Ассоциативная методика
материал (3 класс)
Методика ассоциативного запоминания словарных слов. Суть метода: трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова и помогает правильно написать слово с орфограммой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
assotsiativnaya_metodika_dlya_slovarnyh_slov.docx | 433.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Графические ассоциации
При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.
Если взять слово карандаш, то на картинке должен быть не только карандаш, но и буква А.
Эта картинка хорошо запоминается и легко вспоминается. Не стоит бояться, что каждый раз придется повторять этот путь: сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную в ней букву и лишь затем правильно написать словарное слово. Со временем навык сокращается, свертывается и нужное слово само припоминается и пишется правильно, без промежуточного вспоминания картинки.
В I классе в период обучения грамоте целесообразно использовать следующие упражнения.
— Присмотритесь к буквам алфавита. Немного воображения — и они напомнят вам окружающие предметы .
Придумайте свои картинки, на что похожа буква, нарисуйте или опишите словами. Вы можете выбрать печатные или письменные буквы, как вам удобно.
— Найдите на иллюстрации, в окружающих вас предметах спрятавшиеся буквы.
Звуковые (фонетические) ассоциации
Предпочтительны в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна, и тогда ученики запомнят с первого раза орфограмму или ударение.
Например: слово завтрак — рак.
Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится: На завтрак раки.
Багаж — Носильщик на вокзале говорит: «Ага, тяжелый багаж!»
Базар — Бабы на базаре.
Береза — Белая береза.
Билет — Автобус сигналит: би-би, купи билет!
Брошюра — Брошь подарил мне Юра.
Велосипед — На велике едут лоси.
Ветер — Ветер обдувает раны ветерана.
Винегрет — Виноград ели негры или: Винт негру попался в винегрете.
Герой — Гена — герой или: У героя герб на щите.
Деревня — Дед в деревне или: Деревня из дерева.
Железо — Железо режу еле-еле.
Женщина — Женщина варит щи.
Запад — На западе солнце падает.
Инженер — Женя — инженер.
Капуста — Капает дождь по капусте «Кап-кап».
Кастрюля — Каска из кастрюли.
Квартира — Ква-ква—хорошая квартира.
Комната — Комната у Наты.
Корзина — Короб тащит Зина.
Коридор — Корки в коридоре.
Костер — Костя развел костер.
Кофта — Кофта цвета кофе.
Лопата — Лопата лопнула.
Магазин — Маг в магазине продает бу- маги.
Малина — Малина маленькая.
Мебель — Мебель из ели.
Метро — В метро спустились козы и блеют: «Ме-ме-ме!»
Морковь — Морковь мокрая.
Осина — На осине живут осы.
Пальто, костюм — У Паши пальто, у Кости костюм.
Паук — У паука папа.
Пенал — Пенал моют пеной.
Работа — Раб работает.
Рисунок — На рисунке рис.
Рябина — Рябину клюет курочка Ряба.
Салют — Салют из сала.
Сапоги — Саша в сапогах.
Собака — Жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня.
Стадион — Стадо диких зверей на стадионе.
Тарелка — Тарелка — это тара.
Топор — Топор топает топ-топ.
Троллейбус — На троллейбусе едут тролли с лейками.
Улица — На улице встречаю знакомые лица.
Чувство — Уважай чужие чувства.
Ударение
Жалюзи — Орешки лучше не грызи, а задерни жалюзи.
Договор — Зарифмуйте: договор украл вор.
Торты — Съели торты, и не налезли шорты.
Звонит — Вам звонит Айболит.
Звонишь — Если мне не позвонишь, то меня ты удивишь.
Каталог — Упал каталог — обвалился потолок.
Квартал — Завершается квартал, кто теперь богаче стал?
Щавель — Любишь сладость-карамель, а полезнее щавель или: Говорили о земле, о котле и щавеле.
Баловать — Чтобы слез не проливать, лучше уж не баловать.
Красивее — Быть куда красивее поможет платье синее.
Облегчить — Чтобы много не тащить, нужно ношу облегчить.
Сливовый — Прокисший сливовый компот быстро слили в огород.
Свекла — Дождь прошел, намокла в огороде свёкла или: И заметил сокол, сколько мокрых свёкол или: Долог путь окольный, вкусен борщ свекольный.
Завидно — Так завидно, что ничего не видно.
В слове спряталось другое слово
Базар — На базаре база.
Богатство — Бог дал богатство.
Валенки — Валенки у Ленки.
Вдруг — Друг друга.
Веранда — На веранде Вера.
Гореть — Горе гореть!
Горизонт — Гори, зонт!
Иногда — Иногда не чувствую ног.
Котлета — Кот все лето ел котлету.
Лисица — Братец Лис.
Магазин — В магазине работает маг.
Облако — На облаке лак.
Пианино — Пианино Анино.
Пират — Пират идет на пир.
Пловец — Пловец плывет в плове.
Ракета — В ракете рак.
Сверкает — В новом платье сверкает Верка.
Соловей — Соловей поет соло.
Солома — Солома поет соло.
Трамвай — Трамвай съело чудовище — Ам!
Ужин — Ужи на ужин?
Учитель — Учитель учит ель.
Хорошо — В школе хороший хор.
Фамилия — Ноты фа и ми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Ассоциативная азбука"
Фонетика – одна из разделов программы, предоставляющая богатые возможности для применения игровых методов, занимательных заданий. «Нигде … игра не превращается с такой лёгкостью в серьёзное, разви...
Словарные слова, ассоциативный образ
Примеры словарных слов и ассоциативных образов....
ассоциативная схема "Правописание корня"
Предлагаю Вашеему вниманию ассоциативную схему к уроку русского языка по теме "Правописание корня". Её мы получили совместно с учащимися 2 класса....
ассоциативная схема "Правописание корня, суффикса, приставки"
Ассоциативная схема к уроку русского языка во 2 классе. Предлагаю обобщение по теме в виде ассоциативной схемы, созданной совместно с детьми....
АССОЦИАТИВНАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ
Запоминание словарных слов...
Ассоциативная методика словарных слов
графические ассоциации...
Методика «Рисунки на буквах», основанная на этимологической справке и ассоциативном образе.
Одной из важнейших задач курса русского языка в начальной школе является обучение школьников связной речи, поскольку свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативно...