Программа "Школа будущего первоклассника"
рабочая программа

Белёва Вера Петровна

В программе предъявлены задачи "Школы" ,содержание занятий с шестилетками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

111МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОИСК»

Принята на заседании

методического совета

«__»____20__г.

Протокол №__

Утверждаю:

Директор ___________________

__________Т.И. Лукьянчикова

Приказ №__ от «__»_______20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

«Школа будущего первоклассника»

Возраст обучающихся: ___6-7__ лет

Срок реализации: _6_месяцев

Автор-составитель:

__________________________,

педагог дополнительного образования

г.Нефтеюганск, 20__г.

Пояснительная записка

      Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Школа будущего первоклассника» (далее – Программа) представляет систему взаимосвязанных развивающих занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на общее развитие детей 6-7 лет, на освоение отношений сотрудничества (умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга, взаимодействовать с учителем, друг с другом), на формирование у дошкольников мотивационной готовности к школе.    

      Программа составлена на основе примерной программы авторов К.Н. Поливановой, Г.А. Цукерман. Эта программа обеспечивает плавный переход между дошкольным и школьным детством, помогает ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Он позволяет первокласснику войти в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. По форме и манере общения он строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Материал, с которым работают дети в этот период, соответствует дошкольному возрасту.

Нормативно-правовое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», приказом Минобрнауки РФ от 25.10.2013г.№1185 "Об утверждении примерной

формы договора на обучение по дополнительным образовательным программам,

Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», Постановлением  Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013г. №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 30.11.2018); с Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования в ХМАО-Югре» (с изменениями от 20.08.2018 №1142).

Требования к квалификации педагога дополнительного образования

К реализации программы привлекаются педагоги начальных классов, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы.

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по специальности: «Педагогика и методика начального обучения», «Культурно-просветительная работа», без предъявления требований к стажу работы.

Уровень программы

Концепция Программы рассматривает уровни дошкольного и начального общего обучения в системе непрерывного образования и предлагает личностно-ориентированную модель системы подготовки к школе на «стартовом» уровне.

«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Направленность программы:  социально-педагогическая.

Актуальность программы обусловлена результатами исследования готовности первоклассников к обучению в школе. Они свидетельствуют о недостаточной готовности дошкольника к «школьной жизни», отмечается низкий уровень произвольности внимания и памяти, неразвитость словесно-логического мышления, неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение операциональными навыками, отмечается низкий уровень развития самоконтроля.

Программа направлена на решение   вопросов выравнивания «стартовых» возможностей детей, для осуществления преемственности между дошкольным и начальным обучением.

Новизна программы  

        Программа предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы дошкольника, включить его в изменившуюся социальную среду.                          

 Система учебных занятий по адаптации к школьному обучению состоит из интегрируемых курсов.

Цель программы - создание условий для перехода от игровой к учебной деятельности в сотрудничестве с педагогом и  сверстниками, для формирования волевой готовности, способности подчиняться  правилам  и   требованиям   школы,   взрослых, умению управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Задачи программы:

Предметные:

  • Активизировать познавательный интерес;
  • Развивать фонематический слух, речь, пополнять словарный запас;
  • Осваивать представление о геометрических фигурах, пространственной  ориентировке;
  • Обучать письму по образцу;
  • Развивать координацию движений, мелкую моторику руки.

Метапредметные:

  • Способствовать формированию приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  •  Способствовать формированию общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.);
  • Обучать работать по правилам, слушать взрослого, выполнять его инструкции;
  • Формировать умения работать во взаимодействии со сверстниками  в паре, в группе, в коллективе.
  • Учить работать в темпе в течение всего занятия, успевать работать вместе со всеми детьми группы.
  • Учить действовать в соответствии поставленными задачами.

Воспитательные:

  • Развивать инициативность и самостоятельность как важное условие последующего включения ребенка в школьную учебную деятельность;
  • Воспитывать настойчивость, терпение, силу воли;
  • Развивать умение элементарного самоконтроля и  саморегуляции своих действий, учить выполнять общепринятые правила поведения.

Адресат программы

         Программа предназначена для развития детей 6-летнего возраста в условиях образовательного учреждения.

  Работа с дошкольниками по данной Программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению. Занятия проводятся в атмосфере доброжелательности, с учётом индивидуальных особенностей детей, направлены на создание успеха для каждого.

Условия реализации программы   

      Основным условием набора обучающихся в группы является соответствующий возраст ребёнка, личное заявление родителей (законных представителей) о зачислении, заключение договора об оказании платной образовательной услуги.

           Основным условием формирования групп является учёт пожеланий родителей (законных представителей) о согласии с расписанием занятий ребёнка.

Укомплектованность групп – от 12 до 20 человек.

Имеющиеся в Лицее условия, способствуют эффективной реализации содержания Программы:

- 100% укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых Программой, способными к инновационной профессиональной деятельности;

- 100% укомплектованность медицинскими работниками, вспомогательным персоналом;

- 100% учебных кабинетов оборудованы рабочими местами для дошкольников, современными техническими средствами;

- помещения (кабинеты, зал для ритмики) обеспечены необходимыми техническими средствами, оборудованием, расходными материалами и канцелярскими принадлежностями.           

Сроки реализации программы:

 6 месяцев (60 часов на каждую группу).

Режим занятий: 

Занятия походят 1 раз в неделю - 3 занятия по 25 минут с перерывами на отдых 10 минут.

   Формы занятий: коллективная, групповая, парная

   Планируемые результаты

Предметными результатами предшкольной подготовки будут являться следующие умения:

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного;
  • задавать свои вопросы по содержанию услышанного;
  • составлять предложения;
  • определять количество слов в предложении;
  • составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
  • выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданный звук;
  • правильно держать ручку и карандаш;
  • аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру;
  • продолжать заданную закономерность;
  • классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
  •  устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
  • распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
  • выполнять «логические квадраты»;
  • обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;
  • ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги;
  • называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
  • вести счет предметов в пределах 10;
  • соотносить число предметов и цифру;
  • сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
  • составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?

     Метапредметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

  • учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии;
  • учиться оценивать результаты своей работы.


Познавательные УУД:

  • учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;
  • учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
  • сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
  • классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
  • учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
  • учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять  рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, выбирать схему для слова и т.д.).


Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь учителя, других ребят;
  • учиться оформлять свои мысли в устной форме;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения для решения поставленной задачи;
  • совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только на занятиях, но и вне занятий;
  • учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Личностными результатами предшкольной подготовки являются следующие умения:

  • определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
  • в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
  • при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
  • понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
  • выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему; будет сформировано положительное эмоциональное отношение к школе;
  • умение в темпе работать в течение всего занятия, успевать работать вместе с детьми группы.

Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.

 Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности

     Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного и итогового контроля.

     Входной контроль определяет уровень готовности дошкольников к обучению по программе и проводится в форме диагностической практической работы.

     Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов на каждом занятии.                    

      Итоговый контроль определяет уровень достижений дошкольников по завершению освоения дополнительной общеобразвивающей программы с целью определения уровня развития детей  в форме  диагностической практической работы.

    По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

     -  высокий – понимает, знает, умеет делать, не допускает ошибок.

     -  средний -  понимает, знает и умеет делать частично, допускает ошибки.

     - ниже среднего – не понимает, не знает, делает малую часть, допускает ошибки.

     -  низкий – не понимает, не знает, не умеет делать, задание не выполнено.

Учебный план

Название
учебного курса

Количество часов на 1 группу

Количество групп

Количество

часов

за учебный

период

Форма

контроля

Азбуковедение

5

3

15

Диагно-стическая практическая работа

«Введение в школьную жизнь»

5

3

15

«Подготовка руки к письму»

20

3

60

«Информатика в играх и задачах»

15

3

45

«Детская риторика»

10

3

30

«Художественный труд и конструирование»

5

3

15

Практикум

ИТОГО

60

3

180

Календарный учебный график

Учебный курс «Ведение в школьную жизнь»

N п/п

Число/ Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

I. Раздел «Как учить себя с помощью взрослого»

1.1

-

групповая

1

Знакомство. Приветствие учителя. Введение знака «Поднятая рука».

Знак «Я готов».  Введение знаков «+», «- ».  Как надо и как не надо спорить.

Уч. кабинет

1.2

-

групповая

1

Школьные правила вежливости.

Уч. кабинет

II.Раздел «Отношение ребёнка с самим собой»

2.1

-

групповая

1

Оценка. Введение способа оценки. Самооценка, критерии оценки. Развитие линии оценки: противопоставление правильности, аккуратности.

Уч. кабинет

III.Раздел «Сотрудничество со сверстниками»

3.1

-

групповая

1

Групповые задания с неопределёнными правилами. Умение договариваться. Оценка. Общая работа как сумма индивидуальных.

Уч. кабинет

3.2

-

групповая

1

Диагностика и отработка разных критериев оценки.

Уч. кабинет

Учебный курс «Подготовка руки к письму»

N п/п

Число/ Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.1

-

групповая

1

Правила при письме. Ориентировка на листе бумаги. Графический диктант.

Уч. кабинет

1.2

-

групповая

1

Рисование по точкам. Раскрашивание контурных изображений.  Штриховка.

Уч. кабинет

1.3

2

Рисование узоров. Вертикальные и горизонтальные линии. Штриховка.

Уч. кабинет

1.4

2

Письмо прямых маленьких и больших палочек, палочек с закруглением внизу и вверху.

Уч. кабинет

1.5

2

Штриховка наклонными линиями.  Письмо палочек с петелькой внизу.

Уч. кабинет

1.6

2

Штриховка наклонными линиями.  Письмо палочек с петелькой вверху и внизу.

Уч. кабинет

1.7

2

Линии в различных направлениях. Письмо овалов. Письмо по образцу.

Уч. кабинет

1.8

2

Рисование круглой формы. Письмо по образцу. Раскрашивание.

Уч. кабинет

1.9

2

Графические узоры. Элементы букв.

Уч. кабинет

1.10

2

Учимся писать цифры. Письмо по образцу.

Уч. кабинет

1.11

2

Графические узоры. Элементы букв. Диагностическая работа: графический диктант, штриховка, письмо по образцу.

Учебный курс «Информатика в играх и задачах»

N п/п

Число/ Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.1

-

групповая

1

Выделение признаков предмета. Сравнение признаков, свойств. Разбиение группы на подгруппы

Уч. кабинет

1.2

-

групповая

2

Выделение подгруппы в группе. Соотнесение элементов двух групп между собой. Упорядочение предметов.

Уч. кабинет

1.3

1

Закономерность в расположении предметов

Уч. кабинет

1.4

1

Занимательная математика. Анализ – синтез. Систематизация.

Уч. кабинет

1.5

1

Последовательность событий. Разбиение действий на этапы.

Уч. кабинет

1.6

1

Классификация  предметов. Родо – видовые

отношения.

Уч. кабинет

1.7

3

Развивающие игры. Сравнение. Классификация. Ограничение.

Уч. кабинет

1.8

1

Задачи на смекалку

Уч. кабинет

1.9

4

Логические задачи , лабиринты, головоломки. Умозаключения. Обобщение.

Уч. кабинет

Учебный курс «Азбуковедение»

N п/п

Число/ Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.1

-

групповая

1

Звуки и буквы. Звуки речи. Последовательное вычленение звуков, составление модели слов в виде точек.

Уч. кабинет

1.2

-

групповая

1

Звуки: ртоот-крыватели, ртосмыкатели.

Уч. кабинет

1.3

1

Звуки – ртосмыкатели: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие.

Уч. кабинет

1.4

1

Последовательное вычленение звуков, составление моделей слов. Деление слова на части (слоги).

Уч. кабинет

1.5

1

Слияние звуков для чтения слогов и слов. Упражнения со звуками речи.

Уч. кабинет

Учебный курс «Художественный труд и конструирование»

N п/п

Число/ Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.1

-

групповая

1

Конструирование геометрических фигур из определённого количества счётных  палочек, пользуясь приёмом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой. Вырезание фигуры из бумаги.

