Программа по музыке 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_2_klass.docx | 37.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Баянгольская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель МО _______________/Л.Н.Ловцова/ Протокол № ___ от «___28_»__августа___2020 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МAОУ «Баянгольская СОШ» _______________ /Л.И.Прокопьева/ «_28_»__августа__2020 г. | «Утверждено» Директор МAОУ «Баянгольская СОШ» _____________________/Ч.Б.Бимбаев/ «_28_»_августа__2020 г. |
Рабочая программа
по музыке
УМК: "Школа России" Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина __________________________________________
Класс: 2 (второй)_______________________________________ __________________________________________
Количество часов: 140 (4 часа в неделю)___________________________________________________________________
Основание выбора программы: Программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Составил: учитель начальных классов
Фибих О.Н.
2020 - 2021 уч. г.
Содержание
- Результаты изучения курса «Музыка » 2 класс ………………………………………………………………………………………………………………3
- Содержание учебного курса………………………………………………………………………………………………………………………………………...4-5
- Тематическое планирование……………………………………………………………………………………………………………………………………….6-11
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
- Формирование уважительного отношения к культуре других народов.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
- Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты
- Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
- Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
- Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
- Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Содержание курса:
Россия — Родина моя (3ч)
Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
Музыкальный материал: «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский; «Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова; «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева; «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
День, полный событий (6ч)
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный инструмент — фортепиано.
Музыкальный материал: пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский; Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев; «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского; «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса; «Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой; «Ай-я, жу-жу», латышская народная песня; «Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.
«О России петь — что стремиться в храм» (7ч)
Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.
Музыкальный материал: «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский; Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев; Народные песнопения о Сергии Радонежском; «Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский; «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского; Народные славянские песнопения; «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо»; «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5ч)
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
Музыкальный материал: плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская», «Наигрыш». А. Шнитке; Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли»; «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев; «Камаринская». П. Чайковский; Прибаутки. В. Комраков, слова народные; Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.
В музыкальном театре (4ч)
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Музыкальный материал: «Волк и семеро козлят» (фрагменты из детской оперы-сказки). М. Коваль; «Золушка» (фрагменты из балета); «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; «Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский; «Руслан и Людмила» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Песня-спор» из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового.
В концертном зале (3ч)
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
Музыкальный материал: симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев; «Картинки с выставки», пьесы из Фортепианной сюиты. М. Мусоргский; Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка; «Песня о картинах». Гр. Гладков, слова Ю. Энтина.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (7ч)
Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.
Музыкальный материал: «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; «Менуэт» из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа, хорал, ария из Сюиты № 3. И. С. Бах; «Весенняя». В. А. Моцарт, слова Овербек, перевод Т. Сикорской; «Колыбельная». Б. Флис — В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко; «Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника; «Песня жаворонка». П. Чайковский; Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (фрагменты 1-й части). П. Чайковский; «Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский; «Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова; «Пусть всегда будет солнце!». А. Островский, слова Л. Ошанина; «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.
.
Календарно-тематическое планирование уроков музыки
во 2 классе
№ | Тема урока | Содержание урока |
1 | Мелодия урок-путешествие НРК Музыкальные образы родного края. | Обобщение летних музыкальных впечатлений детей. Повторение тем: композитор-исполнитель - слушатель; жанры музыки (песня, танец, марш); выразительность и изобразитель-ность, слушание, вокализация темы, интонационно-образный анализ |
2 | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. урок-игра Песенность как отличительная черта русской музыки | Понятия «мелодия-аккомпанемент», «запев-припев» Определение динамики как средства развития музыки. Сочинение ритмической партитуры, разучивание с шумовым оркестром, придумывание танцевальных движений. |
3 | Гимн России урок- концерт Мелодия – душа музыки НРК: Гимн Бурятии. | Знакомство с символами России – Флаг, Герб, Гимн. Выявление общности интонаций, ритмов, характера и настроения этих произведений. Закрепление понятий: мелодия и аккомпанемент (сопровождение), запев и припев. Разучивание с шумовым оркестром с танцевальными движениями. |
4 | Музыкальные инструменты (фортепиано). урок изучения нового материала Мир ребенка в музыкальных образах | Знакомство с терминами «форте» и «пиано». Тембровые характеристики «фортепиано». Сопоставление различных пьес Чайковского и Прокофьева на основе метода «сходства и различия». Исполнение марша Имитация игры на музыкальных инструментах: “ансамбль скрипачей и виолончелистов” Исполнение танцевальных движений |
5 | Природа и музыка | Импровизация детских народных песенок-попевок, знакомство с нотной грамотой Определение регистра Сопоставление средств музыкальной выразительности – интонации, мелодии, ритма, динамики, темпа, регистра. |
6 | Танцы, танцы, танцы НРК: Ёхор. | Песенность, танцевальность, маршевость Сопоставление различных танцев, выявление сходных и различных черт в их музыке. Пластическое интонирование Характерные особенности менуэта |
7 | Эти разные марши. Звучащие картины. | Характерные особенности маршевости: интонация шага, ритм марша Сравнение характера и средств выразительности – отдельных интонаций, мелодии, ритма, темпа, динамики, а также формы этих сочинений. Исполнение ролей Большого Барабана и Маленьких Барабанчиков с помощью исполнения ритмического рисунка: притопами ног и хлопками рук. Подбор знакомых фортепианных произведений, созвучных образам картин.
