Эссе "Быть педагогом - это моя судьба!"
статья

Гамова Наталья Мартыновна

Размышления автора о том, почему она выбрала тернистый путь педагогической деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе

«Быть педагогом – это моя судьба!»

Автор: Гамова Наталья Мартыновна, учитель начальных классов, воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ №143 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга

        Меня с детства окружают учителя! В нашей семье всего вместе со мной 10 учителей, но некоторые  из них живут за границей, некоторые не являются мне кровными родственниками, поэтому я расскажу только о трех поколениях своей  учительской династии, продолжателем которой я и являюсь.

        Общий педагогический стаж моей династии составляет на данный момент почти 83 года. Педагогическая профессия прослеживается в нашей семье по женской линии. Я являюсь представителем третьего поколения педагогов: бабушка (Луковская Зоя Геогиевна) – ее старшая дочь Потешкина (Луковская) Лидия Ивановна – я Рудель Наталья Мартыновна (моя мама урожденная Луковская Нина Ивановна).

        Моя родная бабушка – Зоя Георгиевна Луковская (урожденная Татаринцева) – пошла по стопам своей старшей сестры.  Она закончила Рубцовское педучилище и начала свою трудовую деятельность учителем начальных классов18 августа 1949 г. в с. Пятков-Лог Волчихинского района. Когда она приехала в это село, школа там была только начальная до 4 класса, зато было более 100 учеников. Ей сразу же дали первый класс. Бабушка вспоминает: «Как сейчас помню, не спала ночами, все думала, как войти в класс, какая получится первая встреча с учениками.»  Потом она поняла, что напрасно волновалась, эти доверчивые глаза она запомнила на всю жизнь. Ей всегда легко удавалось найти взаимопонимание, как с детьми, так и с их родителями. Бабушка всегда говорит, что только любовь к детям помогала ей в работе, и, что если учитель не любит детей, он не сможет с ними работать. Детей нужно любить всех и одинаково и тогда все у тебя будет хорошо.

        Хотя она работала уже после войны, но это были трудные годы, особенно в деревне. Колхозники ничего не получали, только зерно и сено для животных. Семьи жили в нищете, но все радовались, что закончилась война, что мужчины возвращались домой. В то время было полное взаимопонимание семьи и школы.

        В то время в школу пошли дети военных лет. Учеников не хватало, классы объединяли в комплекты. У бабушки был комплект: 2 класс – 19 учеников и 4 класс – 9 учеников. В то время в классе не должно было быть меньше 30 учащихся. Бабушка благодарна тем детям, за то, что они понимали как трудно учителю. Более сильные ученики помогали слабым. В то время родители очень уважительно относились к школе, все радовались новому зданию, помогали учителям в подготовке всех мероприятий и особенно все любили готовить праздник Новый Год.

Также в то время в школе работало много кружков, дети очень охотно их посещали.

Огород в то время был большой по площади и его даже не загораживали. Сами родители следили за тем, чтобы никакая живность не нарушала посадки детей. Родители сами стыдили тех, кто не уследил за своими животными: «Что же ты не усмотрела, дети стараются, растят…»

        По стопам бабушки пошла моя родная тетя, ее старшая дочь – Потешкина Лидия Ивановна (урожденная Луковская).

Лидия Ивановна  родилась 11 декабря 1951 года в селе Пятков-Лог Волчихинского района Алтайского края. В 1969 году закончила Волчихинскую среднюю школу №1 и поступила в Горно-Алтайский педагогический институт на биолого-химическое отделение естественно-географического факультета.

          Годы учебы были наполнены каждодневным напряжённым трудом: лекции, семинары, зачёты. Ей запомнились интересные практические работы по химии и биологии, замечательные полевые практики, которые проходили в живописнейших уголках Горного Алтая.

          В 1974 году после окончания института молодая учительница начала свою педагогическую деятельность в маленькой восьмилетней школе посёлка Комсомольский Сорокинского (Заринского) района. Приехала она вместе с мужем и годовалым сыном. Семья сложилась ещё в студенчестве. Муж,  Потешкин Владимир Михайлович,  был назначен директором школы, преподавал историю. Лидия Ивановна учила детей химии и биологии. Посёлок располагался в тайге, в горной долине и телевизионный приём был невозможен. Вся культурная жизнь была сосредоточена в клубе и в школе. Учителя пения и музыкальных инструментов не было, но всё равно, давали концерты, репетировали пьесы, проводили праздники.