Уч. кабинет

1.2

-

групповая

2

Составление фигур путём пристроения на основе предварительного обдумывания.

Уч. кабинет

1.3

1

Преобразование одной фигуры в другую. Вырезание геометрических фигур. Конструирование из них плоскостных фигур.

Уч. кабинет

1.4

1

Аппликация из геометрических фигур по образцу и по своему замыслу.

Уч. кабинет

Учебный курс «Детская риторика»

N п/п

Число/ Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.1

-

групповая

1

Общение. Для чего люди общаются. Общение письменное и устное. Правила общения.

Слушать – значит понимать).

Уч. кабинет

1.2

-

групповая

1

Компоненты речевой ситуации.

Несловесные средства общения. Слушание.

Уч. кабинет

1.3

1

Речевой этикет. Приветствие. Прощание. Обращение. Благодарность. Извинение. Просьба. Разговор по телефону.

Уч. кабинет

1.4

1

«Говорит она беззвучно».

Упражнения на дикцию. Речевая разминка. Стихотворение Т. Блажновой «Будем с книгою дружить».

Уч. кабинет

1.5

1

«Кто? Кому? Зачем? Как?»

Разучивание скороговорки, используя упражнение на дыхание. Беседа- диалог. «Как себя вести во время разговора». Упражнение «Запомни и повтори правила». Дидактическая игра «Какие бывают слова».

Уч. кабинет

1.6

1

«Как обратиться с просьбой?»

Дыхательные упражнения, скороговорки. «Вежливые слова» в ситуации просьбы. «Слушай хорошенько» С.Капутикян

Уч. кабинет

1.7

1

«Ты – слушатель».

Упражнения на дикцию, скороговорки. Игра “Фраза по кругу”. Разыгрывание речевых ситуаций.

Уч. кабинет

1.8

1

«Слово – не воробей, вылетит - не поймаешь».

Упражнения на дыхание “Мыльные пузыри”. Скороговорки, чистоговорки. Пословицы и поговорки. Игра «Главное слово»

Уч. кабинет

1.9

1

«Человек без друзей, что дерево без корней».

Пословицы и поговорки о дружбе. Упражнения на дыхание.

Уч. кабинет

1.10

1

Тема: «Играем и вспоминаем».

Подведение итогов занятий: чему научились? Повторение изученных чистоговорок, скороговорок. Игра «Вместе мы –команда».

Содержание

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих интегрируемые курсы по Программе, в соответствии с учебным планом:

Учебный курс «Введение в школьную жизнь»

  1. Раздел «Как учить себя с помощью взрослого»
  1. Знакомство. Приветствие учителя. Введение знака «Поднятая рука».

Теория:  Правила приветствия учителя, начала и конца занятия. Беседа о необходимости принятия знака «Поднятая рука».

Практика:  Упражнения «Прозвенел звонок»,  «Занятие закончено»,  отработка поднятия руки на вопрос или задание учителя. Игра «Давайте познакомимся».

  1. Школьные правила вежливости.

Теория:  Правила  приветствия и  расставания. Вежливые слова при  обращении к взрослому и сверстникам. Обращение к учителю. Просьба, совет, обращение.

Практика:  Отработка вежливых слов в практических заданиях.

  1. Раздел «Отношение ребёнка с самим собой»

2.1. Оценка. Введение способа оценки. Самооценка, критерии оценки.

Теория:  Шкала оценки. Критерии: правильность, аккуратность.

Практика:  Оценка  личной работы и оценки другого по шкале оценки.

2.3.  Развитие линии оценки: противопоставление правильности, аккуратности.

Теория:  Шкала оценки. Критерии: правильность, аккуратность.

Практика:  Оценка  личной работы и оценки другого по шкале оценки.

  1. Раздел «Сотрудничество со сверстниками»

3.1. Групповые задания с неопределёнными правилами. Умение договариваться.

3.2. Диагностика и отработка разных критериев оценки.

3.3.Оценка. Общая работа как сумма индивидуальных.