|
8 | Расскажи сказку | Понятие музыкальной фразы Характерные интонации колыбельных песен. Повторение колыбельных песен. Сопоставление различных пьес Чайковского и Прокофьева на основе метода сходства и различия. |
9 | Обобщающий урок по теме: «День, полный событий» | Урок в форме увлекательной игры-соревнования, игры-КВН. Какое время суток нарисовал композитор в своем произведении, подтвердите свои предположения. Назовите фамилию композитора, сочинившего эту музыку. Вспомните другие музыкальные произведения, в которых изображена утренняя природа. Барабанщик исполняет пульс марша, дети каждой команды маршируют. Музыка народная или сочинена композитором? Что это – песня, танец или марш? Звучание каких музыкальных инструментов вы слышите в этом произведении? Украсьте звучание этого произведения различными танцевальными движениями (хлопками, притопами) и инструментами шумового оркестра. |
10 | Колокольные звоны России. | Тембры колоколов. Названия колокольных звонов. Определение характера и настроения их звучания, выделение метроритмической пульсации. Имитация игры на колоколах. Знакомство с понятием музыкального пейзажа Подбор звучания колокольных звонов. |
11 | Святые земли русской. Александр Невский | Определение жанра кантаты. Рассказ об Александре Невском. Сравнение образа Александра Невского на картинах. Вокализация тем, слушание, определение характера. |
12 | Святые земли русской. Сергий Радонежский | Определение народных песнопений Рассказ о жизни Сергия Радонежского. Сравнение образа Сергия Радонежского на картинах. |
13 | Жанр молитвы | Интонационно-образный анализ пьес Чайковского. Определение плана развития динамики в этой пьесе: тихо – усиливая – громко – затихая – тихо. Сравнение пьес на основе метода “тождества и контраста”. |
14 | Рождественские праздники | Подготовка инсценировки новогоднего бала. Тестирование. |
15 | Музыка на новогоднем празднике. | Исполнение новогодних песен. |
16 | Урок-концерт. | Инсценировка новогоднего бала. |
17 | Оркестр русских народных инструментов. | Тембры русских музыкальных инструментов. Викторина “Узнай голоса русских народных инструментов”. Создание ритмической партитуры, исполнение с инструментами шумового оркестра. Повторение с инструментами шумового оркестра, с танцевальными движениями |
18 | Фольклор –народная мудрость. НРК: Частушки. | Разучивание и разыгрывание по ролям с движениями. Повторение с инструментами шумового оркестра, с танцевальными движениями. |
19 | Музыка в народном стиле. | Определение формы вариаций. Вокализация основной темы, сочинение слов к мелодии. Сравнение со звучанием народной песни-пляски. Выразительное чтение текста народных песенок, подбор движения, изображение действий персонажей песенок. |
20 | Праздники русского народа. Масленица. | Определение песни-диалога. Напев, наигрыш. Исполнение с инструментами шумового оркестра, с танцевальными движениями (“Калинка”: запев – покачивание руками, поднятыми вверх, припев – притопы и прихлопы). Разучивание масленичных песенок. |
21 | Праздники русского народа. Встреча весны. | Песни-заклички. Урок-праздник: исполнение песен, игр, чтение стихов о весне, прослушивание музыкальных записей с пением птиц, веселая свистопляска (пляска под свист глиняных игрушек-свистулек и детских дудочек), исполнение инструментальных наигрышей с использованием музыкальных инструментов. |
22 | Детский музыкальный театр. | Определения оперы, хора, солистов. Разучивание песни. Пение заключительного хора “Семеро козлят”, знакомство с темами-характеристиками главных персонажей оперы – Всезнайки, Бодайки, Болтушки, Топтушки, Малыша, мамы Козы (колыбельная), а также разучивание еще одного хора козлят “Целый день поем, играем”. Инсценировка-импровизация русской народной сказки “Теремок”. |