          С 1975 года в течение 5 лет семья работала в Бийском районе. Здесь родился второй сын.  В августе 1980 года приехали в село Харитоново Завьяловского района. Лидия Ивановна преподавала химию и биологию, руководила ученической производственной бригадой. Бригада занималась выращиванием овощей. Летом ученики работали и отдыхали в летнем трудовом лагере, который располагался в двух километрах от села. На площади 3 га росли: капуста, огурцы, помидоры, лук. Урожай раскупался населением села и района.

          Восемь лет Лидия Ивановна работала заместителем директора школы по воспитательной работе. Ей удалось поставить на высокий уровень школьное ученическое самоуправление. Комитет комсомола и совет пионерской дружины работали очень активно. Ученики участвовали в планировании всех школьных дел и в реализации планов. В школе проводилось ученическое соревнование по различным направлениям. Была разработана особая система подведения итогов соревнования, в которой участвовали представители всех классов. Победители соревнования награждались туристическими путёвками по городам России. В те годы учащиеся побывали в Москве, Новосибирске, Ленинграде, Костроме и др. На покупку путёвок использовались деньги, заработанные в производственной бригаде.

          Педагогический стаж Лидии Ивановны – 37 лет, из них 30 лет она работает в Харитоновской средней школе. Несмотря на пенсионный возраст, она находится в постоянном творческом поиске.    

           Применение в работе современных образовательных технологий способствует повышению мотивации к овладению знаниями, усилению  интереса к предмету, улучшению качества знаний. Учащиеся являются активными участниками учебного процесса, а не потребителями знаний.  Умеют выявлять проблемы, искать пути их решения, проводить исследование, выстраивать доказательства, делать выводы. Знают, как можно применить полученные умения и навыки на практике в повседневной жизни. Коллективные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе единомышленников.  

        Я, Рудель Наталья Мартыновна, (моя мама урожденная Луковская, средняя дочь моей бабушки) уже 12 год работаю учителем в своей родной школе.

        Еще в детстве я всегда подсознательно тянулась к своей тете. Все свои летние каникулы я проводила только у нее, я обожала ходить к ней на работу, я восхищалась тем, как к ней относятся дети, как ее все уважают. Я думаю именно пример моей тети, ее семьи ( она всегда говорила, что только муж учитель поймет проблемы жены учителя) и повлиял на выбор моей профессии. Когда я окончила школу,  у меня не стояла проблема кем быть, передо мной стояла проблема, какой предмет я хотела бы преподавать детям, потому что в школе у меня не возникало никаких проблем ни с каким предметом, я одинаково легко осваивала предметы и гуманитарного и естественнонаучного цикла. Поэтому я и выбрала начальные классы, потому что учитель начальных классов учит своих деток всем предметам.

        Без любви к профессии в школе работать нельзя. Я любила изображать учителей с детства. Все мои игры были связаны со школой. Это и проверка тетрадей, и заполнение журнала, и первые попытки объяснить новое своим ученикам (сначала игрушкам: куклам, зайчикам и мишуткам, а затем и младшей сестренке: она у меня начала читать в три года).        

        В 1996 г. я поступила в Барнаульское педагогическое училище (колледж) №1. Годы учебы пролетели для меня быстро, так как учиться там, осваивать азы будущей профессии было очень интересно. Особенно я любила ходить в школу на практические занятия. Ещё в колледже я окончательно убедилась, что педагогическая профессия – это моя стихия.                В 1999 г. закончила уже Барнаульский Государственный Педагогический Колледж по специальности «Преподавание в начальных классах» и приехала в свою родную школу. Когда начала работать в школе, мне пришлось столкнуться с массой трудностей: это и работа с родителями, и взаимоотношения с администрацией и коллегами, и непредвиденные ситуации с детьми…. Оказывается, многому в колледже не учили…. Поэтому училась на ходу и до сих пор учусь!

        Правда,  первые два года мне не пришлось работать по специальности, не было вакансии учителя начальных классов, зато мне предложили поработать учителем немецкого языка, т. к. у меня всегда были хорошие успехи в его изучении.

        Через три  года наша школа перешла на английский язык, а я получила место учителя начальных классов. Этот свой первый набор вспоминаю всегда с особой радостью. Как мне было с ними интересно и увлекательно работать. Хотя пришлось нелегко, в то время у меня уже родилась дочь, и ей было 10 месяцев, когда я вышла на работу.