Учебный курс «Азбуковедение»

1.  Звуки и буквы. Звуки речи. Последовательное вычленение звуков, составление модели слов в виде точек.

Теория: «Звуки» и «буквы», чем отличаются.

Практика:  Последовательное вычленение звуков, составление модели слов в виде точек.

2. Звуки: ртооткрыватели, ртосмыкатели.

Теория: «Звуки – ртооткрыватели», «ртосмыкатели».

Практика: Определение звуков на слух, определение с какого звука начинается слово. Упражнения на внимательность, определение правильности выполнения задания другими детьми в предложенной ситуации.

  1. Последовательное вычленение звуков, составление моделей слов. Деление слова на части (слоги).

Теория: «Модель слова», «звуковое слово», звуки – ртооткрыватели», «ртосмыкатели».

Практика:  Определение звуков на слух, определение с какого звука начинается слово. Упражнения на внимательность, определение правильности выполнения задания другими детьми в предложенной ситуации.

5. Слияние звуков для чтения слогов и слов. Упражнения со звуками речи.

Теория: «Слоги»

Практика: Деление слов на части, обозначение на модели слова. Чтение слогов и слов.

Учебный курс «Подготовка руки к письму»

1.  Правила при письме. Ориентировка на листе бумаги. Графический диктант.

Теория:  Правила посадки при письме, держания карандаша и ручки. Понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Практика:  Отработка правил правильной посадки,  правильного  держания пальцами рук карандаша и ручки.   Графический диктант.

2.  Рисование по точкам. Раскрашивание контурных изображений.  Штриховка.

Теория:  Понятие «контурное изображение», «штриховка».

Практика:  Рисование по точкам, раскрашивание, штриховка.

3. Рисование узоров. Вертикальные и горизонтальные линии. Штриховка.

Теория:  Понятие «узор» , «вертикальные и горизонтальные» линии.

Практика:  Письмо вертикальных и горизонтальных линий, раскрашивание, штриховка.

4. Письмо прямых маленьких и больших палочек, палочек с закруглением внизу и вверху.

Теория:  Понятие «прямая маленькая и большая палочка», «палочка с закруглением внизу и вверху».

Практика:  Письмо  прямых маленьких  и больших  палочек,  палочек с закруглением внизу и вверху.

5. Штриховка наклонными линиями.  Письмо палочек с петелькой внизу.

Теория:  Понятие «наклонная  линия», «наклонная палочка», «палочка с петелькой».

Практика:  Письмо  наклонных  линий,  наклонных палочек,  палочек с петелькой внизу.

6. Штриховка наклонными линиями.  Письмо палочек с петелькой вверху.

Теория:  Понятие ««палочка с петелькой».

Практика:  Письмо  наклонных  линий,  наклонных палочек,  палочек с петелькой внизу.

7.  Линии в различных направлениях. Письмо овалов. Письмо по образцу.

Теория:  Понятие «овал», образец письма.

Практика:  Письмо линий в различных направлениях, овалов. Письмо по образцу.

8. Рисование круглой формы. Письмо по образцу. Раскрашивание.

Теория:  Понятие «круг», «овал», образец письма.

Практика:  Письмо овалов. Письмо по образцу.

9-10. Графические узоры. Элементы букв.

Теория:  Понятие «узор», «элементы букв».

Практика:  письмо по образцу, письмо элементов, линий, составляющих узор.

6. Линии в различных направлениях. Письмо овалов. Письмо по образцу.

7. Рисование круглой формы. Письмо по образцу. Раскрашивание.

8. Графические узоры. Элементы букв.

Теория:  Понятие «прямая маленькая и большая палочка», «палочка с закруглением внизу и вверху», «палочка с петелькой вверху и внизу»

Практика:  Письмо  разных элементов букв.

9. Учимся писать цифры. Письмо по образцу. Диагностическая работа: графический диктант, штриховка, письмо по образцу.

Теория:  Понятие «цифра», элементы цифр.

Практика: Письмо цифр, письмо по образцу. Графический диктант, штриховка.

10. Графические узоры. Элементы букв. Диагностическая работа: графический диктант, штриховка, письмо по образцу.

