебной деятельности | 4. Методика «Узор»
| |
5. Другие психологические причины |
| |
15. Постоянно переспрашивает учителя (6,4%)
| 1. Низкий уровень объема внимания
| 1. Методика изучения объема и распределения внимания |
2. Слабая концентрация и устойчивость внимания | 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания | |
3. Низкий уровень развития переключения внимания | 3. Методика изучения переключения внимания | |
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти | 4. Методика «Оперативная память» | |
5. Низкий уровень развития произвольности | 5. Методика Графический диктант | |
6. Несформированность умения принять учебную задачу | 6. Методика «Узор»
| |
7. Другие психологические причины |
| |
16. Плохо ориентируется в тетради (7,5%)
| 1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве | 1. Тест Керна-Йирасека субтесты 2, |
2. Низкий уровень развития произвольности | 2. Методика Графический диктант | |
3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук | 3. Методика «Змейка»
| |
4. Другие психологические причины |
| |
17. Поднимает руку, а при ответе молчит (5,9%)
| 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику | 1. Анкета для определения школьной мотивации |
2. Заниженная самооценка | 2. Методика изучения самооценки | |
3. Низкий уровень развития произвольности | 3. Методика Графический диктант | |
4. Другие психологические причины |
| |
18. Опаздывает на уроки (8,8%)
| 1. Несформированность приемов самоконтроля | 1. Методика «Узор»
|
2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания | 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания | |
3. Низкий уровень развития произвольности | 3. Методика «Домик» Графический диктант | |
4. Возможные трудности в семье
| 4. Методика «Кинетический рисунок семьи» | |
5. Причины вторичной выгоды
| 5. Методика «Незаконченные предложения» | |
6. Другие психологические причины |
| |
19. Постоянно отвлекается, на уроках залезает под парту, играет, ест (5,7%)
| 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику | 1. Анкета для определения школьной мотивации |
2. Преобладающая мотивация учения - игровая | 2. Методика изучения мотивации (По Белопольской) | |
3. Индивидуально- типологические особенности личности | 3. Методика Рене Жиля
| |
4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания
| 4. Методика изучения концентрации внимания модификация метода Пьерона - Рузера | |
5. Низкий уровень развития произвольности | 5. Методика «Домик» Графический диктант | |
6. Несформированность приемов учебной деятельности | 6. Методика «Узор»
| |
7. Другие психологические причины |
| |
20. Испытывает страх перед опросом учителя (5,37%)
| 1. Заниженная самооценка | 1. Методика изучения самооценки |
2. Возможные трудности в семье
| 2. Методика Кинетический рисунок семьи | |
3. Внутреннее стрессовое состояние | 3. Методика Люшера | |
4. Индивидуально- типологические особенности личности
| 4. Методика Рене-Жиля, детский вариант характерологического опросника Айзенка Г. | |
5. Другие психологические причины |
| |
21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует (2,4%)
| 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику | 1. Анкета для определения школьной мотивации |
2. Преобладающая мотивация учения - игровая | 2. Методика изучения мотивации (По Белопольской) | |
3. Низкий уровень развития произвольности | 3. Методика Графический диктант | |
4. Несформированность приемов учебной деятельности | 4. Методика «Узор»
| |
5. Другие психологические причины |
| |
22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время (1,3%)
| 1. Отсутствует учебная мотивация
| 1. Методика изучения мотивации (По Белопольской) |
2. Несформированность отношения к себе как к школьнику | 2. Анкета для определения школьной мотивации | |
3. Заниженная самооценка
| 3. Методика изучения самооценки Спилбергера | |
4. Внутреннее стрессовое состояние | 4. Методика Люшера | |
5. Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР | 5. Методика Векслера для соответствующего возраста | |
6. Другие психологические причины |
| |
23. Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями (0,97%)
| 1. Возможные трудности в семье
| 1. Методика Кинетический рисунок семьи |
2. Перенесение функции матери на учителя |
| |
3. Особенности развития «Я» концепции | 3. Методика «Несуществующее животное» | |
4. Другие психологические причины | ||
24. Долгое время не может найти свою парту (0,7%)
| 1. Слабое развитие ориентировки в пространстве | 1. Таблицы Шульте
|
2. Низкий уровень развития образного мышления | 2. Методика «Лабиринт»
| |
3. Низкий уровень развития восприяти | 3. Методика изучения восприятия | |
4. Низкий уровень сформированности произвольности | 4. Методика «Домик» Графический диктант | |
5. Низкий уровень развития самоконтроля | 5. Методика «Узор»
| |
6. Низкий уровень развития долговременной памяти | 6. Методика изучения долговременной памяти | |
7. Адаптационный стресс, связанный с большим количеством ярких событий |
|
Учитель начальных классов Басова Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы над повышением орфографической грамотности творческих работ младших школьников
Методическая разработка системы занятий, направленных на повышение орфографической грамотности при написании творческих работ...
Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.
Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....
Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.
Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....
"Методика работы по коррекции оптической дисграфии и дислексии. Дифференциация гласных звуков [а-о]".
Даны этапы работы над звуками, представлен речевой материал на звуки А и О....
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Речевые и неречевые ошибки...
«Методика работы над устными вычислениями на уроках математики в начальной школе.» (из опыта работы)
Представлены различные приемы для отработки устных вычислений на уроках математики в начальной школе....