        Когда дочь немного подросла, бабушка стала настаивать, чтобы я получила высшее образование. Когда-то в свое время по семейным обстоятельствам ей самой этого сделать не удалось, и она всегда хотела, чтобы у ее детей и внуков такая возможность была. Она мне помогала во всем, поддерживала и морально и финансово. В 2009 году, несмотря на второй декрет, я получила высшее профессиональное образование в Алтайской Государственной Педагогической Академии.

        Сейчас у меня уже третий набор учащихся. Всегда так тяжело отпускать малышей в старшие классы, думаешь, а вдруг их там не будут любить так, как их любишь ты, а вдруг их кто-то обидит.

        Что может быть прекраснее, чем развивать ум, душу, сердце ребёнка? Моё глубокое убеждение: учитель должен не только отлично знать свой предмет, но и быть образованным, культурным человеком. Особенно это касается сельского учителя, который и сегодня обязан являть собой образец современного человека: эрудированного, интеллигентного, умеющего грамотно говорить и правильно держаться в обществе. Необходимо стать для этих требовательных и честных судей-учеников интересным. Огромная работа над собой. Начинаешь читать специальную литературу, что-то интуитивно придумывать и изобретать, прислушиваясь к внутреннему голосу. Но когда эту цель удаётся достичь, всё остальное, оказывается по силам. Труд учителя приносит радость, когда ты любишь своих воспитанников, раскрываешь в каждом неповторимую личность. Мне легко с детьми, нравится объяснять неизвестное для них… Я чувствую, что нужна им, а они необходимы мне. Я – учитель! И это самое большое, чего я достигла в жизни. И я снова иду на урок! Очень важно, чтобы дети могли чувствовать себя на занятии комфортно и спокойно. «Поглощать знания нужно с аппетитом, чтобы они хорошо усвоили и переварили», - сказал когда-то мудрец. Моя задача как учителя – «вызвать аппетит» на каждом уроке…

        Какие мечты у современных детей? Как бы это странно ни звучало, но современные дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность  - вот что нужно современному ученику. Именно этого не хватает нашим детям, так как многие родителя вынуждены день и ночь работать, чтобы прокормить семью и дать детям все самое необходимое - в материальном смысле. Чтобы дети были одеты, обуты, у них были компьютеры и сотовые телефоны, велосипеды и так далее. Где ребенку получить тепло, заботу и внимание? Если этого не даст учитель, что станет с людьми в будущем? Не превратятся ли они в бездушных роботов, холодных, корыстных и расчетливых?

        Собственное педагогическое кредо хочется выразить словами поэтессы Скребицкой: «Всего сильней - огонь души. Зажечь в себе его спеши!». Я уверена, что без этого «огонька» в душе не может быть хорошего Учителя, такого, который, мастерски владея своим предметом, никогда не останавливается в духовном развитии. Не самое ли главное - дать ребенку возможность поверить в свои силы, почувствовать себя независимым, свободным, талантливым? Может быть, именно поэтому современные образовательные технологии, повышающие интерес детей к учебе, и попутно - дополнительное образование предполагают иной уровень отношений в школе и более качественный результат. А значит, ведут к успеху сначала в школе, а потом - в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Судьба природы - наша судьба!"

Дети пириходят в школу с несформированным отношением к природе. Показать знакомый мир с новой, неожиданной для них стороны - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладен...

Внеклассное мероприятие "Судьба природы-наша судьба"

Внеклассное мероприятие по экологии в 3 классе на тему "Судьба природы-наша судьба". Цель мероприятия: расширить знания о экологии. Познакомить с заповедниками России и животными, находящимися та...

Классный час "Судьба семьи в судьбе страны"

Цель:   помочь  сориентироваться  в  ближайшей  социокультурной  среде,  представляющей  своеобразную  микромодель  окружающего...

Классный час "Судьба страны в судьбе семьи" (9 Мая)

Классный час, посвященный 67-летию Победы в ВОВ и знакомству с ветераном г.Троицка Челябинской области Саночкиным Василием Андреевичем...

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали этого малыша. Рождение ребенка с отклонениями...

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья...

Роль педагога в судьбе ребенка с ОВЗ

Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается.    Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, ...