Учебный курс «Информатика в играх и задачах»

Тема № 1. Выделение признаков предмета. Сравнение признаков, свойств. Разбиение группы на подгруппы.

Теория:  Понятие «признаки предметов», «свойства предметов», «сравнение предметов»

Практика: Упражнения в сравнении предметов.

Тема № 2. Выделение подгруппы в группе. Соотнесение элементов двух групп между собой. Упорядочение предметов.

Теория:  Понятие «признаки предметов», «свойства предметов», «сравнение предметов», «упорядочить предметы»

Практика: Упражнения в сравнении предметов. Обозначение количества предметов виде отрезков.

Тема № 3. Закономерность в расположении предметов.

Теория: Понятие «закономерность».

Практика: Выполнение  упражнений «Продолжи узор», «Найди закономерность» Игра  «Что изменилось».  «Продолжи».

Тема № 4. Занимательная математика. Анализ – синтез. Систематизация.

Теория: Понятия «больше», «меньше», «столько же», «уменьшить», «увеличить»

Практика: Решение задач. Выполнение упражнений на систематизацию.

Тема № 5. Последовательность событий. Разбиение действий на этапы.

Теория: Понятие «последовательно – следом друг за другом».

Практика: Упражнение в определении последовательности действий в задаче, последовательности событий в рассказе.

Тема № 6. Классификация  предметов. Родо – видовые  отношения.

Теория:  Понятия «овощи», «фрукты», «транспорт», «мебель», «Домашние и дикие животные», «живая и неживая природа» и т.п.

Практика:  Упражнения в создании групп предметов, в классификации.

Тема 7. Развивающие игры. Сравнение. Классификация. Ограничение.

Теория:  Понятие «Инструкция задания», «Задача».

Практика: Решение задач. Развивающие игры. Выполнение действий сравнения, классификации.

Тема № 8. Задачи на смекалку.

Теория: Понятия «условие задачи», «вопрос задачи», «решение задачи».

Практика:  Выполнение задач на смекалку.

Тема № 9. Логические задачи , лабиринты, головоломки. Умозаключения. Обобщение.

Теория: Понятия «условие задачи», «вопрос задачи», «решение задачи».

Практика: Выполнение задач, решение головоломок.

Учебный курс «Художественный труд и конструирование»

Тема № 1. Конструирование геометрических фигур из определённого количества счётных  палочек, пользуясь приёмом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой. Вырезание фигуры из бумаги. Составление геометрических фигур на плоскости путём пристроения.

Теория:  Понятия «треугольник», «квадрат», «счётные палочки».

Практика: Составление фигур путём пристроения счётной палочки от одной фигуры к другой.

Тема № 2. Составление фигур путём пристроения на основе предварительного обдумывания.

Теория: Понятия «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «ромб». Упражнения в умении высказывать предположительное решение, догадку.

Практика: Составление фигур путём пристроения счётной палочки от одной фигуры к другой. Повторение фигур предыдущего урока.

Тема № 3. Преобразование одной фигуры в другую. Вырезание геометрических фигур. Конструирование из них плоскостных фигур.

Теория:  Правила пользования ножницами. Правила размещения фигур для вырезания на листе бумаги.

Практика: Вырезание фигур. Конструирование фигур.

Тема № 4. Аппликация из геометрических фигур по образцу.

Теория:  Правила пользования ножницами, линейкой, карандашом, клеем.

Названия геометрических фигур.

Практика:  Измерение линейкой, проведение линий по линейке. Вырезание фигур. Выкладывание аппликации.  Приклеивание фигур.

Тема № 5.  Аппликация из фигур по замыслу детей.

Теория: Название фигур. Инструктаж работы.

Практика: Выполнение аппликации самостоятельно после инструктажа и постановки задачи.

 

Учебный курс «Детская риторика»

В программе дошкольного курса риторики выделяются три части:

1. Общение. Для чего люди общаются. Общение письменное и устное. Речевая ситуация, компоненты речевой ситуации. Правила общения. Компоненты речевой ситуации. Несловесные средства общения. Слушание. Слушать – значит понимать.

