Обычаи и традиции русского народа
план-конспект урока (1, 2, 3, 4 класс)
Актуальность темы обусловлена тем, что мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Как бы ни менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любовь к своей родине, гордость за нее – необходимо всегда.
Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.
Задачи:
-Познакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
-Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 32.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бердниковская основная школа»
Методическая разработка урока по родному (русскому) языку
«Обычаи и традиции русского народа»
Составитель: Лошкарева Алёна Сергеевна
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
с. Бердники,
2022
«Обычаи и традиции русского народа.
Актуальность темы обусловлена тем, что мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Как бы ни менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любовь к своей родине, гордость за нее – необходимо всегда.
Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.
Задачи:
-Познакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
-Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору.
Оборудование: пословицы, картинка Домовёнка, мяч, картинки-отгадки, дразнилки, небылицы на отдельных листах.
Заранее раздаются некоторым учащимся слова. Музыка для конкурса.
Проектор для просмотра видеоролика, компьютер, экран
Ход урока:
- Организационный момент
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
- Самоопределение к деятельности
У вас на столе пословицы, их нужно собрать (работа в паре)
Какова сторона, таков и обычай
На всякий случай - свой обычай.
У каждого времени свои обычаи
В каком народе живешь, такого обычая и держишься.
Как вы думаете, о чём пойдет сегодня речь на уроке? (Ответы детей)
- Работа по теме урока
На доске картинка Домовёнка
Мы с Домовенком к путешествию в старину приглашаем -
О русских обычаях и традициях много узнаем.
Слушайте, рассказывайте, запоминайте,
Игры веселые затевайте.
Так жили на Руси наши предки и нам завещали –
Очень хотели, чтоб мы традиции их продолжали.
А что вы знаете о Домовенке? (ответы детей)
- Домовой живёт в каждой деревенской избе. Зовут его дедушкой – хранителем домашнего очага, помощником хозяев.
- Он может и во сне щекотать, и греметь по ночам посудою, или за печкой постукивать, но делает это больше от озорства.
- Вот и сегодня он будет моим помощником на наших посиделках.
Беседа по теме урока:
В старые времена был такой обычай у русских людей: когда заканчивали осенью сбор урожая, осенние и зимние вечера коротали вместе, устраивали посиделки. Весело было. То песню запоют, то шуткой перебросятся, а как какую игру затеют, пляску или хоровод - совсем весело станет.
А самое главное пили чай из самовара с баранками и пирогами. Домовёнок был постоянным гостем на таком празднике. Его угощали печеньем, молоком, чаем.
-А знаете, ребята, как хозяйка встречала гостей?
-Мы узнаем, посмотрев сценку.
Сценка «Встреча гостей»
Гости. -Здравствуйте, пустите к себе в избу?
Хозяйка. -А чем платить будете?
Гости. -А чего надобно?
Хозяйка .-Да совсем немножко: дровец возок, керосину жбанок,
Да пшеницы полпуда, да гороха три ведра,
Да медку туесок, да масла горшок, да денег пятачок.
Гости: Вот так немножко!
Хозяйка: Да пошутила я. Зачем пожаловали?
Гости: Чайку попить, хозяйку повеселить.
—Рассказать, послушать, пирогов покушать.
—Посмеяться, поплясать, себя показать.
Хозяйка - Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час
-В старину очень любили чаёвничать. Выпивали по десять стаканов чая и говорили: "Чай пить - не дрова рубить"
А вы знаете историю появления чая на Руси? А из чего пили чай ? Предлагаю посмотреть видеоролик «История чая на Руси»
Вопросы после просмотра.
Благодаря кому появился чай на Руси? (Иван Перфильев)
Сколько чая было впервые завезено в Россию? (10 пудов)
Что заготавливали люди для заваривания чая? (Иван-чай, лист малины, смородины, чабрец, мяту, душицу)
Что за чаепитие «вдогонку»? (На кусочек хлеба клали сахар, при откусывании хлеба, сахар отодвигали. Как бы догоняя его).
Домовёнок приглашает вас поиграть в игру "С чем можно пить чай"
Игра " C чем можно пить чай" (дети, передавая друг другу мяч называют продукты, с которыми можно пить чай).