23 | Балет на сказочный сюжет. НРК: Театр оперы и балета Бурятии. | Определение балета, балерина, танцор. Свободное дирижирование. Выявление основной идеи: контраста образов добра и зла. |
24 | Песенность, танцевальность, маршевость в музыке опер и балетов | Симфонический оркестр, дирижер Пластический этюд. Исполнение главной темы. Выявление основных особенностей маршевой музыки – изображение барабанной дроби во вступлении к “Маршу” Прокофьева, танцевальный характер “Марша” Чайковского), сказочность “Марша Черномора” Глинки. Игра “Играем в дирижера”. |
25 | Опера “Руслан и Людмила” | Увертюра, финал. Близость тем М.И.Глинки народным песням-былинам. Охарактеризовать музыку, определить основную идею оперы, провести параллели с сюжетом. |
26 | Жанр симфонической сказки. Волшебный цветик-семицветик. Интонация | Тембровые характеристики. Знакомство с темой каждого из персонажей, выявление жанровых признаков и особенностей музыкального языка, положенных в основу музыкальных характеристик. Определение тембра. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, лад, темп, динамика, регистр, тембр. Послушать, как вырастает из интонации музыка. Разучивание песни с опорой на интонацию колыбельной. |
27 | Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах! Комбинированный | Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган). Музык. речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с произведениями немецкого композитора И.-С.Баха. |
28 | Все в движении. Попутная песня. Комбинированный НРК: Птицы нашего края. | Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкал. выразительности (мелодия, темп). «Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской. «Колыбельная». Б. Флис — В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко. «Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, сл. Кукольника. «Песня жаворонка». П. Чайковский. |
29 | Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. Урок-путешествие Мир музыки Моцарта | Песня, танец, марш. Основные средства музык. выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Жанр симфонии. Форма рондо. Симфоническая партитура. Выразительное чтение и рассказ о детстве Моцарта. Какие чувства передает композитор в своей музыке? Созвучны ли чувства композитора XVIII в. нам, слушателям XXI в.? Почему современный поэт В. Боков назвал Моцарта “нестареющим”? Ролевая игра “Играем в дирижера”. |
30 | Выразительность и изобразительность в музыке | Орган. Менуэт. Понятие выразительности и изобразительности. Контраст. Сравнение двух танцев на основе музыкальной интонации и танцевальных движений. Определение характера и изобразительных моментов |
31 | Песня, танец и марш в музыке Кабалевского. | Ладовые сопоставления мажора-минора. Имитация цокота копыт (удары кулачков, хлопки в ладоши). Изображение веселого танца клоунов на арене цирка, подчеркнув акценты звучанием ударных инструментов (бубен, барабан, ложки, румбы и др.). Изображение кружения карусели движениями рук по кругу. Разучивание двух мелодий, понятие мажора-минора. |
32 | Жанр инструментального концерта. | Рассказ о Международном конкурсе музыкантов-исполнителей имени П.И. Чайковского. Сочинение песен в жанре марша, танца, песни на заданные стихи |
33 | Мир музыки Прокофьева и Чайковского. | Определение стиля композитора. Беседа-игра “В гостях у композитора”. Сравнение пьес из двух фортепианных циклов: “Детской музыки” Прокофьева и “Детского альбома” Чайковского по общим тематическим линиям. Составление афиши концерта. Сопоставление музыки двух композиторов: С. Прокофьева и П. Чайковского. |
34-35 | Обобщающий урок -концерт | Тестирование учащихся. Заключительный концерт. Дирижирование фрагментом увертюры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...