2. Речевой этикет. Приветствие. Прощание. Обращение. Поздравление. Благодарность. Извинение. Просьба. Разговор по телефону.

3. Техника речи. «Говорит она беззвучно». Стихотворение Т. Блажновой «Будем с книгою дружить». Речевое дыхание. Чѐткость дикции. Чистоговорки и скороговорки.  Интонация. Голос – наш помощник. ).

4. «Кто? Кому? Зачем? Как?»   Разучивание скороговорки, используя упражнение на дыхание. Беседа - диалог. «Как себя вести во время разговора». Упражнение «Запомни и повтори правила». Дидактическая игра «Какие бывают слова».

5. Как обратиться с просьбой? Дыхательные упражнения, скороговорки. «Вежливые слова» в ситуации просьбы. «Слушай хорошенько» С.Капутикян

6. Ты – слушатель. Упражнения на дикцию, скороговорки. Игра “Фраза по кругу”. Разыгрывание речевых ситуаций.

7. «Слово – не воробей, вылетит - не поймаешь».  Упражнения на дыхание “Мыльные пузыри”. Скороговорки, чистоговорки. Пословицы и поговорки. Игра «Главное слово».

8. «Человек без друзей, что дерево без корней». 

Пословицы и поговорки о дружбе. Упражнения на дыхание.

9. «Человек без друзей, что дерево без корней». 

Пословицы и поговорки о дружбе. Упражнения на дыхание.

10.  «Играем и вспоминаем».

Подведение итогов занятий: чему научились? Повторение изученных чистоговорок, скороговорок. Игра «Вместе мы –команда».

Методическое обеспечение

     Педагоги в процессе обучения используют следующие методики и технологии:

  • Технология личностно-ориентированного обучения - максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
  • Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Методы и приемы:

  • по способу организации занятия: словесный, наглядный, практический, игровой.
  • по уровню деятельности дошкольников: объяснительно-иллюстративные 

Дидактическое  обеспечение

Для эффективной реализации Программы на занятиях используются:

  •  тетради на печатной основе: С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина «Готовим руку к письму», «Учимся писать»;
  • пособия для дошкольников «Всѐ по полочкам» (А. В. Горячев, Н. В. Ключ);
  • альбом «Подумай, нарисуй и раскрась»;
  • детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);
  • рабочие тетради: «Учимся писать», «Готовим руку к письму», «Развиваем внимание», «Развиваем мышление». Изд. «Росмэн».

Техническое обеспечение

    Для реализации программы необходимы следующие средства и материалы:

учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами учащихся и педагогических работников

5

медицинский кабинет

1

тетради на печатной основе

по количеству обучающихся

расходный  индивидуальный материал (простой  и цветные карандаши, авторучка,  ластик, альбом, ножницы, клей, тетрадь в клеточку, акварельные краски, пластилин,  счётные палочки)

Программа финансируется за счёт приносящей доход деятельности.

Список литературы

1. Г.А.Цукерман , К.Н.Поливанова, «Введение в школьную жизнь» Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя. М., Вита-Пресс, 2012

2.  А.В.Горячев, Н.В.Ключ  Все по полочкам.: пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2008;

  1. А.В.Горячев, Н.В.Ключ Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004.
  2. В.Волина  Занимательное азбуковедение , М.: Просвещение\1991 г.
  3. З.А. Михайлова  Игровые  занимательные задачи для дошкольников: -М; Просвещение, 1990.

6. Альберхт Е.И., Бондаренко Е.А. «Играя, готовимся к школе»./ Ростов-на-Дону :Баро-Пресс,2013г.