- Физминутка
Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
- Продолжение работы по теме урока
Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте:
(дети отгадывают загадки, на доску вывешиваются отгадки)
Огонь в печи горит,
А что в печи стоит? (Чугунок)
В лесу кланяется, кланяется,
Придет домой - растянется. (Топор)
Утка в море, а хвост на заборе. (Ковш)
Четыре ноги, два уха,
Один нос, да брюхо. (Самовар)
Бел как снег
В чести у всех
В рот попал-
Там и пропал. (Сахар)
Черненько, горяченько
А все любят. (Чай)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное
Я одна тебя не съем-
Разделю ребятам всем. (Бублик)
И колковато и ноздревато, и мягко,
И ломко и всех милей! (Хлеб).
Очень любили гости на посиделках пошутить. Еще А. Н. Толстой писал “Русский народ создал устную литературу: мудрые пословицы, веселые песни, смешные небылицы”.
Конкурс небылиц. Читаем по двое.
-Что сегодня делал? -Рукавицы искал -Нашел? -Нашел. -Где они были? -Да за поясом. | 2.-А ты куда шагаешь -За семь вёрст! -Киселя хлебать? -Нет, комара искать! -Это которого же комара? -Да того, который меня за нос хочет укусить! |
-Что ты, кошка, сторожишь?
- Сторожу у норки мышь. Выйдет мышка невзначай - приглашу её на чай! | -Федул, что губы надул? -Я сегодня устал! - Почему? -Да кафтан прожёг Можно ли зашить? - да иглы нет -А велика ли дыра? - Остались ворот да рукава |
“Всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками, житейскими историями-прибаутками.
Дразнилки: (дети читают)
1. У нас Арина маленька,
Чуть повыше валенка
В лапотки обуется,
Как пузырь надуется.
2. Упал Фома в кадушку,
Задавил лягушку,
Задавил мышонка
И три поросёнка.
3. Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
Чисти картошку,
Ешь понемножку.
4. Плакса, вакса,
Гуталин
Проглотил
Горелый блин.
VII. Закрепление работы по теме урока
А сейчас мы проведем мини-викторину
- Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)
- Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме. (Деревянные ложки.)
- Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)
- Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)
- Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)
- Какое национальное дерево России? (Берёза.)
- Назовите первую столицу русского государства? (Киев.)
- Назовите имя первого русского книгопечатника? (Иван Фёдоров.)
- Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка.)
- Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)
- Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. (Лучина.)
- Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. (Ковш.)
Составление Синквейна «Обычай»
(Народный, Русский. Принимать, следовать, соблюдать. Уважай обычаи своей страны. Традиции)
- Рефлексия
Я узнал (а)…
Я вспомнил(а)..
Мне было интересно...
- Итог урока
Россия – великая страна, которая имеет богатую и славную
историю. Мы граждане многонациональной страны, которые должны
гордиться своей страной, её традициями, культурным наследием.
Любить и в минуты опасности защищать свою Отчизну.
Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны.
Используемая литература:
2.https://infourok.ru/material.html?mid=41043 Мероприятие «Калейдоскоп народных праздников»
3.https://urok.1sept.ru/статьи/501845/ Сельские посиделки "Преданья старины глубокой"
4. Взаимодействие школы, семьи, общественности в воспитании школьников. Пенза, 1994 г.
5.https://www.youtube.com/watch?time_continue=215&v=lQX7anR1lkg&feature=emb_logo «История чаепития на Руси»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание и обучение учащихся на обычаях и традициях калмыцкого народа
Воспитание и обучение учащихся на обычаях и традициях калмыцкого народа...
Обычаи, обряды и традиции русского народа
Коренная область расселения русского народа- Восточно-Европейская равнина. По мере освоения земель русские находились в тесном контакте с другими народами. Благо...
Классный час "Обычаи и традиции русского народа"
Об обычаях и традициях...
Обычаи и традиции русского народа.
Знакомство детей с русскими традициями и обычаями происходит во время проведения игр и праздников....
Обычаи, обряды и традиции русского народа
Презентация учащейся 4 класса на тему "Обычаи, обряды и традиции русского народа" к уроку кубановедения...
Обычаи и традиции русского народа
Занятие проводилось в ГПД 3 классе. Русский народ – представители восточнославянского этноса. Национальным языком русского народа является русский язык. Наша страна имеет богатую историю, насыще...