  1. М.И. Миршник  Я пишу. Курс «Подготовка к обучению письму». Пособие для педагогов и родителей, Издательство: Легион, 2013.
  2. С.Гин Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе, Издатество: Вита-Пресс, 2018.
  3. О.В.Федина Мир логики, М., Издательство: Вита-Пресс, 2018.
  4. З.И. Курцева, А.А.Ладыженская «Ты – словечко, я – словечко…». Пособие по риторике для старших дошкольников,
  5. З.И. Курцева  Методические рекомендации для педагога к пособию «Ты - словечко, я – словечко…». Издательство: Баласс, 2015

Приложение №1

к дополнительной образовательной (общеразвивающей)

                                                  программе «Школа будущего первоклассника»

ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ:

Образовательная организация: __________________________

Название программы: ____________________________

Разработчик программы: ________________________________

2. ЭКСПЕРТИЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Наименование экспертного показателя

Представленность

в программе

да

частично

нет

1.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Наименование ОП

Гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа)

Возраст детей, на которых рассчитана программа

Сроки реализации программы

ФИО, должность разработчика

Город и год разработки программы

2.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.1.

Направленность и уровень программы

Программа соответствует заявленной направленности ДОД

Обосновано отнесение программы к заявленному уровню

2.2.

Актуальность программы

Обоснована актуальность программы

Программа соответствует действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам

В программе представлены современные идеи и актуальные направления: развития науки, техники, культуры, экономики, социальной сферы и т.д., развития системы дополнительного образования детей

Предусмотрено использование программы в других образовательных сферах

2.3.

Отличительные особенности программы

Изложены основные идеи, на которых базируется программа, обосновано ее своеобразие; принципы отбора содержания, ключевые понятия и т.д.

Указано, чем отличается программа от существующих в данном направлении

2.4.

Адресат программы

Указан пол и возраст детей

Указана степень сформированности интересов и мотивов к данной предметной области

Представлены необходимые специальные особенности детей, необходимые для освоения программы (при необходимости)

Объем и сроки реализации программы

Заявлена продолжительность образовательного процесса, выделены этапы

Запланированный срок реализации программы реален для достижения результатов

2.5.

Цель и задачи программы

Сформулированы цель, задачи программы, они согласованы с содержанием и результатами  программы

2.6.

Условия реализации программы

Описаны условия набора в коллектив

Обоснованы принципы формирования групп, количество обучающихся

Представлены особенности организации образовательного процесса

Обоснован выбор форм и технологий проведения занятий

Представлены формы организации деятельности учащихся на занятиях

Представлено материально-техническое оснащение

Указано кадровое обеспечение программы

2.7.

Планируемые результаты освоения программы

Представлены личностные результаты

Представлены предметные результаты

Представлены метапредметные результаты

3.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

УП отражает содержание, раскрывает последовательность изучения тем

УП составлен в соответствии с заявленными сроками и этапами на весь период обучения, оформлен в таблице

УП отражает количество часов по каждой теме с распределением на теоретические и практические занятия

4.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарный учебный график представлены в соответствии с требованиями

Содержание программы соответствует:

поставленным целям, задачам, указанному уровню и направленности

современному уровню развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы и др.

Содержание программы направлено на создание условий для личностного развития обучающегося; его позитивную социализацию, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию и т.д.

6.

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Дана характеристика входного контроля

Дана характеристика текущего контроля

Дана характеристика промежуточного контроля

Дана характеристика итогового контроля

7.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы актуален

Список литературы составлен для разных категорий участников образовательного процесса

Оформление списка литературы соответствует современным требованиям к оформлению библиографических ссылок

8.

СТИЛЬ И КУЛЬТУРА ОФОРМЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Стилистика изложения программы: официально-деловой стиль документа

Современность и обоснованность использования педагогической терминологии

Оптимальность объема программы

Четкая структура и логика изложения

ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

да

нет

Программа рекомендована к реализации в системе дополнительного образования детей

Программа рекомендована к доработке

Программа отклонена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности для будущих первоклассников"36 занятий для будущих отличников"

Задания выполняются в тетрадях на печатной основе "36 занятий для будущих отличников", автор - Людмила Мищенкова. Так же для преподавателя есть методические рекомендации. Занятия очень разнообразные, ...

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

ПРОЕКТ «ПЕРВОКЛАССНИК» подготовительные курсы будущих первоклассников

Подготовительные занятия для детей, которые позволяют выявить уровнь подготовленности будущих первоклассников Данный курс позволит перенести адаптационный курс более “мягко”....

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут  для ребенка в семье, в детском саду, в школе....